"Крузенштерн" VS "Седов" - большое сравнение. Барк “Крузенштерн” – Легендарные парусники. Вымышленные и настоящие Крузенштерн парусник похожие

Всегда паруса “Крузенштерна” шумят над моей головой

«Крузенштерн» – четырехмачтовый барк, «винджаммер», последний из «Летающих П» , сейчас – российское учебное парусное судно с портом приписки Калининград.

«Крузенштерн» – самая настоящая живая легенда, огромный великолепный парусник, один из самых больших в мире, глядя на который, просто захватывает дух даже у человека, далекого от морских премудростей. Но, кроме этого, «Крузенштерн» знаменит еще и тем, что он до сих пор на ходу. Несмотря на свою почти вековую историю, он до сих пор совершает продолжительные рейсы с курсантами по морям и океанам, на его счету не только трансатлантические рейсы, но и не одна кругосветка.


барк “Падуя”

Судно было построено в 1925-1926 годах и спущено на воду 23 июня 1926 года в Германии (в городе Геестемюнде, сейчас Бременхафен) и называлось «Падуя» (Padua). Хозяином барка «Падуя» был немец по фамилии Лайеш (F. Laeisz). Все суда Лайеша назывались на букву «П»: «Померания» (Pommern), «Печили» (Petschili), «Пассат» (Passat), «Паньяни» (Pangani), «Памир» (Pamir), «Потози» (Potosi), «Пекин» (Peking), «Пруссия» (Preussen), а в общем их именовали «Летающими «П», или «Летучими-П-Лайнерами» (Flying-P-Liner).
Так, по-своему, англичане решили расшифровать инициалы хозяина парусников, что украшали голубой вымпел каждого корабля (FL). Но «летающих П» не просто так прозвали летающими – они действительно были одними из самых быстрых парусных кораблей мира. Это были торговые суда, ходившие преимущественно из Европы в Южную Америку. Но по-прежнему бороздит океанские просторы только «Крузенштерн» , экс-«Падуя». Свое новое название «Падуя» получила в 1946 году, перейдя по репарации в собственность СССР вместе с парусником

Длина барка «Крузенштерн» составляет 114,5 метров, ширина – 14,04 метра, мачты взлетают над палубами на высоту 56 метров и несут на себе 31 парус, общей площадью 3400 кв. метров!

Барк «Крузенштерн» относится к «винджаммерам» – выжимателям ветра от английского «to jam the wind». Это название говорит о том, что парусники-винджаммеры буквально выжимали из ветра всю силу. Быстрее «винджаммеров» были только клиперы, но зато «винджаммеры» могли взять на борт больше груза и хорошо противостояли штормам за счет стального рангоута, особенно у мыса Горн, за что их называли «капгонеры» .

До Второй Мировой Войны барк «Падуя» использовался для перевозки грузов из Европы в Чили, а также возил шерсть и зерно из Австралии в Европу. В этих походах «Падуя» дважды устанавливала скоростные рекорды: из Гамбурга до Чили за 87 дней (через мыс Горн), из Гамбурга в Австралию за 67 суток.

В феврале 1946 года над «Падуей» подняли советский флаг, и барк получил новое название «Крузенштерн» – в честь великого русского мореплавателя, исследователя, первооткрывателя Ивана Федоровича Крузенштерна , совершившего первую российскую кругосветную экспедицию в 1803-1806 годах.

В 1961 году парусник капитально отремонтировали и установили два дизельных двигателя. До 1967 года барк «Крузенштерн» был экспедиционно-исследовательским судном Академии наук СССР, осуществлял исследовательские работы в Атлантике, а также обеспечивал морской практикой курсантов военно-морских училищ. В 1967 году «Крузенштерн» перешел в ведение рыбного хозяйства СССР. С 1983 по 1991 год был приписан к порту Рига и относился к «Эстрыбпрому». В 1991 году барк передали высшему инженерному морскому училищу в Калининграде.

Сейчас барк «Крузенштерн» – учебное парусно-моторное судно Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота России в Калининграде. На паруснике проходят практику студенты академии, судно участвует в регатах, морских фестивалях. Дважды «Крузенштерн» совершал кругосветные плавания: в 1995-1996 и 2005-2006 гг. Первое кругосветное путешествие совершено в честь 300-летия Российского флота, 190-летия со дня окончания первой русской кругосветки И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского и 225-летию со дня рождения самого Крузенштерна. Барк «Крузенштерн» прошел более сорока тысяч морских миль, побывал в 15 зарубежных портах, четырежды пересек экватор.

Второе кругосветное путешествие «Крузенштерна» 2005-2006 годов было посвящено 200-летию путешествия «Надежды» и «Невы» и 60-летию победы в Великой Отечественной войне.

За советско-российский период своей жизни барк «Крузенштерн» принял участие в бессчетном количестве парусных регат и состязаний. И продолжает принимать! В 1974 году «Крузенштерн» стал первым и единственным советским судном, получившим медаль «Крузенштерн» появлялось на почтовых марках Азербайджана, белорусских монетах и памятных монетах Банка России.

Побывать на знаменитом барке «Крузенштерн» может практически любой желающий, на стоянках в портах парусник открыт для посетителей, а самые отважные могут на себе ощутить все прелести морской жизни, отправившись в плавание вместе с командой. Стоить это удовольствие, правда, будет немалых денег, но с другой стороны, возможность увидеть парусную сказку изнутри сама по себе уже бесценна.

Четырехмачтовый парусник "Крузенштерн" настоящая общепризнанная легенда. Барку уже перевалило за 90 лет и это судно одно из последних представителей эпохи "винджаммеров" - крупных коммерческих парусников, появившееся в конце XIX века, оснащенных по последнему слову техники своего времени. Многие суда этого типа не дожили до современности, уступив место пароходам и теплоходам, некоторые стали кораблями-музеями. В этом смысле "Крузенштерн", наряду с "Седовым", особо примечателен. Ведь почти столетний барк живет и здравствует, постоянно участвуя в различных регатах и кругосветных экспедициях. Сейчас "Крузенштерн" это учебное парусное судно, где проходят практику курсанты БГА РФ. Порт приписки судна - Калининград.


Для меня "Крузенштерн" почти как первая любовь. Ведь это самый первый парусник, который я увидел в своей жизни. И было это еще в далеком детстве, как раз в то время, когда я зачитывался романами Жюля Верна, Джека Лондона, Сальгари и Сабатини. Правда вот попасть на борт барка удалось лишь в июне прошлого года. Парусник, стоящий у 18-го причала в Калининградском морском рыбном порту, устраивал День открытых дверей, и посетить его имел возможность любой желающий. Надо ли говорить, что желающих оказалось более чем много. Но, что удивительно, проблемой это совсем не стало и все смогли погулять по судну в свое удовольствие.

01.

02. Барк "Крузенштерн" у 18-го причала Калининградского морского рыбного порта.

03. Очередь хоть и была растянута на многие метры, но продвигалась быстро.

Барк, под именем "Padua", был заложен 24 июня 1925 на немецкой верфи «Иоганн Текленборг» в Геестемюнде (сейчас это Бремерхафен). Почти ровно через год, в июне 1926 года, он был спущен на воду и отправился в свое первое плавание 30 августа. Интересно, что корабль принадлежал к знаменитой серии парусных судов под общим названием «Летучие П-Лайнера» (Flying-P-Liner). Все они носили голубой вымпел с инициалами FL, по имени гамбургской пароходной компании «Ф. Лайеш» (F. Laeisz), а имена всех судов начинались с «П»: Pangani, Petschili, Pommern и другие. Из всей этой серии только "Падуя", уже под именем "Крузенштерн" до сих пор в активном строю.

К Советскому Союзу это судно отошло в 1946 году, после Второй мировой войны, в качестве репарации. тогда же барк и получил своё новое имя - «Крузенштерн», в честь известного русского мореплавателя и адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна.

04.

"Крузенштерн" это классический "винджаммер" (от английского "to jam the wind" - выжиматель ветра), одно из самых больших и быстроходных судов своего времени. Стальная клепаная обшивка, стальные мачты, которые могли поднять паруса на большую высоту. Технические характеристики барка - водоизмещение 5805 т., длина по верхней палубе 114,5 м., ширина 14 м., осадка 7 м. и дедвейт 1645 т. Скорость хода судна 17 узлов.

05.

В начале XX века такие суда составляли большую конкуренцию пароходам на длительных рейсах, особенно трансконтинентальных. Ведь они использовали дармовой ветер, и не требовали промежуточных дозагрузок топлива. К тому же показывали весьма неплохие скоростные характеристики. Как правило "винджаммеры" перевозили недорогие грузы, такие как руда, рис, дерево и прочее. На некоторых судах устанавливались небольшие вспомогательные двигатели, помогавшие маневрировать при заходах в порт. Но многие судовладельцы, тем не менее, предпочитали их не устанавливать, из соображения экономии.

06.

Закат "винджаммеров" был связан с открытием Суэцкого и Панамского каналов, под парусами суда их преодолеть не могли. А обход вокруг континента занимал слишком много времени, использование же буксиров значительно снижало рентабельность. Тем не менее, не смотря на последующее отсутствие значимой коммерческой ценности, до сих пор эти суда, образец красоты, гармонии и романтики. Жаль только, что не так много из них сумело дожить до сегодняшнего дня. Особенно много парусников было утрачено в годы Второй Мировой войны. И очень радует, что барк "Крузенштерн" полностью на плаву и мы имеем возможность не просто посмотреть со стороны, но даже посетить легендарный парусник.

07.

08. Спасательные плоты.

09. Дежурная шлюпка.

10.

11. Световые капы камбуза (кухни).

12. На шлюпочной палубе.

13. Желающих посетить историческое судно всегда много.

14. Канаты на кнехтах (парные круглые металлические тумбы для крепления тросов).

15. Ходовая рубка.

16.

17. Брасовая лебедка (используется для разворота нижних реев).

18. Деревянная кофель-нагельная планка для крепления такелажа.

19. Трос.

20. Предназначение дежурной шлюпки - сбор спасательных плотов в аварийной ситуации, а также спасения человека, упавшего за борт.

21. На палубе.

22. 3722 кв. м. - общая площадь парусного вооружения.

23.

24.

25.

26.

27. Все стараются сделать себе памятные снимки.

28. Штурвал на юте (кормовой части палубы).

29. Самый длительный рейс парусника составил 425 суток.
Это было в 2005-2006 годах во время второго кругосветного путешествия.

30.

31. Магнитный компас.

32. Штурвал на юте с приводом Дэвиса. Это запасное рулевое устройство на котором курсанты отрабатывают навыки управления судном с кормы во время дальних переходов.

33.

34. Кофель-нагельная планка.

35. За свои более чем 90 лет барк преодолел порядка 1 300 000 морских миль.

36. Шкотовый шпиль на палубе.

37.

38.

39. Площадь самого большого паруса 272 кв. м.

40. Вход в православный судовой храм, оборудованный на судне в марте 2008 года.

41. Часовня была освящена Митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне – Патриарх Кирилл).

42. В часовне можно заметить икону адмирала Фёдора Ушакова, причисленного в 2001 году к лику святых.

43.

44.

45. Ириша perisher_13

46. Брашпиль (палубный механизм лебёдочного типа для подъёма якорей и создания натяжения тросов при швартовке).

47. Вид с бака (передней части палубы) на шкафут (среднюю часть верхней палубы).

48.

49.

50. До новых встреч, любимый парусник!

51. Команда "Крузенштерна". Фото В. Семидьянова (с), 2013 г.

Мне известно, что экипажи этих судов не очень любят взаимного сравнения. Особенно и прежде всего на "Крузенштерне". Но, написав с десяток подробных постов про "Седов" и побывав на "Крузенштерне" я не могу не сравнить эти два прославленных барка сегодня принадлежащих разным ВУЗам, но одномуведомству Росрыболовству. Тем более, с точки зрения обывателя на берегу, суда эти очень схожи - и по внешнему виду, и по истории, и по целевому назначению. Но, на самом деле схожего в них, пожалуй меньше, чем отличия.
Давайте разберёмся.

Начать придётся с истории, потому что она определила многие отличия.
"Крузенштерн"
Построен был под название "Падуя" на верфи «Иоганн Текленборг» в Бремерхафен (Северное море) летом 1926 года . Верфь специализировалась на выпуске парусников и "Падуя" оказалась предпоследним судном которое было здесь построено - век парусников уже подошёл к концу и "Иоган Текленборг" обанкротившись закрылся через 2 года - сейчас этой верфи нет. Кроме "Падуи" верфь выпустила большое количество самых разных судов включая и 5-мачтовые барки и "Падуя" на тот момент не была оригинальна, а являлась последним парусником серии "Flying-P-Liner" (Летучий П-Лайнер»). Это были однотипные суда компании Ф. "Лайеш" (F. Laeisz). "Падуей" нарекла судно дочка судовладельца согласно условию, что первая буква должна быть "П" (другие суда так же называли на свой вкус женщины из семейства Эрика Ф. Лайеша). "Памиром", упоминавшиеся в "Истории с "Седовым" тоже был из этой серии и именно по-этому белоснежный "Седов" кинематографисты в 2004 году перекрасили в чёрно-белый цвет (почему не взяли для съёмок "Крузенштерн" не ясно). До ВМВ "Памир" благополучно проработал на дальних линиях сухогрузом ввозя селитру, муку и т.п. Во время Войны прослужила баржей.
"Падуя" была построена без двигателя.

"Седов"
Барк был заложен на верфи "Германия" (Germaniawerft) входившей в концерн Круппа под названием "Магдалена Виннен II" (Magdalene Vinnen II) весной 1921 года в Киле (Балтийское море). Это была крупная военно-морская верфь, но, после проигранной ПМВ, в силу положений Версальского договора запрещающего выпуск военной продукции, верфь временно перешла на выпуск яхт и парусников. Сейчас этой верфи тоже нет - её разбомбили уже после окончания ВМВ как военное предприятие Рейха. "Магдалена Виннен II" несерийное судно . Маглалена Виннен (Лени) это супруга судовладельца - все свои суда он называл именами родственников. Первоначально эксплуатировалось так же как сухогруз на трансокеанских линиях, но в 1936 году заказчик постройки «Ф.А. Виннен & Ко» обанкротился и судно перешло к «Норддойчер Ллойд», которая изменила название на "Командор Йонсен" и несколько поменяла целевое назначение парусника - теперь это было учебно-торговое судно. Во время Войны совершало несколько походов по военной Балтике, но в целом тоже активно не использовалось, больше служила баржей.
"Магдалене Виннен II" изначальна была спроектирована и построено, как судно с ДВС - дизель 400 л.с.
2

Послевоенное время.
"Крузенштерн"
В январе 1946 года на «Падуе» был поднят советский военно-морской флаг, а в феврале судно получило название «Крузенштерн». Капитальный ремонт прошёл в Кронштадте с 1959-1961 год и судно стало учебно-экспедиционно-океанографическим. 5 лет в Атлантике продолжался этот период. В 1967 году судно передали Рыбпрому в Ригу. С 1968-1972 год очередной ремонт в Кронштадте. В 1983 году сменился порт приписки на Таллин, а в 1991 году Калининград, что оказалось очень-кстати - СССР распадётся уже в том году.

"Седов"
В принципе всё то же самое, только "Крузенштерн" чуть опережал по времени "Седов".
Важное отличие в том, что "Седов" реконструировался после "Крузенштерна" с учётом опыта и ошибок полученных ранее. Реконструкция же "Крузенштерна" это же была вообще уникальная операция опыта не было никакого. Возможно по-этому высота помещений на верхней палубе (где располагается основные каюты) на "Седове" ощутимо выше.
Подробнее про здесь -
3

Краткие тактико-технические характеристики Крузенштерн/Седов
Длина по верхней палубе, метров - 114,5/117,5
Ширина, метров - 14/14,66
Осадка, метров - 7/7,52
Водоизмещение, тонн - 5805/7320
Высота борта, метров - 8,48/8,5
Площадь парусов, м² - 3400/4195
Высота мачты над палубой, метров - 55/58

Окраска корпуса с 2004 года совпадает - черно-белая. Рангоут как видно на "Крузенштерне" жёлтый, а на "Седове" красно-оранжевый. Это можно считать "фирменными цветами".
4

На "Крузенштерне" так же 5 палуб и 7 переборок. Только палуба бака, здесь называется шлюпочной и она намного длиннее, доходит почти до юта (носа). В статье про Историю Седова есть картинка, как эволюционировали размеры этой палубе с годами - изначально на "Седове" она была совсем короткой. Не знаю когда на "Крузенштерне" появился такой длинный бак. Помимо визуальных отличий, это важно ещё и потому, что именно под этой палубой, на Главной, находятся основные жилые и общественные помещения судна, а значит их площадь на "Крузенштерне" заметно больше.
Если встать вот на эту лесенку (чуть правее центра снимка) на "Седове" то откроется взору совсем другая картина -
5

Вид с ходового мостика на корму.
6

Впрочем, самые важные, по существу, отличия связаны с управлением барка - руль и штурманская. На "Крузенштерне" установили "авторулевого" и это отразилось на многом. Рулевой пост со штурвалами на "Крузенштерне" не настоящий, бутафорский, липовый! Штуртросы демонтированы. Его оставили только как "место рядом с которым все фотографируются". Увы.
7


8


Обратите внимание ещё, как близко от штурманской рубке расположен штурвал. Когда он был настоящим рулить можно было только находясь сбоку от него.
9

Аварийный рулевой пост находится не в румпельном отделении на главной палубе, а снаружи на шлюпочной палубе, а позади него находится вот такой вот "гроб".
10

Внутри рулевой механизм.
11

Румпельное отделение, тоже на Главной палубе на "Крузенштерне" тоже есть, но сравнивать из из-за наличия авторулевого бессмысленное занятие.
12

Нос судна, палуба юта, одинаковая на обоих парусниках. Здесь всё так же: бушприт и механизм для спуска и крепления якорей, якорный кран. кнехты для швартовки.
13


Турбонау руфит барк.
На колоколе есть прежнее наименование барка Padija и это верно - колокола же не меняются. Но, вот почему на "Седове" нет исторических названий не понятно
14

Под палубой юта тоже всё очень похоже: туалеты, складские и брашпиль - якорная лебёдка. Брашпиль несколько иного вида, но характеристики якорного хозяйства схожи - те же 200 метров цепи позволяющие вставать на якорь на глубинах до 70 метров.
15

Здесь же висит ремкомплект для паруса "Кольчужный". На "Седове" такого не было.
16

Те, кто читал знает историю про Arc de Triomphe
17

Внезапно кухня - камбуз. Камбуз здесь так же расположен на верхней палубе, но имеет световой люк на шлюпочную палубу.
18

Помню, как фотографирование камбуза на "Седове" мне далось почти с боем, а тут - просунул фотоаппарат и снимай! И аромат по палубе распространяется соответствующий.
19

Кормят похоже так же. Время приёма пищи такое же с 4 часовым интервалом: 07:30, 11:30, 15:30, 19:30.
Столовая экипажа расположена рядом с камбузом и буфетом, столовая курсантов так же на один уровень ниже - на Нижней палубе. Отличие в том, что есть отдельная столовая для инопрактикантов. Но, важное отличие в том, что все эти помещения на "Крузенштерне" расположены ближе к носу судна, че на "Седове", а инопрактикантская столовая вообще чуть ли не под ютом. А ведь чем ближе к центру, тем меньше амплитуда качки, тем меньше раскачивает - для готовки и еды это важно. Допускаю, что более удачное расположение этих помещения на "Седове" есть следствие учёта ошибок обнаруженных при реконструкции "Крузенштерна".
20

Штурманская рубка заметно просторней, Но, возможно площадь не сильно отличается, просто на "Седове" в центре стоит большой навигационный стол который всё загораживает. Оснащение примерно тоже - экран слева это монитор радиолокатора. Отсюда так же есть выход на верх на штурманский (ходовой) мостик.
21

Ну и сама ходовая рубка это, конечно, кабина звездолёта после "Седова". Просторная, с авторулевым и пультом управления силовой установки.
22

Рулением барком происходит с помощью небольшого "руля", тогда как на "Седове" на Мостике только контролируют курс и отдают приказы по его изменению, корректировке.
23

Справа блок с рациями, GPS-навигатор SAAB, монитор данных АИС (AIS) - той самой, что отображается на сайте Маринатрафик http://www.marinetraffic.com/ , "панель аллармов" ("черного" ящика).
24

Над рулевым колесом блок навигации - электронный компас, аксиометр - стрелочный указатель показывающий отклонение руля от продольной оси, "спидометр".
25

Правее рукоятка машинного телеграфа и блок управления дизелями. На "Седове" это всё расположено на улице, снаружи ходовой рубки.
26

Погасший монитор слева это экран радиолокатора, далее монитор компьютера, на который сейчас выведена навигационная карта.
27

В левой части приборной панели так де комп (видно, что она Винде) и экран радиолокатора.
28

Пульт управления радиолокатором.Подробнее про контрольно-измерительные приборы сотрите в статье
29

Вид со штурманского мостика вперёд.
30

Штурманский мостик открытая часть. В центре так же расположена буссоль - компас с линейкой и устройством для определения азимута.
30

Тот же вид с противоположной стороны. на Седове сделано с крыла мостика- оцените разницу в размерах и мостика и ходовой рубки.
31

В середине Мостика расположен ярко красный "черный ящик". Очевидно, потому что это одна из верхних точек на корпусе и при затоплении его легко можно будет обнаружить и достать. "Ящик" не само-всплывающий в данном случае. На "Седове" я такого не видел - на мостике был аварийный буй, но сбоку и неяркий.
32

Важно, что на крыльях мостика - обеих есть по посту с машинным телеграфом. Капитану "Седова" во время швартовки, например, приходится кричать с крыла приказания, здесь же можно сделать всё на месте.
33

Теперь спустимся в машинное отделение.
34

Принципиальное отличие в том, что на "Крузенштерне" 2 дизеля, а не один. Но общая мощность одинаковая.Напомню, что на "Седове" установлен с 1986 года) финский дизель "Wärtsilä" 8L20 - в цилиндров диаметром по 20 см 2100 л.с .. На "Крузенштерне" немецкие дизеля 8NVD 48A-2U - 8 цилиндров диаметром 32 см, и ходом поршня в 48 см. Дважды по 750 кВт это примерно 2000 "лошадей".
35

Машинное помещение здесь просторней.Слева располагаются 4 дизель-генератора (на "Седове" три + один аварийный на Главной палубе)
36

Бойлер здесь немецкий, а не украинский.
37

Но суть та же - газотрубный жидкотопливный. Самовар на дизеле, короче.
38

Подробно нам показали и медицинское отделение. Вообще время поговорить о помещениях на Главной палубе. На "Седове" всё довольно симметрично и лаконично - каюты экипажа по бортам, плюс две столовые. В центре между ними камбуз с буфетом, большая флагманская каюта и аварийный дизель-генератор. На "Крузенштерне" более хаотично. Помимо кают, а здесь как мне показалось кают с туалетами немного больше, здесь распложена большая столовая, небольшая кают-компания рядом с небольшой флагманской каютой, медицинский блок и музей.
Схема медицинского блока - видно, что , то здесь помещений целых 5 включая ванную. Вообще всё боле просторней и, как мне показалось, лучше оснащено.
39

"Офис"
40

"Стоматология" не знаю, как оборудование, но кресло намного современней, чем на "Седове"
41

Изолятор на 2 места. Виден дефибриллятор, аппарат ЭКГ и утюг.
42

"Вип-каюта" - лазарет на одно койко-место.
43

с индивидуальным санблоком - ванной, душем и туалетом!
44


45
Конечно, посетили мы и музэй. Здесь он более удачно расположен, чем на "Седове" в недрах "Платформы". Экспозиция примерна та же - история и награды. Только нет стендов про самого Ивана Фёдоровича. Имейте ввиду, что выставленные кубки на подиумах это явно не походный вариант. Посередине соорудили стойку с морской фауной и поставили глобус причём полюс смотрит на полярную звезду в потолке - там ещё картой звёздного неба в потолке.
46

Коллекция судовых колоколов.
47


Подарки.
48

Историческая часть более бедная. Немецких документов нет почти.
49

фирменные светильники - можете сравнить с "Седовскими" - , впрочем в музее на "Седове" другие бра.
50

Радиорубка. На "Седове" не удалось её заснять, но в принципе различий здесь нет или не много.
51

Часовня есть и на "Крузенштерне" и она заметна больше по размерам. Расположена на месте бывшего штурманского класса.
52

Ещё несколько "мимолётных" отличий - одним кадром.
На "Седове" есть надувная лодка, а здесь целый надувной катер.
53

Топоры и багры не были замечены на "Седове".
54

Так же как и видеокамеры. Вообще, по общему широкому мнению дисциплина на "Крузенштерне" строже. Курсантам на "Седове" намного вольготней здесь же почти армия. Да и не только курсантам, экипажу велят не опаздывать с возвращением на борт в портах - строго в 23:00. "Седовцы" всю жизнь на это смотрят с недоумением.
55

И ещё несколько отличий
"Крузенштерн" не боится Францию - только в этом году он останавливался в портах этой страны дважды, а "Седов" всячески её избегает, даже если в запланированном маршруте они есть. Да, именно с "Седовым" был неприятный прецедент по аресте его в Бресте, но принципиальной разницы в плане собственности нет вообще никакой, так что это прецедент общий.

У "Крузенштерна" есть титульный спонсор, который активно рекламируется используя поверхности барка. На "Седове почему то нет.

"Крузенштерн" намного больше совершает походов. На его счёту 2 "кругосветки" и один трансатлантический переход. У "Седова" одна кругосветка, правда миль пройденных в высоких широтах заметно больше. В этом году, "Крузенштерн" прошёл 28 114 морских миль, а "Седов" больее чем в два раза меньше - 13 370. Возможно, потому что сам Крузенштерн был намного более успешный мореплаватель, чем Седов?

Звук в громкоговорителях, по которым регулярно передают приказы и инфорцию по вем помещениям, на "Крузенштерне" резкий, хриплый. На "Седове" намного мягче и приятней.

Но, главное, всё же в другом. Главное то, что оба эти барка это прославленные легендарные исторические крупные парусники. Действующие, не ставшие "эдаким вот музеем (с)". Кроме России, по-моему, и нет такого в таком статусе и состоянии ни у кого. Это наша общая гордость, но и большая ответственность для судовладельцев и Росрыболовства. И государства вообще - при понимании этого и не возникли бы возможные проблемы с попаданием этих парусников в дельту Невы, центр Петербурга из-за недостаточной высоты моста на ЗСД.

Благодарю администрацию парусника "Крузенштерн" в лице Ирины Образцова (руководителя пресс-службы БГАРФ) за организацию осмотра и экипаж за проведение экскурсии.
Рекомендую прочитать другие посты с этого визита - они все разные и интересные.

Вооружение

Однотипные корабли

Барк «Крузенштерн»-единственное судно в своем роде

«Крузенштерн» - четырёхмачтовый барк, назван именем известного русского мореплавателя адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна, руководителя первой русской кругосветной экспедиции 1803 - 1806 годов, ученого-гидрографа, воспитателя целой плеяды замечательных российских мореплавателей. Судно было спущено на воду 23 июня 1926 г. В настоящее время барк принадлежит Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота России.

Общие сведения

Барк - большое парусное судно с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой (бизань-мачты), несущей косое парусное вооружение. Иными словами, все мачты барка, за исключением последней, из поперечного рангоута имеют только реи, тогда как последняя мачта рей не имеет. Число мачт барка - три и более (двухмачтовые парусники подобного вооружения называются бригантинами).

Барк «Крузенштерн» (IMO: 6822979) был заложен 24 июня 1925 на верфи «Иоганн Текленборг» (Johann C. Tecklenborg) в Геестемюнде (в настоящее время-Бремерхафен), а оснастка установлена на верфи Блом унд Фосс (Blohm & Voss) в Гамбурге. Судно было спущено на воду 23 июня 1926,а уже 30 августа отправилось в первое плавание. При спуске на воду, по традиции, бутылку шампанского о форштевень разбила одинадцатилетняя дочь одного из судовладельцев компании «Ф. Лайеш» (F. Laeisz)-Эрика Ф. Лайеша. Именно из уст Кристины Лайеш впервые прозвучало название барка-Padua.

Барк относят к «винджаммерам». Это название происходит от английского выражения «to jam the wind», что значит «выжимать ветер». Парусник относится к серии судов, имена которых начинались с буквы «P»: Pangani, Petschili, Pamir, Passat, Pommern, Peking, Potosi, Preussen, которые были самыми быстроходными.

История создания

Изначально, ещё как Padua, судно использовалось не только для грузовых перевозок, но и как учебное судно. На нем перевозили строительные материалы в Южную Америку, а из Чили, обратными рейсами, селитру и фосфаты. Судно использовалось также для перевозки зерна из Австралии. В свое время барк Padua вошел в десятку крупнейших парусников мира.

Во время рейсов в Южную Америку и в Австралию, судно установило рекорды скорости: из Гамбурга до чилийского порта Талькауано, вокруг мыса Горн, за 87 суток, и обратно за 94 суток. Рейс из Гамбурга до Порт-Линкольна (Австралия) в 1933-1934 годах - за 67 суток (в среднем эту трассу суда преодолевали за 88 суток).

Предпосылки к созданию

Приступая к постройке Padua, проектировщики и строители того времени реализовали некоторые усовершенствования в обслуживании парусов, благодаря чему с ними стало гораздо легче работать, при том, что на корабле стало меньше членов экипажа. Переход от клиперов «чайной» эпохи к относительно крупным парусникам «селитрового» периода было одним из факторов, позволивших продлить жизнь парусу. К тому же, возрастал интерес промышленности к селитре - сырью для производства азотных удобрений и взрывчатых веществ. Все это вместе взятое и определило успех дела.

Экипаж и обитаемость

Экипаж Padua был в четыре раза меньше экипажа типичного «чайного» клипера того времени, а жалованье назначено выше обычного, благодаря чему удалось укомплектовать команду полностью, да еще лучшими специалистами-парусниками. Нередко на борту Padua появлялись ученики (до 40 - 50 чел.), что для экипажа было изрядным подспорьем, поскольку они работали наравне со штатными матросами.

Сейчас «Крузенштерн» используется для проведения плавательной практики, в основном курсантов младших курсов судоводительской специальности. Могут на нем проходить практику также судомеханики и радисты. Всего «Крузенштерн» принимает на борт 168 курсантов.

Обычно эта плавучая парусная школа в течение года совершает три рейса со средней продолжительностью три месяца каждый. Выходу в море предшествуют тренировки у причала, занятия по технике безопасности. Курсантов расписывают по мачтам, составляют из них три ходовые вахты, непрерывно обслуживающие паруса своих мачт. И только после этого новичка допускают к подъему на реи. На барке 70 человек постоянного экипажа и до 6 руководителей практики от учебных заведений. Всего «население» судна - более 240 человек.

История службы

Обычная для судна служба оборвалась с началом второй мировой войны. Последний мирный рейс Padua начался 15 октября 1938 г., когда она покинула Бремен, взяв курс на Чили. Приняв в Вальпараисо груз селитры, 14 января 1939 г. судно убыло в Австралию и через 53 суток отшвартовалась в порту Линкольн. В Европу судно возвратилось 26 июля, в сентябре началась война. Парусным судам не нашлось места на ее дорогах, поэтому Padua стали использовать как заурядный лихтер в прибрежных перевозках.

В июне 1941 года, на верфи Oderwerft AG, удалось осуществить кое-какой необходимый ремонт и оборудовать парусник противоминными устройствами и двумя противовоздушными орудиями – одно на баке, и одно возле дублирующего штурвала на корме.

В 1943 году на борту барка была установлена пушка - он встал на военную службу. Но Padua так и не стала для Вермахта надежным помощником, и в марте 1943 года, барк встал на прикол во Фленсбурге. В конце мая 1945-го парусник был отправлен в Гамбург. После Второй мировой войны, согласно решению Потсдамской конференции, германский флот поделили между странами-победительницами: СССР, США и Англией. 12 января 1946 года, барк Padua перешел к Советскому Союзу и получил название «Крузенштерн». В то время парусник был в ужасном состоянии, поэтому в течение долгого времени он оставался на приколе. В дальнейшем, было принято решение о его переоборудовании в учебное судно.

В 1966 г. парусник был передан как учебное судно Министерству рыбного хозяйства Советского Союза. В 1971 г. «Крузенштерн» под командованием капитана И. Г. Шнейдера, участвовал в международных регатах парусных судов, которые проводились Международным союзом учебных парусников (Sail Training Association - STA).

Впервые «Крузенштерн» принял участие в гонке, посвященной 30-летию Польской Народной Республики. В тот раз, в гонке принимало участие 37 судов, включая 6 больших парусников с прямым вооружением. Это участие в гонках, было признано удачным, хотя барк и не занял первого места. Участвовал «Крузенштерн» и в «Операциях Парус». Лучшее время барка, пришлось на океанскую гонку 1984г., по маршруту Сидни (Канада) - Ливерпуль. В то время конкурентами были такие титулованные парусники, как Sagreh («Сагреш»,Португалия), Gorch Fock («Горх Фок»,ФРГ), Gloria («Глория», Колумбия), фрегат новейшей постройки Dar Młodzieży («Дар Млодзежи», Польская Народная Республика). Разумеется, команда каждого судна хотела быть первой в этом престижном соревновании. И даже если бы «Крузенштерн» его и не выиграл, никто бы не упрекнул экипаж барка потому, что конкуренты были на 30 - 50 лет моложе него. Но все же, 30 июля к Ливерпулю первым пришел наш парусник. Средняя скорость достигла 6,7 узла, которую когда-то под силу было набрать лишь крупным пятимачтовым баркам Preussen и Potosi. Паруснику «Крузенштерн» присудили большой серебряный Кубок мира, а экипажу вручили золотые медали.

В 1983 году, в порту г. Рига, «Крузенштерн» был передан из Балтийского отряда учебных судов производственному объединению рыбной промышленности «Эстрыбпром», находящемся в городе Таллин (ЭССР). В то время в Советском Союзе стали собирать современные океанографические суда, и конечно же, надобность в парусниках отпала. Спас корабль капитан барка «Седов»-Петр Митрофанов, который по инстанциям доказывал, что парусники могут служить - воспитывая будущих моряков и специалистов флота. Ему удалось отстоять суда: «Седов» и «Крузенштерн» взяло Министерство рыбного хозяйства, которые продолжали служить как учебные суда.

В 1991 году, по приказу Министерства рыбного хозяйства, судно передали от Таллинского объединения «Эстрыбпром», Калининградскому высшему инженерному морскому училищу. В 1996 г. «Крузенштерн» вывели из состава ВМФ.

В настоящее время барк «Крузенштерн» принадлежит Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота России и используется как учебное судно. Барк знаменит на весь мир и регулярно участвует в международных парусных регатах.

Модернизации и переоборудования

Капитальный ремонт «Крузенштерна» провели в 1959 - 1961 гг. на Кронштадтском морском ордена Ленина заводе. По его завершении, судно уже полагалось отнести к категории парусно-моторных судов - у него появилась вспомогательная двухвальная силовая установка. После ремонта, в течение пяти лет, «Крузенштерн» выполнял научно-исследовательские работы в Атлантическом океане по программе Академии наук СССР и одновременно обеспечивал морскую практику курсантов военно-морских учебных заведений. В 1961 г. уже под флагом Военно-Морского Флота СССР с курсантами на борту, «Крузенштерн» под командованием капитана П. В. Власова совершил первое послевоенное океанское плавание. Паруса «Крузенштерна» видели у берегов Северной и Южной Америки, Африки. Привычной стала церемония перехода через экватор. В некоторых рейсах барк действовал самостоятельно, но чаще-в группе судов, обеспечивающих научно-исследовательские программы.

Кругосветные путешествия и экспедиции

Первое кругосветное плавание 1995-1996 гг. посвятили 300-летию Российского флота, 225-летию со дня рождения И. Ф. Крузенштерна и 190-летию со дня окончания первой российской кругосветной экспедиции. В это время был пересечен Атлантический океан, взят мыс Горн, барк заходил в порты Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Таити, Чили, Токио, Владивостока, Сингапура, Австралии, Кейптауна. За 5389 ходовых часов (224,5 ходовых суток) кругосветного плавания пройдено 42 433 морские мили. Флаг России был пронесен через три океана и 15 зарубежных портов тринадцати стран Европы, Южной Америки, Азии, Австралии, Океании, Африки. Четыре раза был пересечён экватор.

Второе кругосветное плавание было совершено в 2005-2006 гг. и было посвящено 60-летию Победы в Великой Отечественной войне и 200-летию кругосветного плавания российских кораблей под командованием И. Ф. Крузенштерна. Барк принял участие в регате Tall Ships Race-2005, заходил в порты Санкт-Петербург, Ирландии, Англии, Испании, Португалии, Канарских островов, Уругвая, Аргентины, Мексики, Гавайских островов.

Международная трансатлантическая экспедиция 2009-2010 гг. Её посвятили 65-летию победы в Великой Отечественной войне, 90-летию образования рыбной отрасли в России и 60-летию первой российской сельдяной экспедиции. Во время неё судно участвовало в регате Atlantic Challenge – 2009, заходило в порты Испании, Бермудских островов, США, Канады, Исландии, Голландии, Германии, Бельгии, Панамы, Мексики, Венесуэлы и Кубы. В день 65-й годовщины Победы, 9 мая 2010 года, судно вернулось в родной Калининград.

В СССР барк «Крузенштерн» под командованием капитанов П. В. Власова и Н. Т. Шульги совершал плавания из Балтийского моря в Чёрное море. В январе 1972 года сменился капитан судна: П.В. Власов передал свои полномочия старшему помощнику Г.Г. Савченко-Осмоловскому. В 1977-1983 годах на «Крузенштерне» каждые 2-3 рейса менялись капитаны. Шнейдер вышел на пенсию, его заменил бывший сослуживец по военной службе на ЭОС «Крузенштерн» Владимир Трофимович Роев. После командиром стал Владимир Александрович Толмасов. - моряк-парусник из Мурманска. В 1978 году капитаном судна был назначен Ян Ануфриевич Смелтерис, бывший военный моряк, который несколько лет прослужил на ЭОС «Крузенштерн» в одно время с И.Г. Шнейдером. После его сменил Алексей Борисович Перевозчиков.

Награды и достижения

В 1974г. советские парусники «Крузенштерн» и «Товарищ» впервые приняли участие в международной парусной регате Op Sail-74 («Операция Парус-74») на Балтийском море. В гонке Копенгаген (Дания) - Гдыня (Польша) наш «Крузенштерн» завоевал 4-е место. «Крузенштерн» был награжден серебряной моделью парусника «Cutty Sark» за наибольший вклад в развитие международного сотрудничества, взаимопонимания и дружбы между молодыми людьми разных стран мира. За все время существования этой самой престижной награды, «Крузенштерн» является единственным из советских и российских парусников обладателем приза "Cutty Sark".

В 1976 г. участие в международной парусной регате «Op Sail-76», посвященной 200-летию Декларации независимости США. В первой гонке Плимут (Англия) - Санта Круз де Тенерифе (Канарские острова), судно заняло 2-е место. В гонке через Атлантический океан от Санта Круз де Тенерифе до Бермудских островов барк занял 2-е место. В гонке по маршруту: Бермудские острова – Ньюпорт (США) судно было 9-м.

В 1978 г. судно участвует в международной парусной регате «Op Sail-78» в Северном море. В гонке Осло (Норвегия) – Гарвич (Англия) «Крузенштерн» занял 1-е место.

В 1980 г. барк принял участие в международной парусной регате «Op Sail-80» на Балтийском море. В гонке Киль(Германия) - Карлскруна (Швеция) он занял 4-е место.

В 1984 г. «Крузенштерн» принял участие в международных морских мероприятиях, посвященных 450–летию плавания француза Жака Картье в Канаду, проходившие в портах: Галифакс, Квебек, Альфред. Участие в трансатлантической гонке на Мировой кубок портов Канады, по маршруту Сидни (Новая Шотландия) – Ливерпуль (Англия). Барк занял первое место в классе «А» по всему флоту.

В 1986 г. барк «Крузенштерн» участвовал в международной парусной регате «Cutty Sark Tall Ships Races-1986» в Северном море. Судно заняло 1-е место.

В 1989 г. парусник принял участие в международной парусной регате «Cutty Sark Tall Ships Races-1986». В гонке Лондон (Англия)- Гамбург (Германия) барк занял 2-е место.

В 1990 г. судно приняло участие в международной регате «Cutty Sark Tall Ships S Races-1990». В гонке от Бордо (Франция, Бискайский залив) до Зеебрюгге (Бельгия, Английский канал). Тогда судно заняло 2-е место.

В 1992 г. «Крузенштерн» принял участие в морском событии мирового масштаба - в «Grand Regata Columbus-92 Quincentenary» («Гранд Регата Колумбус-92 Пятисотлетие»), посвященном 500-летию плавания Колумба к берегам Америки. В рамках регаты проводилось несколько гонок. В первой гонке по маршруту Лиссабон (Португалия)- Кадис (Испания) «Крузенштерн» занял 3-е место среди судов класса «А». В переходе через Атлантику по маршруту Кадис (Испания)- Канарские острова - Пуэрто-Рико (США), барк финишировал седьмым. В трансатлантической гонке Бостон (США) – Ливерпуль (Великобритания), судно заняло 1-е место. В этой гонке «Крузенштерн» достиг рекордной скорости за все время его эксплуатации с 1961 года - 17,2 узла(32,4 км/час).

В 1994 г. cудно приняло участие в международной регате «Сutty Sark Tall Ships Races-1994». В гонке Веймут (Англия, Английский канал)- Ла–Корунья (Испания, Бискайский залив) судно заняло 1-е место.

В 1995 г. барк принял участие в международной регате «Cutty Sark Tall Ships Races-1995». В гонке Эдинбург (Шотландия)- Бремерхафен (Германия) судно заняло 1-е место.

В 1998 г. участие в международной регате «Cutty Sark Tall Ships Races-1998». В гонке Фалмут (Англия, Английский канал) – Лиссабон (Португалия, Атлантика) судно заняло 1-е место. В гонке Виго (Испания)- Дублин (Ирландия) барк занял 3-е место.

В 1999 г. парусник принял участие в международной регате «Cutty Sark Tall Ships Races-1999». В гонке Сен-Мало (Франция) - Гринок (Шотландия) судно заняло 4-е место. В гонке Леруик (Шотландия, Шетландские острова) – Ольборг (Дания) барк занял 3-е место.

В 2000 г. «Крузенштерн» принял участие в международной трансатлантической регате «Tall Ships Races-2000». В гонке Саутгемптон (Англия)- Кадис (Испания) «Крузенштерн» занял 3-е место. В гонке через Атлантику по маршруту Кадис (Испания) – Бермудские острова судно заняло 3-е место. В трансатлантическом переходе Галифакс (Канада) - Амстердам (Нидерланды) барк занял 1-е место.


Их было около 65-ти. Знаменитые коммерческие парусники судоходной компании “Лайеш”, заслуженно нареченные англичанами “Летающими П” за быстроходность, маневренность и с отсылкой к первой букве в названии каждого. Легендарные винджаммеры, дословно - “выжиматели ветра”, они, благодаря своей конструкторской уникальности и предприимчивости владельцев, еще на несколько десятилетий отодвинули день, когда морской престол навсегда заняли корабли, движимые мощными моторными устройствами - “поглотители угля и солярки”, если хотите.

Все, что вы узнаете о “Крузенштерне” из разных отрезков его истории, начиная с тех времен, когда барк еще был немецким кораблем “Падуей” (как раньше назывался “Крузенштерн”) и ходил под парусами судоходной компании “Лайеш”, может показаться сказкой. В середине прошлого века никто и представить не мог, что барк протянет так долго и отнюдь не в качестве плавучего музея. Сегодня вы вряд ли найдете человека, который бы рискнул сделать даже незначительную ставку на то, сколько еще отведено “Крузенштерну”. Скорее вам скажут, что он бессмертен, добавив: “при правильной эксплуатации”. На деле же, вечную жизнь паруснику подарили люди - те, кто с сапёрской точностью уводил его из заминированных вод во Вторую мировую, те, у кого в голове не укладывалось, как четырехмачтовый парусник, последний в своем роде, может служить казармой или вовсе пойти на распил, те, кто и по сей день отдают свою жизнь служению морю и парусу, придавая этому сакральную ценность.


На первый взгляд сложно понять, почему в 1925 году, когда по всем морям уже ходили корабли с механическим типом двигателя, немецкая компания “Лайеш” приняла решение строить парусник. Более того - при полном отсутствии вспомогательного двигателя, что значительно увеличивало длительность перехода из-за долгих ожиданий попутного ветра. Добавим к минусам такого решения еще и не оборудованные необходимой инфраструктурой порты и сложности с комплектованием экипажа - работа на таких больших “грузовиках” физически тяжелая, а рейсы - длительные. Единственное условие, при котором строительство парусника с большой грузоподъемность могло быть рентабельным - это трансокеанские перевозки. Но вернемся к истории. 1925 год. В Германии после позорного поражения в Первой мировой и подписания унизительного Версальского договора господствуют голод, безработица и социальная нестабильность. Откуда находить такие партии груза, чтобы каждый рейс был экономически выгодным? Тогда о реальных причинах громко не говорили. Сейчас, спустя почти сотню лет, немцы открыто признаются: на крупных коммерческих парусниках доставляли из Чили селитру - сырье для производства промышленных взрывчатых веществ. В какой-то степени именно парусники готовили Вторую мировою войну, как бы это ни звучало. Исключительно мирных перевозок практически не осуществлялось.


Но была еще одна причина строительства такого крупного парусника, имеющая опосредованное отношение к коммерции. Униженные поражением в войне немцы всеми силами пытались оспорить приоритет англичан на океанских маршрутах. И им это удалось не без помощи компании “Лайеш” и ее “летающих П” или “винджамеров” (“выжимателей ветра”) - наиболее технически совершенных парусников 19 века, последним из которых и стал “Крузенштерн” (экс-“Падуя”). Все его последователи уже были парусно-моторными судами и использовались только в учебных целях.

Период истории “Падуи”, связанный с перевозкой селитры, продлился вплоть до Второй мировой. В последний раз парусник вышел в море в качестве коммерческого судна в ноябре 1940 года из эстонского Ревеля (Таллин) с грузом пиломатериалов. По окончании рейса барк остался в Штеттине, его дальнейшая эксплуатация была невозможна: шла война, а у “Падуи” отсутствовала противоминная защита.

Передача парусников “Падуя” и «Коммодор Йонсен» (будущий «Седов») Советскому союзу произошла 11 января 1946 года в Свинемюнде (сегодня - польское Свиноуйсьце). В первые два десятилетия у “Седова” и “Крузенштерна” под флагом СССР была общая история. В послевоенных условиях у государства отсутствовала надобность в парусниках. Оба без двигателя, без квалифицированный команды да еще и в условиях Балтики, полной необезвреженными минами. Следующие несколько лет “Крузенштерн”, переоборудованный под казарму на 400 человек, был пришвартован в Ленинградской области. Настоящим спасением для трофейных парусников стали двое энтузиастов - русские офицеры Иван Шнейдер и Петр Митрофанов. В июне 1952 года капитан Митрофанов вывел «Седов», оснащенный машиной, в пробное плавание по Финскому заливу. Спустя три года в свой первый самостоятельный рейс вышел и “Крузенштерн”. В последующие годы после капитального ремонта «Седов» и «Крузенштерн» работали в составе группы судов под руководством Митрофанова, которая обеспечивала проведение большого количества исследований в Атлантике. Новый этап истории парусников продолжался вплоть до 1965 года, когда над ними снова нависла угроза утилизации. Необходимость в постоянном ремонте и одно упоминание о возрасте “Крузенштерна” и “Седова” убивало все шансы сохранения их на воде. На помощь вновь пришли капитаны Митрофанов и Шнайдер, убедившие Министерство рыбной промышленности: парусники необходимо сохранить для подготовки и обучения профессиональных моряков. В 1991 году “Крузенштерн” был передан на баланс Калининградского высшего инженерного морского училища - ныне Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота. С тех пор парусник, на борту которого ежегодно проходят практику более 360 курсантов морских учебных заведений, совершил две кругосветки и трансатлантический переход.


Спросите, зачем будущим морякам нужна практика на барке, каких в мире осталось только два – «Крузенштерн» да «Седов»? За тем же самым, зачем жителю мегаполиса нужно уметь рубить дрова или, если этот житель женского рода, иметь представление о том, как пекутся блины. Конечно, судоводителю или, скажем, механику, который проведет свою жизнь в машинных отделениях современных сухогрузов, совершенно не обязательно управлять живым парусником при помощи ручного штурвала. Но по такой логике ему не нужны и звезды, потому что все за него посчитают приборы GPS, и умение вязать морские узлы. Когда-нибудь так и будет, наверное: управление судами на морях возьмут на себя роботы, их же научат вязать и узлы. Неизвестно, что нового обретет человек в этот период развития цивилизации, но совершенно понятно, что он потеряет, и безусловно, потеря эта будет существенной.

Технические характеристики "Крузенштерна"

Размеры барка “Крузенштерн”:

  • 3722 квадратных метров - общая площадь парусного вооружения,
  • 272 квадратных метра - площадь самого большого паруса,
  • 10-64 мм. - толщина канатов,
  • 44 квадратных метра - самый маленький парус,
  • 711 тонн - запас пресной воды,
  • 516 тонн - запас топлива,
  • 250 метров - длина якорной цепи,
  • 3 тонны - вес якоря Холла,
  • 6400 тонн - водоизмещение,
  • 14,02 метров - ширина,
  • 17,4 узла (32,4 км/час) - максимальная скорость,
  • 114,50 метров - длина судна.
  • Дата постройки судна - 1926 год
  • Тип судна - винджаммер
  • Топливо - дизель
  • На барке установлено несколько рынд, но главная - та, что на носу судна

Схема и чертежи барка "Крузенштерн"

Схема парусника “Крузенштерн”


Чертеж парусника “Крузенштерн”


1 - бом-утлегарь-штаг, 2 - ватер-штаг, 3 - поворотная кат-балка, 4 - грузовая стрела, 5 - фок-мачта, б - ручной шпиль, 7 - радиолокационные антенны, 8 - тросовые бортовые леера, 9, 18 - вентиляторная, 10 - первая грот-мачта, 11 - магнитный компас, 12 - штурвал, 13 - ходовой мостик, 14 - курсантский мостик, 15 - гирокомпас, 16 - леерное ограждение мостика, 17 - вторая грот-мачта, 19 - бизань-мачта, 20 - спасательный круг, 21 - запасной штурвал, 22 - флагшток, 23 - румпельная надстройка, 24 - дефлектор, 25 - радиорубка, 26 - световые люки машинного отделения, 27 - учебная штурманская рубка, 28 - стойки, 29 - штурманская рубка, 30 - спасательные плоты, 31 - сходный тамбур носовой шахты живучести, 32 - шахта для погрузки продовольствия, 33 - грузовая лебедка, 34 - якорная машина, 35 - мартин-бакштаги, 36 - киповая планка с двумя роульсами (4 шт.), 37 - тали кат-балки, 38, 43 - кнехты, 39 - становой адмиралтейский якорь - 2 шт., 40 - якорная машинка, 41 - левый бортовой огонь, 42 - носовая вьюшка для швартовного троса, 44 - марса-фальная лебедка, 45 - гравитационная двухшарнирная шлюпбалка, 46 - шлюпка СШАМ-51, 47 - шлюпочная палуба, 48 - ящик для сигнальных флагов (2 шт.), 49 - прожектор (2 шт.), 50 - шлюпка СШАР-55, 51 - леер, 52 - шлюпка СШАР-36, 53 - блоки одношкивные, 54 - выстрел, 55 - кормовая вьюшка для швартовного троса, 56 - шлюпочная лебедка (6 шт.), 57 - брасовая лебедка (3 шт.), 58 - машинный телеграф, 59 - телефоны, 60 - забортный трап, 61 - световые люки камбуза и разделочной, 62 - вьюшка для буксирного троса, 63 - вьюшка для перлиня, 64 - декоративная башенка, 65 - правый огонь, 66 - нофель-планка, 67 - бом-утлегарь-бакштаг.

Частые вопросы FAQ по техническим характеристикам

Какая высота у парусника "Крузенштерн"?
Высота борта: 8,48 м

Сколько парусов у барка "Крузенштерн"?
Площадь парусов: 3400 м?

Сколько мачт у "Крузенштерна"?
Четыре

Какая высота мачт "Крузенштерна"?
Высота мачты: 55 метров над палубой

Какая максимальная скорость у барка "Крузенштерн"?
Максимальная скорость на парусах - 17,4 узла (32,4 км/час)

Скорость на двигателях: 10 узлов

Что означают цифры 1795 на корме Крузенштерна?

Четырехзначное число на корме - первый номер, полученный судном в регистре.

Из чего сделан корпус парусника Крузенштерн? Из дерева или металла?

Из металла

Капитаны барка "Крузенштерн"

  • Карл Шуберг: август 1926 - январь 1928 года
  • Герман Пиниг: апрель 1928 - октябрь 1930 года
  • Роберт Клаус: декабрь 1930 - февраль 1932 года; октябрь 1935 - май 1937 года
  • Юрген Юрс: октябрь 1934 - май 1935 года; май 1937 - май 1938 года
  • Рихард Вендт: май 1938 - декабрь 1940 года
  • Отто Шоммартц: апрель 1941 - январь 1946 года
  • Павел Васильевич Власов: 1961 - 1972 годы
  • Г. Г. Савченко-Осмоловский: 1972 - ?
  • Н. Т. Шульга: ? - 1976 годы
  • Иван Григорьевич Шнейдер: 1976 - 1977 годы
  • Я. А. Семелтерис: 1977 -1980 годы
  • Александр Борисович Перевозчиков: 1980 - 1983 годы
  • Геннадий Васильевич Коломенский: 1983 - 1995 годы
  • Алексей Алексеевич Игнатьев: 1995 - 1996 годы
  • Олег Константинович Седов: 1995 - 2007 годы
  • Михаил Вячеславович Новиков: 2007 - 2014 годы
  • Михаил Петрович Ерёмченко: с 2014 года по настоящее время

"Крузенштерн" сегодня


Сегодня российский четырехмачтовый парусник “Крузенштерн” используется как учебное парусное судно. Он ежегодно совершает, как правило, три учебных рейса по разным маршрутам. В зависимости от участия барка в общественно-значимых мероприятиях или регатах в различных акваториях и портах, меняется и план-график. Навигация начинается обычно в марте-апреле, а осенью судно возвращается в Калининград, чтобы в течение осени-зимы пройти необходимые ремонты или докование. В каждом учебном рейсе, который длится не менее двух и не более четырех месяцев, на борту находится 120 практикантов. Это курсанты морских специальностей учебных заведений Росрыболовства: судоводители, судомеханики, радисты. Они проходят свою первую плавательную практику по программам своих колледжей или академии. Кроме того, совместно с Клубом путешествий Михаила Кожухова организовывается экспедиции под парусами легендарного барка "Крузенштерн", в которых могут принять участие все желающие старше 13 лет. Первый рейс “Крузенштерна” в 2017 году с Клубом путешествий стартует 6 мая.


Призы и награды

  • 1974 год - Советские парусники «Крузенштерн» и «Товарищ» впервые приняли участие в международной парусной регате «Операция Парус-74» на Балтийском море. В гонке Копенгаген (Дания) - Гдыня (Польша) «Крузенштерн» занял четвертое место.
    «Крузенштерн» наградили серебряной моделью парусника Cutty Sark за наибольший вклад в развитие международного сотрудничества, взаимопонимания и дружбы между молодыми людьми разных стран мира. За всю тридцатилетнюю историю (1974-2003 гг.) существования этой самой престижной награды для судов учебно-парусного флота «Крузенштерн» является единственным из советских и российских парусников обладателем приза «Cutty Sark».
  • 1976 год - парусник «Крузенштерн» принял участие в международной парусной регате «Op Sail-76», посвященной 200-летию Декларации независимости США. В первой гонке Плимут (Англия) - Санта Круз де Тенерифе (Канарские острова) барк занял второе место.
  • 1978 год - парусник принял участие в международной парусной регате Op Sail-78 в Северном море. В гонке Осло (Норвегия) - Гарвич (Англия) занял 1-е место.
  • 1980 год - «Крузенштерн» принял участие в международной парусной регате Op Sail-80 на Балтийском море. В гонке Киль(Германия) - Карлскруна (Швеция) занял четвертое место.
  • 1984 год - В трансатлантической гонке на Мировой кубок портов Канады по маршруту Сидни (Новая Шотландия) - Ливерпуль (Англия) парусник «Крузенштерн» занял первое место в классе «А» и по всему флоту.
  • 1986 год - барк «Крузенштерн» принял участие в международной парусной регате Cutty Sark Tall Ships Races-1986 в Северном море. В гонке Ньюкасл (Англия)- Бремерхафен (Германия) - Ларвик (Норвегия) - Гетеборг (Швеция) судно заняло 1-е место.
  • 1989 год - парусник принял участие в международной парусной регате Сutty Sark Tall Ships Races-1989 в Северном море. В гонке Лондон (Англия) - Гамбург (Германия) барк занял 2-е место. Капитан судна на тот момент - Г. В. Коломенский.
  • 1990 год - судно приняло участие в международной регате Cutty Sark Tall Ships S Races-1990. В гонке от Бордо (Франция, Бискайский залив) до Зеебрюгге (Бельгия, Английский канал) судно заняло 2-е место.
  • 1992 год - «Крузенштерн» принял участие в Grand Regata Columbus-92 Quincentenary («Гранд Регата Колумбус-92 - Пятисотлетие»), посвящённом 500-летию плавания Колумба к берегам Америки. В рамках регаты проводилось несколько гонок. В первой гонке по маршруту Лиссабон (Португалия)- Кадис (Испания) «Крузенштерн» занял 3-е место среди судов класса «А». В трансатлантической гонке Бостон (США) - Ливерпуль (Великобритания) судно заняло 1-е место. В этой гонке «Крузенштерн» достиг рекордной скорости за всё время его эксплуатации с 1961 года - 17,2 узла.
  • 1994 год - судно приняло участие в международной регате Сutty Sark Tall Ships Races-1994. В гонке Веймут (Англия, Английский канал) - Ла-Корунья (Испания, Бискайский залив) судно заняло 1-е место.
  • 1995 год - барк принял участие в международной регате Cutty Sark Tall Ships Races-1995. В гонке Эдинбург (Шотландия) - Бремерхафен (Германия) судно заняло 1-е место.
  • 1998 год - барк «Крузенштерн» принял участие в международной регате Cutty Sark Tall Ships Races-1998. В гонке Фалмут (Англия, Английский канал) - Лиссабон (Португалия, Атлантика) судно заняло 1-е место. В гонке Виго (Испания) - Дублин (Ирландия) барк занял 3-е место.
  • 1999 год - парусник принял участие в международной регате Cutty Sark Tall Ships Races-1999. В гонке Сен-Мало (Франция) - Гринок (Шотландия) судно заняло 4-е место. В гонке Леруик (Шотландия, Шетландские острова) - Ольборг (Дания) барк занял 3-е место.
  • 2000 год - «Крузенштерн» принял участие в международной трансатлантической регате Tall Ships Races-2000. В гонке Саутгемптон (Англия) - Кадис (Испания) «Крузенштерн» занял 3-е место. В гонке через Атлантику по маршруту Кадис (Испания) - Бермудские острова судно заняло 3-е место. В трансатлантическом переходе Галифакс (Канада) - Амстердам (Нидерланды) барк занял 1-е место.

Кругосветные путешествия и экспедиции

Легендарный парусник “Крузенштерн” за свою 90-летнюю историю дважды ходил кругом света, а совсем недавно - в 2009 - совершил Трансатлантический переход. Еще будучи немецким грузовым судном “Падуя”, барк дважды обогнул мир. Но то были коммерческие рейсы, а не исследовательские. Потому принято считать, что первая кругосветка “Крузенштерна” состоялась именно с 1995 по 1996 год под российским флагом.


  • Первое кругосветное плавание с 1995 по 1996 год было посвящено 300-летию Российского флота, 225-летию со дня рождения Ивана Федоровича Крузенштерна и 190-летию со дня окончания первой российской кругосветной экспедиции. “Крузенштерн” пересек Атлантический океан, взял мыс Горн, осуществил заходы в порты Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Таити, Чили, Токио, Владивостока, Сингапура, Австралии, Кейптауна. За 5389 ходовых часов (224,5 ходовых суток) кругосветного плавания было пройдено 42 433 морские мили. Три океана и 15 зарубежных портов тринадцати стран Европы, Южной Америки, Азии, Австралии, Океании, Африки. Четыре раза был пересечен экватор.
  • Второе кругосветное плавание продлилось с 2005 по 2006 год. Уже в декабре 2004 года постановлением Правительства было решено - “Крузенштерн” обогнет земной шар во второй раз. В честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне и 200-летию первого русского кругосветного плавания Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. Второе плавание кругом света барка “Крузенштерн” продлилось почти 14 месяцев. Барк вышел в кругосветную экспедицию 24 июня 2005 года. «Крузенштерн» принял участие в регате Tall Ships Race-2005, заходил в порты Санкт-Петербург, Ирландии, Англии, Испании, Португалии, Канарских островов, Уругвая, Аргентины, Мексики, Гавайских островов. За период кругосветного плавания с 16 июня 2005 года по 14 августа 2006 года судно прошло 45773,9 морских мили, посетило 21 иностранный порт. Продолжительность рейса составила 425 суток, из них 304 суток барк находился в море и 121 сутки в портах.
  • А я бы с радостью писал вам письма,