Храм золотого дракона в тибете исцеление. Храм джоканг и площадь баркхор. Путешествие внутри дракона

Монастырь Джоканг ("Дом Господа") является самым священным местом Тибета, ежедневно привлекающим толпы простирающихся тибетских паломников и любопытных туристов. В монастыре проводится ежегодный фестиваль Великой молитвы, а также все обряды посвящения Далай-ламы и Панчен-ламы. В 2000 году монастырь Джоканг включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мифы и факты

Согласно легенде, принцесса Бхрикути подбирала место для строительства храма с помощью геомантии (фэншуй). Но все построенные ею разрушались. Тогда, после многих неудачных попыток построить его в округе, она обратились к царю Вэнь Чэн за помощью. Тот сказал, что храм следует построить в центре озера, где обитала демоница. Но сначала, чтобы обезвредить демоницу и пригвоздить ее к земле, необходимо заполнить и выровнять озеро почвой гор, привезенной с помощью тысячи коз. Построенное сооружение назвали Ра-Са-Впрул-Снанг ("ра"- коза, "са" - земля), чтобы увековечить память тех коз.

Правдива ли эта легенда или нет, но принес буддизм в Тибет и стал неотъемлемой частью тибетской истории и культуры. Вокруг него вырос город Ра-Са, с течением времени известный как Лхаса, святая земля.

Монастырь Джоканг - массивное четырехэтажное здание с открытой крышей, на которой возвышаются две золотые лани и колесо дхармы - ранние символы буддизма. Основные постройки VII века были реконструированы в XVII веке во время правления пятого Далай-ламы. Большинство росписей и статуй относятся к XVIII и XIX векам.

Монастырь пострадал во время монгольского вторжения, но наихудшие разрушения постигли Джоканг после оккупации Тибета в 1959 году. Во время китайской культурной революции (1966-1976 гг.) часть храма использовалась в качестве свинарника, в других строениях располагались китайские солдаты, которые грелись у костра, сжигая древние тибетские писания.

Что посмотреть

Сегодня площадь храмового комплекса составляет 25,000 кв. м. Архитектура сочетает в себе слияние стилей Тибета, Китая и Непала. Здание состоит из нескольких залов и алтарей. Темные лабиринты соединяю залы храма с часовнями, посвященными различным богам и Бодхисаттвам.

В центральном зале находится главное сокровище монастыря - Будда Шакьямуни (также называемый "исполняющий желания") - самая почитаемая статуя в тибетском буддизме. Статуя, изображающая в натуральную величину (1.5м) Будду в возрасте 12 лет, вероятно, была доставлена из Индии, как часть приданого китайской принцессы Вэньчэн в 641 году. Самая красивая статуя Тибета, вылитая из драгоценных металлов и богато украшенная драгоценными камнями, стоит в окружении царя Сонгцен Гампо и его двух жен: китайской принцессы Вэнь Чэн и непальской принцессы Бхрикути, способствовавших распространению буддизма в Тибете.

На третьем этаже находится статуя Палден Лхамо - единственное женское божество среди группы Восьми Защитников Дхармы и основная защитница Лхасы и Далай-ламы. По легенде, она убила собственного ребенка, чтобы положить конец бесконечной военной кампании своего мужа.

А в пригороде Лхасы находятся , утопающие в изумительно прекрасных садах, и , один из самых крупных буддийских монастырей мира.

Монастырь Джоканг (Jokhang monastery) открыт с 11.30 до 17.30 (с 8.00 до 11.30 открыт только для верующих).
Стоимость: 70 юаней (около 8 €), разрешение для фотографирования - 90 юаней.
Время посещения для групп ограниченно одним часом (20 минут отводится на осмотр галереи тысячи Будд, 10 минут на центральный зал и 20 минут на съемки золотой крыши храма, снаружи).

История храма связана с самыми легендарными личностями истории Тибета. Она восходит ко времени правления 33-го царя Тибета, основателя тибетской империи, хранителя веры – дхармараджи Сонцзэн Гампо (620–649). В 631 г. он перенес столицу в Лхасу и построил Белый дворец на вершине Красной горы Марпори. Затем он женился на непальской и китайской принцессах, которые привезли с собой в качестве приданого изваяния Будды: китайская принцесса Вэнь Чэн – Шакьямуни Джо, непальская принцесса Брикхути – Акшобхья Ваджры.

Храм Джокхан, где на протяжении 13 веков хранилась знаменитая статуя, неоднократно разрушался и восстанавливался. Грандиозные разрушения он претерпел во время монгольского нашествия и культурной революции. Основатель школы Гелукпа Цзонхава изготовил для статуи корону из чистого золота, а для Акшобхья Ваджры – из чистого серебра.

Исполняющая желания драгоценность

Почему же так ценится это изваяние Будды Шакьямуни в Тибете – стране, где имеется, возможно, самое большое количество буддийских статуй в мире?

Дело в том, что тибетцы свято верят, что этот образ Будды Шакьямуни сделан при жизни Просветленного. Считается, что Будда лично освятил статую. Безграничная вера тибетцев превратила ее из обычного объекта в божественный, и когда они ее видят, то считают, что перед ними находится сам Будда. Они называют статую «Драгоценным Господином Буддой» и «Драгоценностью, исполняющей желания». Считается, что одно только лицезрение статуи трансформирует энергию человека в позитивную, то есть происходит «освобождение через видение».

Как гласит предание, это изображение Будды изготовил небесный скульптор Вишвакарман под руководством повелителя богов Индры из десяти драгоценностей мира богов и людей. Впоследствии они были переплавлены, и статую отлили в настоящую форму.

Долгое время она находилась в «обители богов», потом в Уддияне, а затем в Индии – Магадхе. Царь Магадхи подарил ее китайскому императору Тайцзуну, после чего она в качестве приданого китайской принцессы попала в Тибет.

Статуя Будды Шакьямуни

Приложиться головой к ноге статуи

По тибетскому поверью, таких изображений Будды всего два. Второе находится в месте рождения Будды – Бодхгайе. Статуя представляет собой высочайший образец буддийского искусства. А вообще изображений Будды, создание которых буддийская традиция приписывает временам Будды, всего несколько в мире. Одним из таких изображений, возможно, является статуя Сандалового Будды, находящаяся в Эгитуйском дацане Республики Бурятия.

Джово Шакьямуни находится в восточной стороне храма в специально отведенном для него святилище, представляющем собой небольшую комнату приблизительно 5 на 5 м. Статуя установлена посредине комнаты на возвышении, к которому ведут несколько ступенек.

В настоящее время она обычно закрыта железной цепной решеткой, через которую паломники могут приложиться головой к ее ноге. Иногда решетку убирают, и несколько раз я видела ее без всякого ограждения.

579 кг чистого золота

Статуя Джо отлита из сплава золота, серебра, бронзы и олова, больше человеческого роста и изображает Будду Шакьямуни в возрасте 12-ти лет, сидящего в позе ваджры (общая высота 1,5 м). В ней содержится 579 кг чистого золота, и по традиции ее называют золотой.

Правая рука Джо лежит на колене в жесте прикосновения к земле, левая – в жесте медитации. Рук не видно, потому что тело покрыто мантией из желтого китайского шелка. Статую отличают роскошные украшения. Индийская прическа волос закрыта короной из кованого золота со вставленными драгоценностями – бриллиантами, рубинами, сапфирами и полудрагоценными камнями, среди которых преобладают кораллы и бирюза.

В зубцы короны инкрустированы изображения божеств. На груди – ожерелье в виде пластрона с большим количеством бирюзы и кораллов и большой белой раковиной с завитком по направлению часовой стрелки. По свидетельству бурятского ученого Г. Цыбикова, раньше на шее висели крупные четки, принадлежавшие китайскому императору минской династии, сейчас четок нет. В руке Будды – чаша. Перед ним на особой подставке – другая большая чаша, на которую поставлена ступа в виде пирамиды с уступами с насыпанными на нее зернами ячменя. На подставке также стоят несколько лампад, в которые паломники непрерывно добавляют принесенное с собой масло.

Восторг и слезы тибетцев

Храм построен в центре старого города Лхасы. Здание небольшое, внешне 2-этажного вида, на самом деле в нем с учетом поверхности крыши – 4 этажа. Общая площадь построек составляет 25 100 кв. м.

Раньше некоторые департаменты тибетского правительства Кашаг располагались в храме. Ежегодно с 5-го по 26-е число первого месяца по тибетскому календарю представители всех монастырей Тибета собираются в Джокханге для проведения религиозного праздника Монлам. В старом Тибете во время Монлама управление Лхасой передавалось монахам монастыря Дрепунг.

В храме сохранены многочисленные бесценные артефакты: более 300 буддийских статуй, фресок общей площадью более 2 600 кв. м., а также огромное количество рукописей, ксилографов, мемориальных досок, стел, танка, ритуальных и музыкальных предметов.

Джокханг, пожалуй, единственный храм Тибета, в котором в любое время сосредоточено огромное количество народа, царит необычайное религиозное воодушевление. Особенно поражает небывалый восторг тибетцев при виде Джово Шакьямуни. Многие плачут, каждый пытается задержаться у статуи и сделать как можно больше простираний, что очень нелегко при большом скоплении народа и давке в очереди.


Тибетолог-монголовед Елена Дамдинова

Достопримечательности храма Джокханг

В храме находится более 30-ти комнат-святилищ. Главной статуей храма, как мы уже говорили, является Будда Шакьямуни Джо. Возможно, второй по своей значимости является 5-составной, 11-ликий и 1 000-рукий Авалокитешвара , который находится в середине северной стены.

По одному из преданий, эта статуя чудесным образом появилась во времена царствования Сонцзэн Гампо. По другому – была слеплена из смеси разных благовонных трав по приказу царя. Кроме того, считается, что внутрь ее помещено сандаловое изображение того же Авалокитешкары, привезенное из Индии.

Существует еще одно предание: сам царь вместе со своими женами, непальской и китайской принцессами, слились с этой статуей в момент смерти. Именно поэтому ее и называют 5-составной, так как она состоит из главной статуи, сандаловой, царя Сонцзэн Гампо и двух его жен. Говорят, что настоящее изображение 5-составного Авалокитешвары было утрачено в период культурной революции, а находящееся в храме сейчас – копия, сделанная в недавнее время. Документами, подтверждающими это или обратное, мы, к сожалению, не располагаем.

Далее через одну комнату в углу на антресолях находится большая статуя реформатора буддизма Цзонхавы . Существует множество легенд по поводу ее происхождения. По одной из них, она была сделана по приказанию царя Сонцзэн Гампо, который предвидел появление на свет великого ламы.

Говорят, что Цзонхава, увидев изваяние, признал в нем самого себя и сообщил об этом посторонним. Те, увидев поразительное сходство, воздали почести, как самому ламе, так и его изображению.

На втором этаже, прямо над главным входом, находится большое помещение, в котором расположены очень чтимые большие статуи царя Сонцзэн Гампо , китайской принцессы Вэнь Чэн и непальской принцессы Брикхути.

Если проследовать по внутренней лестнице на третий этаж, то попадаешь в святилище богини Палден Лхамо , которая считается главным защитником Тибета, особенно среди приверженцев школы Гелукпа. Богиня также особо почитается женщинами. В комнате находятся две статуи богини: справа – в мирной ипостаси, слева – в гневной. В гневной ипостаси богиня держит меч, лицо ее закрыто тканью. Богине преподносят «сэржэм» – ячменное вино или водку.

Внешний и внутренний обход храма

На открытой площадке четвертого этажа, или крыше храма, находятся четыре симметричных золотых павильона, украшенных ступами, бугорками, золотыми колокольчиками, отлитыми в виде божеств и животных. Над воротами храма находятся золотые священные лани и колесо учения, слева и справа установлены символы процветания буддизма – золотые гьялцены, напоминающие большие колокола. С крыши храма открывается прекрасный вид на главную площадь, город и дворец Потала.

Поклонение храму заканчивается его внутренним и внешним обходом. Внутренний обход (Нангкхор) проходит под навесом, где по периметру всего здания расположены молитвенные барабаны. Стены вокруг храма расписаны с обеих сторон картинами, изображающими 108 историй из многочисленных рождений Будды.

Внешний обход (Бакхор) проходит по одноименной и многолюдной улице Лхасы, на которой с обеих сторон расположены многочисленные лавки, торгующие различными товарами религиозного предназначения. Целый день по ней движется толпа людей, особенно в утренние и вечерние часы. Люди быстро идут по улице в направлении солнца, перебирают четки, крутят молитвенные барабанчики, начитывают мантры. Немало паломников совершает обход, простираясь по земле.

Храм Джокхан и улица Бакхор – поистине сердце Тибета, где воочию чувствуешь его живое биение.

Храм Джоканг (Jokhang, тиб.: ཇོ་ཁང་ jokhang, кит.: 大昭寺 dazhaosi) или Цуклаканг (Tsuglagkhang, тиб.:་གཙུག་ལག་ཁང་ gtsug lag khang) – «сердце Лхасы», «Великий Храм Лхасы» – является самым священным и почитаемым местом буддийского паломничества как и в Лхасе, так и во всем Тибете. Джоканг в переводе с тибетского означает «Дом Будды». Здесь хранится самая священная статуя всего Тибета – 12-летний Джово Будда. В Джоканг съезжаются паломники из всех уголков Страны Снегов. Они совершают простирания перед главным входом, делают подношения масла в горящие на протяжении многих веков лампады, возносят молитвы о счастье всех живых существ.

История храма Джоканг

Джоканг располагается в историческом центре Лхасы на площади Баркхор. Строительство храма было начато в 7 веке во время правление царя Сонгцена Гампо. Место для будущего храма выбрала принцесса Вэньчэн – китайская супруга царя, а его строительством руководила непальская супруга царя по имени Брикути. Тем самым, храм Джоканг был построен на важнейшем месте силы в соответствии со всеми принципами геомантии (фэншуй). Внешний вид храма отразил в себе культуру Китая, Тибета, Непала и Индии.

В 7 веке буддизм только начал свое распространение в Тибете, тесно взаимодействуя с древней тибетской шаманской религией Бон, последователи которой имели дело с духами и демонами, населяющими всю Страну Снегов. Царь Сонгцен Гампо был ревностным буддистом, который достиг многих духовных реализаций. Однажды, будучи в глубокой медитации, он вышел из тела и взлетел высоко в небо, откуда увидел, что земля Тибета подобна телу упавшей на спину гневной демоницы. И если эту демоницу не укротить, то она будет препятствовать распространению буддизма в Тибете. Тогда Сонгцен Гампо решил усмирить демоницу, построив на ее теле буддийские храмы.

Принцесса Вэньчэн, используя принципы фэншуй, высчитала, что сердце демоницы располагалось в самом центре Лхасы под водами озера Охтанг, поэтому было нужно как можно скорее озеро осушить и на его месте построить храм, который бы заменил сердце гневной демоницы на сердце буддизма. Этим храмом и стал храм Джоканг. Когда в 638 году начали воздвигать храм Джоканг, местные бонские духи мешали строительным работам. Так, долгое время не удавалось осушить озеро Охтанг. Днем люди засыпали озеро землей, а ночью духи выносили из озера всю землю обратно. Тогда Сонгцен Гампо погрузился в медитацию, во время которой ему пришло решение этой проблемы: озеро Охтанг должно было быть засыпано землей из связенного места Драк Йерпа, находящегося в 35 километрах от Лхасы. Причем земля из Драк Йерпы должна быть принесена на козлах. Решение принесло плоды – озеро было осушено и в 647 году храм Джоканг был наконец возведен. В то время храм носил имя Раса Трулнанг (тиб.: ར་ས་འཕྲུལ་སྣང་ rasa ‘phrul snang), что в переводе с тибетского означает «Магическое Видение Расы». Ранее Лхаса называлась Раса – «место козлов», а после строительства Джоканга имя было переименовано в Лхасу – «место Богов».

Помимо Джоканга царь Сонгцен Гампо выстроил на теле демоницы «четыре монастыря четырех сторон света» и еще восемь буддистских монастырей. В сумме было построено 12 буддийских храмов, которые располагались тремя кольцами по всей территории Тибета. В каждом из трех колец находилось по четыре храма: первые четыре храма закрепили бедра и плечи демоницы, создав защитное кольцо вокруг Лхасы. Вторая четверка закрепила ее колени и локти, а третья четверка – руки и ноги. Таким образом, демоница было полностью покорена и буддизм в итоге укоренился и стал активно распространяться в Тибете.

Архитектура храма Джоканг

Главные ворота храма обращены в сторону Непала, откуда прибыла в Тибет принцесса Брикути. Первоначальный облик Джоканга был оформлен в неварском стиле. Впоследствии к дизайну были добавлены элементы модели буддийского монастыря Викрамашилы северо-западной Индии. Принцесса Брикути планировала завершить строительство Джоканга в виде трехэтажного храма, но во время ее жизни было построено только два этажа. Это свидетельствует о преждевременной смерти принцессы. Однако позднее третий этаж был достроен, после чего Джоканг стали символизировать с Трикаей – тремя телами Будды: Дхармакая, Самбхогакая и Нирманакая. В то же время трехэтажный Джоканг символизирует три сферы местропребывания – Тридхату: Сфера чувственного, Сфера форм и Сфера отсутствия форм.

Святыни храма Джоканг

В храме находятся множество статуй Будд, бодхисаттв и дхармапал. Главный храм Джоканга называется Тсамканг Ума, где располагается самая священная статуя всего Тибета – Будда Шакьямуни или Джово Будды в возрасте 12 лет, привезенный китайской прицессой Вэньчэнь. Эта статуя была изготовлена скульптором по имени Вишвакарман из Капалавасту. Позднее индийский правитель королевства Магадха подарил эту статую правителю Китая. И уже в 7 веке принцесса Вэньчэн привезла ее в Тибет. Изначально для этой статуи был построен храм Рамоче, располагающийся вблизи Джоканга, где и находился Джово Будда вплоть до культурной революции середины 20 века. В то время как храм Джоканг был построен для статуи Будды Акшобхьи (тиб. འཁྲུགས་པ་མེད་པ་ ‘khrugs pa med pa / མི་བསྐྱོད་པ་ mi bskyod pa) в возрасте 7 лет, привезенный непальской принцессой Брикути. Так с 7 века вплоть до культурной революции 12-летний Джово Будда был в храме Рамоче, а 7-летний Акшобхья – в храме Джоканг. Однако во время культурной революции на эти статуи шла охота, поэтому с целью сохранения их поменяли местами.

Помимо Джово Будды в храме Джоканг хранятся и другие священные статуи и изображения, среди которых есть и самопроявленные – изображения Будды, которые сами по себе проявились на стенах.

Другие святыни – статуя защитницы всего Тибета Палден Лхамо с лягушиным лицом, храм Будды Будущего, храм Авалокитешвары – бодхисаттвы сострадания, храм Амитаюса, а также внушительный алтарь Гуру Ринпоче, алтарь Цонкапы и другие. В сумме в Джоканге насчитывается около 800 древних священных статуй будд и бодхисаттв, но большинство из них недоступны для посетителей.

Джоканг сегодня

В настоящее время Джоканг представляет собой четырехэтажный храм с крышей из позолоченной бронзы. Перед главным входом в Джоканг тибетцы читают молитвы, выполняют простирания, а также часто можно увидеть тех, кто выполняет практику подношение мандалы. Напротив главного входа есть небольшой подвал, где постоянно горит тысяча масляных лампад.

Вокруг Джоканга проходит одна из самых священных “кор” (обход по часовой стрелке буддийской святыни) – “Баркхор кора”, на которой с утра до вечера ходят сотни тибетцев – как и местные из Лхасы, так и приехавшие издалека паломники. На площади Баркхор и на самой коре вокруг храма Джоканг располагается множество магазинов с тибетскими сувенирами, тханками, буддийскими статуями, тибетской одеждой и украшениями, тибетские чайные и рестораны на любой вкус.

В Тибете есть много мест силы, святынь, монастырей и священных вершин, но храм Джоканг обязателен для посещения как для паломников, так и для приезжающих туристов. Джоканг – это сердце Лхасы, сердце всего Тибета и сердце буддизма.

«В наше время, в наш век Будду представляет статуя Джово и Каньгьюр. Именно это он оставил после себя. Если человек умирает, не встретившись ни с тем, ни с другим, это, по моему мнению, все равно, что с пустыми руками вернуться с острова сокровищ.» – Джамьянг Кхьенце Вангпо

Тибетский дракон — один из представителей восточных мифологических драконов и наиболее близок к китайскому. Украшение «свирепый дракон» характерно для тибетских храмов, например для храма Джоканг в Лхасе. В Тибете существует много сказок и историй о драконах. Говорят, что, когда юный Доргзонг Ринпоче посетил Йонтен Ритро в Ронгми, Кхам, вся деревня видела девять драконов.

Одна из историй говорит об охотнике, который провалился в пещеру и не сумел выбраться оттуда. В пещере находился спящий дракон и освещал её собственным светом. Чтобы не умереть от жажды, человек стал слизывать росу с жемчужины, зажатой в драконьих лапах, и выяснил, что роса очень питательна и делает его счастливым и здоровым. Весной дракон пробудился и взлетел из пещеры, а охотник, ухватившийся за его хвост, выбрался вместе с ним.

Знаменит также полёт дракона в небеса с холма перед монастырём Нубчен в Гонджо, Кхам. Это произошло во время посещения восьмым Дорзонгом Ринпоче этого места для «интронизации» одного Ринпоче и благословения реконструированного алтаря, разрушенного во время Культурной Революции. Церемония проходила внутри храма 16-го июня 1993 года. Но большинство людей не помещалось внутри и разместилось снаружи. Вдруг кто-то увидел дракона, стремительно взлетающего в небеса с вершины холма. Как принято в Тибете и, особенно среди жителей Гонджо в радостные моменты, все закричали: «Кьи… Лха Дже Ло… Кьи… Лха Дже Ло…». Это старинный клич, означающий: «Будьте счастливы! Да будут боги победоносны!»

Когда крики достигли храма, сидящие внутри подумали, что те, кто снаружи, «пьяны от счастья» и таким образом выражают радость. Так и сказали Дорзонгу Ринпоче. В этот момент в храм вбежали и сказали, что дракон поднимается прямо в небеса с холма, расположенного рядом с монастырём. Тибетцы верят, что если загадать желание, когда видишь взлетающего дракона — обязательно сбудется. Обычно они молятся о мире и счастье всех живых существ, скандируя: «Сем че там че ла га мо сид мо йонгое».

Кончок Таши, фотограф Дорзонга Ринпоче, вышел посмотреть на это странное явление и увидел дракона, перелетающего с одной вершины на другую, виляя хвостом. Он ринулся в комнату лам, чтобы взять фотоаппарат и сфотографировать это. Но когда он вернулся, дракон уже почти целиком скрылся в облаках. И только часть хвоста была видна.

Из энциклопедии Роберта Бира

Сверхъестественные животные четырёх направлений

Четыре животных, окружающих коня ветров, — гару-да, дракон, лев и тигр — происходят из древней китай-ской традиции геомантии и астрологии. В Древнем Китае четыре направления приравнивались к четырём сезонам: рассветное солнце на востоке символизиро-вало весну, полуденное солнце на юге — лето, закатное солнце на западе символизировало осень, а неосвещён-ные солнцем районы севера — зиму. Каждому из этих направлений приписывалось одно из четырёх «сверхъ-естественных», или «духовноодарённых», существ. Голубой дракон символизировал восточную четверть, красная птица солнца, или феникс, — южную четверть, белый тигр — западную четверть и черепаха, или тём-ный воин, — северную четверть. Четыре цвета этих животных соотносятся с китайской геомантической мандалой четырёх секторов рая, с синим — на востоке, красным — на юге, белым — на западе, чёрным — на севере и с жёлтым, обозначающим землю, — в центре. В фэн-шуй (буквально «ветер и вода») четыре живот-ных представляют четыре геомантических качества, или характеристики пейзажа. Эти четыре создания со своими различными характерными особенностями изначально символизировали животных четырёх ква-дрантов древнего китайского зодиака. Позднее их ко-личество было увеличено, чтобы включить все двенад-цать животных китайского зодиакального цикла. Три из них по-прежнему остаются — это дракон, птица и тигр.

В китайском символизме геомантии противопо-ложность тигра и дракона — довольно часто повто-ряющийся мотив. Старый тигр смотрит задумчиво и с тоской на молодого дракона, что символизирует одновременно и полярность, и союз принципов инь и ян. Тигр, царь земных созданий, представляет тёмный женский принцип инь чётных чисел, а дракон, как вла-дыка небесных созданий, представляет светлый муж-ской принцип як нечётных чисел. Как эмблема жизнен-ной силы дракон весны представляет собой рождение, красная птица лета — юность, белый тигр осени представляет старость, а чёрный воин — смерть. В буд-дийском символизме четыре животных-охранителя символизируют преодоление четырёх великих стра-хов — рождения, болезни, старости и смерти.

Тибетская традиция переняла и сохранила трёх из этих четырёх животных: бирюзового дракона, крас-ную птицу гаруда и жёлтого полосатого тигра. Черепа-ха, или чёрный воин, — национальная эмблема Китая была заменена белым снежным львом — национальной эмблемой Тибета. Такое сочетание цветов — синего, красного, жёлтого и белого — с зелёным конём ветров посередине соотносится с буддийским устройством мандалы, с Амогхасиддхи, представляющим зелёный элемент воздуха, в центре.

ДРАКОН (санскр. vritra , тиб. ‘brug , кит. lung )

Монотеистические религии Среднего Востока и Евро-пы представляли дракона как свирепого сатанинского монстра, охранителя сокровищ, похитителя детей и соблазнителя девственниц. Святой Михаил и святой Георгий — это архетипичные рыцари, которые разру-шили животную силу дракона, подавляя все силы зла и высвобождая всё чистое, в форме детской невинности, целомудрия девы или скрытых сокровищ.

Восточный дракон рассматривается в куда более позитивном свете. Он представляет сильный принцип ян, принцип небес, изменений, энергии и созидания. Основной образ китайского дракона впервые встре-чается на найденных на раскопках артефактах, отно-сящихся к периоду неолита, приблизительно к пятому тысячелетию до нашей эры. Дракон как таковой явля-ется одним из самых ранних изобразительных симво-лов человечества. Вероятно, изначально дракон служил в качестве тотема племени, объединяя в своём образе голову свиньи с телом змеи и гривой лошади. Суще-ствует запись о том, что Жёлтый император Хуан-ди выбрал облако как свой символ, Пламенный император Янь-ди взял огонь своим символом, император Чжуан-сюй выбрал своим символом воду, император Тай-хао взял дракона как свой символ, а император Шао-хао выбрал своим символом птицу феникс. Хотя каждая из этих династий имела корни в разных племенах, их символы и по сей день можно видеть избражёнными на атрибутах императорской власти и в парчовых ор-наментах.

Дракон и феникс, представляющие императора и императрицу Китая как союз небес (дракон) и земли (феникс), по мнению археологов, происходят от сви-ньи и фазана. Окаменелые останки динозавров найде-ны в Китае и часто встречаются в пустыне Гоби. Веро-ятнее всего, именно они навеяли нашим предкам образ гигантского змееподобного дракона.

Ранние письменные описания дракона появляются в «Каноне перемен», или «И цзин», где становится ясна неуловимая ускользающая созидательная нату-ра дракона. Существует поверье о том, что дракон — мастер перевоплощений, что он может изменять своё обличье по своей воле. Он может становиться неви-димым, уменьшаться до размеров личинки тутового шелкопряда или делать своё тело огромным, заполняя собой все небеса. Во время весеннего равноденствия он поднимается на небо, где пребывает вплоть до осен-него равноденствия, после чего спускается в глубокий омут, покрываясь грязью, и там остаётся до следую-щей весны. Как одно из четырёх сверхъестественных животных, лазурный, или бирюзовый, дракон пред-ставляет увеличение светового дня весной и восход на востоке.

Как и индийский нага, легендарный китайский дракон всегда ассоциировался с прогнозированием по-годы, это в особенности связано с низкими кучевыми облаками, грозовыми тучами и бурями. Разветвлённые молнии вырываются из его когтей, и пламенная шаро-вая молния вылетает из его пасти. Голос дракона — это раскат грома, его бьющееся тело среди тёмных грозо-вых туч рождает град молний, а проливной дождь из-ливается из его искрящейся чешуи. Четыре драгоцен-ности, которые он держит в когтях, производят росу и потоки дождя, когда он сжимает их сильнее. Для пред-сказания погоды также использовался панцирь чере-пахи, а молитвы нефритовому дракону возносились во время засухи. Ливень был известен как «живущий дра-кон», а торнадо или смерч — как «висящий дракон», тогда как волны прилива и подводные землетрясения рассматривались как гнев одного из четырёх драконов океана. В китайских анналах сохранилось несколько изображений, выполненных знаменитыми художни-ками, специализировавшимися исключительно на дра-конах, их просили рисовать драконов во времена за-сухи — обычно на четырёх стенах специального зала, возведённого недалеко от пруда дракона. Драконы были настолько реалистично нарисованы, что, говорят, будто они оживали, разрушая стены зала в неистовстве грома и дождя, и ныряли в пруд дракона. Изображение драконов стало основной формой искусства в средне-вековом Китае, особенно в период Пяти династий (907-960 гг. н. э.) и династии Сун (960-1279 гг. н. э.), когда сформировались отдельные школы рисования драконов и рыб.

В Китае существует более семидесяти способов написания иероглифа «дракон». Дракон может про-являться в форме девяти отдельных разновидностей: небесный, духовный, крылатый, змеевидный, рогатый, носатый, жёлтый, водный дракон и дракон, охраняю-щий сокровища. Говорится, что типичный дракон со-стоит из трёх секций и являет девять подобий. Три секции: это первая — от головы до передних лап, вто-рая — от передних лап до поясницы, третья — от по-ясницы до хвоста. Девять подобий следующие: голова дракона подобна голове верблюда; рога, как у оленя; глаза, как у демона, кролика или креветки; шея, как у змеи; чешуя, как у рыбы; живот, как у огромного мол-люска или как у лягушки; уши, как у коровы; ноги и лапы, как у тигра; когти, как у орла. Помимо этого на спине у дракона хребет из восьмидесяти одного спин-ного зубца, подобного хребту варана, его вьющиеся волосы напоминают конскую гриву. Над верхней гу-бой усы, как у сома, маленькая бородка свисает с под-бородка, взгляд дикий. По всей морде дракона складки морщин; челюсти, колени и хвост венчают гряды зао-стрённых зубцов. У дракона цилиндрические рога, как у оленя, а от его лап распространяются языки пламени. Он извивается среди кучевых облаков, сжимая в лапах четыре драгоценности, исполняющие желания, — че-тыре элемента магических достижений.

В качестве символа власти китайского императо-ра небесный, или дворцовый, дракон изображался с пятью когтями. Министры императора носили знаки отличия, изображавшие драконов с четырьмя когтями, а чиновники более низкого ранга — с тремя когтями. Элитарность императорского пятипалого дракона с пятью когтями стала законом во времена династии Юань (1271-1368), когда император издал указ, за-прещающий простым людям изображать драконов или носить одежду с их изображением. Официально только драконы с пятью пальцами признавались ис-тинными драконами — остальные были известны как питоны (пифоны).

«И цзина» лун, ли океанов и че-шуйчатый чао,

В Китае существует поверье, что жемчужины по-являются изо рта океанского дракона, в то время как в Индии считается, что жемчужины возникают из сол-нечного огня. В Индии есть поверье, что жемчужины защищают от вреда, который способен причинить огонь. Пара китайских драконов изображается в борь-бе за обладание огненной жемчужиной или в небесной погоне за неуловимой жемчужиной. Мгновенный кон-такт дракона с жемчужиной вызывает вспышку молнии, которая освещает темноту мрачных облаков, являя зигзагообразную форму дракона как вспышку бело-го света, а раскатистый рык его голоса — как грохот грома. Пламенеющая жемчужина — это, в сущности, яйцо потенциальности, которое оплодотворяется дра-коном. Как символ полярности — это негативная точ-ка или сущностное семя, которое вступает в контакт с позитивным зарядом во время электрической бури. Её стремительное а чиновники более низкого ранга — с тремя когтями. Элитарность императорского пятипалого дракона с пятью когтями стала законом во времена династии Юань (1271-1368), когда император издал указ, за-прещающий простым людям изображать драконов или носить одежду с их изображением. Официально только драконы с пятью пальцами признавались ис-тинными драконами — остальные были известны как питоны (пифоны).

Магическое число девять имеет нумерологическую связь с драконом. Существует девять разновидностей дракона, девять подобий, у дракона восемьдесят один спинной зубец, и ян, или небесные линии «И цзина» формируются числом девять. Подобно этому китай-ский император носил одеяния с изображением девяти драконов, восемь из них были вышиты на внешней сто-роне одежд, а один, «скрытый дракон», был спрятан на внутренней стороне. Хотя существуют только три основных вида драконов: могущественный рогатый лун, дракон глухого грома небес, чей рык и движения вызывают гром и молнии; безрогий ли океанов и че-шуйчатый чао, обитающий в горных озёрах и пещерах.

Отдельный символ, сопровождающий драко-на, — это мистическая пламенная жемчужина, или «жемчужина, сияющая в ночи». Она изображается как маленькая красная или белая сфера, окружённая пламенем. Легенда гласит, что один из китайских ми-нистров исцелил раненую змею, которая на самом деле оказалась сыном царя драконов. В знак благодарности за проявленную доброту змея извергла изо рта свер-кающую жемчужину и преподнесла её министру, ко-торый в свою очередь передал её императору. В импе-раторском дворце она излучала столь мощное сияние, что «ночью стало светло, как днём». В соответствии с историческими источниками император Цянь-лун (1736-1796 гг.) носил в качестве венчающего украше-ния своего шлема редкую пресноводную жемчужину из реки Сунхуа.

В Китае существует поверье, что жемчужины по-являются изо рта океанского дракона, в то время как в Индии считается, что жемчужины возникают из сол-нечного огня. В Индии есть поверье, что жемчужины защищают от вреда, который способен причинить огонь. Пара китайских драконов изображается в борь-бе за обладание огненной жемчужиной или в небесной погоне за неуловимой жемчужиной. Мгновенный кон-такт дракона с жемчужиной вызывает вспышку молнии, которая освещает темноту мрачных облаков, являя зигзагообразную форму дракона как вспышку бело-го света, а раскатистый рык его голоса — как грохот грома. Пламенеющая жемчужина — это, в сущности, яйцо потенциальности, которое оплодотворяется дра-коном. Как символ полярности — это негативная точ-ка или сущностное семя, которое вступает в контакт с позитивным зарядом во время электрической бури. Её стремительное движение по небесам сопровожда-ется вспышками молний, раздвоенные линии которых восходят на небо и нисходят на землю. Одна из формдвижение по небесам сопровожда-ется вспышками молний, раздвоенные линии которых восходят на небо и нисходят на землю. Одна из форм молний известна как «жемчужная молния», её раздво-енный кончик делится на множество маленьких белых сфер. Огненная жемчужина определяется как шаровая молния, солнце, луна или сущность семени дракона, а «жемчужина великой награды» — как буддийская драгоценность, исполняющая желания.


В индийской традиции дракон не выделяется осо-бенно, его качества полностью выражаются в местном индийском образе нага. Возможно, ближайшая анало-гия дракона появляется в легенде о небесном змее Ври-тре, демоне дождя и засухи, с которым на протяжении длительного времени, чтобы вызвать дождь, сражается Индра. Другая ведическая легенда говорит о Мегхана-де, «рычащем в громовых тучах», который был сыном демона Раваны и однажды одолел Индру, сделавшись невидимым. Санскритский термин мегха означает «гром» и также иногда используется для обозначения дракона. Японцы адаптировали китайского дракона, который стал известен как Рю Джин, «царь морей».

В буддизме дракон — это трон и транспортное средство Вайрочаны, белого будды центра или востока. Синий бирюзовый дракон — это средство передвиже-ния многих божеств-охранителей, воздушных божеств или божеств бурь. Также бирюзовый дракон — это охранитель сокровищ (в таком случае он определяется как змей нага).

Тибетский термин для обозначения дракона (тиб. " brug ) связывается со звуком грома. Буддийское королевство Бутан известно в оригинальном произ-ношении как Друк Юл, что означает «страна громо-гласного дракона». Её обитатели известны как друкпа, они называются так в честь линии друкпа кагью, осно-ванной Цангпа Гьяре, который был свидетелем вос-хождения девяти драконов с земли на небеса в местно-сти Ралунг, где впоследствии был. основан монастырь Ралунг (около 1180 года). Восхождение одного или нескольких драконов на небо — это всегда благопри-ятный знак. Даже за последнее десятилетие было от-мечено несколько случаев появления драконов в Тибе-те, один из которых был зафиксирован на видеокамеру. В Тибете и Китае к дракону не относятся как к чисто мифологическому созданию. Появление драконов от-мечалось в истории слишком часто, чтобы отнести их к мифологическим созданиям или неким исчезнувшим видам животных.

Рисунок 43. Драконы. (Из энциклопедии тибетских символов и орнаментов, автор Роберт Бир)

На этом рисунке представлены семь драконов в китай-ском и тибетском стилях. Наверху справа — дракон с четырьмя когтями спускается из облаков, сжимая в лапах драгоценности. Наверху слева — пятипалый дракон растопырил свои когтистые лапы. Посередине извиваются три дракона, сжимая в когтях драгоцен-ности. Молнии, огненные шары и градины испускает дракон слева. Внизу слева — голова и передние лапы дракона с четырьмя когтями выглядывают из облаков. Между драконами приведены шесть примеров пла-менных жемчужин, которые проявляются как диск, драгоценность и спиралевидная, похожая на раковину сфера. Чешуя дракона рисуется двумя разными спосо-бами — как чешуя рептилий или как дуги кругов или овалов разных размеров. Такие способы применяются по отношению ко всем амфибиям, рыбам и рептили-ям в тибетском искусстве, так изображается кожа че-репах, лягушек, ящериц, чешуя змей, рыб, нагое, ма-кар и драконов. В нижнем левом углу — два примера лапы дракона, мягкие подушечки стоп, как у тигра, и чешуйчатые пальцы с когтями, как у ястреба или орла. В основании листа изображён небольшой участок тела дракона, покрытого чешуёй, одна из чешуек направ-лена назад, в противоположном направлении. В евро-пейской рыцарской мифологии это считалось одним из уязвимых мест на теле дракона, куда следует нано-сить удар кинжалом, чтобы убить чудовище.

Давно я собиралась заняться китайским орнаментом, и вот наконец мне предоставилась эта возможность. Начну с самого популярного мотива китайского искусства - дракона.
Его изображения в изобилии встречаются на балках китайских дворцов и храмов.

Посмотрим, что о нем пишет Википедия.

"Китайский дракон — в китайской мифологии и культуре символ доброго начала ян (в отличие от дракона европейского) и китайской нации в целом, прочно ассоциирующийся со стихией воды. По китайским поверьям, змей-лун обитает в реках, озёрах и морях, но способен взмывать и в поднебесье. Ритуалы по вызыванию дождя не обходились без изображений дракона уже в VI в. до н. э.
Внешне китайского дракона описывают через подобия: голова верблюда, рога оленя, глаза демона, шея змеи, чешуя карпа (чешуй должно быть 81 или 117), когти орла, лапы тигра и уши коровы. Однако на изображениях часто заметно расхождение с этим описанием. На голове драконов находится их важнейшая принадлежность — шишка на макушке, благодаря которой они могут летать без крыльев. Однако её на изображениях можно увидеть нечасто.

Китайцы разделили драконов на группы, в которых каждая порода имеет свои отличительные характеристики. Появились четыре главных брата-дракона Лун-ван: Ао-Куан, Ао-Цзюнь, Ао-Шунь и Ао-Цинь.

Основные породы дракона следующие:

Тяньлун — Небесный дракон, который охраняет чертоги богов и возит их на колесницах.
Фуцанлун — Дракон скрытого сокровища, который стережёт под землёй драгоценные камни и металлы и волнует землю вулканами.
Дилун — Земляной дракон, который заведует морями и реками.
Инлун — Божественный дракон, от которого зависят погода, ветер, дождь и который гремит с неба громом.
Последние два вида дракона в народном воображении срослись в фигуры царей драконов, которые имеют тело человека и голову дракона. Живут они в морях на востоке (Восточно-Китайское море), юге (Южно-Китайское море), западе (Индийский океан) и севере (вероятно, Байкал).

Другие породы драконов: цзюлун — чешуйчатый дракон (синий), инлун — дракон с крыльями, цзюлун с рогами (синий), безрогий чжилун (красный, белый и зелёный), паньлун, связанный с землёй. Китайские драконы могут быть также чёрного, белого, красного или жёлтого цвета, среди которых последний считается главнейшим. Каждый дракон рождается из золота того же цвета, что и его шкура. Возраст дракона также можно определить по цвету шкуры. Жёлтым , красным, белым и чёрным драконам — тысяча лет, синим — восемьсот.

Как царь животных, дракон служил символом императорской власти."