Что будет на дворцовой площади. Как луг превратился в архитектурный ансамбль. История Дворцовой площади. Из прошлого в настоящее

Как только не выглядела главная площадь Петербурга до 1819 года. Во времена правления Петра вместо Арки и Главного Штаба петербуржцы наблюдали обыкновенный зелёный луг, который в дождливую погоду развозило от грязи.

При Анне Иоанновне здесь разводили зайцев, а в эпоху Елизаветы Петровны на лугу паслись тучные коровы, меланхолично жующие травку. Во второй половине XVIII столетия Адмиралтейский луг выполнял функции строительной площадки для Зимнего дворца. Также здесь проводили военные учения и пасли скот, поставлявший молочную продукцию для царского двора.

Так как при Павле I центром светской жизни стал Михайловский замок, а не Зимний дворец, благоустройством Дворцовой площади никто не занимался. Ситуация изменилась после того, как на престол взошёл Александр, который после войны с Наполеоном задумал не только улучшить вид пощади, но и получить здание, где будут находиться важные государственные учреждения: министерство иностранных дел и Генеральный штаб.

И.Барт. Вид от Дворцовой площади на Адмиралтейство. Гуашь. 1810-е гг. Фото: Commons.wikimedia.org

Нужно сказать, что при Екатерине южная граница площади была застроена домами по проекту Фельтена, и один из них, равно как и участки в восточной части Дворцовой площади, пришлось выкупать, для того, чтобы они впоследствии стали частью грандиозного архитектурного ансамбля.

Разработка проекта здания для Главного штаба и двух министерств были поручены зодчему Карлу Росси, который решил, что основным посылом нового архитектурного детища должно быть прославление победы русского народа в войне с Наполеоном. Никто тогда ещё и не догадывался, что Росси удастся построить самое протяженное на тот момент здание в Европе, которое словно пронзит сплошную ленту собственного фасада монументальной Триумфальной аркой, увенчанной колесницей Победы и фигурами воинов.

Российский архитектор итальянского происхождения, Карл Росси является автором многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге. Фото: Commons.wikimedia.org

Начало строительства

16 марта 1819 года Александр выпустил указ и созвал специальный комитет «По устроению против Зимнего дворца правильной площади и каменным, кирпичным, гончарным и известковым заводам». Сложно представить тот массив работы, который ждал великого зодчего. Для гармоничного сосуществования прежних зданий с новой постройкой, архитектор повторил линию их фасадов, а для того, чтобы устранить диспропорцию, оформил их портиками, из-за чего неравные крылья дома по своей длине стали выглядеть одинаковыми даже для самого внимательного взгляда.

Часть дома №1 по Большой Морской улице пришлось снести, изменив направление улицы таким образом, чтобы она выходила только на центр Зимнего дворца. Когда в 1823 году строительство западного корпуса было завершено, рабочие приступили к созданию восточного корпуса, первым делом соорудив выходящий на Дворцовую площадь фасад. Угол здания у Мойки сделали угловым, за что в народе его даже прозвали утюгом.

На первых порах строительства денег на новую городскую достопримечательность не жалели и цоколь корпуса министерства иностранных дел, смотрящего на площадь, сделали из дорогого гранита. Однако при следующем правителе Николае I, когда страна жила в режиме жесточайшей экономии, со стороны Певческого моста цоколь уложили из сравнительного дешёвого материала — пудожского камня. Тогда же фасад Главного штаба был перекрашен в жёлтый цвет, тогда как при Александре он был жемчужно-серый.

Картина "Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула" работы Василия Садовникова. Акварель. 1830-ые годы. Фото: Commons.wikimedia.org

Наводнение 1824 года

Несмотря на то, что работы шли завидными темпами, не всё в процессе строительства было гладко. Так, например, осуществлению проекта Росси помешало знаменитое наводнение 1824 года. Историк и знаток Петербурга Башуцкий вспоминал: «по воздуху, высоко и быстро крутясь, носились широкие листы железа, сорванного с нового строения Главного штаба; буря играла ими, как пухом; два длинных деревянных тротуара поперёк между заборов недооконченного здания сделали плотину, на которой волны упирали с рёвом и, достигнув высоты её, полились в Малую Миллионную; через узкий переулок, выходящий на Неву, вдвинуло водой огромную барку, перегородившую улицу. Люди, застигнутые волной, лезли в окна, на фонари, цеплялись за карнизы и балконы домов, прятались на вершинах деревьев, высаженных кругом бульвара».

«А что, братец, выдержит ли арка собственный вес?»

Как бы то ни было, работы по обустройству площади продолжались и их венцом стала Триумфальная Арка, у подножия которой на выступающих из стены пьедесталах покоятся грандиозные композиции из воинских доспехов-арматуры, над которыми высятся фигуры воинов, а ещё выше парит колесница Победы с шестеркой коней, чётко вырисовывающейся на фоне неба.

Триумфальная арка главного штаба была открыта 24 октября 1828 года. Фото: Commons.wikimedia.org / Lelik

Над созданием скульптур, украшающих арку, трудились скульпторы Пименов и Демут-Малиновский. На работу им дали всего два месяца. К слову, при Александре Арку должна была венчать не колесница, а две женские фигуры, держащие российский герб, однако Николаю не пришлась по вкусу эта задумка. Вскоре на чертежах появилось изображение конной группы.

Существует любопытная историческая байка, связанная с кажущейся хрупкостью Арки. Якобы, иностранные коллеги Росси, а позже и сам император, усомнились в прочности нового шедевра. По воспоминаниям очевидцев, Николай I спросил архитектора: «А что, братец, вот иностранцы сомневаются: выдержит ли арка собственный вес?». На это Росси ответил: «Ваше величество, я поднимусь на неё во время снятия кружал, и, если она упадёт, я упаду вместе с аркой».

Когда строительные работы были на последнем этапе, Росси вместе с рабочими поднялся на Арку и, помахав оттуда императору, доказал её прочность.

Первоначальный проект, 1820 год, вид с Невского. Литография К. Беггрова. Фото: Commons.wikimedia.org

Законченный архитектурный шедевр

Последний штрих, закончивший работы по обновлению Дворцовой площади, был сделан в 1834 году, когда Огюст Монферран по указу Николая I построил по её центру Александровскую колонну в память о победе Александра I в войне с Наполеоном. Любопытно, но идею сооружения монумента подал никто иной, как сам Карл Росси, а вот продумать и воплотить её предстояло уже французу Монферрану.

Так, в период с 1819 по 1834 года площадь постепенно приобретала свой современный облик, на фоне которого происходили важные государственные события. Мало кто знает, но в год, когда грянула революция и площадь стала одним из самых главных свидетелей происходящих бесчинств, все здания на ней были к тому времени выкрашены в краснокирпичный цвет, а в послевоенные годы их вновь перекрасили в изумрудные тона.

Сейчас композиция Главного Штаба и Арки выполнена в жёлтом цвете, что смотрится гармонично на фоне зелёного здания Эрмитажа.

Сейчас композиция Главного Штаба и Арки выполнена в жёлтом цвете. Фото: Creative commons/ Walter Smith

Дворцовая площадь это главная площадь Санкт-Петербурга. На площади и рядом с ней расположены некоторые известные достопримечательности города. На Дворцовой площади расположен самый известный музей Петербурга - Эрмитаж. Здесь часто проводятся различные интересные мероприятия.
(Посмотреть фото большего размера.)

Дворцовую площадь можно включить в перечень мест, в Санкт-Петербурге. В составе исторического центра Санкт-Петербурга площадь включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Наиболее значимыми зданиями на площади являются: “Зимний дворец”, Здание штаба Гвардейского корпуса, Здание Главного штаба с его знаменитой Триумфальной аркой, Александровская колонна. Немного севернее Дворцовой площади расположен “Новый Эрмитаж” с фигурами Атлантов у входа, . Пройдя от Дворцовой площади в южном направлении, вы попадёте к Адмиралтейству, и далее, через “Александровский сад”, к , Сенатской площади и памятнику (Расстояние от Дворцовой площади примерно 750 метров.) К памятнику и собору от Зимнего дворца можно пройти также по набережной Невы. От расположенного недалеко от площади причала отправляются скоростные катера на подводных крыльях .

После посещения Дворцовой площади обязательно пройдите к набережной Невы. Отсюда открывается отличный вид на Петропавловскую крепость и Стрелку Васильевского острова. Это одно из самых красивых мест в городе.

Расположение Дворцовой площади вы можете уточнить

Как пройти к Дворцовой площади

Добраться до Дворцовой площади Санкт-Петербурга проще всего . Ближайшая станция метро “Адмиралтейская” расположена на расстоянии примерно 200 метров от площади. Пройдите от станции по улице Малая Морская к Невскому проспекту и поверните налево в направлении Адмиралтейства. Дворцовая площадь будет справа от вас.

Также к площади можно пройти от станций метро “Невский Проспект” и “Гостиный Двор” вдоль Невского проспекта (расстояние примерно 800 метров) и от станции метро “Василеостровская” через Дворцовый мост (расстояние примерно 2,5 километра).

Ближайшая станция метро – .

Зимний дворец

Это старейшее здание на Дворцовой площади. Строительство дворца по проекту Б.Ф.Растрелли, началось в 1754 году и завершилось в 1762 году. В то время Зимний дворец стал самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Тогда во дворце находилось 1500 комнат.
Дворец имеет простую прямоугольную форму. Богато украшенный фасад придаёт зданию торжественность и узнаваемость. Фасад дворца украшен колоннами, резными наличниками окон, статуями. Внутри дворца имеются богато украшенные залы. В настоящее время в Зимнем дворце расположен самый большой . Рядом с дворцом расположен также Эрмитажный театр.

Александровская колонна

Александровская колонна это один из известнейших памятников Петербурга. Она была установлена в 1834 году в центре Дворцовой площади архитектором Монферраном. Колонна была установлена в память о победе над войсками Наполеона.
Строительство колонны велось с 1829 года по 1834 год. Основная часть колонны была изготовлена из монолитного куска розового гранита. Гранитный блок был добыт в карьере в местечке Pyterlahti недалеко от Выборга в Финляндии, а затем доставлен в Петербург. Общая высота сооружения 47,5 м. Наверху колонны установлена фигура ангела, который держит в левой руке крест.

Здание Главного штаба расположено на юго-восточной стороне Дворцовой площади. Строительство здания продолжалось с 1819 по 1829 год. Руководил строительством архитектор Росси. Центральная часть здания состоит из двух корпусов, составляющих вместе дугу общей длиной 580 метров.

Здание Главного штаба известно благодаря наиболее заметной части здания - Арке Главного штаба. Архитектор Росси, проектируя главную площадь города, решил связать два крыла Главного штаба триумфальной аркой. Арка была построена как завершающая деталь в композиции Дворцовой площади. В то же время Арка является монументом, посвящённым победе в Отечественной войне 1812 года.

Арка украшена скульптурной композицией состоящей из колесницы, в которую впряжена шестёрка коней. Коней сдерживают двое воинов, одетых в римские доспехи и вооружённых копьями. В колеснице стоит крылатая Ника. В правой руке богиня держит лавровый венок. Скульптурная композиция является символом воинской славы. Триумфальная арка главного штаба была открыта 24 октября 1828 года. Высота Арки главного штаба 36 метров. Через арку можно пройти на Невский проспект (по улице Большая Морская).

Как добраться: Выйти из станции метро Адмиралтейская, пройти около двадцати метров направо по Малой Морской улице. Дойдя до Невского проспекта повернуть налево и пройти еще около ста метров. Дворцовая площадь будет находится с правой стороны. Так до Дворцовой площади идут троллейбсы 1, 7, 10, 11 и автобусы 7, 10, 24, 191

"Адмиралтейский луг"

«Дворцовая площадь? Да нет здесь такой. И отродясь не было.» - так бы ответил любой петербуржец еще в середине XVIII века, если бы у него спросили о нынешней главной площади города на Неве. И действительно, название «Дворцовая площадь» появилась на картах Петербурга только в 1766 году.

С 1704 года перед валами и рвами Адмиралтейства было расчищено обширное пустое пространство, в некоторых местах доходившее до берегов Мойки. Оно называлось гласис. Этот термин в фортификации обозначал зону перед укреплением, простреливаемую огнем крепостных орудий.

По мере, того как шведская угроза Петербургу отходила в прошлое, гласис Адмиралтейства стал использоваться под гражданские нужды. Уже в 1705 году в 200 саженях у Адмиралтейства, «рядом с работой», по проекту Доменико Трезини был построен дом для генерал-адмирала Фёдора Апраксина. Он находился на месте нынешнего Зимнего дворца. Подле него поселился адмиралтейств-советник А. Кикин, с именем которого в нашем городе связаны «Кикины палаты» неподалеку от Смольного собора . Постепенно рядом с Адмиралтейством выросла целая Морская слобода, где жили офицеры, матросы и рабочие российского флота. С 1705 года для них в начале нынешнего Невского проспекта был открыт Морской рынок.

Тем временем, не освоенная корабелами часть гласиса постепенно зарастала травой. Горожане называли ее Адмиралтейским лугом и пасли на ней коров.

Весной 1721 года городские власти сделали следующий шаг по пути формирования пространства будущей Дворцовой площади. Идущая к Адмиралтейству Большая Першпективная дорога (в последствие Невский проспект) была обсажена деревьями, что разделило Адмиралтейский луг на две части. Восточная часть стала впоследствии Дворцовой площадью, а западная - Адмиралтейской площадью.

Гравюра середины XVIII века с видом на Невский проспект и Адмиралтейство. С правой стороны виден Зимний дворец и Адмиралтейский луг

С 1731 года на месте резиденции Апраксина и дома Кикина началось строительство Зимнего дворца императрицы Анны Иоанновны. Первоначально работами руководил Доменико Трезини, но завершил их в 1735 году Ф.Б. Растрелли. Таким образом, уже с двух сторон будущая Дворцовая площадь приняла привычный нам вид, с Зимним дворцом у Невы, и Адмиралтейством на западе.

При Анне Иоанновне Адмиралтейский луг стал местом для парадов и народных гуляний. Именно там был построен легендарный «Ледяной дом». Под окнами императорской резиденции проходили маршем гвардейцы, а народ по праздникам получал угощение - фонтаны с красным и белым вином и туши быков. Понятно, что выпас на Адмиралтейском лугу ушел в прошлое. Никто уже не осмеливался гонять коров под окнами жилища матушки-царицы! Да и городские власти стали приводить территорию перед дворцом в порядок. С 1750 года луг стали мостить дерном и булыжником.

План 1753 года, на котором изображен Адмиралтейский луг

Архитектор Расстрели имел различные планы по благоустройству территории перед Зимним дворцом. По одному из вариантов он намеревался огородить ее стеной с тремя воротами. Согласно другому проекту, перед дворцом Расстрели хотел разбить круглую площадь, в центре которой стоял бы памятник Петру I. По периметру площади планировалась размещения галерей. В дальнейшем Расстрели предложил еще несколько проектов, сводившихся к различным формам «огораживания» Дворцовой площади по образцу двора Екатерининского дворца в Царском селе.

Гениальный итальянец успешно совмещал планирование будущей Дворцовой площади со строительством нового (уже четвертого по счету) Зимнего дворца на месте палат Анны Иоанновны. Дворец был завершен в 1762 году, но тут возникла проблема строительного мусора, скопившегося на лугу за многие годы ударной царской стройки. Чтобы очистить территорию, генерал-полицмейстер Петербурга барон Корф нашел оригинальное решение: горожанам через герольдов (глашатаев) разрешили брать все, что находится на площади, бесплатно. Через несколько часов, на Адмиралтейском лугу можно было гладить белье. Петербуржцы не упустили свой шанс разжиться стройтоварами.

Сердце империи

При Екатерине II Адмиралтейский луг наконец то превратился в Дворцовую площадь. Императрицу очень волновал вопрос благоустройства территории под ее окнами, ведь до 1784 года, ей приходилось созерцать из своих окон задворки домов выходящих на реку Мойка. В 1765 году Алексей Квасов представил план реконструкции Дворцовой площади. Хотя он не был реализован, все последующие строители Петербурга следовали линии застройки окрестностей Зимнего Дворца, предложенной Квасовым.

В период с 1764 по 1775 год на удаленных концах Дворцовой площади появились здания Вольного экономического общества и Южный павильон Малого Эрмитажа. А в 1779—1784 года архитектор Фельтон строит напротив Зимнего дворца, по дуге, три типовых дома.

Как и раньше, площадь перед Зимним дворцом продолжала служить местом общественных развлечений. 13 и 16 июля 1766 года на ней прошли так называемые «Карусели», аналог рыцарских турниров. Под это мероприятие, южные, не обустроенные границы Дворцовой площади были прикрыты временными трибунами - амфитеатрами. Впрочем, не всем петербуржцам было до развлечений. 7 августа 1787 года Дворцовая площадь стала местом первой в истории города демонстрации протеста. К Зимнему дворцу пришли 400 мужиков «депутатов от общества четырёх тысяч работников, у производства при реке Фонтанной, с жалобой к Ея Императороскому Величеству на подрядчика Долгова». Делегаты походили «скорее на мертвецов, нежели на людей, и без пищи и крова, со смертною бледностью на лицах, едва прикрытие какими-то лохмотьями, шатались, как привидения, по улицам». Вероятно, добрая матушка-императрица устрашилась вида жалобщиков и послала им навстречу дворцовую охрану, которая арестовала 17 человек за «учинение скопа и заговора». Остальные недовольные, поняв царский намек, вернулись к работе.

При Павле I центр общественной жизни переместился в окрестности Михайловского замка, но после убийства императора в 1801 году Дворцовая площадь вернула себе прежнее значение.

Развод караула на Дворцовой площади в царствование Александра I. Акварель.

Окончательное формирование архитектурного ансамбля главной площади Петербурга

пришлось на годы царствования Александра I и Николая I. При них напротив Зимнего дворца были воздвигнуты величественные монументы, символизирующие могущество России - победительницы Наполеона. В 1819-1829 годах Карл Росси на месте фельтоновских домов строит здание Главного штаба. Его два дугообразных корпуса были соединены величественной Аркой Главного Штаба . В 1837-1843 годах, с восточной стороны площади появляется Штаб Гвардейского корпуса построенный В. Бренна. Еще раньше, в 1834 году, Огюст Монферран воздвиг в центре Дворцовой площади Александровскую колонну, еще один символ победы над Францией в войне 1812 года.

Дворцовую площадь содержали в чистоте и порядке. В отличие от прочих улиц столицы она была вымощена не деревянными брусками-торцами, а булыжником, который в некоторых местах пересекали полосы из брусчатки. Эту мостовую периодически топтали тысячи ног и копыт. Наряду с Марсовым полем , Дворцовая площадь продолжала оставаться главным местом проведения военных парадов и смотров.

Наводнение 1824 года не пощадило главную площадь столицы. Вот как описывал эту катастрофу современник: «На площади против Дворца другая картина: под небом, почти чёрным, тёмная зеленоватая вода вертелась, как в огромном водовороте; по воздуху, высоко и быстро крутясь, носились широкие листы железа, сорванного с нового строения Главного штаба; буря играла ими, как пухом; два длинных деревянных тротуара поперёк между заборов недооконченного здания сделали плотину, на которой волны упирали с рёвом и, достигнув высоты её, полились в Малую Миллионную; через узкий переулок, выходящий на Неву, вдвинуло водой огромную барку, перегородившую улицу. Люди, застигнутые волной, лезли в окна, на фонари, цеплялись за карнизы и балконы домов, прятались на вершинах деревьев, высаженных кругом бульвара»

До конца 1870-х годов на Дворцовой площади иногда можно было видеть и прогуливающихся августейших особ. Царские прогулки продолжались до 2 апреля 1879 года, когда Константин Соколов обстрелял из револьвера императора Александра II. Двигаясь загзагами государь ушел от пуль террориста, но больше по Дворцовой площади цари не гуляли.

С конца XIX века некоторое внимание стало уделяться и озеленению окрестностей Зимнего дворца. В 1896-1901 годах, на месте Разводной площади существовавшей между дворцом и Адмиралтейством был разбит сквер с фонтаном. Литая ограда сквера получила гран-при на всемирной выставке в Париже, но сегодня на Дворцовой площади ее нет. В 1918-1920 годах решетка была перенесена на проспект Стачек, для украшения парка им. 9 Января (видимо, как своего рода «трофей» из логова тирана). А в начале 1910-х годов петербургский градоначальник и архитекторы всерьез обсуждали возможность устройства на Дворцовой площади цветников.

Вскоре, правда, всем стало не до цветов. 9 января 1905 года на Дворцовой площади произошли события «Кровавого воскресения», когда войска расстреляли демонстрацию рабочих шедших с петицией к Зимнему дворцу. В августе 1914 года там же собралась многочисленная толпа верноподданных, чтобы в связи с началом Первой мировой войны лицезреть монарха и пропеть стоя на коленях государственный гимн «Боже Царя храни». Еще через три года с династией было покончено.

Из прошлого в настоящее

После февральской революции, видимо в пику царским сатрапам, новые власти стали планировать устройство на Дворцовой площади вместо цветников кладбище жертв революции. Этот проект встретил возражения архитекторов, и задуманный мемориал был в конечном итоге устроен на Марсовом поле.

События Октябрьского восстания задели Дворцовую площадь «по касательной». Вопреки мифу созданному фильмом Эйзенштейна «Октябрь», революционные массы не шли на штурм Зимнего дворца через Дворцовую площадь, а проникли в последний оплот Временного правительства со стороны Александровского сада, что было менее зрелищно, но гораздо безопаснее.

В советское время Дворцовая площадь стала местом проведения массовых демонстраций трудящихся. В 1918—1921 году на ней проходили масштабные театрализованные представления: «Действо о III Интернационале», «Мистерия освобожденного труда», «К мировой коммуне», «Взятие Зимнего дворца», в которых были задействованы десятки тысяч человек. Как и многие другие объекты Петрограда, Дворцовая площадь была переименована. С октября 1918 года, она стала называться площадью Урицкого, в честь начальника Петроградского ЧК М.С. Урицкого застреленого под Аркой Генштаба Л.Канегиссером, мстившим за своего убитого любовника Владимира Перельцвейга.

В 1924 году площадь привлекла к себе внимание прессы состоявшемся на ней сеансом игры в «живые шахматы», где роль белых фигур исполняли красноармейцы, а роль белых фигур - военные моряки.

"Живые шахматы" на Дворцовой площади

В годы Отечественной войны рассматривался вариант создания на Дворцовой площади аэродрома для истребительного полка. Для этого предлагалось вырубить Александровский сад и перенести Александровскую колонну. В конечном итоге, эта идее была отклонена. В 1944 году Дворцовой площади было возвращено историческое название.

В 1977 году, к 60-летию Октябрьской революции Дворцовую площадь благоустроили. Ее центр был вымощен брустачткой разделенной на прямоугольники плитами светлого гранита. Таким образом пространство в 17 тыс. кВ. метров покрыла «сетка» из 460 ячеек.

Дворцовая площадь (по материалам книги "Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)"):

Место расположения главной резиденции российских императоров — , — как и многих других сооружений , определил основатель города Петр Великий.

Самый первый дом «для зимнего пребывания царя» был срублен в 1708 г. Но уже в 1711 г. Д. Трезини на его месте возвел небольшой двухэтажный дом «голландской» архитектуры — первый Зимний дворец. Его фасад, обращенный на восток, имел три выступа: центральный — с высоким крыльцом и два боковых. Перед зданием в 1718 г. прорыли канал, соединивший реки Мойку и Неву, устроили пристань, как это было принято в Голландии, которую Петр считал образцом для подражания. Канал получил название — по дворцу.

Поспешно сооруженное здание вскоре оказалось тесным для царской семьи, и в 1716-1719 гг. по проекту архитектора Г.И. Маттарнови был построен новый каменный Зимний дворец, расположившийся ближе к . Фасадом, украшенным пилястрами и портиком, он был обращен к Неве. В этом дворце 28 января 1725 г. царь-реформатор и умер. (Позже часть этой постройки, в том числе комната, в которой умирал Петр I, вошла в объем — она сохранилась до наших дней.)

По распоряжению Екатерины I Д. Трезини расширил Зимний дворец — появились новый флигель и корпус, соединивший его со старым зданием. Во дворце, считающемся третьим Зимним, насчитывалось около 100 комнат. Правда, взошедшей вскоре на престол императрице Анне Иоанновне эти покои не понравились, и дворец отдали под проживание прислуги.

Царица затеяла новое строительство — четвертого по счету Зимнего дворца. Получивший название Анненского, он был спроектирован и возведен в 1732-1736 гг. придворным архитектором Б.Ф. Растрелли. Трехэтажное здание, в нарушение петровских предписаний, смотрело не на Неву, а на . Зодчий богато украсил его скульптурными композициями, искусно оформил и 130 внутренних помещений: при отделке залов и комнат, дворцового театра и церкви, нарядных лестниц и галерей обильно использовались мрамор и позолота.

Во время царствования Елизаветы Петровны резиденцию неоднократно переделывали, к основному зданию пристроили конюшню и мыльню, жилые и хозяйственные помещения. В итоге дворец утратил свой первоначальный облик. Его планировка оказалась сложной и неудобной. Растрелли предложил императрице проект нового дворца, а так как строить его предполагалось на месте Анненского, то он всего за семь месяцев 1755 г. создал временный, пятый Зимний дворец. Одноэтажное здание на углу и со 156 комнатами также было роскошно отделано.

После смерти императрицы дворец пришел в запустение, его убранство растащили, а еще не ветхое здание разобрали.

Создание монумента поручили Огюсту Монферрану. Перед архитектором стояла сложнейшая задача — в мире еще не существовало колонн таких размеров, высеченных из цельного камня. Впрочем, Монферран имел опыт установки гранитных колонн (пусть и вдвое меньших по размеру и в пять раз — по весу).

Работы начались в 1830 г. В каменоломне Пютерлакс, близ , в течение двух лет трудясь по 15 часов в сутки, каменотесы под руководством техника-самоучки Василия Яковлева откалывали гранитную глыбу длиной 30 м и толщиной 7 м. Когда громадина весом 3 754 т отделилась от скалы, ее уложили на грунт и приступили к обработке. Одновременно В. Яковлев вырубил гранитный блок под пьедестал весом 410 т.

Место для установки монумента Монферран выбрал в центре Дворцовой площади. Здесь выкопали котлован под фундамент, в основание которого вбили 1250 сосновых просмоленных свай длиной более 6 м каждая. На них уложили гранитные блоки толщиной 0,5 м, в один из них вставили бронзовую шкатулку со 105 золотыми, платиновыми, серебряными монетами и медалями, отчеканенными в честь победы в Отечественной войне 1812 г.

Началась доставка обоих монолитов на площадь. Первым транспортировали пьедестал. Глыбу подтащили к берегу Финского залива и погрузили на специально построенную баржу, которую благополучно отбуксировали к пристани, возведенной между и . Восемь дней потребовалось для того, чтобы передвинуть камень на расстояние в несколько десятков метров к месту установки. С помощью блоков, лебедок и воротов его приподняли и уложили на фундамент.

Сложнее оказалось перевезти колонну. Хотя каменотесы и придали ей проектные размеры — 25,58 м в длину, диаметр 3,66 м в основании и 3,19 м вверху, — ее вес составил 650 т! Когда колонну стали грузить на баржу, подломились опоры пристани… Спасти монумент удалось благодаря хладнокровию и смекалке В. Яковлева, самоотверженности работников, бросившихся укреплять трещавшие под чудовищной тяжестью опоры, и своевременной помощи солдат, примчавшихся на подмогу.

Установку колонны назначили на 30 августа 1832 г. Для этого устроили леса сложной конструкции высотой 30 м, где подвесили полиспасты — подъемные устройства из блоков с пропущенными через них канатами; вокруг разместили 60 лебедок; канаты сплели специально для этой операции из лучшей пеньки. При стечении огромного количества народа 400 рабочих и 2000 солдат — ветеранов войны с Наполеоном по сигналу — ударам колокола — начали установку колонны. Руководил ими В. Яковлев. Многие из зрителей с ужасом ожидали катастрофу — при таком весе колонны она казалась неизбежной. Но через 1 час 45 минут колонна встала на место, а на ее вершине взметнулся государственный флаг. Площадь огласилась громовым «Ура!». Утверждают, что потрясенный увиденным Николай I сказал Монферрану: «Этим вы обессмертили свое имя…»

Последующие пять месяцев 200 работников шлифовали и полировали колонну, затем установили на ней фигуру Ангела с крестом, попирающего змею — символ победы над неприятелем. Скульптор Б.И. Орловский придал лику Ангела портретное сходство с лицом императора Александра I — победителя Наполеона. Основание ее украсили барельефами, прославляющими подвиги русских воинов, а на лицевой стороне пьедестала сделали надпись: «Александру I благодарная Россия».

Открытие памятника состоялось 30 августа 1834 г. Колонна, названная в народе Александрийским столпом, украсила Дворцовую площадь, придала ей совершенный и неповторимый вид. Она — крупнейшее в мире сооружение, созданное из цельного камня. Ее уникальность еще и в том, что колонна никак не закреплена и держится только благодаря силе своей тяжести, тщательности обработки и точности установки на пьедестал.

Дворцовая площадь (по материалам книги "Исторические кварталы Санкт-Петербурга / А.Г. Владимирович, А.Д. Ерофеев. — М.: АСТ, 2014. — 544 с."):

В первой половине XVIII века перед (еще не тем, который существует сейчас) располагался обширный Адмиралтейский луг, который тянулся вдоль до современной . Название известно с 1736 года, иногда его именовали Большим лугом или Адмиралтейским полем.

В 1762 году Бартоломео Растрелли закончил возведение последнего, шестого по счету . А в 1766-м площадь перед ним стала называться Дворцовой. В октябре 1918 года Дворцовую площадь переименовали в площадь Урицкого.

Моисей Соломонович Урицкий (1873-1918) был активным участником Октябрьского вооруженного восстания, а после переезда советского правительства в в марте 1918 года был назначен председателем Петроградской чрезвычайной комиссии. В августе того же года прямо на площади, при входе в , он был убит эсером Леонидом Канегиссером. Убийство носило характер личной мести — Канегиссер мстил за товарища, расстрелянного чекистами.

Помимо площади, в честь Урицкого были названы , поселок Лигово и множество проездов. Даже сейчас в и окрестностях насчитываются четыре улицы и один павильон Урицкого. Дворцовой площади, однако, историческое имя вернулось 13 января 1944 года. Название «дворец Урицкого» исчезло как-то само собой.

Дворцовая площадь ошеломляет людей, увидевших ее впервые, своим величием и строгим совершенством. Здесь как нигде в городе чувствуется дух имперского Санкт-Петербурга. В центре площади возвышается Александровская колонна, сооруженная по проекту архитектора Огюста Монферрана (француза, между прочим!) в честь победы России над Наполеоном. Колонна, вырубленная из гранитного монолита, держится на постаменте исключительно с помощью точного расчета и собственного огромного веса (около 600 т) . Не случайно в первые годы после ее установки многие петербуржцы обходили колонну стороной - не ровен час, упадет.

На вершине Александровской колонны - бронзовая фигура ангела, попирающая крестом змею. Говорят, что лицу ангела скульптор Орловский придал портретное сходство с императором Александром I, а голова змеи походит на лицо Наполеона. Так это или нет на самом деле, снизу оценить трудно - колонна очень высока. Ее специально воздвигли выше Вандомской колонны в Париже, сооруженной в честь побед Наполеона. Получилась самая высокая триумфальная колонна в мире (47,5 м) .

В XIX в. по городу ходила такая эпиграмма по поводу скульптуры, венчающей колонну:

В России дышит все военным ремеслом, И Ангел делает на караул крестом.

В 1925 г. к годовщине со дня смерти Ленина у нового советского правительства возникла идея заменить фигуру ангела на Александровской колонне бронзовой десятиметровой статуей Ленина. С осуждением этого проекта выступил нарком просвещения Луначарский. Он послал письмо лично председателю городского совета Зиновьеву, в котором деликатно, но убедительно доказывал нелепость этой идеи. Раздраженный Зиновьев наложил на нем следующую резолюцию: «Ну их к черту. Оставляйте им колонну с «ампирным» ангелом». На этом дело и кончилось, и ампирный ангел с крестом наперевес до сих пор несет свою вахту над городом.

Основное сооружение Дворцовой площади - конечно же, Зимний дворец, главная резиденция российских императоров. Это грандиозное здание в виде мощного каре с внутренним двором, богато украшенными фасадами и скульптурами на крыше, возвел в середине XVIII в. для императрицы Елизаветы Петровны знаменитый итальянский архитектор Франческо Бартоломео Растрелли.

Этот яркий образец стиля русского барокко, так нравившегося дочери Петра своей роскошью и великолепием, стал уже пятым по счету зимним царским домом. Все предыдущие оказывались слишком малы и недостаточно величественны для русских монархов. Первый Зимний дворец, построенный для Петра I, находился на берегу Зимней канавки, на месте нынешнего Эрмитажного театра. Рядом с ним был дворец генерал-адмирала Апраксина, который по его завещанию отошел к императору Петру II. Царица Анна Иоанновна велела сделать к нему пристройки и жила в нем некоторое время, пока Растрелли не возвел для нее новый Зимний дворец, показавшийся тесноватым следующей императрице Елизавете Петровне. Поэтому в 1754 г. на его месте Растрелли заложил новый, нынешний Зимний дворец. Елизавета торопила архитектора, но строительство затянулось почти на десять лет.

Новый Зимний дворец, создававшийся, как гласил указ о его строительстве, «для единой славы всероссийской», стал настоящим шедевром творчества Растрелли. Его торжественно-нарядный внешний облик сочетался с пышной отделкой расположенных анфиладами залов и комнат, богато украшенных золоченой резьбой и зеркалами.

Елизавета Петровна скончалась до завершения отделочных работ, и первым в Зимний дворец въехал ее племянник Петр III. Однако он недолго продержался у власти и почти не успел освоить свою новую резиденцию. Первой настоящей владелицей дворца стала его супруга Екатерина II, занявшая русский трон после свержения ненавистного мужа. Новая императрица приказала переделать барочные интерьеры дворца в классическом стиле, так как к этому времени эстетические вкусы изменились и интерес к искусству барокко начал увядать. Классицизм же, напротив, стремительно входил в моду благодаря археологическим раскопкам в Помпее, Геркулануме и других итальянских городах. Впоследствии по приказу Екатерины рядом с Зимним дворцом были выстроены здания Малого и Большого Эрмитажа, а также Эрмитажного театра, а позже, уже при внуке Екатерины Николае I, - Новый Эрмитаж.

В 1837 г. грандиозный пожар уничтожил внутреннюю отделку Зимнего дворца. Лучшие тогдашние российские архитекторы и строители за очень короткий срок (немногим более года) возродили дворец, сохранив основные замыслы автора. При этом фасад здания и отдельные интерьеры были оставлены в первоначальном виде, но время было уже иное, торжествовали новые вкусы, поэтому во дворце появилось множество новых, также великолепных интерьеров, которые дошли до наших дней.

Зимний дворец - самый большой и роскошный дворец города, один из самых пышных символов русского самодержавия. Представьте себе, в нем 1050 помещений, 117 лестниц, 1886 дверей, 1945 окон! Его высота (22 м) в царствование Николая I была признана эталоном в городском градостроении. Возводить более высокие дома было запрещено.

Жуковский писал: «Зимний дворец как здание, как царское жилище, может быть, не имел подобного в целой Европе. Своею огромностью, своею архитектурою изображал он могущественный народ, столь недавно вступивший в среду образованных наций, а внутренним своим великолепием напоминал о той неисчерпаемой жизни, которая кипит во внутренности России... Зимний дворец был для нас представителем всего отечественного, русского, нашего».

В Зимнем дворце жили русские монархи со своими семьями, а также огромный штат прислуги. В нем устраивались великолепные праздники и балы. Дворец служил официальной резиденцией российских императоров до Февральской революции 1917 г., после чего в нем обосновались министры Временного правительства. 25 октября (7 ноября) 1917 г. по сигналу, данному выстрелом пушки крейсера «Аврора», дворец был взят штурмом революционными матросами и солдатами, а министры арестованы. Дворец был национализирован и позже превращен в музей. Сейчас Зимний дворец - основная часть Государственного Эрмитажа.

Здание Штаба гвардейского корпуса, замыкающее площадь с востока, было построено архитектором Александром Брюлловым, братом художника Карла Брюллова, автора знаменитой картины «Последний день Помпеи» (вы можете увидеть ее в Русском музее) . Во время важных праздников на фасаде этого здания обычно размещается огромное панно, которое уже стало традиционной частью парадного оформления города.

Дворцовая площадь связана Певческим мостом (он знаменит своей необычайно красивой, словно бы кружевной оградой) с набережной Мойки.