Кто подарил Америке статую свободы? Как использовалась статуя свободы? Главный символ Америки — Статуя Свободы в Нью-Йорке. История и интересные факты Как выглядит статуя свободы

Наиболее известный символ Америки - это скульптура «Свободы, озаряющей мир». Многие в курсе, что она была подарком из Франции, но мало кто знает, какая страна еще участвовала в ее создании, хоть и косвенно.

Также из статьи можно будет узнать о некоторых интересных фактах, связанных со строительством, установкой и эксплуатацией статуи. А также вам станут известны имена тех, кто приложил немало усилий для создания монумента.

Чему был посвящен подарок

Известно, кто подарил Америке Статую Свободы. Но чему был посвящен этот подарок? В 1876 году Франция решила преподнести презент к столетию независимости США. Средства на эту идею пришлось собирать годами. В этом приняли участие французы и американцы. Но пока статуя была установлена, минуло несколько лет, и юбилей независимости уже прошел.

«Леди Свобода» держит в руке табличку, на которой латиницей написана дата подписания а именно «Июль, 4, 1776». В 1883 году статуе был посвящен сонет Эммы Лазарус «Новый Колосс». Строки из него были выгравированы на пластине в 1903 году и прикреплены к пьедесталу скульптуры.

История создания

История началась с решения Франции поручить эту работу скульптору Фредерику Огюсту Бартольди. Далее страны договорились о том, что пьедестал будет сооружен силами Америки, а скульптура - за счет французов. Кто же еще участвовал в создании подарка?

Вашему вниманию - список тех, кто подарил Америке Статую Свободы:

  • Фредерик Бартольди спроектировал внешний вид и привел свои пожелания о том, где лучше разместить «Леди Свободу»;
  • и его помощник Морис Кехлин создали чертежи стальной массивной опоры и поддерживающего каркаса;
  • Ричард Моррис спроектировал пьедестал к скульптуре;
  • Генерал США Уильям Шерман выбрал место для статуи;
  • Улисс Грант - президент США, который поддержал идею о создании символа Свободы.

Сооружение скульптуры было завершено в 1884 году. Ее доставили в разобранном виде на фрегате «Изере» в нью-йоркскую гавань через год. Для этого понадобилось более двухсот ящиков. На сборку ушло четыре месяца, а официальное открытие состоялось 28.10.1886. Несмотря на то что к столетнему юбилею подарок опоздал на десять лет, к его открытию собралось много почетных гостей, в том числе и президент США Гровер Кливленд. Если бы не такое запоздалое открытие монумента, то поздравительную речь народ Америки услышал от который 04.07.1976 еще занимал этот пост.

Русский след

Помимо французов и американцев, согласно некоторым источникам, к скульптуре имеют отношение и россияне. Медные листы, которыми ее покрыли, были приобретены в России. Они были изготовлены на Нижнетагильском заводе. Однако многие исследователи смогли уже опровергнуть этот факт. Дело в том, что в Нижний Тагил в те времена еще не была проложена железная дорога. Исследователи пришли к выводу, что медь была доставлена из Норвегии, хотя документальных подтверждений этому нет.

Кто подарил Америке Статую Свободы? Невзирая на то, был ли в этом русский или норвежский след, именно французский народ стал инициатором и создателем символа свободы.

Выбор места для установки

Где Статуя Свободы сегодня? Как и в момент своей установки, она расположена на острове в трех километрах на юго-запад от Манхэттена (его южной части), что в Нью-Йорке. До появления статуи его называли островом Бедлоу. После водружения на нем французского подарка, в народе его стали называть островом Свободы. В 1956 году его переименовали официально.

Использование статуи

За весь период своего существования известный всем символ Америки был не просто памятником архитектуры. Изначально его планировали использовать в качестве маяка. Практика показала, что лампы в факеле были слабыми и малоэффективными. Из подразделения, которое управляло маяками, фигура была передана военному ведомству, а позже службе, которая занималась национальными парками.

К 1924 году экспонат стал Национальным монументом США, а позже был включен в список ЮНЕСКО.

Как использовалась Статуя Свободы в разные годы? Она имела следующие ипостаси:

  • маяк;
  • музей;
  • смотровая площадка.

За все время существования фигуры ее ремонтировали много раз, но наиболее глобальные работы проводились в 1938 и 1984 годах.

Читателю уже известно, кто подарил Америке Статую Свободы. Но мало кто знает, что скульптура изображает древнегреческую (на этом сходятся некоторые историки). Эта богиня являлась повелительницей ада, а факел использовался ею в подземном мире. Помимо этого, ее считали покровительницей колдовства, помешательства, безумия, одержимости. Геката изображалась с рогами на голове, но их можно увидеть у статуи в виде лучей света. Хотя считается, что на самом деле Бартольди воплотил образ древнеримской богини Либертас.

Правая рука, держащая факел, пересекала Атлантический океан три раза. Впервые ее перевезли в 1884 году в Филадельфию на Всемирную выставку, после этого вернули назад. В третий раз рука переплыла океан со всеми остальными частями статуи.

После событий 11 сентября 2001 года доступ на остров и к символу Америки был закрыт. К 2012 году доступ был открыт полностью, вплоть до короны. Вверх можно подняться по лестнице или на лифте. Чтобы достигнуть короны, необходимо пройти 356 ступеней. На смотровой площадке создано 25 окон, из которых открывается вид на гавань.

В мире существует множество уменьшенных копий. Например, в Париже, Токио, а также более двухсот копий есть в самой Америке.

Считается, что количество лучей на короне символизируют семь континентов, по западной географической традиции.

К 1886 году факел был сильно разрушен коррозией и его заменили новым, который покрыли золотом 24 пробы.

В день празднования на Западе сатанистского Хеллоуина мы поговорим об изваянии, ставшим символом новой Атлантиды, как называют некоторые Соединённые Штаты Америки. Статуя свободы официально была открыта в Нью-Йорке 28 октября 1886. Чему посвящена она и кого изображает?

Об этом наша статья.

Официальная история

Скульптура является подарком Франции к Всемирной выставке 1876 года и столетию американской независимости. Статуя держит факел в правой руке и скрижаль в левой. Надпись на скрижали гласит «англ. JULY IV MDCCLXXVI» (написанная римскими цифрами дата «4 июля 1776»), эта дата является днём принятия Декларации независимости США. Одной ногой «свобода» стоит на разбитых оковах.

Посетители проходят 356 ступеней до короны статуи свободы или 192 ступени до вершины пьедестала. В короне расположено 25 окон, которые символизируют земные драгоценные камни и небесные лучи, освещающие мир. Семь лучей на короне статуи символизируют семь морей и семь континентов (западная географическая традиция насчитывает именно семь континентов: Африка, Европа, Азия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия).

Статуя свободы в цифрах:


  • Высота от верхней части основания до факела 46,05 м

  • Высота от земли до вершины пьедестала 46,94 м

  • Высота от земли до верхушки факела 92,99 м

  • Рост статуи 33,86 м

  • Длина кисти руки 5,00 м

  • Длина указательного пальца 2,44 м

  • Голова от макушки до подбородка 5,26 м

  • Ширина лица 3,05 м

  • Длина глаза 0,76 м

  • Длина носа 1,37 м

  • Длина правой руки 12,80 м

  • Толщина правой руки 3,66 м

  • Толщина талии 10,67 м

  • Ширина рта 0,91 м

  • Высота таблички 7,19 м

  • Ширина таблички 4,14 м

  • Толщина таблички 0,61 м

  • Толщина медного покрытия статуи 2,57 мм.

  • Общий вес меди, использованной для отлива статуи31 тонна

  • Общий вес её стальной конструкции 125 тонн.

  • Общий вес бетонного основания 27 000 тонн.

Статуя была построена из тонких листов меди, отчеканенных в деревянных формах. Сформированные листы потом были установлены на стальной каркас.

Обычно статуя открыта для посетителей, как правило, прибывающих на пароме. Из короны, в которую можно подняться по лестнице, открывается обширный вид на нью-йоркскую гавань. В музее, расположенном в пьедестале, находится выставка истории статуи. К музею можно подняться на лифте.

Территория острова Либерти (Свободы) первоначально относилась к штату Нью-Джерси, впоследствии находилась в управлении Нью-Йорка, а в настоящее время находится в федеральном управлении. До 1956 года остров назывался «остров Бедлоу» (англ. Bedloe’s Island), хотя его ещё называли «островом Свободы» уже с начала XX века.

В 1883 году американская поэтесса Эмма Лазарус написала сонет «Новый Колосс» (The New Colossus), посвящённый статуе свободы. 20 лет спустя, в 1903 году, он был выгравирован на бронзовой пластине и прикреплен на стене в музее, находящемся в пьедестале статуи. Знаменитые последние строки «Свободы»:

«Keep, ancient lands, your storied pomp!» cries she
With silent lips. «Give me your tired, your poor,
Your huddled masses yearning to breathe free,
The wretched refuse of your teeming shore.
Send these, the homeless, tempest-tossed to me,
I lift my lamp beside the golden door!»

В русском переводе В. Лазариса:

«Вам, земли древние, — кричит она, безмолвных
Губ не разжав, — жить в роскоши пустой,
А мне отдайте из глубин бездонных
Своих изгоев, люд забитый свой,
Пошлите мне отверженных, бездомных,
Я им свечу у двери золотой!»

В более близком к тексту переводе:

«Оставьте, земли древние, хвалу веков себе!»
Взывает молча. «Дайте мне усталый ваш народ,
Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде,
Из тесных берегов гонимых, бедных и сирот.
Так шлите их, бездомных и измотанных, ко мне,
Я поднимаю факел мой у золотых ворот!»

Что на самом деле символизирует статуя свободы

Статуя свободы (да-да, с маленькой буквы), если посмотреть на неё без пропагандистской мишуры — эта гигантская женщина в короне с семью лучами, с книгой и факелом в руке… кто она? Очередная сказка об американской мечте и идеалах демократии, национальная гордость несуществующей американской нации?

О подлинном происхождении и мытарствах скульптуры, о её истоках, берущих начало в несовместимых культурах или о финансовой стороне существования «леди», говорить не принято. Басня о подарке в честь дружбы Франции и США путешествует по миру столь же традиционно, как и румяный Санта Клаус — ещё одно детище коммерции. А мы всё же перелистаем несколько страниц истории назад и посмотрим, как всё было на самом деле.

Идея создания статуи принадлежит Фредерику Огюсту Бартольди — если можно назвать идеей создание неоригинального монумента, могущего похвастаться только фрагментами классического искусства да гигантскими размерами. Бартольди родился в 1834 году в богатой еврейской семье и учился у знаменитых мастеров Парижа — без особого усердия, зато переполненный честолюбивыми планами. Чтобы выбиться в люди, Бартольди прибег к помощи влиятельных родственников, имевших непосредственное отношение к Вольным каменщикам.

О влиянии масонства на создание США известно довольно много, начиная от отцов-основателей, до символики доллара. Пирамиды, стелы, всевидящее око и т.п. также украшают различные правительственные здания в США. Напоним, что представители их братства 4 июля 1776 года подписали Декларацию независимости, открывшую путь к созданию независимого государства (об этом мы писали в статье «Что такое США или зачем создавалось данное государство? (Часть первая)» http://inance.ru/2015/10/usa-01/).

«Что такое США или зачем создавалось данное государство? (Часть первая)» http://inance.ru/2015/10/usa-01/

Однако, о самом главном символе США — статуе свободы — как правило, не делается никаких связей с масонством.

Египетские наброски

В 70-е годы XIX века под контролем Вольных каменщиков в Египте происходило строительство Суэцкого канала. Сюда приехал молодой амбициозный Бартольди, и его воображение поразили величественные монументы этого края, пережившие тысячелетия. Так родилась в его голове мысль создать нечто столь же колоссальное и впечатляющее, что навсегда увековечило бы его имя. Встретившись с главой строительства, Фердинандом Лессепсом, Фредерик убедил его походатайствать о его плане. Предложение выглядело так: установить гигантскую статую при входе в будущий канал — она должна была быть вдвое выше Большого Сфинкса и служить в качестве маяка.

Бартольди решил не ждать музы, а на скорую руку смастерить какой-нибудь макет для рассмотрения местным правительством (именно ему и приписывалось предполагаемое финансирование проекта). Да и придумывать ничего было не нужно — это уже сделали древние греки, создавшие около 280 года до нашей эры Колосса Родосского — одно из семи чудес света. Эта громадная статуя атлетичного юноши, устремившего взгляд в море, была возведена на входе в гавань острова Родос и впоследствии частично разрушена землетрясением.

Бартольди «приодел» макет в египетскую одежду, в руку поместил амфору, а голову увенчал венком. Но Лессепс посоветовал ему использовать атрибуты древнеиранского бога Митры — бога мира, согласия, а впоследствии солнца.

Заметки на полях

Митра — индоиранский бог света и солнца, близкий древнегреческому Гелиосу. Его обычными атрибутами были колесница и золотой трон. Со временем культ Митры проник в Малую Азию и существенно изменился. Митра стал богом дружбы, который объединял, примирял, защищал, обогащал людей. Изображали его юношей в короткой, развевающейся одежде и фригийском колпаке. Культ Митры в начале нашей эры распространился в Римской империи, пользовался покровительством императоров, позже был вытеснен христианством.

Особенное фото головы Статуи Свободы на Всемирной выставке в Париже в 1878 году.

Когда в Древнем Риме распространился культ бога Митры, то о боге Солнца стали рассказывать следующие легенды. Он был рожден скалой на восходе Солнца. В одной руке он держал меч, в другой руке факел. Митра боролся с Солнцем, завоевал его и стал таким образом его союзником. После этого он подчинил себе быка (символ античной цивилизации), затащил его в свою пещеру и убил его там. Кровь быка удобрила почву, и всюду буйно разрослись растения, фрукты и маленькие звери.

Бог Солнца был почитаем во всей Римской империи. Об этом ещё сегодня свидетельствуют четыреста мест жертвоприношений, сохранившихся с тех времен. Особенно почитали бога Митру простые люди, которые совершали культовые обряды в его честь. Благодаря солдатам митраизм стал известным в пределах всего тогдашнего мира. Известные сегодня места этого культа существуют в основном как алтари в скалах.

Митра с лучами и с орлом, ставшим потом символом США

Наряду с многочисленными символами в них выгравированы знаки зодиака. Сам бог Митра на них всегда занимает место Солнца — центрального созвездия древних римлян.

Таким образом статуя получила факел и семилучевую корону от бога Митры, хотя есть и другое божество, выглядящее аналогично. Стали думать над названием: «Прогресс, несущий свет в Азию»? Или заменить «прогресс» на «Египет»? И тут вспомнили о популярной во Франции картине «Свобода на баррикадах» живописца-романтика Эжена Делакруа. Слово «свобода» уже заманчиво «клеилось» к проекту статуи, но правительство отказалось тратить деньги на исполинского истукана — так что Бартольди несолоно-хлебавши вернулся во Францию.

Французское воплощение

Эжен Делакруа «Свобода на баррикадах»

Время создания статуи совпадает со вступлением Бартольди в масонскую ложу (Эльзасско-Лотарингский филиал) — это был 1875 год.

А близился 1876 год — столетний юбилей американской независимости. Услышав в политическом кружке жалобы на отсутствие в Америке подлинных шедевров искусства, посвящённых Свободе, французский сенатор и член всё того же ордена Вольных каменщиков Эдуард де Лабуле решил оживить провалившийся в Египте проект. Всё это, разумеется, нужно было правильно преподнести в массы: решено было «подарить» статую Штатам «в знак дружбы между народами двух стран».

Но «подарок» пришлось оплатить — как французским, так и заокеанским простым гражданам. Был экстренно учреждён целый Франко-Американский союз, возглавляемый Лабуле, а в обоих государствах организовали комитеты по организации сбора средств. Причём во главе французского штаба стал никто иной как наш старый знакомый — Фердинанд Лессепс! Кампанию по сбору средств в Штатах возглавил Джозеф Пулитцер, впоследствии известный как создатель самой престижной журналистской премии, а тогда ещё — издатель газеты «New York World». Он с пониманием всех тонкостей воздействия на массы критиковал жлобов и толстосумов, обращаясь к простым американцам (коммерсант был не промах — это значительно подняло тираж его газеты). Никто точно не скажет нам, сколько денег отмыли дружелюбные господа на этом благом деле, но только в США таким образом изъяли из оборота 100 000 долларов.

Основную работу по созданию статуи проделал известный французский инженер Александр Гюстав Эйфель (Боникхаузен), тогда известный своей авантюрой по присвоению огромных средств за фиктивные работы во время строительства Панамского канала, но прославившийся благодаря сооружению в центре Парижа.

Эйфель тоже состоял в масонской ложе, а выпутываться из панамской аферы ему помог ещё один брат по ложе, который на тот момент занимал пост премьер-министра Франции.

Французский инженер Густав Александр Эйфель (слева) и Огюст Бартольди (справа)

Эйфель сделал все расчёты, а также спроектировал железную опору монумента и поддерживающий каркас, который затем обшивался металлическими листами. Далее вновь за дело взялся Бартольди, и добавил несколько современных деталей: у ног статуи он поместил «разорванные цепи тирании», больше похожие на цепи, которыми скована сама статуя.

В левую руку вложил Книгу Законов (Декларацию независимости), облачил теперь уже «леди» в римскую одежду.

Некоторые считают, что Бартольди придал ей черты лица своей матери — Шарлотты Бейсер, хотя при этом натурщицей выступила недавно овдовевшая Изабелла Бойер, жена Исаака Зингера, предпринимателя в области оборудования каналов и швейных машин, выступавшего спонсором еврейских социалистов вместе с Ротшильдом.

Я много работаю с детьми и мне всегда интересно прощупать границы их кругозора, когда мы приступаем к занятиям. Рано или поздно я задаю вопрос об Америке, что-то вроде: "А что вы знаете об этой стране?" или "Какой самый знаменитый памятник в Америке?". Практически каждый ребенок отвечает мне, что символ Америки - это Статуя Свободы.

В моем списке достопримечательностей, которые я хотела посетить в Нью-Йорке, Статуя Свободы шла под номером 8. Но во время прогулок по городу она так часто мелькала на горизонте то тут, то там, что я решила отправиться к ней раньше. Тщательно продумав маршрут и выбрав день, я отправилась узнать, что же это такое и зачем американцам так нужен этот памятник.

Статуя Свободы в цифрах

Совсем неудивительно, что монумент видно из многих уголков Нью-Йорка, хоть и расположен он на острове Свободы южнее Манхэттена. Ведь высота Статуи составляет 93 метра от основания пьедестала до кончика факела. При этом сама Госпожа Свобода (Lady Liberty) занимает только половину монумента - около 46 метров. Длина правой руки, держащей факел, составляет почти 13 метров, а длина ступни - чуть больше 7,5.

Американцы любят шутить, что размер обуви у Lady Liberty был бы 879-м по американской системе размеров, в 10 раз больше, чем у средней американки. Высота лица от подбородка до короны - больше 5 метров. Весит мадам 204 тонны.

Как добраться

Я была удивлена, когда узнала, что формально Статуя Свободы расположена даже не в самом Нью-Йорке, а в водах штата Нью-Джерси. Однако специальным распоряжением от 1834 года остров Свободы (Liberty Island), на котором расположен монумент, был официально отнесен к штату . Добраться до Статуи можно на пароме, который курсирует как от Южного Манхэттена, так и от парка Либерти-Стейт, Джерси-Сити.

Паром отправляется ежедневно несколько раз в день и останавливается еще на соседнем острове Эллис (Ellis Island), исторически знаменитом тем, что именно туда прибывали все иммигранты, желающие проживать в Нью-Йорке. Кстати, именно во времена самой сильной миграции в США, в конце 19-ого века, Статуя Свободы и стала всемирно известным символом Америки. Она была первым, что видели прибывающие в . Статуя, держащая факел и освещающая путь, становилась для сотен людей благословением и олицетворением новой лучшей жизни и надежды.

Расписание парома можно уточнить на официальном единственной компании-провайдера. До парома в Нью-Йорке можно добраться на метро (станция South Ferry) или на автобусе (маршруты М6 и М15 до остановки South Ferry). На Статую можно попасть с 9.00 до 17.00 (летом чуть дольше) ежедневно, кроме 25 декабря, когда памятник вообще закрыт для посещения. Стоимость билета варьируется от 18$ за взрослый базовый до 43$ за вип-доступ без очередей. Детям от 4 до 12 и пенсионерам от 62 скидки. Билет нужно покупать на определенную дату и время не позднее чем за двое суток до поездки: без такого билета на статую можно будет посмотреть только снаружи, а зайти в музей и подняться на смотровые площадки будет нельзя.

Будьте готовы к тому, что при входе на паром вас и ваши вещи очень тщательно осмотрят из соображений безопасности: везде стоят рамки и металлоискатели. С большой сумкой вас, кстати, могут не пустить.

История Статуи Свободы

Я никогда не задумывалась над тем, что именно я знаю о Статуе Свободы. А знала я буквально 3 факта:

  • Статуя Свободы была подарена Францией
  • Статуя Свободы была спроектирована Гюставом Эйфелем, тем самым, что сконструировал Эйфелеву Башню
  • Статуя Свободы по каким-то причинам зеленая (я ощущала мистическую связь с цветом доллара)

Итак, по порядку.

1) Статуя была подарком Америке от Франции

Начнем с того, что называется эта статуя совсем не так, как мы привыкли. Ее полное название �- "Свобода, освещающая мир" (Liberty Enlightening the World), что сразу отсылает нас к более высоким замыслам и мотивам, чем просто подарить маяк новому государству в честь независимости. Да, это действительно был подарок от Франции в честь 100-летия декларации независимости, однако за его созданием стоят фамилии, которые сильно удивили меня.

Идея отправить что-то в подарок приписывается французскому политическому деятелю Эдуару де Лабулэ, главе Ассоциации против рабства. В Америке незадолго до этого закончилась гражданская война, которая уничтожила, по крайней мере формально, институт рабства, что и решил отметить своим подарком де Лабулэ. Он снарядил Фредерика Бартольди, знаменитого европейского скульптора, в путь, повелев посетить как можно больше мест и подумать, что могло бы стать знаковым подарком. Бартольди, прибыв в Нью-Йорк, был поражен тем, что каждый корабль на пути в Нью-Йоркскую гавань непременно проплывал мимо небольшого острова Форт-Вуд - отличное место для будущего подарка. Оформилась и задумка: это должен был быть маяк, олицетворяющий свободу и освещающий путь полному надежд народу, подобно греческому Колоссу Родосскому. Только колосса решили сделать женщиной, создав мягкий и менее воинственный образ. Правительство Нью-Йорка одобрило идею, и Бартольди по возвращении в Европу приступил к работе.

2) Статуя была спроектирована Гюставом Эйфелем.

Не совсем так. Знаменитый инженер создал для статуи каркас, а Бартольди работал с внешней медной оболочкой. Позировала скульптору Изабелла Бойер, супруга знаменитого производителя швейного оборудования Исаака Зингера. Работа продолжалась более 12 лет. Интересно, что готовую руку статуи, держащую факел, отправили в Филадельфию на Всемирную Выставку 1876г., где она собрала столько средств, что Бартольди смог без каких-либо финансовых затруднений закончить голову фигуры. На середине строительства выяснилось, что никакие инженерные приемы не позволяют статуе стать полноценным маяком без изменения ее формы. Бартольди, конечно, был огорчен, но все-таки выбрал эффектную позу. В это время в Америке проводился сбор средств на подготовку места и возведение пьедестала. Поначалу деньги инвестировались с большим трудом, однако потом кампанию по сбору средств провели Марк Твен, любимый публикой писателей, и Джозеф Пулитцер, газетный магнат. Последний, кстати, сделал гениальный ход конем: он пообещал каждому, кто внесет хоть доллар в строительство, напечатать его имя в своих печатных изданиях. Люди кинулись вносить небольшие пожертвования и скупать газеты, чтобы убедиться, что его имя напечатали. Так Пулитцер собрал больше половины необходимых средств и одновременно увеличил свои тиражи в несколько десятков раз. Более того, он создал вокруг еще неоконченной статуи такой ажиотаж, что к моменту прибытия монумента Америка буквально гудела от нетерпения. В 1884 г. Статуя была разобрана, упакована и по частям отправлена в Америку. В 1886 г. под руководством президента Кливленда состоялось торжественное открытие памятника.

3) Статуя имеет яркий зеленый цвет.

Это факт, однако он никак не связан с моими размышлениями о цвете американской валюты. Это результат окисления меди в условиях постоянной соленой влажности. Кстати, то, что она зеленая, видно даже ночью.

Чем заняться у Статуи

Большое видится на расстоянии, как говорится, - лучше всего Статую созерцать издалека. Однако по мере приближения парома к острову ее размеры начинают поражать все больше, и хочется проверить, будет ли видно голову, если смотреть с земли:) Вокруг Статуи можно гулять в красиво оборудованном скверике, сидеть на скамеечках и любоваться Леди Либерти с разных сторон. Но самое интересное - это забраться внутрь. Лифт внутри статуи вмещает всего несколько человек, поэтому там всегда огромные очереди, но есть и лесенка. Правда, на лестнице народу не меньше. Первая смотровая площадка расположена на вершине пьедестала, вторая - в короне Статуи. И вот оттуда, конечно, вид открывается захватывающий. Хотя не знаю, от чего больше захватывает дух: от самих видов или от осознания того, что ты стоишь в короне чуть ли не самого знаменитого памятника в мире. Когда-то можно было подняться и на факел, но в данный момент лестница туда закрыта.

Внутри пьедестала Статуи расположен музей, где вам подробно расскажут про всю атрибутику монумента, например, что в левой руке она держит Декларацию Независимости, у ног ее лежат разорванные оковы как символ побежденного рабства, а открытые сандалии и тогу выбрали в качестве наряда потому, что так одевалась римская богиня свободы Либертас. Вы сможете также перекусить и купить сувениры.

Еще несколько фактов

  • Статуя стала камнем преткновения для американских суфражисток - активисток, продвигающих право голоса для женщин. Они считали, что это противоречит логике, что огромная женщина стоит у входа в Нью-Йоркскую гавань и олицетворяет свободу, а американские женщины при этом не имеют свободы слова.
  • Несмотря на огромный размер, Статуя качается на ветру. Это чистая физика: чем выше объект, тем больше амплитуда колебаний на ветру в верхней части. Факел Статуи, например, может раскачиваться до полуметра. Подобные факты вообще стали шоком для меня, когда я приехала в . Я думала, что небоскребы и прочие сооружения прочно стоят на земле, а оказалось, что, например, Эмпайр Стейт Билдинг, один из самых высоких небоскребов Америки, раскачивается аж до 4 метров!
  • Медные листы, которыми обита статуя, порой сильно дребезжат на ветру. И в тихий вечер, сидя на набережной где-нибудь в Бруклине или Южном Манхэттене, можно услышать гул и довольно жуткий звук со стороны памятника.
  • В 1878 г. гениальный изобретатель Томас Эдисон предложил проложить в статуе провода и установить аппаратуру, с помощью которой статуя могла бы "говорить". Можно было бы транслировать речи и разные политические объявления. Предложение не приняли, хотя лично мне задумка даже нравится:)
  • В Лас-Вегасе стоит полная копия статуи, только в 2 раза ниже. А в Париже стоит статуя в четыре раза меньше, чем оригинал, и повернута она на запад, точно в сторону своей старшей сестры.

Значимость Статуи

Я пришла к выводу о том, что американцы - очень практичный народ с очень практичным мышлением. Они любят структуру и порядок. Однако помимо этого они еще мечтатели и романтики, просто для абстрактных идей и философских понятий предпочитают иметь конкретное материальное воплощение или как минимум символ. Я раньше думала, что Статуя Свободы - просто удачный подарок, который прекрасно вписался в пейзаж города, а бонусом к этому стало то, что он еще несет и символическую нагрузку. Будучи в Штатах, я ощутила, насколько американцам действительно нужна эта статуя: она как ничто другое отражает их идеи о свободе и идеалах, при этом в очень наглядной и понятной им форме. Любой американский малыш при слове "свобода" проведет в уме параллель со Статуей, а при слове "честность" - с памятником Абрахаму Линкольну в Вашингтоне. Американцев ругают за материализм, но мне думается, что нет ничего плохого, когда абстрактные понятия ассоциируются с чем-то конкретным.

На заметку

  • Если вы отправитесь на Статую Свободы весной или осенью, когда вероятны дожди, - берите зонт или дождевик. Если есть вероятность, что окажетесь под палящим солнцем - очки и панаму. Это не банальные рекомендации. Дело в том, что если у вас этого не будет, на подходе к парому в Баттери-Парк или когда вы сойдете на острове Свободы с парома, вас атакуют ну очень навязчивые торговцы сувенирами и погодным обмундированием. Когда я сошла на берег первый раз, меня буквально сшибли с ног и оглушили криками на чудовищном английском "Умбрла! Умбрла!", тыча мне в лицо зонты. Это слегка испортило мой и так еле дышащий из-за дождя настрой.
  • Вип-доступ без очередей сэкономит вам буквально 5 минут времени, так как из желающих обойти общую очередь выстраивается своя, виповая:)
  • Брелки и прочие сувениры с символикой лучше всего покупать не собственно в местах, где вы бываете, а в Чайна-Тауне (China Town) – это район на Манхэттене. Именно там они продаются по бросовой цене, уже буквально в трех кварталах начинаются наценки, а в чисто туристических местах эти же статуэтки и брелочки будут стоить уже в несколько раз дороже, хотя товар тот же самый, проверено.

Была совместной работой Франции и США, построенная для того, чтобы ознаменовать длительную дружбу между народами этих двух стран. Французский скульптор Фредерик-Огюст Бартольди создал саму статую из листов чеканной меди, в то время как Александр-Гюстав Эйфель, человек в будущем создавший знаменитую Эйфелеву башню, спроектировал стальную структуру статуи.

Была передана французами Соединенным Штатам и установлена на разработанном американцами пьедестале на небольшом острове в Верхнем нью-йоркском заливе, теперь известном как Остров Свободы, и была презентована президентом Гровером Кливлендом в 1886 году. На протяжении многих лет, статуя смотрит, как миллионы иммигрантов прибывают в Америку через близлежащий остров Эллис. В 1986 году статую обширно реконструировали в честь столетнего юбилея его открытия. Сегодня Статуя Свободы остается прочным символом свободы и демократии, а также одной из самых узнаваемых достопримечательностей в мире.

Происхождение Статуи Свободы

Приблизительно в 1865 году, когда американская гражданская война приблизилась к концу, французский историк Эдуард де Лабулэ предложил, Франции создать статую, чтобы передать Соединенным Штатам на празднование того национального успеха в создании жизнеспособной демократии. Скульптор Фредерик Огюст Бартольди, известный крупномасштабными скульптурами, получил задание; цель состояла в том, чтобы создать скульптуру как раз к столетию Декларации независимости в 1876 году. Проект был бы совместным между этими двумя странами - французы были ответственны за статую, в то время как американцы построят пьедестал, на котором она будет стоять – и символизировать дружбу между их народами.

Из-за потребности привлечения средств для статуи, работа над скульптурой не начиналась до 1875 года. Крупное творение Бартольди было названо “Статуя Свободы, Просвещающая Мир” и изображало женщину, держащую факел в поднятой правой руке и табличку в левой, на которой было выгравировано “4 июля 1776”, дата принятия Декларации независимости. Бартольди, как говорили, смоделировал лицо женщины по образу своей матери, сковал большие медные листы, чтобы создать “кожу” статуи (используя технику, названную repousse).

Чтобы создать скелет, на котором была бы собрана кожа, он обратился к Александру-Гюставу Эйфелю, проектировщику Эйфелевой башни Парижа. Вместе с Эженом-Эммануэлем Виолле-ле-Дюком, Эйфель построил скелет из железной опоры и стали, которая позволила медной коже свободно перемещаться, необходимое условие при сильных ветрах в районе нью-йоркской гавани.

Статуя Свободы: ассамблея и посвящение

В то время как работа над статуей продолжалась во Франции, усилия по сбору средств для пьедестала продолжались в Соединенных Штатах, включающие конкурсы, представления и выставки. Ближе к концу, владелец и главный редактор "New York World" Джозеф Пулитцер, благодаря своей кампании, собрал последние необходимые средства. Разработанная американским архитектором Ричардом Моррисом Хантом, пьедестал статуи был построен во внутреннем дворе Форт Вуд, крепости, построенной для войны 1812 года, и расположен на Острове Бедло в южной оконечности Манхэттена в Верхнем нью-йоркском заливе.

В 1885 году, Бартольди завершил статую, которая была разобрана, упакована в более чем 200 ящиков, и отправлена в Нью-Йорк на борту французского фрегата Изер. В течение следующих четырех месяцев рабочие собрали статую и установили её на пьедестал; её высота достигла 93 метра вместе с пьедесталом. 28 октября 1886 года президент Гровер Кливленд официально презентовал Статую Свободы перед тысячами зрителей.

Статуя Свободы и остров Эллис

В 1892 году американское правительство открыло федеральную иммиграционную станцию на острове Эллис, расположенном около Острова Бедло в Верхнем нью-йоркском заливе. Между 1892 и 1954 годами, приблизительно 12 миллионов иммигрантов прибыли на остров Эллис прежде, чем получить разрешение войти в Соединенные Штаты. С 1900 до 1914, в пиковые года его действия, приблизительно 5,000 - 10,000 человек проходили каждый день.

Возвышаясь над нью-йоркской гаванью, Статуя Свободы величественно приветствовала всех проходящих через остров Эллис. На мемориальной доске у входа в пьедестал статуи выгравирована сонета под названием "Новый Колосс", написанная в 1883 году Эммой Лазарус в рамках конкурса по сбору средств. Его самый известный отрывок говорит о роли статуи, как о приветственном символе свободы и демократии для миллионов иммигрантов, которые приехали в Америку в поисках новой, лучшей жизни:

Отдайте мне всех тех уставших,
кого гнетёт жестокость вашего крутого нрава, -
изгоев страстно жаждущих свобод.

Стань маяком величия и славы,
факел мой у Золотых Ворот".

Статуя Свободы на протяжении лет

До 1901 года американский Совет по маякам управлял Статуей Свободы, поскольку факел статуи представлял навигационную помощь для моряков. После этого, он был помещен под юрисдикцию военного департамента США из-за статуса Форт Вуда, как еще оперативного поста армии. В 1924 году федеральное правительство сделало статую национальным памятником, и она была передана на попечение Службы национальных парков в 1933 году. В 1956 году остров Бедло был переименован в Остров Свободы, а в 1965 году, более чем через десять лет после закрытия Федеральной миграционной станции, остров Эллис стал частью национального памятника Статуя Свободы.

К началу 20-го века, окисление медной кожи Статуи Свободы от воздействия дождя, ветра и солнца дало статуе характерный зеленый цвет, известный как медянка. В 1984 году статуя была закрыта для общественности и подверглась крупному восстановлению, как раз к своему столетнему празднованию. Как раз когда началась реставрация, Организация Объединенных Наций определила Статую Свободы, как объект Всемирного наследия. После террористических атак 11 сентября 2001, Остров Свободы закрылся на 100 дней; сама Статуя Свободы была закрыта для посетителей до августа 2004 года. В июле 2009 года, корона статуи снова открылась для публики, хотя посетители должны предварительно записаться, чтобы подняться на вершину пьедестала или короны, т.к. в день Статуя Свободы может принять только 240 человек.

(Statue of Liberty , полное название - Свобода, озаряющая мир) - одна из самых знаменитых скульптур в США и в мире, часто называемая «символом Нью-Йорка и США», «символом свободы и демократии», «Леди Свобода». Это подарок французских граждан к столетию американской революции.

Статуя Свободы находится на острове Свободы (Liberty Island), примерно в 3 км на юго-запад от южной конечности Манхэттена, одного из районов Нью-Йорка. До 1956 года остров назывался «остров Бедлоу» Bedloe’s Island), хотя в народе его называли «островом Свободы» уже с начала XX века.

Богиня свободы держит факел в правой руке и табличку в левой. Надпись на табличке гласит «JULY IV MDCCLXXVI» («4 июля 1776 года»), дата подписания Декларации независимости . Одной ногой «Свобода» стоит на разбитых оковах.

Посетители проходят 354 ступени до короны статуи свободы или 192 ступени до вершины пьедестала. В короне расположено 25 окон, которые символизируют земные драгоценные камни и небесные лучи, освещающие мир. Семь лучей на короне статуи символизируют семь морей и семь континентов (западная географическая традиция насчитывает именно семь континентов).

Общий вес меди, использованной для отлива статуи - 31 тонна, а общий вес ее стальной конструкции - 125 тонн. Общий вес цементного основания - 27 000 тонн. Толщина медного покрытия статуи - 2,37 мм.

Высота от земли до кончика факела - 93 метра, включая основание и пьедестал. Высота самой статуи, от верха пьедестала до факела - 46 метров.

Статуя была построена из тонких листов меди, отчеканенных в деревянных формах. Сформированные листы потом были установлены на стальной каркас.

Обычно статуя открыта для посетителей, как правило, прибывающих на пароме. Из короны, в которую можно подняться по лестнице, открывается обширный вид на нью-йоркскую гавань. В музее, расположенном в пьедестале (и доступном на лифте), находится выставка истории статуи.

Новый Колосс

В 1883 году американская поэтесса Эмма Лазарус написала сонет «Новый Колосс» (The New Colossus), посвященный статуе Свободы. 20 лет спустя, в 1903 году, он был выгравирован на бронзовой пластине и прикреплен на стене в музее, находящемся в пьедестале статуи. Знаменитые последние строки «Свободы» в русском переводе В. Лазаруса звучат так:

«Вам, земли древние, - кричит она, безмолвных
Губ не разжав, - жить в роскоши пустой,
А мне отдайте из глубин бездонных
Своих изгоев, люд забитый свой,
Пошлите мне отверженных, бездомных,
Я им свечу у двери золотой!»

Создание статуи свободы

Создать статую было поручено французскому скульптору Фредерику Огюсту Бартольди. Задумывалась она как подарок к столетнему юбилею Декларации Независимости в 1876 году. По одной из версий, у Бартольди даже была французская натурщица: красивая, недавно овдовевшая Изабелла Бойер, жена Иссака Зингера, создателя и предпринимателя в области швейных машин. «Она освободилась от неловкого присутствия ее мужа, который оставил ее лишь с самыми предпочтительными в обществе атрибутами: состоянием и детьми. С самого начала своей карьеры в Париже она была общеизвестной личностью. Будучи красивой французской вдовой американского предпринимателя, она оказалась подходящей моделью для статуи Свободы Бартольди».

По взаимной договоренности Америка должна была построить пьедестал, а Франция - создать статую и установить ее в США. Однако нехватка денег ощущалась по обе стороны Атлантического океана. Во Франции благотворительные пожертвования наряду с различными увеселительными мероприятиями и лотереей позволили собрать 2,25 млн франков. В Соединенных Штатах для сбора средств проводились театральные представления, художественные выставки, аукционы и боксерские бои.

Тем временем во Франции Бартольди потребовалась помощь инженера для решения конструктивных вопросов, связанных с сооружением такой гигантской медной скульптуры. Гюставу Эйфелю (будущему создателю Эйфелевой башни) было поручено спроектировать массивную стальную опору и промежуточный поддерживающий каркас, который позволит медной оболочке статуи двигаться свободно, сохраняя при этом вертикальное положение. Детальные разработки Эйфель передал своему помощнику, опытному инженеру по строительным конструкциям, Морису Кехлину. Интересно, что медь для статуи имеет российское происхождение.

Место для статуи Свободы в нью-йоркской гавани, утвержденное Актом Конгресса 1877 года, было выбрано генералом Уильямом Шерманом, с учетом пожеланий самого Бартольди, на острове Бедлоу, где еще с начала XIX века стоял форт в форме звезды.

Сбор средств для пьедестала продвигался медленно, и Джозеф Пулитцер (известный по премии Пулитцера) в своей газете World выступил с призывом поддержать сбор средств в фонд проекта.

К августу 1885 года финансирование пьедестала, спроектированного американским архитектором Ричардом Моррисом Хантом, было завершено, первый камень был заложен 5 августа. Строительство завершилось 22 апреля 1886 года. В массивную каменную кладку пьедестала встроены две квадратные перемычки из стальных брусьев; их соединяют стальные анкерные балки, уходящие вверх, чтобы там стать частью эйфелевского каркаса самой статуи. Таким образом статуя и пьедестал являются единым целым.

Статуя была завершена французами в июле 1884 года и доставлена в нью-йоркскую гавань 17 июня 1885 года на борту французского фрегата «Изере». Для перевозки статую разобрали на 350 частей и упаковали в 214 ящиков. (Ее правая рука с факелом, уже экспонировались на Всемирной выставке в Филадельфии в 1876 году, а затем в Мэдисон Сквере в Нью-Йорке.) Статую собрали на ее новом основании за четыре месяца. Торжественное открытие статуи Свободы, на котором выступил президент США Гровер Кливленд , состоялось 28 октября 1886 года в присутствии тысяч зрителей. Как французский подарок к столетней годовщине американской революции он опоздал на десять лет.

Статуя как маяк

Со дня своего открытия, статуя служила навигационным ориентиром и использовалась в качестве маяка. Три смотрителя в течение 16 лет по очереди поддерживали огонь в ее факеле.

Статуя как памятник культуры

История статуи Свободы и острова, на котором она стоит - это история перемен. Статуя была помещена на гранитный пьедестал внутри форта Вуд, построенного к войне 1812 года, стены которого выложены в форме звезды. Служба маяков США отвечала за обслуживание статуи до 1901 года. После 1901 года эта миссия была возложена на военный департамент. Президентским постановлением от 15 октября 1924 года форт Вуд (и статуя на его территории) был объявлен национальным памятником, границы которого совпадали с границами форта.

28 октября 1936 года, на 50-ти летнем юбилее открытия статуи, президент США Франклин Рузвельт сказал: «Свобода и мир - вещи живые. Чтобы они продолжали существовать, каждое поколение должно охранять их и вкладывать в них новую жизнь.»

В 1933 году обслуживание национального памятника было передано Службе национальных парков. 7 сентября 1937 года площадь национального памятника была увеличена и распространилась на весь остров Бедлоу, который в 1956 году был переименован в остров Свободы. 11 мая 1965 года остров Эллис был также передан Службе национальных парков и стал частью национального мемориала «Статуя Свободы». В мае 1982 года президент Рональд Рейган поручил Ли Якокка возглавить движение частного сектора по реставрации статуи Свободы. На реставрацию было собрано 87 млн долларов благодаря партнерству Службы национальных парков и корпорации «Статуя Свободы - остров Эллис», которое стало самым успешным сотрудничеством государственного и частного сектора в американской истории. В 1984 году, в начале работ по ее реставрации, статуя Свободы была внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 5 июля 1986 года отреставрированная статуя Свободы была вновь открыта для посетителей во время Уик-энда Свободы, посвященного ее столетию.

Статуя и безопасность

Статуя и остров были закрыты с 11 сентября 2001 года по 3 августа 2004 год вследствие террористической атаки на Всемирный торговый центр. 4 августа 2004 года памятник открыли, но сама статуя, включая корону, остается закрытой. Однако, в мае 2009 года секретарь внутренних дел США Кен Салазар объявил, что статуя будет вновь открыта для экскурсий с 4 июля 2009 года.

При подготовке материала использовались статьи из Википедии - свободной энциклопедии.