Крымская традиционная архитектура: эклектика в гармонии с природой. Презентация "памятники культуры и архитектуры крыма" Знакомство с наиболее известными памятниками архитектуры крыма

Исторические памятники Крыма

Достопримечательностей на крымском полуострове множество. Одни из них связаны с конкретными историческими событиями, а другие несут важное архитектурное значение. Рассмотрим наиболее интересные и значимые места, которые обязательно стоит посетить.

Севастополь – город с богатым историческим прошлым, поэтому памятников истории здесь очень много. Самым древним из них является Херсонес Таврический. Этот археологический заповедник, существующий на протяжении 2000 лет, в свое время являлся крупнейшим городом-государством греческой колонии Северного Причерноморья. Об этом свидетельствуют многочисленные руины и древние находки: колонны, арки, стены домов и храмов, участки оборонительных стен, знаменитый туманный колокол, глиняные кувшины, предметы быта, останки захоронений и многое другое. Именно здесь в 988 г. князь Владимир крестил Русь. На развалинах Херсонесского античного театра и сейчас показывают представления артисты Севастополя. Археологами со всего мира до сих пор ведутся раскопки этого древнего города.

Достопримечательности

10051

Множество культур оставили свой след в истории и архитектуре Крыма, в том числе и религиозных памятников. От места крещения Руси до малого Иерусалима Евпатории сохранились уникальные работы зодчих и архитекторов разных вероисповеданий.


Центральная мечеть Евпатории расположена недалеко от парка имени Караева. Это здание имеет большую культурную и историческую ценность - заложена была еще в 1552 году. Естественно, с тех пор она пережила множество реконструкций и трагических событий, но с 1990 года опять стала главной мечетью города. Архитектор - известный турецкий зодчий Ходжа Синан, плоды его труда остались и в Стамбуле - там более 300 зданий было построено по его проектам. Мечеть также называют Хан-Джами за ее важную роль в политике во время Крымского Ханства. Сейчас в этой, пожалуй, самой красивой в Крыму мечети, проводят экскурсии по выходным за небольшое пожертвование.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Исторический памятник

Центр религиозной жизни всех караимов Крыма, караимские кенаcсы находятся в начале улицы Караимской в старом городе. Этот комплекс включает в себя две кенасcы, религиозную школу, внутренние дворики, музей культуры караимов и библиотеки. К наследию древнего народа сейчас может прикоснуться каждый, приняв участие в экскурсии по этим удивительным строениям XVIII века. В экспозиции музея имени С.И. Кушуль можно познакомиться с предметами караимского национального быта. В интерьере представлена мебель из домов зажиточных караимов, фотографии известных караимских деятелей, национальные костюмы.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры

Этот храм находится в начале Набережной Евпатории и входит в число главных архитектурных доминант города, определяя узнаваемый силуэт Евпатории с моря. Храм был построен в 1911–1918 годах городским архитектором А.Л. Генрихом. Здание храма отделано красивым ракушняком песочного цвета, сама церковь построена в греко-византийском стиле, поэтому традиционно план здания имеет вид креста. Особую привлекательность строению придают три витражных арочных окна, отражающие вечером свет изнутри храма и трёхъярусная колокольня, которая значительно выше купола храма.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры

Этот белоснежный собор c голубыми куполами является вторым по масштабности в Крыму, он был заложен во имя событий Крымской войны в 1893 году. Внутри здания могут одновременно находиться до 2000 прихожан. Архитектурно этот собор создавался по подобию Святой Софии в Стамбуле, главные его изюминки - огромный 18-метровый купол и квадратная колокольня с 14 колоколами, а также план здания в форме восьмиугольника. К сожалению, первоначальные украшения не сохранились. Однако храму повезло в другом - его не взорвали во время Великой Отечественной войны, только окна были выбиты. Собор находится рядом с мечетью и, выбрав удачный ракурс, можно сделать фото двух памятников разных религий одновременно.

Читать полностью Свернуть

Музей, Достопримечательность, Религия, Исторический памятник

Еврейский молельный дом был заложен в 1911 году на пожертвования ремесленников, поэтому его и называют иногда «ремесленный». Первые служения здесь провели уже через год, однако работала синагога недолго, в 1930 году ее уже закрыли. Это единственная культовая иудейская постройка в Евпатории, сохранившаяся до наших дней. Здание прямоугольной формы расположено таким образом, что алтарь ориентирован на Иерусалим. Центральный вход под витражом в форме шестиконечной звезды предназначен для мужчин, а боковые входы - для женщин. В синагоге проводят экскурсии, перед входом внутрь обязательно надо надеть особый головной убор. Благодаря тесному соседству сооружений различных религий: синагоги, караимских кенасс, мусульманского монастыря Текие Дервишей и мечети Джума Джами, Евпатория получила название «Малый Иерусалим».

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры

Главный храм Севастополя стоит прямо в центре города на улице Большая Морская. Здание собора возводили 13 лет из местного инкерманского камня. Во время Великой Отечественной войны храм был сильно поврежден бомбежками, был утрачен целый придел, погибло много людей, так как там был организован госпиталь. Эта необычная церковь украшена пятью куполами, которые были позолочены только в 1992 году. Центральный купол окружен четырьмя двенадцатигранными башенками, которые увенчаны маленькими луковками.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры

Считается, что Киевскую Русь крестили именно в Херсонесе, во время правления Владимира Красно Солнышко называвшемся Корсунью. В летописи упоминался даже храм, в котором это произошло. Когда археологи нашли его фундамент, было решено воздвигнуть здесь новую церковь, которой было суждено стать самым крупным храмом Крыма. Строительство завершили в 1891 году, а первый камень будущего храма заложил император Александр II за три десятилетия до этого. Этот храм теперь является главным символом крещения Руси, несмотря на то, что большую часть времени он простоял в развалинах и был восстановлен только в 90-е годы прошлого века.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры

На Центральном городском холме находится еще один собор в византийском стиле, названный в честь князя Владимира. Этот храм объединен с важным памятником истории города - усыпальницей адмиралов, отдающим должное героям севастопольской обороны 1854–1855 годов. Могилы четырех адмиралов, отцов города, не оставивших Севастополь во время осады, были соединены общей гробницей. Сверху на ней установлен плоский черный мраморный крест на четырех сторонах которого бронзой выгравированы имена и даты смерти адмиралов. Позднее у храма захоронили еще командующих флотом и участников первой обороны города.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры, Исторический памятник

Эта церковь давно является одним из узнаваемых символов Крыма. Строительством церкви с необычными черными куполами было отмечено чудесное спасение царской семьи во время крушения поезда в 1888 году. Место выбрано действительно уникальное - скалистый утес, нависающий над южнобережьем. Церковь построена на высоте 412 метров над уровнем моря и привлекает огромное количество свадебных церемоний своим живописным расположением. Вокруг церкви просторная смотровая площадка, кафе и сувенирные ларьки.

Читать полностью Свернуть


Церковь в византийско-грузинском стиле выполнена по заказу великого князя Константина Николаевича Романова в 1885 году. У церкви есть особенность - попарно параллельно расположенные арочные двери, которые придают ей особую легкость и влияют на акустику. Мозаики в церкви были созданы с привлечением итальянского мастера, одна из них изображает такую редкую тему, как Иисуса в отрочестве. Начиная с Александра III, сюда приходила молиться царская семья, все Великие князья и княгини, отдыхавшие на Южнобережье. Здесь используют особый вид византийского пения, который невозможно услышать более нигде на полуострове.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия

Этот новый храм построен на живописной территории у подножия скалы Ай-Никола в месте, где найдены археологические останки древнего монастыря. Скалы вокруг создают прекрасную акустику, что используется мужским хором во время службы. Храм был построен в рекордные сроки благодаря местному меценату и сейчас привлекает множество посетителей. Здесь совершаются регулярные богослужения, есть крестильня.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия

Часовня этого храма в старом центре города лучше всего видна с моря, и ее можно лицезреть на всех открытках и картинах XIX века. Первый православный храм был построен на Поликуровском холме, когда Ялта была еще буквально рыбацкой деревней. Изначально он был возведен по чертежам итальянского архитектора. Но позже знаменитый городской архитектор Николай Краснов расширил храм. Однако в советский период храм был утерян, осталась только колокольня, и то лишь благодаря своему международному значению - она внесена во все международные лоции по Черному Морю. И только к 1998 году храм был заново отстроен согласно найденным в Воронцовском дворце чертежам Торичелли.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры

Пестрый национальный состав Крыма и его бурная история определили и эклектичность его архитектуры.
Дворцы, виллы и храмы строились по канонам и в подражание Древней Греции и Римской империи, Византии и Турции, странам Леванта и Магриба. Невероятного смешения стилей требовали от архитекторов русские аристократы, а затем и просто состоятельные люди Российской империи.
Преклонение перед всем иностранным, столь типичное для русских, на крымском перекрестке цивилизаций породило настоящее буйство в смешении готики, классики, мавританского стиля, ампира, модерна. Все это усложнялось и расцвечивалось приемами строительства и садоводства самых разных народов Азии и Европы.
Тем не менее, традиционные дома на Южном берегу Крыма и в горных долинах имеют много общего в своем устройстве и планировке. Плоские черепичные крыши, далеко выходящие от стен, деревянные балконы и галереи с резьбой, в которой угадываются решетчатые каркасы жилищ кочевников.

Это особая кладка из камней, только одна грань которых отесана. Высокие заборы из нетесанного камня и дворики, как неотъемлемое продолжение комнат и хозяйственных помещений. Все это, благодаря высоким тенистым деревьям, лианам и цветам превращает даже тесно сгрудившиеся на крутом склоне строения в уютные семейные гнезда. Они недоступны чужим глазам, но для друзей – богаты тем, что здесь каждая вещь и каждый зеленый росток, каждый камень и любое живое существо от сверчка до лошади образуют единый мир.
Особую роль в крымской жизни всегда играла вода. Конечно, и фонтаны или просто струящиеся через двор и сад ручейки – часть традиционного жилья. Фонтаны в деревнях были центрами общения, выбора женихов и невест. В богатых домах – местом для приема уважаемых гостей.
Наиболее полное воплощение крымские традиции архитектуры получили в перестройке Ханского дворца в Бахчисарае во времена хана Крым-гирея (Кырым-гирая). Крым-гирей избирался на два срока (напомним, что ханы избирались 4 главными аристократическими родами из династии Гиреев, как потомков Чингиз-хана). Он правил с 1758 по 1764 и с 1768 по 1769. Наиболее известен Фонтан Слез, сооруженный персидским мастером Омером по его указанию.
После того как русские войска под командованием Миниха и Ласси сожгли Ханский дворец в 1737 году он долго стоял в руинах. Это было не единственной неудачей нескольких предшественников Крым-гирея. К трону он прорвался силой и бунтом, ведь выбор крымской аристократии должен был утвердить султан Османской империи, а он не особенно хотел видеть на крымском престоле сильную личность.
Свою карьеру молодой принц начинал с управления провинции Буджак (сейчас эта часть Крымского ханства называется Приднестровье). Буджак и тогда отличался нестабильностью, но Крым-гирей заслужил поддержку и у местных ногайцев, и в столице Крыма. Будучи образованным человеком, он организовал геологическую разведку полезных ископаемых в горах Крыма, на Кубани и Северном Кавказе (Кубань и Кабарда также принадлежали в те времена Крымскому ханству).
Можно видеть, что армянское камнерезное искусство, русская резьба по дереву, легкие, но стойкие к оползням и землетрясениям деревянные каркасы как у кавказской сакли, украинские и молдавские мотивы в росписях – все это органично вошло в восстановление построек дворца и создание новых.
Но главным было то, что все сооружения дворца в оформлении получили единый стиль. Он получил название крымское рококо, поскольку хан Крым-гирей находился под большим культурным влиянием Франции. Рококо – раковинка, завитушка (по-французски) в Европе, конечно, выглядит совсем по-другому. Общим является лишь стремление украсить любую мелочь в архитектуре и интерьере.
В те времена Франция не оставляла надежды контролировать Крым если не напрямую, то косвенно. В Бахчисарае находилась миссия ордена иезуитов, которая собрала огромное число древних рукописей и записывала информацию о текущих делах. Миссия состояла, в основном, из французов. Есть свидетельства, что хан состоял в переписке с Мольером и имел при себе французскую театральную труппу. Так что новые пьесы в Бахчисарае шли сразу после Парижа.
Но вернемся к архитектуре дворца. Здания, как правило, двухэтажные. Первый этаж летом всегда был прохладен, а вторые этажи зимой заливались косыми лучами солнца и для их отопления достаточно было лишь бронзовых курительниц с древесным углем.
Деревянные решетки – мушараби украшали балконы гаремных зданий и домов богатых бахчисарайцев. Такие решетки, увитые цветами или виноградом создавали тень, закрывали женщин от взглядов с улицы, но позволяли им видеть все. В самом дворцовом гареме для того, чтобы удовлетворять любопытство любимых жен была построена Соколиная башня, окна которой на все стороны защищены мелкими деревянными решетками, словно тонированными стеклами – «я тебя вижу, а ты меня нет».
В конце 19 - начале 20 века несколько русских архитекторов (в том числе еврейского и немецкого происхождения) тщательно изучали постройки и архивы Ханского дворца, а также дома богатых крымских татар в Предгорье и на Южном берегу. Ими были построены десятки интереснейших дворцов, вилл, дач, пансионов, мечетей в Симферополе, Ялте, горных и южнобережных имениях русской аристократии и купечества.
Наиболее ярко, комплексно и масштабно это удалось русскому предпринимателю Петру Губонину в Гурзуфе. Сейчас большая часть его имения сохранилась – теперь это санаторий «Гурзуфский». Большевики разрушили только семейный склеп Губониных, их домовую церковь и большую мечеть, построенную на средства Губонина для мусульман Гурзуфа.
Из архитекторов, безусловно, надо выделить Николая Петровича Краснова. Охотничий замок князей Юсуповых в селе Коккоз (Соколиное) при некотором влиянии модерна идеально воплотил в себе черты стиля крымское рококо.
Известный знаток и пропагандист Крыма поэт Макс Волошин, на мой взгляд незаслуженно обвинял Краснова в том, что он застроил Крым «дворцами в стиле привокзальных буфетов». Сын бедной матери-одиночки из подмосковной деревни Николай Краснов никогда не спорил со своими сверхбогатыми и сверхзнатными заказчиками. Считается, что образование он получил на деньги или Губонина, или одного из братьев купцов Третьяковых. После окончания Московского высшего училища живописи, ваяния и зодчества он стал помощником архитектора Ялты , а вскоре и главным архитектором. Начинал с проектирования гимназий и других казенных зданий, а затем создал и католические костелы, и мечети, и гастрономы и множество вилл. Всегда при этом следуя капризам заказчиков или религиозным канонам. Но там, где он мог себе позволить применить свое понимание крымского стиля, он создал действительно гармоничное «вростание» зданий в природу и историю Крыма.
В настоящее время также на русские (московские) деньги построен большой ресторанный комплекс «Эски-Крым» у трассы Алушта – Ялта . Скромнее по размерам, но зато с большим числом изделий замечательных крымскотатарских ремесленников гурзуфский ресторан «Мераба».
Несколько новых зданий богатых домов, магазинов, пансионов и ресторанов в крымском стиле построено недавно в Бахчисарае.
Но пока среди современных богатых домов крымских татар, а также мечетей приходится наблюдать отсутствие традиций. Владельцы крымскотатарских кафе также не особо знают культуру своего народа, зачастую талантливые крымскотатарские резчики делают какие-то «избушки а ля рюс». Но чаще мы видим просто наскоро пришпиленную пластиковую вагонку, металочерепицу, размалеванных гномиков вперемешку с фараонами и прочую ерунду.
Ну что же, едут в Крым отдыхать и такие люди, вкусу которых это все соответствует. Пусть цветут все цветы…
Только не будем забывать, что есть у Крыма и свой стиль.

С каждым годом всу более теснят старинную малоэтажную застройку крымских городов и деревень обширные жилые массивы с детскими садами, школами и магазинами, многоэтажные дома, торговые комплексы, здравницы и гостиницы. Строительство ведётся повсюду в Крыму: в Керчи, в Севастополе, в Ялте, в Симферополе, в Феодосии… Города Крыма на глазах меняют свои силуэты.
Но есть Крым иной, незаметный равнодушному глазу, почти ушедший. Трудно отыскать подобное место на земле, где бы сохранились материальные следы стольких племен и народов. Тавры, скифы, сарматы, аланы, греки, готы, гунны, хазары, печенеги, половцы, русские, армяне, татары, итальянцы, турки – вот неполный, очень маленький перечень тех, кто оставил на крымской земле свои «автографы». Изучая их, историки и археологи сделали уже немало открытий, плодотворных «шагов в неведомое». При этом пристальное внимание исследователей привлекает архитектурное наследие минувших эпох.
Открытия в архитектуре редки, как и в любой другой области. Удачная находка заимствуется при сооружении других построек, и, подтверждая рационализм в использовании и эстетическое совершенство в художественной культуре, тиражируется, рождая архитектурный стиль, строительные и художественные традиции. Каменной летописью многовековой истории Крыма являются более полутора тысяч памятников архитектуры, зафиксированных в реестрах разных уровней, а энергетический концентрат археологических слоев, впрессованный в 10 – 15 метровую толщу крымской земли, является уникальным источником космического масштаба.
История архитектуры на полуострове начинается с сохранившихся в горной части Крыма укреплённых убежищ и хижин тавров, с их кромлехов – кольцеобразных оград из вертикально поставленных камней, обозначавших места погребений, и самих таврских гробниц – «каменных ящиков».
В степях и предгорьях жили скифы. Об их культуре рассказывают городища и могильники. Всемирно известным памятником является Неаполь скифский, бывшая столица позднескифского государства, вскрытая раскопками на юго-восточной окраине Симферополя.
О многовековой жизни античных колоний на крымском побережье свидетельствуют развалины жилых и общественных зданий Пантикапея, прародителя современной Керчи, основанного переселенцами из Милета. На Керченском полуострове сохранились курганы и монументальные каменные склепы Боспора, а на территории современного Севастополя – руины античного и средневекового Херсонеса.
Архитектурно-археологическими памятниками богат весь юго-запад Крымского полуострова. В нынешнем Бахчисарайском районе расположены средневековые города-крепости (это и Чуфут-Кале, и Кыз-Кермен, и Мангуп, и Эски-Кермен), пещерные монастыри (Успенский, Челтер, Шулдан и многие другие), а также остатки сравнительно небольших по размерам феодальных укреплений (Кыз-Куле, Сюйрен, Тепе-Кермен). В устье реки Черной, под Севастополем, есть несколько пещерных церквей. Здесь же руины Каламиты, крепости, возникшей в шестом столетии, и позднее, много веков спустя, дважды перестроенной.
Хорошо сохранились фортификационные сооружения, оставленные на крымском побережье генуэзцами. Укрепления Балаклавы, Судака, Феодосии и сейчас ещё поражают своим величием. Немногое уцелело от южнобережных укреплений, – алуштинского и гурзуфского, – остатки которых почти потонули в современной застройке.
На территории Крыма находится более десятка целых и руины сотен средневековых христианских храмов. Среди них видное место занимают церковь Иоанна Предтечи в Керчи, армянские церкви в Феодосии, в сёлах Богатом и Тополевке. В четырёх километрах к югу от Старого Крыма располагается армянский монастырь XIV – XVI веков Сурб-Хач.
В Старом Крыму и Белогорске (бывшем Карасубазаре) сохранились остатки постоялых дворов – караван-сараев, когда-то принимавших многочисленных купцов с их слугами, рабами, вьючными животными и товарами. Свидетелями золотоордынского периода истории Старого Крыма являются руины мечети султана Бейбаса (тринадцатый век), мечеть и медресе (духовное училище), возведенные в начале четырнадцатого столетия Узбеком, и другие средневековые постройки.
В бывшей столице Крымского ханства – Бахчисарае – существует замечательный архитектурный комплекс ханского дворца (сейчас это музей) с Фонтаном слёз, воспетым великими русскими поэтами Александром Сергеевичем Пушкиным и Адамом Мицкевичем. Бахчисарайский дворец-музей стал ныне одним из популярнейших памятников архитектуры и истории Крыма.
Несколько больших позднесредневековых построек есть в Евпатории: текие дервишей (мусульманский монастырь), турецкая баня, многокупольная мечеть Джума-Джами, один из шедевров знаменитого турецкого зодчего Ходжи Синана. Вблизи этих памятников расположены два старых караимских храма – кенасы.
Дыхание архитектуры первой половины девятнадцатого века донесли старинные памятники русского классицизма. Из них наиболее известны дом графа Воронцова в парке «Салгирка», что находится в городе Симферополе, а также Графская пристань и Петропавловский собор в Севастополе.
Однако этим архитектурное наследие девятнадцатого столетия не исчерпывается. Есть на крымской земле выдающиеся постройки, которые до сих пор находились в хорошем состоянии и не подвергались перестройкам (они непрерывно эксплуатируются в своем первоначальном виде). К ним относятся дворцы, построенные в первой половине девятнадцатого века в Алупке (сейчас это музей) и Гаспре (ныне санаторий «Ясная поляна»).
В курортной зоне Крымского полуострова есть немало оригинальных зданий, возведённых в конце XIX – начале XX столетия. Благодаря высоким архитектурным достоинствам они, несмотря на свою «молодость», являются известными достопримечательностями Крыма. К ним относятся дворцы Ливадийский и «Дюльбер», бывшая дача «Ласточкино гнездо», армянская церковь в Ялте, храм в Форосе и многие другие здания.

Источники: Архитектурные памятники Крыма. Крикун Е. В.
Памятники крымскотатарской архитектуры. XIII – XX века. Крикун Е. В.