Когда встречают новый год римляне шарарам. Рождественские прогулки по риму. Новый год у различных народов

Этот яркий и веселый праздник отмечается в разных странах по-разному, однако, везде он любим и ожидаем. Это самый популярный из всех существующих праздников. Складывался он на протяжении долгого времени и у него есть своя невероятно любопытная история. Новый год отмечали еще древние египтяне. Этот факт подтверждают археологи, которые, раскопав египетские пирамиды, нашли сосуд с надписью: “Начало Нового года”.


Древние обычаи или, как и почему встречали Новый год в старину


Первобытные люди не считали лет и не задумывались, какой год у них на дворе: просто тёплое лето сменялось дождливой осенью, за ней приходила снежная зима, а после долгих холодов звенели ручьи. Одни народы считали, сколько они встретили вёсен, другие — сколько смогли пережить суровых зим.
В Древней Армении, например, как и в Древней Индии, Новый год начинался 21 марта, в день весеннего равноденствия. Страна просыпалась от зимнего сна вместе с новым Солнцем. Дни становились длиннее, а люди начинали новую жизнь. В первый день весны они загадывали желания и закрепляли их, привязав к ветви дерева ленточку, или повесив на него своё украшение.
А пришла традиция праздновать Новый год в день весеннего равноденствия из Древней Месопотамии. Здесь каждый год вслед за 21-м днём месяца нисану (в день весеннего равноденствия) начинала прибывать вода в реке Тигр, а через две недели — в Евфрате. Именно поэтому все земледельческие работы начинались в этом месяце. Жители Месопотамии встречали этот день красочными шествиями, карнавалами, маскарадами, песнями и плясками.

В Древней Греции Новый год наступал в день летнего солнцестояния— 22 июня. Празднование открывалось шествием в честь бога виноделия Диониса. Свиту Диониса составляли сатиры— дети земных женщин и Пана— козлоподобного бога стад, лесов и полей. Сатиры пели гимны в честь Диониса. Позднее, во времена Перикла и Сократа, сатиров заменили жрецы. Каждый раз под Новый год они собирались в окрестностях Афин, обряжались в козлиные шкуры и блеющими голосами воспевали Диониса.

В Древнем Египте Новый год праздновался в июле во время разлива Нила. В ночь с 19 на 20 июля жрецы в парадных одеждах под слаженное пение направлялись в заранее определённое место, поднимали лица к чёрному южному небу, стараясь первыми заметить, когда взойдёт над горизонтом самая яркая звезда— Сириус. Её появление на небосклоне означало наступление Нового года.
В Древнем Риме Новый год также праздновали в начале марта до тех пор, пока Юлий Цезарь не ввёл новый календарь (28 февраля 46 г. до н. э.). После этого первым днём Нового года стали считать первый день января. Своё название январь получил в честь римского бога— двуликого Януса. Одно лицо Януса было обращено назад к прошлому году, другое— вперёд к новому. В новогодний праздник римляне украшали свои дома и дарили друг другу подарки и монеты с изображением этого бога. Празднования продолжались несколько дней. В Древнем Риме первыми подарками были ветви лавра — символы счастья и удачи. Одаривали друг друга также и плодами, оклеенными позолотой, финиками и винными ягодами, затем медными монетами и даже ценными подарками.

У кельтов, жителей Галлии (территории современной Франции и части Англии) Новый год начинался в конце октября. Праздник назывался Samhain (конец лета). В этот праздник кельты украшали жилище омелой, чтобы изгнать призраков. Они полагали, что именно в Новый год духи мертвых являются живым. Кроме того, кельты унаследовали и много римских традиций, в том числе и требование новогодних подарков от подданных.

В Средние века в праздновании нового года был полный разброд. В зависимости от стран, время начало года было различным: так 25 марта, праздник Благовещения - отмечали начало года в Италии, а в Южной Италии и Византии, и на Руси началом года принято считать 1 сентября, так же во многих странах год начинался в праздники Рождества или Пасхи, а на пиренейском полуострове время отсчета нового года было, как и сейчас - 1 января. Церковь же была категорически против последней даты, так как она разрывала цикл Рождественских праздников. И только к 18 веку в Европе пришли к единой дате (так например Новый год в средневековой Англии начинался в марте, и лишь в 1752 года было принято решение парламента перенести Новый год на 1 января) К этому же времени начинают складываться современные европейские традиции празднования Нового года
История праздника на Руси

Наши предки, восточные славяне, отмечали приход Нового года точно так же, как и другие народы, весной. Год делили на две половины: летнюю и зимнюю. Начинался он с первого весеннего месяца — марта, потому что именно с этой поры природа пробуждается ото сна к жизни.

На Руси существовало долгое время пролетье, т.е. первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали авсень, овсень или тусень, который в последствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, - последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали - значит, наступил новый год. Это был праздник Весны и новой жизни.
Но и зимой, в то время что мы празднуем сейчас у древних славян был праздник - Коляды празднуются с 25 декабря по 6 января (Велесов день). Таким образом, 25 декабря - это начало целых 10 дней праздника. Это время рождения нового Солнца, а также «перевал» года через самые короткие и темные дни исстари отмечалось как время колдовства и разгула нечистой силы. Гадание на святки - это один из отголосков старого славянского праздника Коляды.25 декабря, как день «на воробьиный носок» прибавился, собирался народ колядовать. Делать это полагалось в страшных масках, изготовленных из натуральных материалов - меха, кожи, мочала, бересты. Надев маски, ряженый народ отправлялся по домам, колядовать. При этом пелись так называемые колядки, прославлявшие хозяев и обещавшие богатство, счастливое замужество и т.д. После колядования принимались за пир-горой. В избе, в красном углу, обязательно стояли сноп (дидух) с воткнутой в него деревянной ложкой или соломенная кукла, изображающие Коляду.
Пили мед, квас, узвар (отвар сушеных фруктов, компот, по-нашему), ели кутью, баранки и караваи, после пира с песнями и плясками отправлялись на улицу, чтобы обязательно вкатить на горку горящее колесо, олицетворяющее солнце, со словами «В гору катись, с весной воротись». Самые стойкие встречали и настоящее солнце - холодным зимним утром.

В 988 г. Русь приняла христианство, и вместе с новой религией к нам пришёл Византийский календарь. Это был юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев; семидневной неделей и продолжительностью года в 365,25 суток. Так же вошла в употребление и византийское летосчисление, где сотворение мира относилось к 5508 г. до Рождества Христова.
По новому для Руси календарю год должен был начинаться в сентябре. Как известно, с традициями бороться очень непросто. Даже окрестившись, русский народ упорно продолжал встречать Новый год по старинке 1 марта — с началом весны. Отголоски обычаев того далёкого праздника сохранились до сих пор в некоторых обрядах Масленицы.
Время шло, и примерно к XII в. народ совершенно освоился в новой обстановке и стал встречать сначала свой традиционный Новый год в марте, а через несколько месяцев — в сентябре.
Сентябрьский Новый год русские люди встречали с удовольствием, торжественно и по чину. Многие стремились приехать на праздник в Москву, где устраивались пышные торжества. Из всех городов и селений к Белокаменной тянулись подводы и телеги крестьян, спешили кибитки дворян и гремели колёсами по бревенчатым настилам мостовых рыдваны важных бояр. Всем хотелось побывать в Кремле и посмотреть стольный град.
Встречали Новый год так же, как делаем мы сегодня, ночью. В последний вечер старого года дорогие гости и почтительные родственники обязательно сходились в дом главы семейства или старшего в роду. Гостей приветливо встречали, усаживали за накрытые столы, угощали мёдом, малиновой бражкой или заморским вином — смотря по достатку хозяев. За неспешной беседой ждали полуночи. Ровно в двенадцать в тишине гремел выстрел вестовой пушки, возвещавшей о наступлении Нового года, и сразу же бил большой колокол на Иване Великом. Все обнимались, троекратно целовали друг друга, поздравляли с Новым годом и желали добра и мира.
И начинался пир! Кто гулял всю ночь до рассвета, а кто, памятуя о завтрашних делах, выпивал чарочку, да и на боковую. Приехавшие праздновать Новый год в Москву утром непременно шли в Кремль, на Соборную площадь. Там происходило действо, потрясавшее воображение наших предков. В соборах горели мириады свечей, басами пели дьяки, сияло золото богатых иконостасов, толпился пёстро и празднично одетый народ. С хоругвями в руках стояли наряженные в парадные кафтаны, вооружённые бердышами стрельцы.
Всего чуть более двухсот лет россияне пользовались такой системой счёта лет.
Последний раз осенний Новый год был отпразднован 1 сентября 1698 г…
Накануне 1700 года Петр І издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю - 1 января. Петр повелел всем москвичам украсить свои дома и большие проезжие улицы сосновыми, еловыми, можжевеловыми ветвями. Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. В 12 часов ночи Петр І вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Началось празднование Нового года «по всей Белокаменной»: палили из пушек, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка, полыхала иллюминация. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (нецерковный) характер. С тех пор этот праздник прочно закрепился в российском календаре.
Столицей тогда была Москва, Петербург еще не был построен, поэтому все празднования проходили на Красной площади. Однако с нового 1704 года торжества были перенесены в северную столицу. Правда, главным на новогоднем празднике в те времена было не застолье, а массовые гуляния. Петербургские маскарады устраивались на площади близ Петропавловской крепости, и Петр не только сам принимал в участие в народных гуляниях, но и обязывал к этому вельмож. Тех, кто не являлся на празднества под предлогом болезни, осматривали медики. Если причина оказывалась неубедительной, на провинившегося накладывали штраф: он на глазах у всех должен был выпить огромную чару водки.
После маскарада неумолимый царь зазывал к себе в императорский дворец узкий круг особо приближенных (человек 80 - 100). Двери обеденной залы по традиции запирали на ключ, чтобы никто раньше чем через 3 дня не пытался покинуть помещение. Такое соглашение действовало по настоянию Петра. Бражничали в эти дни безмерно: большинство гостей к третьему дню тихо сползали под лавку, не тревожа остальных. Выдерживали такое новогоднее застолье только самые крепкие.
Зимний Новый год в России прижился не сразу. Однако Петр был настойчив и безжалостно карал тех, кто пытался по старой традиции отмечать новый год 1 сентября. Он также строго следил, чтобы к 1 января дома вельмож и простолюдинов украшались еловыми, можжевельниковыми или сосновыми ветками. Ветви эти полагалось наряжать не игрушками, как сейчас, а фруктами, орехами, овощами и даже яйцами. Причем, все эти продукты служили не просто украшением, но и символами: яблоки - символом плодородия, орехи - непостижимости божественного промысла, яйца - символом развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия. Со временем россияне привыкли к новому зимнему празднику. Вечер накануне нового года стали называть «щедрым». Обильный праздничный стол, по народному поверью, как бы обеспечивал благополучие на весь предстоящий год и считался залогом богатства семьи. Поэтому его стремились украсить всем тем, что хотели бы иметь в достатке в своём хозяйстве.
Императрица Елизавета I продолжила традицию празднования Нового года, начатую ее отцом. Предновогодние и новогодние торжества стали неотъемлемой частью дворцовых празднеств. Елизавета, большая любительница балов и увеселений, устраивала во дворце роскошные маскарады, на которые сама любила являться в мужском костюме. Но в отличие от разгульной петровской эпохи, в елизаветинские времена придворным торжествам и застольям была придана чинность.

При Екатерине II Новый год тоже отмечали с размахом, и получила широкое распространение традиция дарить новогодние подарки. Под Новый год в императорский дворец свозилось огромное количество различных подношений

В начале XIX века в России стало популярно шампанское - напиток, без которого сегодня не обходится ни одно новогоднее застолье. Правда, сначала россияне восприняли игристые вина с подозрением: их называли «напитком дьявола» из-за вылетающей пробки и пенной струи из бутылки. По легенде, широкую популярность шампанское завоевало после победы над Наполеоном. В 1813 году, войдя в Реймс, русские войска на правах победителей опустошили винные погреба знаменитого дома «Мадам Клико». Однако госпожа Клико даже не пыталась остановить грабеж, мудро решив, что «убытки покроет Россия». Проницательная мадам, как в воду глядела: слава о качестве ее продукции разнеслась по всей России. Уже через три года, предприимчивая вдова получала из Российской империи больше заказов, чем у себя на родине.

К царствованию императора Николая I относится появление первой в России и Петербурге публичной новогодней елки. До этого, как уже было сказано, россияне украшали дом лишь хвойными ветками. Впрочем, для украшения годилось любое дерево: вишня, яблоня, береза. В середине 19 века наряжать стали уже только елки. Первая наряженная красавица засветилась огоньками в помещении в 1852 году. А к концу ХIХ века этот красивый обычай стал уже привычным не только в русских городах, но и в деревнях.


С Рождества в Петербурге начала ХХ века начинался сезон балов и праздничных гуляний. Для детей устраивались многочисленные елки с обязательными подарками, для народных развлечений строились ледяные дворца и горы, давались бесплатные спектакли. Самым торжественным моментом встречи Нового года был выход Высочайших особ в Зимнем.

По традиции Рождество и Сочельник петербуржцы встречали дома, в кругу семьи. А вот в новогоднюю ночь заказывали столики в ресторанах или увеселительных заведениях. Ресторанов в то время в Петербурге было великое множество - на любой вкус и кошелек. Были ресторации аристократические: "Кюба" на Большой Морской улице, или "Медведь" на Большой Конюшенной. Более демократичный «Донон» собирал за своими столиками писателей, художников, ученых, выпускников Училища правоведения.
Столичный бомонд - люди искусства и литературы - устраивали свои вечера в фешенебельном «Контане», на Мойке. В программе вечера - лирический дивертисмент с участием лучших русских и иностранных артистов, виртуозный румынский оркестр; дамам бесплатно подносились цветы. Литературная молодежь обычным ресторанам предпочитала артистические кабаре. Самым колоритным из них была «Бродячая собака» на Михайловской площади.

Но наряду с такими ресторанами для интеллигентной публики существовали заведения совсем иного рода. Зимний кафешантан «Вилла Родэ», появился в Петербурге в 1908 году. На сцене выступали танцовщицы, хор цыган. Барышням и дамам из приличных семей посещать это заведение не рекомендовалось. Новый год при советской власти. Смена календаря

После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому.
24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял "Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря". Подписанный В.И. Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: "…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день - считать 15-м и т. д." Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.
Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю. Теперь Рождество праздновалось не до, а после Нового года. Но это совершенно не смущало новую власть. Даже напротив было выгодно разрушение основ христианской культуры. Новая власть вводила свои, новые, социалистические праздники.
В первые послереволюционные годы традиция ещё сохранялась в неприкосновенности. По-прежнему радовали ребятню и «старорежимный» Дед Мороз, и нарядные ёлки. Но всё же постепенно и неуклонно новая власть уходила от старых традиций. Праздник Рождества Христова было решено преобразовать в «комсомольское Рождество», где ёлке места уже не было. А вскоре, после 1923г., и вовсе началось изгнание Рождества из России. В одном из циркуляров антирождественской кампании говорилось, что «бытовая обстановка рождественского праздника вредно действует на здоровье и воспитание детей: святочные рассказы с чертовщиной; дым и газ от ёлки; пьяные крики гостей…». Ёлке была объявлена беспощадная война.

В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен Новый год. Был прекращён выпуск новогодних открыток, остались в прошлом весёлые рождественские и новогодние праздники и гуляния. Новогодний праздник вместе с ёлочкой, следуя классическим правилам конспирации, ушёл в подполье. Запрет
Однако, в конце 1935 года в газете "Правда" появилась статья Павла Петровича Постышева "Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!". Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, - в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником "радостного и счастливого детства в нашей стране", - прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня.
В 1936 году состоялась первая Кремлевская елка, для самых главных отличников страны.

Уже на следующий год формировались отряды Дедов Морозов, чтобы забросить новогодние подарки в самые отдалённые уголки страны. В населённые пункты в канун 1938 г. выехали агитпоезда, агитавтомобили и аэросани, вылетели самолёты, отправились лыжники и даже спецкурьеры на оленьих упряжках. Праздник не должен был оставить в стороне никого.
В 1949 году 1 января стал нерабочим днем.
Совсем не случайно новогодние праздники возродились так быстро— слишком уж они пришлись ко двору в нашем суровом климате, напоминая нам в разгар холодной зимы о том, что никогда не следует забывать: жизнь прекрасна, бесконечна, впереди нас ждут новые встречи, свершения, весна.

Танцы и маскарады были практически полностью исключены из новогодней программы: в тесных квартирах приходилось выбирать: либо стол, либо пляски. С появлением в советских семьях телевизоров стол победил окончательно. Главным действом в Новый год стало открытие бутылки «Советского шампанского» под бой кремлевских курантов.

На Новый год телевидение всегда готовило обширную развлекательную программу: особенно популярны были ежегодные «Голубые огоньки».

Позже стали появляться специальные «новогодние» фильмы.


В 1991 году, с началом ельцинской эпохи, после почти 75 летнего перерыва, в России вновь стали праздновать Рождество Христово. 7 января было объявлено нерабочим днем: по телевизору показывали рождественские службы и объясняли россиянам, как следует проводить святой праздник.

Старый Новый год


Хотелось бы еще раз вернуться к смене календарей и объяснить феномен Старого Нового года в нашей стране.
Само название этого праздника указывает на его связь со старым стилем календаря, по которому Россия жила до 1918 года, и перешла на новый стиль указом В.И. Ленина. Так называемый Старый стиль - это календарь, введенный в действие еще римским императором Юлием Цезарем (юлианский календарь). Новый стиль - это реформа юлианского календаря, предпринятая по инициативе Папы Римского Григория XIII (григорианский, или новый стиль). Юлианский календарь с точки зрения астрономии был не точным и допускал ошибку, которая с годами накапливалась, что в результате выливалось в серьезные отклонения календаря от истинного движения Солнца. Поэтому григорианская реформа в какой-то степени была необходима.
Разница между старым и новым стилем в XX веке составляла уже плюс 13 дней! Соответственно, день, бывший по старому стилю 1 января, в новом календаре стал 14 января. И современная ночь с 13 на 14 января в дореволюционные времена была новогодней ночью. Таким образом, отмечая Старый Новый год, мы как бы приобщаемся к истории и совершаем дань времени. Символ Нового года — Дед Мороз
В разных странах доброго старика называют по-разному: в Испании ─ папа Ноэль, в Румынии ─ Мош Джарилэ, в Голландии ─ Синте-Клаас, в Англии и Америке ─ Санта-Клаус, а в России ─ Дед Мороз. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое. В одних странах предками Деда Мороза считают "местных" гномов, в других ─ средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Среди предков старца есть и вполне реальный человек - архиепископ Николай, живший в IV веке в турецком городе Мира. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря Св. Николай стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год.

Что же касается русского Дедушки, то существует мнение, что среди его родственников значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз.

В русском фольклоре можно найти много разных сказок и легенд о Морозе - хозяине снежных полей и лесов, который приносил на землю холод, снег, метели. Его называли по-разному: Мороз, Морозко, а чаще, с уважением, по имени-отчеству: Мороз Иванович. В те времена он редко дарил подарки, наоборот, люди, которые верили в его силу, дарили подарки ему, чтобы он стал добрее. Когда же на Руси начали встречать Новый год зимой, в ночь с 31 декабря на 1 января, Дед Мороз стал главным героем нашего праздника. Но его характер изменился: он подобрел и стал приносить детям подарки в новогоднюю ночь.

Долгое время Новый год наступал для римлян 1 марта. В 46 г. днэ. император Юлий Цезарь ввел новый календарь - тот, который используется по сей день, и Новый год переместился на 1 января. А чтобы календарь совпадал с движением солнца, Цезарь «продлил» предыдущий год с 365 до 445 дней.

Январь - символичный месяц для начала нового года, ведь он получил свое имя в честь двуликого римского бога Януса. Бог смотрит назад - на прошлый год и вперед - на будущий.

Римские празднества в честь наступления Нового года назывались Сатурналии. Люди украшали свои дома, дарили друг другу подарки. Рабы пили вместе с хозяевами, и в течение нескольких дней народ творил все, что ему вздумается.
Праздник приходился на последнюю половину декабря — время, когда приходили к концу земледельческие работы и все стремились к отдыху и веселью в связи с окончанием жатвы.

Во время сатурналий общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, преступников возбранялось наказывать. Рабы получали в эти дни особые льготы: они освобождались от обычного труда, имели право носить pilleus (символ освобождения), получали разрешение есть за общим столом в одежде господ и даже принимали от них услуги.

Общественное празднество начиналось жертвоприношением перед храмом Сатурна на форуме; затем устраивалось религиозное пиршество, в котором принимали участие сенаторы и всадники, одетые в особые костюмы. В семьях день начинался с жертвоприношения (закалывали свинью) и проходил в веселье, причём друзья и родственники обменивались подарками. Улицы были запружены народными толпами; всюду раздавались восклицания Jo Saturnalia (это называлось clamare Saturnalia).

Существовали даже своего Рода законы проведения Сатурналий, согласно которым не дозволялось произносить никаких речей, кроме веселых и насмешливых, полагалось заранее приготовить деньги, одежду, серебро, чтобы разослать их друзьям. Причем богач не должен, был одаривать богача, а людям ученым все нужно было посылать в двойном размере, "ибо они достойны получать двойную долю.
Бедняк же, если он человек ученый, пусть пошлет в ответ богачу или книгу одного из древних писателей, или собственное сочинение, какое сможет. Богач же обязан этот подарок принять со светлым лицом, а принявши, немедленно прочесть", — так писал великий сатирик античности Лукиан.

С зимними веселыми Сатурналиями схожи знакомые нам святочные, рождественские праздники.
После ужина 16 декабря один из жрецов-понтификов (потом этот титул перешел к римским папам), расположившись под портика-ми храма Сатурна, торжественно провозглашал: «Сатурналии!» И весь Рим буквально сотрясался от криков многотысячной толпы, которая, весело раз-бегаясь по улицам города, во все горло возвещала о наступающем событии.

Среди толпы непременно присутствовали и ряженые, переодетые в шкуры животных - прежде всего волчьи. Тут же и группы рабов, осво-божденных по случаю праздника (на них особые головные уборы). Все они радостно выкрикивают: «Я сатурналий! Я сатурналий!» В праздничные дни никаких войн, никакой работы, никакой школы. Как проклятые, работают только булочники и конди-теры. А из домов уже доносятся песни, повсюду танцы...

В эти дни все разрешено и пьянство, и оргии, и азартные игры. Известный римский поэт Гораций окрестил все это «декабрьской свободой». Шутовски наряжали и возили по городу даже некоторых заключенных. С ними вообще не церемонились. И все это ради всеобщего веселья! Снимались многие запреты, и начиналось всена-родное театральное шоу. Рабы облачались в одежды хозяев, а хозяева, в лохмотьях, принимались с удо-вольствием прислуживать за столом

В Древнем Египте Новый Год праздновался во время разлива реки Нил (примерно в конце сентября). В Новый Год статуи бога Амона, его жены и сына ставили в лодку. Лодка плавала по Нилу месяц, что сопровождалось пением, танцами и весельем. Затем статуи вносили в обратно в храм.

В Древнем Вавилоне Новый год встречали весной. Во время праздника царь на несколько дней покидал город. Народ этим пользовался, веселился и делал, что вздумается. Через несколько дней царь и его свита в праздничных одеждах торжественно возвращались в город, а народ возвращался в работе.

В древнем Риме долгое время Новый Год праздновали в начале марта, до тех пор, пока Юлий Цезарь не ввел новый календарь (в настоящее время он называется юлианским). Таким образом, датой встречи Нового года стал первый день января. Месяц январь был назван в честь римского бога Януса (двуликого). Один лик Януса был якобы обращен назад к прошлому году, другой - вперед к новому. Праздник встречи нового года назывался "календы". Во время праздника люди украшали дома и дарили друг другу подарки и монеты с изображением двуликого Януса; рабы и их владельцы ели и веселились вместе. Римляне делали подарки императору. Сначала это происходило добровольно, но со временем императоры стали требовать подарки на Новый год. Празднования продолжались несколько дней.
Говорят, одному из своих рабов Юлий Цезарь дал в новогодний вечер свободу за то, что тот пожелал ему пожить в новом году дольше, чем в старом.
Римский император Калигула в первый день Нового года выходил на площадь перед дворцом и принимал подарки от подданных, записывая, кто, сколько и что дал...

Во Франции новолетие считали до 755 года с 25 декабря, а затем с 1 марта. В XII и XIII столетиях - со дня св. Пасхи, пока наконец не установлено было в 1654 году указом короля Карла IX, считать за начало года 1 января. В Германии то же произошло во второй половине 16 века, а в Англии в 18 веке.
Новый год в средневековой Англии начинался в марте. Решение парламента перенести Новый год на 1 января 1752 года натолкнулось на женскую оппозицию. Делегация возмущенных англичанок заявила спикеру, что парламент не имеет права сделать женщин на много дней старше, на что спикер якобы ответил: «Вот классический образец женской логики!»

Кельты, жители Галлии (территория современной Франции и части Англии) встречали новый год в конце октября. Праздник назывался Samhain от "summer""""s end" (конец лета). В Новый год кельты украшали жилище омелой, чтобы изгнать призраков. Они полагали, что на Новый год духи мертвых являются живым. От римлян кельты переняли требование новогодних подарков от подданных. Обычно дарили украшения и золото. Несколько веков спустя благодаря этой традиции королева Елизавета I накопила огромную коллекцию вышитых и отделанных драгоценностями перчаток.

На Руси до XV века год начинался 1 марта. В XV веке Новый год был перенесен на 1 сентября, а в 1699 году Петр I издал указ, которым приказал считать началом года 1 января: "Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает". Девушки, убираясь 31 декабря, мели тщательно под столом, если попадалось хлебное зерно - к замужеству; а чтобы весь год были обновы, 1 января надевали все самое лучшее и в продолжение для несколько раз переодевались. Второго января крестьяне совершали обряд - оберег дома

Древний Египет

В Древнем Египте Новый год отмечали во время разлива Нила, когда восходила священная звезда Сириус (точную дату указать сложно – разброс где-то с июля по сентябрь), и начинался первый сезон древнеегипетского года – «ахет». Разлив Нила назывался приходом Хапи — бога Верхнего и Нижнего Нила, дарующего изобилие. Это было священное время для Египта, ведь засуха поставила бы под угрозу само существование этого земледельческого государства. Поэтому с восходом Сириуса начинался новый период жизни древних египтян, которые к тому времени оканчивали посев.

Подготовка к встрече Нового года начиналась задолго до разлива. В хозяйствах храмов откармливали жертвенных быков и птиц, запасали масла и смолы. Даже бедняки старались сшить новое платье и передники к всенародным праздникам. Люди закупали ткани, сандалии и благовония для умащения. Жрецы рассчитывали день прибытия воды, и в канун назначенной даты народ толпился на набережной, с нетерпением ожидая разлива.

Народ бурно приветствовал прибывающие валы, которые шли с юга, бороздили реку, расплывались, уходили на север, а за ними шли новые и новые массы воды. Впереди людской толпы стояли жрецы храмов. На порогах бедных хижин и на мраморных ступенях дворцов — везде люди радостно встречали животворные воды.

В день разлива Нила приносили жертвы Хапи, в реку бросали свитки папируса с написанными на них перечислениями даров. Статуи бога Амона (с которым иногда отождествляли Хапи), его жены и сына ставили в лодку. Лодка плавала по Нилу месяц, что сопровождалось пением, танцами и весельем. Затем статуи вносили обратно в храм.

Еще при праздновании Нового года у египтян существовал обычай наполнять специальные сосуды «святой водой» из разливающегося Нила, вода которого в это время считалась чудодейственной. Кроме того, освобожденные от работы, египтяне навещали в это время друзей и родственников, и вместе с ними поминали предков и славили богов.

Часто древнеегипетский Новый год связывают еще с одним культом — богини любви и музыки Хатхор, дочери солнечного бога Ра. За два ночи до Нового года верховный жрец с помощниками проводил ритуальное очищение статуи богини в храме Хатхор в Дендере. А в ночь накануне Нового года — «ночь Ра», когда происходила битва бога солнца с богами тьмы — проводилось торжественное шествие, в котором наравне со жрецами участвовали фараон и его жена. Статую Хатхор несли на священной ладье и устанавливали в беседке с 12 колоннами, символизировавшими месяцы года, на крыше храма. С появлением первого луча солнца в новом году занавески открывались, и на богиню изливался солнечный свет – мистическое благословение богом Ра дочери Хатхор, храма и всего мира.

Вавилон

4000 лет назад в Древнем Вавилоне отмечали Новый год. Здесь он наступал с первым новолунием (как только появится первый тоненький месяц) после весеннего равноденствия, которое считалось первым днем весны. Действительно, приход весны – очень логичное время начинать новый год. Это же пора возрождения, высадки семян и цветения.

Во время праздника правителя раздевали и отсылали из города, и в течение 11 дней каждый делал все, что ему вздумается. Причем каждый день отмечался как-то по-своему. Потом царь возвращался во главе большой процессии, облаченный в прекрасные одежды. Все возвращались к работе и вели себя чинно. Таким образом, люди каждый год начинали новую жизнь. Как видим, новогодняя традиция принимать решение что-то изменить в своей жизни в наступающем году уходит корнями в Древний Вавилон. Кстати, в ту пору самым популярным решением было вернуть одолженное сельскохозяйственное оборудование…

Древний Рим

Долгое время Новый год наступал для римлян 1 марта. В 46 г. днэ. император Юлий Цезарь ввел новый календарь – тот, который используется по сей день, и Новый год переместился на 1 января. А чтобы календарь совпадал с движением солнца, Цезарь «продлил» предыдущий год с 365 до 445 дней.

Январь – символичный месяц для начала нового года, ведь он получил свое имя в честь двуликого римского бога Януса. Бог смотрит назад – на прошлый год и вперед – на будущий.

Римские празднества в честь наступления Нового года назывались Календы. Люди украшали свои дома, дарили друг другу подарки. Рабы пили вместе с хозяевами, и в течение нескольких дней народ творил все, что ему вздумается.

Древние славяне

У славян языческий Новый год связывался с божеством Колядой и праздновался в День зимнего солнцестояния. Главной символикой был огонь костра, изображающий и призывающий свет солнца, которое после самой долгой ночи в году должно было подниматься все выше и выше. Ритуальный новогодний пирог — каравай – по форме тоже напоминал солнце. Кроме того, он связывался с плодородием, что отражено в его названии, которое этимологически связано со словом «корова». В древности каравай приготовляли жрецы с помощью различных ритуалов и специальных архаических орудий, как, например, обрядовые жернова для приготовления муки.

Убираясь в канун праздника, девушки тщательно выметали мусор из-под стола – ведь если им попадалось хлебное зерно, то оно сулило замужество в будущем году.

Многие новогодние обряды исполнялись детьми, которые изображали молодой год. Дети ходили по дворам и пели так называемые «колядки» — магические заклинания для благополучия в домах, за это им щедро раздавали подарки. «Колядование» часто сопровождалось «ряженьем» в козу, корову и других животных, воплощавших плодородие.

Издревле на Руси верили, что события новогодней ночи будут проецироваться на предстоящие 12 месяцев. Так что не рекомендовалось, например, выполнять тяжелую и грязную работу, иначе весь год пройдет в тяжком труде без отдыха. А чтобы весь год радоваться обновкам, в Новый год надевали все самое красивое, новое и даже старались несколько раз переодеться. Хороший обычай для модниц и кокеток!

Древние персы

Древнеперсидский праздник Навруз отмечался на весеннее равноденствие с 21 на 22 марта и означал начало весны и посевного периода. Слово «навруз» переводится с персидского как «новый день». Это первый день месяца «фарвадин» по иранскому календарю.
За несколько недель до этой даты семена пшеницы или ячменя клали в блюдо, чтобы они проросли. К Новому году семена давали ростки, что символизировало приход весны и начало нового года жизни.

В праздновании Нового года нет ничего нового. Фестивали, которыми отмечали начало нового календарного года, существовали на протяжении тысячелетий, а некоторые до сих пор активно устраиваются миллионами людей по всему миру. Эти ранние новогодние торжества часто имели важные социальные, религиозные и политические последствия, но в некоторых культурах традиционный праздник не так уж сильно отличался от вечеринок с шампанским и фейерверков, которые мы имеем сегодня. Сегодня вы сможете узнать факты о том, как древние цивилизации праздновали Новый год.

Вавилонский Акиту

В день после первого новолуния, которое следовало за весенним равноденствием в конце марта, вавилоняне древней Месопотамии устраивали фестиваль Акиту в честь возрождения мира природы. Это раннее празднование Нового года восходит к 2000 году до н.э. Предполагается, что он глубоко переплетался с религией и мифологией. Во время фестиваля по улицам города носили статуи богов. Также проводились обряды, которые символизировали победу над силами хаоса. Вавилоняне считали, что с помощью этих обрядов мир символически очищался и воссоздавался богами во время подготовки к новому году и возвращения весны.

Одним увлекательным аспектом Акиту было своего рода ритуальное унижение, которое переживал вавилонский царь. Во время этой своеобразной традиции царь должен был предстать перед статуей бога Мардука без каких-либо королевских регалий и поклясться, что он правит городом с честью. Верховный жрец затем должен был хлопнуть царя и потаскать его за уши, в надежде заставить плакать. Если королевские слезы проливались, это значило, что Мардук доволен, и он символически расширяет права царя. Некоторые историки утверждают, что фестиваль Акиту был использован монархами для того, чтобы подтвердить свою божественную силу перед народом.

Древнеримский праздник Януса

Римский Новый год также изначально праздновали после весеннего равноденствия, но годы манипуляций с солнечным календарем привели к тому, что праздник начали проводить первого января. Для римлян этот месяц имел особое значение. Его название происходит от имени двуликого Януса, бога перемен и начинаний. Януса изображали двуликим, что символизировало прошлое и будущее, и эта идея была привязана к концепции перехода от одного года к другому.

Римляне праздновали 1 января, отдавая почести Янусу, в надежде получить удачу в новом году. Этот день воспринимался как почва для следующих 12 месяцев, поэтому друзья и соседи позитивно начинали новый год, обменивались подарками и пожеланиями. В качестве подарков было принято преподносить инжир и мед. Большинство римлян также стремились к работе, по крайней мере, часть дня. А вот безделье расценивалось как плохое предзнаменование для остальной части года.

Новый год в Древнем Египте

Древняя египетская культура была тесно связана с Нилом, поэтому новый год начинался с наводнения реки. Египтяне праздновали Новый год, когда Сириус - самая яркая звезда на ночном небе - впервые был виден после 70-дневного отсутствия. Это явление, как правило, происходило в середине июля, как раз перед ежегодным затоплением Нила. Это гарантировало, что сельскохозяйственные угодья будут плодородными весь последующий год. Египтяне праздновали новое начало во время фестиваля. Новый год воспринимали как время омоложения и возрождения, и поэтому проводились специальные религиозные обряды.

Но, возможно, египтяне использовали его также как предлог, чтобы немного повеселиться. Последние открытия в храме Мут показывают, что во время правления Хатшепсут первый месяц года воспринимался как «фестиваль опьянения». Эти массовые гуляния были привязаны к мифу о Сехмет - богине войны, которая планировала уничтожить все человечество, и о боге солнца Ра, который обманул ее и напоил до бессознания. Египтяне праздновали спасение человечества с музыкой, весельем и большим количеством пива.

Китайский Новый год

Одна из старейших традиций, которая сохранилась и сегодня - это китайский Новый год. Предполагается, что праздник возник более 3 тысяч лет назад, во время правления династии Шан. Изначально это был способ отпраздновать начало весенней посевной, но вскоре он оброс мифами и легендами. Согласно одной популярной легенде, когда-то жило одно кровожадное существо, названное «Нянь» (сейчас это слово обозначает «год»), которое охотилось на жителей деревни раз в год. Чтобы напугать голодного зверя, жители деревни выходили на улицу и украшали свои дома в красном цвете, жгли бамбук и издавали громкие звуки. Уловка сработала, яркие цвета и свет отпугнули Нянь, и в конечном счете эти действия были интегрированы в празднование.

Современное празднование

Традиционно праздник длится 15 дней, и он связан с домом и семьей. Люди убирают дома, чтобы избавиться от невезения, и пытаются погасить старые долги, чтобы разобраться с делами прошлого года. Чтобы дать благоприятный старт новом году, они украшают свои двери бумажными свитками и собираются с родственниками для празднования. После изобретения пороха в 10 веке китайцы стали первыми, кто начал использовать фейерверки.

Китайский Новый год по-прежнему основывается на лунном календаре, который восходит ко второму тысячелетию до нашей эры. Как правило, праздник выпадает на конец января или начало февраля, на второе новолуние после зимнего солнцестояния. Каждый год связан с одним из 12 зодиакальных животных.

Навруз

Навруз по-прежнему отмечается в Иране и других странах Ближнего Востока и Азии. Но его корни прячутся в глубоко древности. Этот праздник часто называют персидским Новым годом. Это 13-дневный праздник, который выпадает на весеннее равноденствие или на дни, близкие к нему. Предполагается, что он возник на территории современного Ирана в рамках зороастрийской религии. В официальных документах Навруз не появлялся до второго века, но большинство историков считают, что его празднование восходит, по крайней мере, к 6 веку до н.э. В отличие от многих других древних персидских фестивалей, Навруз сохранился в качестве важного праздника даже после завоевания Ирана Александром Македонским в 333 году до нашей эры.

Древние обряды Навруза сосредоточены на возрождении, которое сопровождало возвращение весны. Монархи использовали праздник, чтобы проводить щедрые банкеты, обмениваться подарками и удерживать в подчинении своих подданных. Другие традиции включают обмен подарками между членами семьи и друзьями, зажжение костров, окрашивание яиц и разбрызгивание воды, что символизирует создание мира. Навруз значительно изменился с течением времени, но многие древние традиции праздника, особенно связанные с кострами и окрашиванием яиц, по-прежнему остаются частью обряда, который объединяет 300 миллионов человек каждый год.