Гробница Цинь Шихуанди – – грандиозная гробница великого императора Китая. Гробница Цинь Шихуанди – – грандиозная гробница великого императора Китая Правление царя цинь шихуана кратко

Написание

Мать наложница Чжао [d]

Хотя версия Сыма Цяня доминировала в течение 2000 лет, исследования профессоров Джона Кноблока и Джефри Ригеля при переводе анналов Люйши Чуньцю показали несоответствие даты начала беременности и рождения ребёнка (год), что позволило им прийти к выводу о фальсификации версии об отцовстве Люй Бувэя, с целью поставить под сомнение происхождение императора .

Регентство Люй Бувэя 246-237 до н. э.

Ин Чжэн неожиданно получил престол циньского вана в 246 году до н. э. в 13-летнем возрасте. В это время царство Цинь уже было самым могущественным в Поднебесной . Премьер-министр Люй Бувэй стал также его опекуном. Люй Бувэй ценил учёных, пригласил на содержание со всех царств около тысячи учёных мужей, которые вели споры и писали книги. Благодаря его деятельности удалось собрать знаменитую энциклопедию «Люйши чуньцю» .

В 246 году до н. э. инженер Чжэн Го из царства Хань начал строительство большого ирригационного канала длиной 150 км в современной провинции Шэньси . Канал соединял реки Цзинхэ и Лохэ . Канал строился десять лет и оросил 40,000 цин (264,4 тысячи гектаров) пахотной земли, что привело к значительному экономическому подъёму Цинь. Завершив только половину работ, инженер Чжэн Го был уличён в шпионаже на Хань, однако он объяснил вану выгоду строительства, был прощён и довёл до конца грандиозный проект .

После смерти отца Ин Чжэна, Чжуансян-вана, Люй Бувэй стал открыто сожительствовать с его матерью Чжао. Ей был подарен евнух Лао Ай, который, по версии Сыма Цяня, был вовсе не евнухом, а сожителем матери, и что документы о кастрации были подделаны за взятки .

Лао Ай сосредоточил в своих руках большую власть, и Ин Чжэн был недоволен своим положением ребёнка, с которым не считаются. В 238 году до н. э. он достиг совершеннолетия и решительно взял власть в свои руки. В том же году ему донесли о сожительстве его матери и Лао Ая. Ему также сообщили, что его мать тайно родила двух детей, один из которых готовится стать его преемником. Ван приказал чиновникам провести расследование, которое подтвердило все подозрения . За это время Лао Ай подделал государственную печать и стал собирать войска для нападения на дворец. Ин Чжэн поручил советникам срочно собрать войска и направить против Лао Ая. Произошёл бой около Сяньяна , в котором было убито несколько сот человек. Лао Ай, его родственники и сообщники были казнены, виновные из числа придворных были жестоко наказаны .

В 237 году до н. э. Люй Бувэй за его связи с Лао Аем был смещён и отправлен в ссылку в царство Шу (Сычуань), но по дороге покончил с собой. В ссылку была отправлена также мать Ин Чжэна Чжао, которую после увещеваний советников вернули во дворец .

Правление с премьер-министром Ли Сы 237-230 до н. э.

После отстранения Люй Бувэя премьер-министром стал легист Ли Сы , ученик Сюнь-цзы .

Не доверяя своим советникам, Ин Чжэн отдал приказ выслать из страны всех не-циньских чиновников. Ли Сы написал ему докладную, в которой обосновал, что такая мера приведёт только к усилению вражеских царств, и указ был отменён.

Ли Сы оказывал большое влияние на молодого правителя, посему, некоторые специалисты не без основания считают, что именно его, а не Ин Чжэна следует считать подлинным создателем империи Цинь. Судя по имеющимся данным Ли Сы был решителен и жесток. Он оклеветал своего талантливого соученика Хань Фэя , блестящего теоретика позднего легизма, и тем самым довёл его до гибели (впоследствии прочитав сочинения Ханя, Ин Чжэн сожалел, что заключил его в тюрьму, где тот, по преданию, принял яд, полученный от Ли Сы).

Ин Чжэн и Ли Сы продолжили успешные войны с соперниками на востоке. При этом он не гнушался никакими методами - ни созданием сети шпионов, ни взятками, ни помощью мудрых советников, первое место среди которых занял Ли Сы.

Объединение Китая 230-221 до н. э.

Всё шло к объединению Китая во главе с династией Цинь. Государства Среднего Китая смотрели на Шэньси (горная северная страна, служившая ядром циньских владений) как на варварскую окраину. Государственное устройство возвышающегося царства отличали мощная военная машина и многочисленная бюрократия.

В 32 года он овладел тем княжеством, в котором родился, тогда же умерла его мать. При этом Ин Чжэн доказал всем, что у него очень хорошая память: после захвата Ханьданя он прибыл в город и лично руководил истреблением давних врагов его семьи, которые тридцать лет назад во время заложничества его отца унижали и оскорбляли его родителей . В следующем году Цзин Кэ , убийца, подосланный Янь Данем , неудачно покушался на Ин Чжэна. Циньский правитель был на волосок от гибели, но самолично отбился своим царским мечом от «киллера», нанеся ему 8 ран. На него было совершено ещё два покушения, которые также закончились неудачей. Ин Чжэн захватил одно за другим все шесть нециньских государств, на которые в то время делился Китай: в 230 году до н. э. было уничтожено царство Хань, в 225 году до н. э. - Вэй , в 223 году до н. э. - Чу , в 222 году до н. э. - Чжао и Янь , а в 221 году до н. э. - Ци . В 39 лет Чжэн впервые в истории объединил весь Китай и в 221 году до н. э. принял тронное имя Цинь Шихуан, основав новую императорскую династию Цинь и наименовав себя первым её правителем. Тем самым он поставил точку на периоде Чжаньго с его соперничеством царств и кровопролитными войнами.

Титул первого императора

Собственное имя Ин Чжэн было дано будущему императору по названию месяца рождения (正), первого в календаре, ребёнок получил имя Чжэн (政). В сложной системе имён и титулов древности имя и фамилия не писались рядом, как это имеет место в современном Китае, поэтому собственно имя Цинь Шихуана крайне ограничено в употреблении.

Беспрецедентное могущество правителя имперской эры потребовало введения новой титулатуры. Цинь Шихуанди буквально означает «император-основоположник [династии] Цинь». Старое наименование ван , переводимое как «монарх, князь, царь», было уже не приемлемо: с ослаблением Чжоу титул вана подвергся девальвации. Первоначально термины Хуан («властитель, августейший») и Ди («император») употреблялись порознь (см. Три властителя и пять императоров). Их объединение было призвано подчеркнуть единовластие правителя нового типа.

Созданный таким образом императорский титул просуществовал до Синьхайской революции 1912 года , до самого конца имперской эры. Его употребляли как те династии, власть которых распространялась на всю Поднебесную, так и те, которые только стремились к воссоединению её частей под своим началом.

Правление объединённым Китаем (221-210 годы до н. э.)

Реорганизация правления

Колоссальная кампания по объединению Поднебесной была завершена в 221 году до н. э., после чего новый император провёл ряд реформ для закрепления завоёванного единства.

Столицей империи был избран Сяньян в исконных циньских владениях, неподалёку от современного Сианя . Туда были переведены сановники и вельможи всех завоёванных государств, всего 120 тысяч семей. Эта мера позволила циньскому императору взять элиту покорённых царств под надёжный полицейский контроль.

По настоятельному совету Ли Сы император во избежание распада государства не стал назначать родственников и приближённых князьями новых земель.

С тем, чтобы подавить центробежные тенденции на местах, империю разделили на 36 военных округов цзюнь (кит. трад. 郡 , пиньинь : jùn ), во главе которых назначались управляющие и чиновники.

Оружие, отобранное у побеждённых князей, было собрано в Сяньяне и переплавлено на огромные колокола. Из оружейного металла было отлито также 12 бронзовых колоссов, которые были поставлены в столице .

Была проведена реформа под лозунгом «все колесницы с осью единой длины, все иероглифы - стандартного написания», была создана единая сеть дорог, упразднены разрозненные системы иероглифики покорённых царств, введена единая денежная система, а также система мер и весов . Эти меры заложили основу культурного и экономического единства Китая и на тысячелетия пережили недолговечную империю Цинь. В частности, современная китайская иероглифическая письменность восходит именно к циньскому письму.

Великие стройки

Император Цинь Шихуанди использовал труд сотен тысяч и миллионов людей для грандиозных строек. Сразу после объявления себя императором он стал строить свою гробницу (см. Терракотовая армия). Он построил сквозь всю страну сеть дорог с тремя полосами (центральная полоса - для колесницы императора). Строительство было тяжёлым гнётом для населения.

Великая китайская стена

В знак единения были снесены оборонительные стены, разделявшие прежние царства. Только северная часть этих стен была сохранена, её отдельные отрезки были укреплены и соединены между собой: таким образом новообразованная Великая китайская стена отделила Срединное государство от варваров-кочевников По оценкам, на строительство стены было согнано несколько сотен тысяч (если не миллион) человек. . При этом бойницы для лучников устроены так чтобы поражать неприятеля надвигающегося с юга, что говорит о не китайском, а противо-китайском характере укреплений. Также топографически стены проложены с максимально возможным доступом на стены со стороны степей и пустынь, и труднодоступностью для захвата со стороны китайского государства .

Канал Линцюй

Дворец Эпан

Император не пожелал жить в центральном столичном дворце Сяньянe (咸陽宮), а начал строить огромный дворец Эпан (阿房宫) к югу от реки Вэйхэ . Эпан - имя любимой наложницы императора . Дворец стал строиться в 212 году до н. э., на строительство было согнано несколько сот тысяч человек, во дворце хранились неисчислимые драгоценности и там размещалось множество наложниц. Но дворец Эпан так и не был достроен. Вскоре после смерти Цинь Шихуанди по всей захваченной Цинь территории вспыхнули восстания, и циньская империя рухнула. Сян Юй (項羽) смог нанести циньским войскам тяжёлые поражения. В конце 207 году до н. э. будущий ханьский император Лю Бан (тогда Пэй-гун), союзник Сян Юя, занял циньскую столицу Сяньян , но не решился утвердиться и через месяц впустил в Сяньян Сян Юя, который в январе 206 года до н. э. , поражённый немыслимой роскошью, приказал сжечь дворец, а его войска разграбили Сяньян и перебили жителей циньской столицы .

Объезды страны

В продолжение последних десяти лет своей жизни император редко бывал в своей столице. Он всё время инспектировал различные уголки своей державы, принося жертвы в местных храмах, сообщая местным божествам о своих достижениях и возводя стелы с самовосхвалениями. Объездами своих владений император положил начало традиции монарших восхождений на гору Тайшань . Он же первым из китайских правителей вышел на морской берег.

Поездки сопровождались интенсивным дорожным строительством, строительством дворцов и храмов для жертвоприношений.

Начиная с 220 года до н. э. император предпринял пять крупных инспекционных поездок сквозь всю страну на расстояния тысячи километров. Его сопровождало несколько сот солдат и множество слуг. Чтобы дезориентировать недоброжелателей, он посылал по стране несколько разных повозок, а сам скрывался за занавеской, и даже солдаты не знали, едет ли с ними император или нет. Как правило, целью поездок было тихоокеанское побережье, к которому император первый раз приехал в 219 году до н. э.

Поиски бессмертия

В 210 году до н. э. императору сказали, что к чудесным островам бессмертных трудно добраться, так как их охраняют огромные рыбы. Император сам вышел в море и из лука убил огромную рыбу. Но ему стало плохо, и он был вынужден вернуться на материк. Оправиться от болезни император так и не смог и через некоторое время умер.

«Сожжение книг и погребение книжников»

Конфуцианские учёные видели в поисках бессмертия пустое суеверие, за что жестоко поплатились: как гласит предание (то есть это недостоверно), император велел закопать 460 из них живыми в землю .

В 213 году до н. э. Ли Сы убедил императора сжечь все книги , за исключением тех, что трактовали о сельском хозяйстве, медицине и гаданиях. Кроме того, были пощажены книги из императорского собрания и хроники циньских правителей.

Растущее недовольство правлением

В последние годы жизни разочаровавшись в обретении бессмертия, Цинь Шихуан всё реже объезжал пределы своей державы, отгородясь от мира в своём огромном дворцовом комплексе. Избегая общения со смертными, император ожидал, что в нём будут видеть божество. Вместо этого тоталитарное правление первого императора порождало растущее с каждым годом число недовольных. Раскрыв три заговора, император не имел оснований доверять никому из своих приближённых.

Смерть

Смерть Цинь Шихуана наступила во время поездки по стране, в которой наследник Ху Хай сопровождал его вместе с начальником канцелярии евнухом Чжао Гао и главным советником Ли Сы. Датой смерти принято считать 10 сентября 210 года до н. э. во дворце в Шацю в двух месяцах езды от столицы . Он умер после употребления пилюль эликсира бессмертия , содержащих .

Когда Цинь Шихуан внезапно умер, Чжао Гао и Ли Сы опасаясь того, что весть о смерти императора вызовет восстание в империи, решили скрыть его смерть до возвращения в столицу. Большинство свиты, кроме младшего сына Ху Хая, Чжао Гао, Ли Сы и нескольких других евнухов, находилось в неведении о смерти императора. Тело императора было помещено на повозку, впереди и позади которой было приказано везти телеги с тухлой рыбой, чтобы скрыть трупный запах. Чжао Гао и Ли Сы ежедневно меняли императору одежду, носили еду и принимали письма, отвечая на них от его имени. В конце концов, о смерти императора было объявлено по прибытии в Сяньян.

В соответствии с традицией, империю должен был унаследовать старший сын наследный принц Фу Су, но Чжао Гао и Ли Сы подделали завещание императора, назначив наследником младшего сына Ху Хая . Также в завещании было приказано находившимся на северной границе Фу Су и преданному ему генералу Мэн Тяну покончить c собой. Фу Су преданно подчинился приказу, а заподозривший заговор генерал Мэн Тян несколько раз отправлял письмо за подтверждением и был помещен под арест. Ху Хай, обрадованный новостью о смерти брата, хотел помиловать Мэн Тяна, но Чжао Гао, боясь мести Мэнов, добился казни Мэн Тяна и его младшего брата прокурора Мэн И, который в прошлом предлагал Шихуану казнить Чжао Гао за одно из преступлений.

Ху Хай, взявший тронное имя Цинь Эрши Хуанди, тем не менее, показал себя неспособным правителем. Приверженцы прежних династий тут же ринулись в борьбу за делёж императорского наследства, и в 206 году до н. э. всё семейство Цинь Шихуана было истреблено.

Гробница

Ничто не иллюстрирует могущество Цинь Шихуанди лучше, чем размеры погребального комплекса, который был построен ещё при жизни императора. Строительство гробницы началось сразу после образования империи неподалёку от нынешнего Сианя . По свидетельству Сыма Цяня, к созданию мавзолея было привлечено 700 тысяч рабочих и ремесленников. Периметр внешней стены захоронения был равен 6 км.

Для сопровождения императора в потустороннем мире было изваяно бесчисленное терракотовое войско . Лица воинов индивидуализированы, их тела прежде были ярко окрашены. В отличие от своих предшественников - например, правителей государства Шан (около 1300-1027 годов до н. э.) - император отказался от массовых человеческих жертвоприношений [ ] .

Отражение в историографии

Правление Цинь Шихуана было основано на принципах легизма , изложенных в трактате «Хань Фэй-цзы ». Все сохранившиеся письменные свидетельства о Цинь Шихуане пропущены сквозь призму конфуцианского мировоззрения ханьских историографов, прежде всего Сыма Цяня. Весьма вероятно, что в приводимых ими сведениях о сжигании всех книг, запрете на конфуцианство и погребении заживо последователей Конфуция отразилась конфуцианская антициньская пропаганда , направленная против легистов .

В традиционном изображении облик Цинь Шихуана как чудовищного тирана тенденциозно преувеличен. Можно считать установленным, что все последующие государства Китая, начиная со слывущей терпимой династии Западной Хань, наследовали ту административно-бюрократическую систему управления государством, которая была создана при первом императоре .

Отражение в искусстве

В театре

  • В 2006 году на сцене Метрополитен-оперы (Нью-Йорк) состоялась премьера оперы «Первый император» (композитор - Тань Дунь , режиссёр - Чжан Имоу). Партию императора спел

«Все колесницы с осью единой длины,
все иероглифы - стандартного написания»

Лозунг, приписываемый реформам Цинь Ши Хуанди

Первый китайский император династии Цинь, правивший с 221 до своей смерти в 210 году до нашей эры.

«Цинь Шихуанди» означает - император-основоположник династии Цинь.

Цинь Ши Хуанди завоевал 6 китайских царств; ввёл в них единую систему иероглифов, мер и весов, денежную единицу; построил сеть дорог с 3-мя полосами (центральная полоса - для колесницы Императора); отремонтировал отдельные части Великой Китайской стены, соединив их воедино и заранее начал строить свою гробницу.

По его приказу и для его гробницы были изготовлены - дошедшие до нашего времени - более 7000 фигур воинов в натуральную величину. Характерно - у солдат не было двух одинаковых лиц.

Цинь Ши Хуанди был противником моральных идей Конфуция и по его указу от 213 года до нашей эры, были сожжены старинные хроники и книги, содержащие конфуцианские идеи, а также казнены только в столице 460 конфунцианцев , а другие были отправлены на строительство дорог. Но китайцам разрешалось иметь военные, медицинские, гадательные и сельскохозяйственные трактаты.

Основной идеологией в Цинь, было учение легизма , изложенное в трактате «Хань Фэй-цзы» .

Легисты считали, что процветание государства зависит не от добродетелей Императора, а от строгого и неуклонного исполнения законов. При этом, всякое отступление от закона - в том числе, по мотивам доброты и/или гуманности - считалось недозволенной слабостью…

«… Цинь Шихуанди был правильный гуманист. Если враг не сдавался, он его уничтожал; если сдавался - тоже уничтожал. Правда, слова «гуманизм» - по-китайски это звучит «жэнь» - Цинь Шихуанди не любил, и книги, в которых толковалось про «жэнь», велел сжечь, а заодно и все другие книги, кроме трудов по сельскому хозяйству, военных и гадательных книг.
И книгочеев-интеллигентов, толковавших насчёт «жэнь», собрали и потопили в нужниках или подвергли другим позорным казням. Всех таких интеллигентов оказалось четыреста человек; прослойка ещё не успела разрастись, и задача Цинь Шихуанди оказалась сравнительно простой.
Очистив страну от неправильного гуманизма, Цинь Шихуанди объединил Китай и основал единое Китайское государство на твёрдых принципах: за недоносительство - казнь, за донос - повышение по службе или другое поощрение.
Были построены великие сооружения, в том числе Великая стена, которая стоит и поныне (её достраивали и перестраивали, но основа заложена Цинь Шихуанди).
Это великолепное государство обладало только одним недостатком: жить в нём было нельзя. Даже Цинь Шихуанди, создатель системы, не выдержал её. Он заболел профессиональной болезнью прогрессивных деятелей такого типа - манией преследования.
Народ тоже не выдержал. Едва Цинь Шихуанди умер, китайцы вышли из состояния столбняка, в который их поверг циньский прогресс, и Эр Шихуанди (сын Цинь Шихуанди) был свергнут с престола. После нескольких лет смуты воцарилась династия Хань, реабилитировавшая интеллигенцию и интеллигентность.
С тех пор китайцы называют себя ханьцами, а китайские императоры в течение 2100 лет стеснялись надевать военный мундир.
Только недавно снова вернулась мода на полувоенные куртки.
Цинь Шихуанди вовсе не был безграмотным самодуром.
Он действовал на основе строго разработанной научной теории. Истоки этой теории восходят, по-видимому, к Мо Ди , выдвинувшему принцип «всё для народа» (на этом основании модисты отвергали искусство и науку как непонятные народу).
Шан Ян придал теории более строгий характер, заменив расплывчатый термин «народ» более точным - государство. Во имя государства предполагалось разрушить все другие архаические институции, например, семью, чтобы семейные связи не препятствовали верности государю.
Хань Фэй написал блестящий трактат, в котором человек в руках правительства приравнивался к куску дерева в руках ремесленника.
Этот трактат сохранился, переведен на английский и французский языки в серии «Классики Востока» ЮНЕСКО, отрывки можно прочесть в любой хрестоматии.
Хань Фэй не сравнивал человека с машиной только потому, что тогда ещё не было машин. По существу его можно считать предшественником кибернетики».

Померанц Г.С. , Нравственный облик исторической личности, в Сб.: Вегетарианская эпоха / Под ред. Е. Ямбурга, М., «Пик», 2003 г., с. 421-422

«Многие древние цари - как император Цинь, объединивший Китай около 200 г. до н.э., - отправляли громадные флотилии на поиски Фонтана юности, но успеха не добились. (По легенде, император Цинь не велел своей флотилии возвращаться без тайны бессмертия . Моряки не смогли отыскать Фонтан юности, но побоялись вернуться с известием о неудаче и вместо этого основали Японию)».

Митио Каку, Физика будущего, М., «Альпина нонфикшн», 2012 г., с. 222.

«Он воздвиг Великую китайскую стену, поскольку стены служат защитой; он сжёг книги, поскольку к ним взывала оппозиция, превознося предшествующих императоров. […] Огородить поле, огородить сад - дело обычное; и совсем иное дело - оградить империю. Заставить самый традиционный из народов отречься от памяти о прошлом - неважно, мифическом или подлинном - задача не тривиальная. Когда Ши Хуанди распорядился, чтобы история начиналась с него, Китай уже насчитывал трёхтысячелетнюю историю и знал и Жёлтого Императора, и Чжуан Цзы , и Конфуция , и Лao-Цзы . Свою мать за разврат Ши Хуанди отправил в изгнание; ортодоксы сочли столь суровую кару безжалостной. Но что если Ши Хуанди решил разом избавиться от прошлого только ради того, чтобы стереть память о материнском бесчестье? (Точно так же поступил правитель Иудеи, приказавший истребить всех младенцев мужского пола - ради того, чтобы умертвить одного-единственного.) Такое предположение приемлемо, однако оно никак не объясняет нам другую составляющую мифа - Китайскую стену. Историки утверждают, что Ши Хуанди запретил упоминать о смерти; в поисках эликсира бессмертия он уединился в своём аллегорическом дворце, где было столько же комнат, сколько дней в году. Это наводит на мысль, что постройка стены в пространстве и уничтожение книг во времени - две магические преграды, призванные остановить смерть».

Хорхе Луис Борхес, Стена и книги / От некто к никто: рассказы, эссе. М., «Олма-Пресс», 2000 г., с. 222-223.

Мастеровые, строившие могилу Императора, были в ней замурованы.

Современная китайская письменность восходит иероглифам времён правления Цинь Ши Хуанди .

Так как тема погребения Первого китайского императора вызывает неиссякаемый интерес (я только недавно получил несколько подобных комментариев), я решил ее продолжить, а заодно частично еще раз коснуться вопроса китайских пирамид, тоже весьма актуального.
Маловероятно, что китайское правительство даст когда-либо добро на вскрытие захоронений древних императоров, поэтому я постараюсь примерно обрисовать то, что находится внутри погребений - именно этот вопрос, как я заметил, волнует многих любопытствующих больше всего. Я в свое время сделал несколько постов, где можно было видеть снаружи, но их внутренней структуры почти не касался. Хотя общую природу китайских курганов Сейчас я попробую рассмотреть эту тему более подробно.

Структуру внутренних помещений в гробницах императоров государств Цинь и Хань можно проследить на примере уже раскрытых погребений высокопоставленных лиц из этих династий. Например, несколько гробниц правителей царства Цинь - гос-ва завоевавшего весь Китай в 3 в. до н.э. сейчас уже раскопано, ведь именно князем Цинь был знаменитый Цинь Шихуанди - первый император объединенного Китая.

Разрытая гробница царства Цинь в провинции Шэньси.


Чертеж внутреннего устройства циньской гробницы 4 в. до н.э.

Гробница весьма проста - на дне огромной ямы находится небольшой деревянный склеп, где упокоился сам князь Цинь и несколько его жен. В этом помещении также находились необходимые покойному погребальные дары: украшения, посуда, оружие, все то, что должно было сделать пребывание правителя на том свете необременительным. Заодно с князем прикопали примерно 150 его сановников, наложниц и просто слуг, их гробы находятся снаружи погребальной камеры. Видимо, чем ближе к императорскому захоронению находился гроб соумирающего, тем выше был его социальный ранг в гос-ве Цинь.

Фото новодела, в который мудрые китайцы превратили императорскую гробницу, зато теперь она доступна для осмотра туристов.

Как видим, ничего сверхъестественного в погребении предшественника Цинь Шихуанди нет. Гробница имеет минимальные внутренние помещения, изначально сделанные из дерева (сейчас китайцы погребальную камеру, как видно на фото, отлили из бетона).
Но, деревянные балки склепа циньского вана частично сохранились, и их можно увидеть в музее.

Форма погребения в виде перевернутой пирамиды, уходящей вглубь земли, была характерна для всего древнего Китая (не только для царства Цинь). Она не менялась с времен государства Шан-Инь (1600-1027 гг. до н.э.). Как правило, на поверхности, над погребением, внушительных сооружений тогда не строили, хотя могли быть деревянные заупокойные храмы в виде классических китайских павильонов, естественно со временем они полностью исчезли.

Гробницы государства Чу периода Сражающихся царств (5 в.до н.э.) из уезда Цзаоян.

Длинные прямоугольные ямы внизу - места складирования боевых колесниц, их закапывали вместе с лошадьми, и в приличных количествах. В погребальном комплексе Цинь Шихуанди тоже были подобные ямы, там размещали настоящие колесницы и настоящих лошадей, а не только макеты из терракоты, как принято считать.

Деревянная погребальная камера, вернее камеры, в гробнице государства Чу в Цзяояне (кликабельно).

Погребальные камеры здесь, как и у циньских князей, представляют собой деревянные срубы из бруса, сверху над ними делали настил из таких же обработанных деревянных бревен. Как правило, использовались сосна и кипарис, дерево могли покрывать специальным лаком, чтобы предотвратить гниение. Как мы видим, деревянные стены и балки сохранилось очень хорошо, хотя прошло 2500 лет. Хотя, это скорее заслуга здешних почв, хорошо сохраняющих органику.

Вскрытие гробницы князя И, его княжество входило в состав царства Чу в 5 в. до н.э. На фото хорошо видны мощные бревна перекрытий.

Одна из камер в гробнице князя И.

Погребение князя И не было ограблено и прославилось огромным количеством извлеченных из него предметов. Как и в циньских княжеских могилах здесь с правителем захоронили весь его гарем - несколько десятков наложниц. Но, главная жена князя И имела отдельную гробницу, в сотне метров от могилы мужа.

Раскопки в могиле князя И (кликабельно).

Ну, а теперь мы подходим к ключевому вопросу - так, как же должны выглядеть гробницы Цинь Шихуанди и других великих императоров раннего Китая, что скрываются под огромными земляными пирамидами?

Ответ, я думаю, очевиден - гробницы императоров должны быть похожи на погребения их предшественников, князей царства Цинь, Чу и других. Нет никаких оснований думать, что у Цинь Шихуана погребение будет чем-то принципиально отличаться. Единственное, что мог себе позволить Первый император - это гигантские размеры гробницы, т.е. его мавзолей может отличаться только количественно, но не качественно. Он должен соответствовать всем канонам китайской погребальной архитектуры того времени.

Иногда можно прочитать в популярной литературе, что гробница Цинь Шихуанди - это нечто чрезвычайно роскошное и прогрессивное, в том числе и технически. Хотя, безусловно, гигантский земляной холм и множество деревянных срубов под ним, это то, что могло поражать воображение современников.

В защиту величия Первого императора Китая я могу выдвинуть только гипотезу, основанную на рассказе китайского историка Cыма Цяня, где он упоминает естественную гору Лишань, внутри которой и похоронили Цинь Шихуана.

«В девятой луне [прах] Ши-хуана погребли в горе Лишань. Ши-хуан, впервые придя к власти, тогда же стал пробивать гору Лишань и устраивать в ней [склеп]; объединив Поднебесную, [он] послал туда со всей Поднебесной свыше семисот тысяч преступников. Они углубились до третьих вод, залили [стены] бронзой и спустили вниз саркофаг. Склеп наполнили перевезенные и опущенные туда [копии] дворцов, [фигуры] чиновников всех рангов, редкие вещи и необыкновенные драгоценности. Мастерам приказали сделать луки-самострелы, чтобы, [установленные там], они стреляли в тех, кто попытается прорыть ход и пробраться [в усыпальницу]. Из ртути сделали большие и малые реки и моря, причем ртуть самопроизвольно переливалась в них. На потолке изобразили картину неба, на полу — очертания земли. Светильники наполнили жиром жэнь-юев в расчете, что огонь долго не потухнет
Эр-ши сказал: “Всех бездетных обитательниц задних покоев дворца покойного императора прогонять не должно”, и приказал всех их захоронить вместе с покойником. Погибших было множество. Когда гроб императора уже спустили вниз, кто-то сказал, что мастера, делавшие все устройства и прятавшие [ценности], знают все и могут проболтаться о скрытых сокровищах. Поэтому, когда церемония похорон завершилась и все было укрыто, заложили среднюю дверь прохода, после чего спустили наружную дверь, наглухо замуровав всех мастеровых и тех, кто наполнял могилу ценностями, так что никто оттуда не вышел. [Сверху] посадили траву и деревья, [чтобы могила] приняла вид обычной горы"

Если гробницу выдалбливали в естественной горе, то тогда ее внутренняя структура может отличаться от захоронений царства Цинь, расположенных на равнине.

Но, проблема заключается в том, что внутри кургана Цинь Шихуанди так и не были найдены какие-либо существенные естественные скальные образования. Вернее сказать, там было найдено все что угодно, это объясняется спецификой китайских изысканий. Если надо китайские специалисты могут где угодно обнаружить что угодно, также как и наоборот, их результаты могут зависеть от текущей политики партии, фэн-шуй и прочих важных факторов. Достаточно привести пример того, что до сих пор даже нет четкого мнения о высоте кургана Первого императора, вроде бы, что может быть проще - измерить высоту, но данные колеблются от 35 до 80 (!!) метров:) В связи с этим, стоит очень внимательно сортировать всю информацию, получаемую от китайских исследователей.

Общий вид пирамиды императора Цинь Шихуанди, она похожа на естественную гору, поросшую лесом.

Что касается, истории с гробницей, вырубленной в скале, то некоторые специалисты небеспочвенно отмечают, что Лишань (Прекрасная гора), может быть просто красочным названием рукотворного могильного кургана, китайцы любят красивые имена. Тем более этот курган был тогда единственным в своем роде, таких больших насыпей в Китае ранее не возводили, поэтому люди и правда могли наделять его качествами природной горы.

Китайские специалисты, просвечивая курган Цинь Шихуанди, находили в нем (и под ним) множество конструкций. Например, утверждалось, что найдены некие рукотворные объекты на глубине 50 метров под пирамидой, в другом случае на глубине 30 метров, в третьем, что некий большой объект, похожий на ступенчатую пирамиду находится над поверхностью земли в толще насыпи. Утверждалось, что обнаружен некий "подземный дворец" общей площадью аж 180 000 кв.метров. Обнаружено повышенное содержание ртути, что должно свидетельствовать о ртутных реках и морях из рассказа Сыма Цяня. Но, повторяю, на данный момент руководствоваться можно только подтвержденными данными, и анализом погребений предшественников великих китайских императоров.

Более того, даже использование обожженного кирпича было очень ограниченным. Им, как правило, только мостили полы, иногда кирпич использовали для внешней облицовки сооружений. Кирпичи клали ровными рядами друг на друга, и часто даже без раствора, в лучшем случае применяли глину. Естественно, с подобным низким уровнем техники кирпичной кладки невозможно было даже думать о таких, уже давно известных на Западе элементах, как арки и купола. Все это появилось в Китае только на рубеже нашей эры. Например, в гос-ве Восточная Хань (1-3 вв. н.э.) камер использовались уже широко. Поэтому перекрытия всех китайских построек того времени могли быть только деревянными.

Пирамида императора Юань-ди, правил с 49 до н. э. до 33 до н. э

В 3 в. до н.э. китайская цивилизация была все еще изолированна от тогдашних центров мировой культуры - Европы и Ирана. Великий Шелковый путь начал функционировать только через сотню лет - во 2 в. до н.э. Поэтому западные мастера еще не добрались в китайские дали. В 3 в. до н.э. они только начали обучение индусов в империи Маурьев - там появились первые каменные архитектурные элементы. А Китаю пришлось ждать еще несколько столетий, пока западные технологии были усвоены местными мастерами.

Подземные дворцы Цинь Шихуанди и императоров династии Хань (продолжателей китайского пирамидостроения) могли быть возведены только из дерева и утрамбованной земли, и никак иначе.

Для того, чтобы представить себе гробницу Первого императора Китая внутри, можно воспользоваться уже раскопанными подземными помещениями из его погребального комплекса. Это те залы, в которых находились его знаменитые Вся глиняная армия Цинь Шихуана располагалась в длинных галереях, вырытых в земле. Стены этих помещений создавались из утрамбованной земли и вертикальных деревянных балок, которые несли крышу-настил из бревен, сверху крытых циновками. Дальше шел слой глины и земли - и все, подземный дворец готов!

Галереи с терракотовыми воинами.

Я более чем уверен, что основное ядро подземного комплекса Цинь Шихуана мало чем отличалось технологически от галерей, где стояло его терракотовое воинство. Возможно, речь может идти только о более обширных залах, крытых бревенчатым настилом. Может быть, там были залы со множеством деревянных колон, характерных для китайской архитектуры. Именно в таком зале строители мавзолея могли украсить потолок картиной звездного неба, а по утрамбованному земляному полу пустить "большие и малые реки и моря из ртути", как об этом писал Сыма Цянь.

Несмотря на поразительную сохранность деревянных конструкций древних китайских гробниц, существует большой риск того, что колоны из сосны и кедра могли не выдержать огромную массу земляной пирамиды, насыпанной сверху, и всепоглощающего времени. Возможно, на данный момент подземный дворец Цинь Шихуана полностью засыпан массами земли и глины. Тем более, есть исторические свидетельства, что гробницу Первого императора неоднократно грабили потомки, и не только грабили, но и жгли. Например, большая часть галерей с глиняными воинами серьезно пострадала от огня.

Но, к счастью, в Китае сейчас раскопано много гробниц с ранними деревянными подземными дворцами, как правило, они все относятся к эпохе Западная Хань

Например, вот гробница династии Западная Хань недавно открытая в провинции Шаньдун.
http://www.backchina.com/news/2011/07/21/151671.html

Внутренние помещения гробницы все сделаны из дерева, даже стены коридора, что на фото, сложены из деревянных брусков, хотя может показаться, что это кирпич.

Здесь хорошо видна фактура дерева. Удивительно, что за 2000 лет все конструкции так хорошо сохранились.

Мощные балки потолка.

Еще одная разрытая гробница эпохи Хань (Кликабельно).

Чтобы понять внутреннюю структуру типичного ханьского мавзолея, рассмотрим еще один пример - музеефицированную княжескую гробницу в Дабаотай, в южном пригороде Пекина, князя Лю Цзяня (73-45 гг. до н.э.) из династии Западная Хань.http://blog.voc.com.cn/blog_showone_type_blog_id_691288_p_1.html

Здесь подземный дворец тоже хорошо сохранился. Он полностью деревянный, видимо в эпоху Хань в Китае не было проблем с лесами, как сейчас. Толстые несущие стены тут тоже выложены из кедровых брусков, кирпич не используется вовсе.

Структура довольна проста - центральный зал, где стоял саркофаг князя, и две обводные галереи вокруг. В гробницу вел такой же деревянный коридор-дромос, где были найдены колесницы со скелетами лошадей.

Предполагаю, что примерно также выглядели все подземные дворцы ханьских императоров, находящиеся под знаменитыми земляными пирамидами. Может быть, там больше комнат, они как-то украшены (здесь, в княжеской гробнице, как видим, отделка почти совсем отсутствует, в лучшем случае доски просто окрашены), но их суть от этого не изменится. Скорее всего, ханьские "подземные дворцы" - это суровые архаичные сооружения, подобные тем, что мы видим на фото.

Цинь Ши Хуан занял царский трон, когда ему было лишь 13 лет. Спустя 26 лет, когда царство Цинь под его правлением покорило другие мелкие государства на территории Поднебесной, он стал первым императором Китая. Он прославился строительством грандиозных сооружений, таких как Великая китайская стена, и тем, что создал крупнейшую страну в мире. Дурную же славу он получил из-за жестокости к своим подданным.

Цинь Ши Хуан, первый император Китая.
Иллюстрация: Юань Фан/Великая Эпоха

Годы жизни Цинь Ши Хуана — 259-210 г. до н.э. Родился он в Период сражающихся царств (770-222 до н.э.), когда Китай был раздроблен на мелкие государства. Сильные из них поглощали слабых, и в итоге на территории Поднебесной стали править около семи царств. К концу этого отрезка истории царство Цинь стало одним из самых могущественных.

Объединив Китай, Цинь Ши Хуан провозгласил себя «первым императором династии Цинь, которая будет существовать во веки веков». Так впервые в истории Поднебесной правитель объявляет себя императором.

Чтобы укрепить власть в стране с такой огромной территорией, Цинь Ши Хуан издал серию указов, изменив государственный строй. Он отменил все феодальные привилегии и создал централизованное управление, которое превышало по полномочиям любую власть на местах.

Упорядочил Цинь Ши Хуан и письменность. Унификация языка помогла сохранить неизменность на протяжении войн и всевозможных потрясений. Он также провёл стандартизацию мер и весов, создал единую денежную систему, определил, какими должны быть длина «оси телеги» и ширина дорог.

В то же время, Цинь Ши Хуан начал несколько крупных строительств, среди которых пышный императорский дворец и разветвлённая транспортная сеть, которая протянулась более чем на 6 тысяч километров. А чтобы защитить империю от вторжения северных кочевников, Цинь Ши Хуан развернул воздвижение , которая признана одним из самых великолепных военных объектов за всю историю человечества.

Первому императору Китая показалось, что таких архитектурных шедевров недостаточно, чтобы увековечить своё имя, и он стал грезить поиском путей к бессмертию. В поздние годы своего правления Цинь Ши Хуан отправил в плаванье морские суда, чтобы найти эликсир бессмертия.

Тем не менее, император понимал, что жить вечно ему не под силу - смерть не разбирает чина. Вероятно, по этой причине, он и велел построить для себя усыпальницу несравнимой пышности и красоты, известную как « ». Вокруг его гробницы выстроились около девяти тысяч воинов, выполненных в натуральную величину из обожженной глины и раскрашенных - целая боевая армия с оружием, колесницами и лошадями.

В то время империя Цинь стала крупнейшей страной в мире. Считается, что название «Китай» на английском языке (China, Чайна, Чина) произошло от «Цинь» (более точное произносится как Чин). Многие китайские историки одобряют Цинь Ши Хуана за создание столь могущественной империи.

Однако, несмотря на преобразования, укрепившие страну, Цинь Ши Хуан слыл тираном, ужесточавшим законы, и сделавшим жизнь своих подданных тяжёлой и несчастной. Поэтому его имя стало в Китае синонимом жестокости. Он ввёл много непосильных налогов и обязательную трудовую повинность. Во время династии Цинь население составляло около десяти миллионов человек, и два миллиона были вынуждены работать на его грандиозных стройках.

Первый император Китая расширил сферу наказания. За преступление закона, кроме самих виновных, их родственники и соседи несли так называемую групповую ответственность. Во время его правления подавлялась свобода мысли, и людей стали чрезмерно контролировать. Цинь Ши Хуан приказал сжечь драгоценные древние книги и убить тысячи учёных, которые порицали его за бесчеловечные методы в управлении государством.

Через несколько лет после его смерти, из-за многочисленных восстаний, могущественная династия Цинь рухнула. По мнению китайских историков, империя просуществовала лишь пятнадцать лет (221-207 гг. до н.э.) именно из-за жестокости Цинь Ши Хуана, а также тяжёлого бремени налогов.

Получил престол не прямым наследованием, а благодаря дворцовым интригам своего мудрого наставника Люй Бувэя. Будущего правителя царства Цинь, получившего при рождении имя Ин Чжен, подарила миру наложница в 259 году до н. э. В 13 лет мальчик, находясь еще под чутким регентским управлением, сел в царское кресло. Вскоре своенравный подросток начал диктовать свою царскую волю на все семь разрозненных китайских земель. Объединение «Сражающихся царств» далось большой аристократической кровью шести независимых государственных образований. Но еще большей крови потребовалось для воплощения великих замыслов одиозного, но дальновидного Сына Неба.

Закрепить победу Ин Чжен решил новым титулом - Цинь Шихуанди - «Первый император династии Цинь», под которым он и вошел в историю. Но, талантливый военачальник понимал, что для сохранения единства территорий, необходима не только сила оружия. Поэтому первый правитель объединенного Китая в окружении советников начал всеохватывающую реформаторскую деятельность. Величайший правитель в истории Китая, переоценить значимость которого невозможно. Масштаб его наследия, запечатленный в , восхищает по сей день.

Согласно древним летописям, правитель Цинь Шихуанди посвятил всю жизнь двум заветным целям:

1. Продлить правление династии Цинь на 10 000 поколений.

2. Найти эликсир вечной жизни.

Основанная Шихуанди династия Цинь, пережила своего создателя всего на три года. Истощенная страна скинула императорского наследника, не обладавшего силой и мудростью своего отца. Воцарившаяся новая династия Хань, не скрывая ненависти к личности Шихуанди, сохранила большинство его преобразований. Императорский титул носили уже все последующие правители.

Кровные сыновья не смогли исполнить мечту первого императора. Но, если назвать наследниками всех, кто смог воспользоваться плодами его деятельности, то еще есть шанс. Эхо преобразований эпохи Цинь можно проследить вплоть до современного КНР. А глобальное зодчество эпохи Цинь подарило бессмертие имени великого Шихуанди.

Внешняя политика

Одновременно решалось несколько задач по разным направлениям. Новая династия старалась расширить свои территории и сохранить приобретенные земли.

Северные границы приходилось защищать от набегов кочевников. Главным врагом были неуловимые и легендарные гунны (сюнну). Именно они стали причиной возникновения . Разрозненные пограничные заставы, построенные во времена Чжаньго (период «Сражающихся царств»), были уничтожены по всей стране, кроме северной границы, где их соединили в общую линию. Грандиозное оборонительное сооружение - излюбленная тропа современных туристов. Строительство границы потребовало сотен тысяч человеческих рук. Главным источником которых были осужденные и их семьи, а также провинившиеся сообщники. Сами китайцы говорят, что каждый камень в Великой Китайской стене - это чья-то жизнь.

На юге военные действия велись с целью захвата новых перспективных территорий. Присоединение приморских государств велось с переменным успехом.

Внутренние реформы

Новая столица - Сяньян. В город переселили всю уцелевшую знать из покоренных царств. Такая мера позволила предотвратить попытки свергнуть власть на местах. Покоренная элита находилась в чужом городе под контролем.

Новое административное деление. Все 7 царств разделили на 36 военных округов, которые состояли из областей и уездов. На местах управляли многочисленные чиновники, имеющие функции лишь исполнительной власти.

Разоружение страны. Побежденные князья и их приближенные были лишены права владеть оружием, что позволило избежать военных попыток смещения молодой династии.

Строительство дорог. Первой целью дорожного строительства была необходимость в мобильной армии, способной быстро передвигаться по всей территории страны.

Единый стандарт мер и весов, общая , единые правила написания для всей объединенной империи.

Проведенные преобразования способствовали развитию общей экономики, что стало прочным фундаментом для будущего единства китайской нации в рамках одной страны. Положительные тенденции смогли оценить не все современники Цинь Шихуанди, многочисленные заговоры и покушения преследовали императора всю жизнь. О мнительности правителя, проводившего много времени в разъездах и путешествиях в поисках бессмертия, сложено много легенд.

Монументальное искусство

Помимо грандиозной северной границы, многокилометровых дорог, сотен дворцов в составе многочисленных архитектурных ансамблей, император Цинь Шихуанди в первую очередь известен, как создатель непревзойденной усыпальницы. Погребальный комплекс можно назвать полноценным подземным городом. Согласно легенде, золотой саркофаг бессмертного императора покоится среди несметной роскоши и окружен реками из ртути. Рядом с императором нашли вечный покой все жены и тысячи наложниц, мудрейшие советники и многочисленный штат слуг. Мавзолей защищают ряды хитрых ловушек и многотысячная терракотовая армия в полном обмундировании. была спрятана от мира под искусственным курганом. Обнаружили грандиозное сооружение случайно в конце XX века.

До императорского зала археологические раскопки пока не дошли. Ставшие на пути 8 000 глиняных воинов, созданные для защиты императора Цинь Шихуанди в вечной жизни, уже третье тысячелетие стоят на страже. По легенде, каждую статую делали по образу конкретного воина, поэтому среди терракотового войска нет одинаковых лиц. Под вековой тяжестью часть пострадала, что заставило ученых увязнуть в реставрационных работах, не имея возможности продвинуться дальше.

Рассказывая биографию великого правителя, многие рисуют образ Цинь Шихуанди, как жестокого тирана. Но современные исследователи склонны утверждать, что данная оценка сильно и намеренно преувеличена последующей династией Хань. Многие летописные свидетельства о династии Цинь написаны последователями учения Конфуция, которое жестоко преследовалось в начале имперского Китая. Возможно, что исследование последнего погребального дворца первого императора откроет миру тайны Великого Цинь Шихуанди, главная заслуга которого в том, что он смог из разрозненных древнекитайских этнических групп создать единую нацию, которая опровергает миф о хрупкости и нежизнеспособности Древних Миров.