Музей алексея михайловича в коломенском. Коломенский дворец. Историческая реконструкция дворца Алексея Михайловича

Оригинальный деревянный дворец, построенный в 1667 -1672 годах и поражавший своим великолепием вельмож и иноземных послов, прозвали "восьмым чудом света". К сожалению, через 100 лет после начала его строительства из-за ветхости дворец был разобран, и только благодаря повелению императрицы Екатерины II перед его разборкой предварительно были сделаны все замеры и создан деревянный макет дворца, по которому стало возможно его восстановление в наши дни.
Коломенский дворец царя Алексея Михайловича - когда-то считавшийся "восьмым чудом света", а ныне обзываемый "лужковским новоделом" - открыл свои двери для посетителей 04 сентября 2010 года. Я до него добралась только пару недель назад и предлагаю вместе со мной его осмотреть. Забегая вперед скажу, что воссозданные интерьеры очень понравились, а внешний облик дворца практически идентичен тому, что можно видеть на его "старых" изображениях.


Немного из истории. Основной объем работ по строительству "старого дворца" уже к 1668 году выполнила артель плотников под руководством Сеньки Петрова и Ивашки Михайлова. На всех этапах строительных работ были задействованы лучшие мастера Москвы и других городов. Росписи интерьеров дворца создавались мастерами Оружейной палаты.


Созданный в 17 веке деревянный дворец был призван, прежде всего, показать русским подданым и иностранным гостям величие царя и мощь его власти. Патриарх Кирилл, присутствовавший на открытии нового дворца, отметил в свойственной ему манере, что Россия и до Петра I была великим государством, о чем многие забывают.


"Современный" дворец как и оригинальный имеет 270 помещений площадью 7 239 кв. м. (это вам не однокомнатная квартирка в 40 кв. метров!). На настоящее время интерьеры воссозданы только в 24 помещениях. В работах по созданию интерьеров во дворце в наши дни было задействовано 226 человек 20-ти разных специальностей.


Во времена Алексея Михайловича дворец был не только местом отдыха, но и главной загородной резиденцией российского государя. Здесь проходили заседания Боярской думы, "истребленной" впоследствии Петром I, советы с главами приказов (прообразами министерств), дипломатические приемы и войсковые смотры.


К сожалению, когда я гуляла в Коломенском, клумбы вокруг дворца еще не были засажены цветами. Удалось сфотографировать только этот куст.


"Современный" дворец не является полностью деревянным в отличие от его оригинального образца. Все конструкции теперь монолитные, железобетонные, которые затем обложены бревнами. Ориентация нового дворца относительно сторон света тоже нарушена, сейчас дворец повернут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что нарушило его, в том числе, сакральное назначение.


Дворец Алексея Михайловича представляет собой сложный лабиринт помещений, соединенных переходами. Сейчас можно осмотреть покои царя и царицы, а также царевичей и царевен.


Лес для строительства нового дворца был привезен из Красноярского края, затем обрабатывался мастерами под Владимиром, а потом уже доставлялся в Москву.


Дворец делился на 2 части: мужскую и женскую. Соответственно женщинам нельзя было заходить на мужскую половину, и даже царь заходил на женскую половину к царице только по супружеской надобности.


Удивительно, но факт: женская половина царской семьи, по сути, сидела в заперти и даже царице никуда не дозволено было выходить. Единственные занятия - рукоделие и молитвы. На женскую половину не заходили мужчины и только по праздникам царица, например, могла пригласить в гости отца.


У Алексея Михайловича было 2 жены: Мария Ильинична Милославская, родившая ему 13! детей (умерла через несколько дней после последних родов) и Наталья Кирилловна Нарышкина, родившая всего 3 детей, старшим из которых был не кто иной как будущий император Всероссийский Петр I. Есть даже версия, что Петр родился не в Теремном дворце Московского Кремля, а в Коломенском дворце.


У царя, царицы, царевичей и царевен были отдельные покои во дворце с отдельными входами и выходами и дополнительными помещениями для прислужников/прислужниц и мамок/нянек.. Надо сказать, что из 16 детей царя Алексея Михайловича - больше половины умерли либо в младенчестве, либо в детском возрасте.


Наверняка вы спросите про черепицу. Она деревянная, материал - липа.


Что еще? Дворец воссоздан не на его первоначальном месте. Посчитали, что строительство дворца неподалеку от шатровой церкви Вознесения приведет к жуткому наплыву людей в Коломенском в одном месте.





А теперь пойдемте внутрь. Сразу обозначу некоторые нюансы:
вход во дворец естественно платный, но цену в 400 рублей с человека я никак не ожидала. Да, я понимаю, что во дворец вложено много денег (надеюсь, что хотя бы большая их часть была использована по целевому назначению!), но 400 рублей, мне кажется, дороговато.
Для детей, студентов и пенсионеров - 200 рублей + 100 рублей, если хотите присоединиться к экскурсионной группе, что я рекомендую сделать.
Но это еще не все. В одной из частей дворца проходит выставка "Сокровища русского искусства 17 века" - билет туда 250 рублей. Мы сначала не поняли, где вход собственно во дворец и заплатили по 250 рэ. Потом осознали, что, заплатив уже 500 рублей (нет, я люблю русское искусство!) нам надо заплатить за двоих еще 800! Да, вы правильно все посчитали, дорогие мои френды! Прогулка по дворцу обошлась на двоих в итоге в 1300 рублей!

Сокровищами русского искусства 17 века я вас мучать не буду, а вот интерьеры дворца покажу. Заходим?

Богатое убранство загородной резиденции когда-то поражало воображение знатных вельмож и иноземных послов. Сейчас, чтобы зайти внутрь, надо одеть бахилы как в больнице. За чистотой очень следят, ковры, устилающие полы, тщательно пылесосятся.


В интерьерах дворца было соединено высокое искусство Московского царства второй половины 17 века с передовыми строительными технологиями того времени и умением мастеров. Во дворце было все продумано до мелочей: от отделки полов и росписи потолков до малейших деталей мебели.


Роспись одного из потолков


Это парадные сени, где иностранные послы дожидались приема государя.




Это также роспись одного из потолков. Алексей Михайлович уподоблял себя Солнцу, царицу - Луне, а своих детей - планетам и звездам, что должно было свидетельствовать о космическом величии государя.


Это приемные покои и трапезная, где Алексей Михайлович принимал гостей.




Мебель в царском дворце была разнообразной: русская мебель, привозная западноевропейская и русская, сделанная по европейским образцам. Русская мебель - это, прежде всего, лавки и скамьи. Привозная европейская мебель - кровати, кресла и стулья.



Государь восседал вот на этом троне. Заметили внизу двух золотых львов? Они с секретом!
Алексей Михайлович был большим любителем механики и по его приказу для потехи гостей около трона установили механических львов, которые мотали головами и сверкали глазами, чем приводили в "легкое" удивление иностранцев к великому удовольствию русского царя.
Если вы присоединитесь к экскурсии - для вас этих самых львов включат. Ваши дети будут в восторге! Гарантировано! Кстати, детям разрешается сидеть на полу на коврах, что тоже им очень нравится во время экскурсии.


Помимо солнца Алексей Михайлович сопоставлял себя с царями Давидом и Соломоном, а также императорами Александром Македонским и Юлием Цезарем. На это фото виден фрагмен расписанного потолка с изображением царя Соломона.


А вот и портреты самого Алексея Михайловича.


Нашлось место и портрету царевича Петра, правление которого превратило государство Российское в Российскую империю.

Это кабинет Алексея Михайловича, где царь работал и собственноручно правил государственные бумаги.

Так выглядела царская Опочивальня. Как и положено кровати в те времена - она была очень короткой, так как спали сидя, чтобы кровь не приливала к голове (а это считалось опасным для жизни), и из-за париков, которые накладывали на несколько дней.




Во всех покоях царской семьи были иконы и молельни для богослужений и молитвы. В покоях царя молельня имела название Крестовой палаты.





Это, если я не ошибаюсь, учительная палата, где обучали царевичей.




Самое интересное, но, на мой взгляд, очень современно выглядящее помещение - это мыльня. Вы тоже подумали, что это, скорее, финская сауна? Ну да ладно! Поверим, что мыльня, т.е. баня, при царе Алексее Михайловиче выглядела именно так! Царь-то был прогрессивный, и дворец построен по последнему слову техники.


Воду для мыльни брали из Москва-реки, и царь обязательно тут мылся перед и после совершения греховных дел, к которым относил посещение царицы и посещение театра.


Это прообраз ванны, на дно корыта (или как это назвать?) клали раскаленные камни, чтобы вода не остывала, и царь мог попарить ножки.


Пойдемте на женскую половину. К сожалению, мне там показалось не так интересно, как на мужской, и фотографировала мало. Но все равно давайте посмотрим некоторые картинки.









Пожалуй, самым интересным местом женской части является воссозданная голубая гостинная императрицы Елизаветы Петровны.




А вот и ее портрет.






Завершу портретом Екатерины II, по чьему приказу дворец Алексея Михайловича был разобран после донесения ей о том, что реставрация дворца невозможна, и у деревянного строения уже началось обрушение перекрытий. Именно благодаря ей, как я писала выше, стало возможным воссоздание дворца в наше время, так как императрица повелела сделать замеры и точные описания дворца, а также его деревянный макет.

Старинное подмосковное село Коломенское расположено в Южном административном округе столицы России на берегу Москвы-реки. Издревле эта территория считалась княжеской, а затем царской вотчиной. Первые строения здесь появились в начале XIV века. Наилучшая пора для Коломенского настала во времена правления второго царя из династии Романовых - Алексея Михайловича. Излюбленное место государя вдохновило его построить великолепный дворец, ставший впоследствии шедевром русского деревянного зодчества XVII века.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 30 июня:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Современное Коломенское представляет собой музей в заповедной зоне. В окружении берёз и яблонь восстановлена подлинная резиденция царя. Любителей истории, а также туристов впечатляет атмосфера быта царя и его семьи. Посетители усадьбы могут изучать детали убранства государевых палат.

В 1667 году Алексей Михайлович собственноручно заложил фундамент Коломенского дворца. Несмотря на своё высокое положение, царь не чурался заниматься ремеслом. Для него начало строительства личных хором являлось личной отдушиной и своеобразным политическим ходом. Возведение палат демонстрировало иностранным послам мощь и непоколебимость Российской державы. Вторая половина XVII века в России ознаменовалась важными событиями. С 1654 года велась ожесточённая война с соседней Речью Посполитой. Русские войска провели ряд триумфальных походов против поляков, в результате чего было подписано перемирие на 13 лет.

Коломенский дворец строила артель плотников. Мастера воздвигли красивейшие царские палаты в лучших традициях русского зодчества. Деревянная усадьба состояла из множества ассиметричных теремов, соединённых сенями и переходами. Шатровые крыши необычных форм были украшены тонкой резьбой, а над ними высились флюгера и двуглавые орлы. В 1673 году были окончены все отделочные работы. Жилая площадь помещений составляла более 7 000 квадратных метров. Высота потолков превышала 20 метров. Во дворце насчитывалось 270 залов. Дворец делился на мужскую и женскую половины. Завершение строительства было отмечено торжественными пиршествами и гуляньями.

Для Алексея Михайловича Коломенская усадьба имела высокий статус. Он часто принимал здесь иностранных послов и важных гостей. Как подобает порядочному семьянину и отцу, царь отвёл отдельные палаты своим детям, а также второй жене Наталье Нарышкиной. Впоследствии наследники Алексей Михайловича занимались реконструкцией Коломенского дворца. Во время царствования Федора Алексеевича были перестроены обветшалые строения, а при Петре Великом восстановлен фундамент здания. После переноса столицы России в Санкт-Петербург, усадьба постепенно разрушалась и пришла в упадок.

Императрица Екатерина II планировала восстановить дворец, однако деревянные конструкции сильно прогнили и уже не подлежали ремонту. Государыня повелела разобрать усадьбу. При этом приказала предварительно измерить каждый элемент строения, составить план дворца и описать все материальные ценности. Именно это её решение позволило через несколько столетий наслаждаться современникам воочию Коломенским дворцом во всей его первоначальной красоте.

В 2010 году при поддержке правительства города Москвы был воссоздан подлинный дворец по сохранившимся чертежам. Более 200 человек занимались строительством уникального произведения архитектурного искусства. Для надёжности деревянные конструкции были заменены на железобетонные элементы, облицованные деревом. Это единственное отступление от подлинного строения.

Экспозиция и внутреннее убранство

Государь ценил предметы искусства и роскоши. В восстановленном дворце открыта экспозиция с максимально приближенным внутренним убранством XVII века. Попадая в палаты царской усадьбы, гостей восхищает богатая обстановка и старинные предметы быта. Все стены дворца расписаны популярным видом декора той эпохи - растительным орнаментом. Травное письмо изображает стилизованные цветы, листья, гроздья винограда. Окна и двери обрамлены деревянными узорными наличниками. Витражные слюдяные стёкла переливаются яркими красками. На полу и лавках раскинуты персидские ковры.

Расписные потолки, а также гобелены повествуют библейские и мифологические истории. Изящество декора придаёт помещениям дворца особую красоту. В царской усадьбе находится изысканная резная мебель, согласно описи XVIII века. Каждый стул, кресло, стол, шкаф являются уникальными произведениями искусства. Фонари, светильники, позолоченные люстры привносят помпезность и нарядность палатам. Гостям музея демонстрируются царские предметы быта: посуда, книги, старинные карты, рыцарские доспехи и алебарды, часы, картины, иконы и многое другое. По углам всех палат стоят многоцветные изразцовые печи.

Хоромы царя и царевичей

Главным входом во дворец служит красное крыльцо, украшенное богатой резьбой. Согласно дворцовому правилу, только царь имел право подъехать верхом на лошади к деревянным ступеням. Иностранные послы и знатные бояре должны были пройти пешком к парадному входу, где их приветствовал почётный караул. Через двустворчатую дверь, украшенной позолотой и государственными символами, посетители дворца проходят в царские палаты.

Самым просторным и нарядным залом является трапезная. Здесь принимали заморских гостей, отмечали праздники. Царь восседал на троне, а гости на лавках. Широкий и длинный стол располагался вдоль одной из стен. На потолке трапезной изображена восхитительная роспись зодиакальных знаков, вращающихся вокруг солнца и луны. Думная палата служила помещением для ведения переговоров с послами и боярами. Здесь собирались знатные вельможи для обсуждения государственных дел, вручения грамот и жалований. В углу залы стоит царский стул, над которым висят иконостасы с изображениями ликов святых.

Престольная палата, где проходили торжественные церемонии, демонстрирует величие и могущество Российской державы того времени. Стены, потолок и оконные проёмы изобилуют многоцветной росписью. На постаменте возвышается царский трон, выполненный из ценных пород дерева и украшенный накладным золотом, серебром и слоновой костью. Алексей Михайлович стремился позабавить и удивить своих гостей. Около его кресла расположились восхитительные подвижные скульптуры в виде львов. При нажатии таинственной кнопки, они издают рычание, сверкают глазами и крутят головами.

Большую часть дня царь проводил в своём кабинете. В этом уединённом месте, скрывшись от посторонних взоров, государь работал с документами, писал указы, читал книги. Обстановка в палате представлена столом, резными стульями и книжным шкафом. За стеной кабинета находится царская опочивальня. Неотъемлемым традиционным атрибутом старинного русского жилища была мыльня. В Коломенском дворце насчитывается четыре бани. Массивные деревянные купели предназначались для купания царской семьи.

Особого внимания заслуживают хоромы сыновей Алексея Михайловича. Большая комната Фёдора олицетворяет красочную польскую помпезность интерьера. Стены обрамлены специальными обоями из кожи. Яркие стулья, массивный стол, шкаф с обилием книг характеризуют об утончённости и образованности хозяина. Хоромы Петра отличаются своей строгостью германо-голландской стиля. Оформлено помещение без особых излишеств. Дубовый стол, напольные часы, резные стулья. Обстановка способствует к сосредоточению в учёбе.

"Царь на вид сморчок, башка с кулачок,
А злобности в ём - агромадный объём." (Л.Филатов)

Алексей Михайлович Тишайший — второй русский царь из династии Романовых (1645 — 1676), сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии, отец Петра Первого.

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском - памятник искусства и быта последнего, самого яркого периода Московского царства, в которое уходит корнями современная Россия.

В 1667-1668 гг. Алексей Михайлович построил великолепный деревянный дворец (100 метров в длину, 80 метров в ширину и 50 метров в высоту), ставший олицетворением всех достижений русского зодчества того времени.

В единый комплекс Государева двора вошли деревянные хоромы с домовой Казанской церковью, Сытный, Кормовой, Хлебный или Хлебенный дворы или дворцы, Приказные палаты, Полковничьи палаты и караульни.

Государев двор был окружен оградой с 3 воротами: Передними, Задними и Садовыми. Вокруг него разбили сады, окруженные высоким забором.

Эту затейливо украшенную систему построек возводили не для удобства царской семьи, а чтобы его пышностью произвести впечатление на иностранных гостей. И это удалось, а Симеон Полоцкий даже назвал Коломенский дворец «осмым дивом», то есть восьмым чудом света.

Но после смерти Алексея Михайловича и перенесения столицы в Санкт-Петербург Коломенское пришло в упадок. При Екатерине II обветшавший дворец разобрали. Екатерина хотела отреставрировать дворец, но 56 934 золотых рубля оказались для нее слишком большой суммой. Тогда были сделаны тщательные обмеры и описи здания. Именно они помогли в недавнем воссоздании дворца.

Интересно, что место, где стоял дворец Алексея Михайловича 300 лет стояло нетронутым. Там ничего не строили. И вот в 2010 году был открыт воссозданный дворец Алексея Михайловича. При этом единственное отступление от оригинала было в использовании железобетонного каркаса с целью уберечь здание от пожара.

Всего же во дворце насчитывалось 270 покоев, которые освещались 3000 окошек. Коломенский дворец имел асимметричную планировку и состоял из самостоятельных и разновеликих клетей, размеры и оформление которых соответствовали иерархическим традициям семейного уклада.

На Переднем крыльце происходила раздача именинных пирогов в день ангела одного из членов царской семьи - обязательная, важная часть государственного церемониала, демонстрировавшая единство правителя и его подданных. Убранство крыльца и его архитектура усиливали ощущение торжественности.

Снаружи фасады украшены резными наличниками с множеством разноцветных деталей. При оформлении коломенского дворца впервые в русском деревянном зодчестве использовались резные наличники и обшивка тесом, имитирующая камень.

Идея воссоздания дворца возникла в музее-заповеднике еще в 1990-е годы, и в итоге была поддержана Правительством Москвы. Но поскольку за прошедшее время на месте бывшего дворца сформировался природный комплекс и уже выросли многовековые дубы и липы, было принято решение о переносе строительства на территорию бывшей деревни Дьяковское, за Голосов овраг.

Нынешнее строение представляет собой макет Дворца Алексея Михайловича в натуральную величину. Строительство велось по чертежам, сделанным по велению Екатерины II. Однако новое строение не является полностью деревянным: все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем бревнами.

Ориентация относительно сторон света также нарушена - макет был повернут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что полностью нарушило сакральный смысл первоначального строения.

Красное, или Парадное, крыльцо - главный вход в любой царский дворец. Согласно этикета, к нему мог подъехать верхом или на повозке только царь; за нарушение следовало суровое наказание. В Коломенском даже иноземные послы и бояре сходили с лошадей перед Передними воротами Государева двора. Был разработан сложный церемониал приема. Он требовал с должной торжественностью встречать именитых гостей снаружи, перед домом, на одной из площадок Красной лестницы.

По тем временам дворец был просто громаден. Общая площадь застройки составляет свыше пяти тысяч квадратных метров, а общая площадь помещений - более семи тысяч квадратных метров.

У входа во дворец стоят две пушки времён северной войны. Наличие пушек в нескольких метрах от абсолютно деревянного дворца, который может загореться от одной спички, повергло меня в недоумение. Может быть, они имели не боевое значение, а подавали какой-то торжественный сигнал?

"Король не спит и пляшет до упаду,
И пьет и бражничает до утра,
И чуть осилит новый кубок с рейнским,
Оповещает гром литавр и труб
Про этот подвиг...." (У.Шекспир)

Рядом с дворцом находится статуя императрицы Елизаветы Петровны. Это модель памятника, выполненного для г. Балтийска в 2004 г. скульптором Георгием Франгуляном. Императрица смотрит на Европу, а рукой указывает на Россию. Елизавета Петровна была блестящей наездницей, очень любила верховую езду и даже парады принимала верхом.

Чтобы можно было оценить размеры дворца, я прикладываю чужую фотографию с вертолёта.

В 1660-е гг. Алексей Михайлович построить новый дворец в Коломенском. Торжественная церемония закладки дворца состоялась 2 мая 1667 г.

В 70-е гг. XVII в. царь Алексей Михайлович с семейством регулярно выезжал в Коломенское. Как отмечал известный русский историк Н.И. Костомаров в своей работе «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»: «там почти во все свое царствование он строил и перестраивал себе деревянный дворец, стараясь сделать его как можно изящнее и наряднее».

Здесь проходили заседания Боярской думы, советы с главами приказов, дипломатические приемы и войсковые смотры. Архитектурный шедевр полюбился и всем последующим правителям. Особенно часто дворец посещал царь Петр I со своей матерью царицей Натальей.

В связи с ветхостью дворца в 1767 г., ровно через сто лет после начала его строительства, императрица Екатерина II распорядилась разобрать его, предварительно сделав подробные обмеры и чертежи. Благодаря этим ценным документам впоследствии дворец мог быть восстановлен.

В 1990-х гг. Правительством Москвы было принято решение о воссоздании дворца царя Алексея Михайловича. Строительство началось в июне 2007 года и завершилось в августе 2010 г. Общая площадь дворца, состоящего из шести корпусов, связанных между собой переходами, составляет 7 230 м², в том числе 1 400 м² предусмотренных под художественное оформление интерьеров.

Коломенский дворец имел асимметричную планировку и состоял из самостоятельных и разновеликих клетей, размеры и оформление которых соответствовали иерархическим традициям семейного уклада. Клети соединялись сенями и переходами. Комплекс делился на две половины: мужскую, включающую терема царя и царевичей и парадные сени, и женскую, состоящую из теремов царицы и царевен. Всего во дворце было 26 теремов разной высоты - от двух до четырех этажей. Основными жилыми помещениями были комнаты второго этажа. Всего же во дворце насчитывалось 270 покоев, которые освещались 3000 окошек.

При оформлении коломенского дворца впервые в русском деревянном зодчестве использовались резные наличники и обшивка тесом, имитирующая камень. В решении фасадов и интерьеров активно применялся принцип симметрии. В итоге масштабных работ в Коломенском был создан сложный комплекс, потрясавший воображение как современников, так и людей "просвещенного" XVIII века. Дворец отличался большой декоративностью: фасады были украшены затейливыми наличниками, многоцветными резными деталями, фигурными композициями и имели нарядный вид.

Аллегорические изображения Европы, Африки и Азии, помещенные в круглых щитах над хоромами, создавали общемировой контекст этой резиденции, а уподобление Алексея Михайловича солнцу, царицы — луне, их детей — планетам и звездам свидетельствовало о космическом величии государя. Дворец был призван показать русским подданным и иностранным гостям величие царя и мощь его власти. Симеон Полоцкий назвал дворец «Восьмым чудом света».

В интерьерах дворца соединились высокое искусство Московского царства второй половины XVII в., передовые строительные технологии того времени и умение мастеров. Полы дворцовых покоев были выполнены из дубового паркета, стены и потолки дворца были обиты тесом, затем на него было уложено сукно, которое после оклеивалось холстом, а на него уже наносились краски. В личных покоях царствующих особ стены могли обивать золочеными кожами с тисненым орнаментом. Также стены было принято украшать западноевропейскими шпалерами и восточными коврами.

Кабинет царя Алексея Михайловича

Дворец делится на две половины: мужскую и женскую. Каждая из них имеет отдельный вход с улицы, также можно пройти по переходу внутри дворца. Между "половинами" в подвальном этаже находится мыльня.

Воду для мытья держали в деревянных ушатах и кадьях, а также металлических сосудах. Разогревали ее с помощью раскаленных камней из каменки, которые кидали в воду. Щелок для мытья волос держали в медных луженых тазах, квас - в берестяных туесах. В верхних этажах терема пол и стены мыльни до уровня лавок выстилали для защиты от протечек свинцовыми досками, спаянными по швам. Над дверью в мыльню помещен список иконы "Богоматерь Живоносный источник".

Здесь мылись мужчины. Женские мыльни меньше и расположены отдельно от мужской.

Царицына Престольная палата существенно отличалась от Престольной палаты царя, хотя в ней находилось много сходных предметов мебели, отражающих высокий статус владелицы. Замкнутый образ жизни женской половины семьи царя и общее положение женщины в допетровскую эпоху не позволяли им часто видеть посторонних - в повседневном быту царицу посещали только лица женского пола, а из мужчин - близкие родственники и священнослужители. Занятия рукоделием и развлечения цариц также проходили в замкнутом кругу.

Почему в женской части печь круглая? Потому что маленькие дети жили с царицей. О круглую печь сложнее сильно удариться.

Царевне Софье Алексеевне (1957-1704) - третьей дочери царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, как и другим царевнам, был предначертан теремной затвор и вечные молитвы за страну и царскую семью. Однако царевна Софья проявила себя как "принцесса ума великого", которую панегиристы заслуженно сравнивали с Софией Премудростью Божией. По смерти в 1682 году царя Федора Алексеевича, в результате борьбы между придворными группировками и спровоцированного кланом Милославских восстания стрельцов, царями были провозглашены Иван и Петр Алексеевичи, а регентом - их старшая сестра царевна Софья. ,

Деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском стал доступен для публики относительно недавно. В 2010 году на день города Москвы было его торжественное открытие.

Для начала немного истории. Нужно же понимать, куда мы вообще приехали и что достопримечательного в этом дворце!

Коломенское – одна из самых древних резиденций российских царей. В 1660-е годы Алексей Михайлович решает произвести здесь широкие изменения, чтобы подчеркнуть важный этап своего правления. В 1667 г. было подписано Андрусовское перемирие с Речью Посполитой, по которому Россия получала территории Левобережной Украины и земли, которые были отвоёваны поляками в Смутное время. В этом же году Большой Московский Собор утвердил за царём ряд функций духовного владыки.

2 мая 1667 г. в торжественной обстановке прошла церемония закладки дворца, в котором отразилась тема триумфа российской государственности и православия. А через пять лет 27 августа 1672 г. дворец был построен и освящён. Дворец Алексея Михайловича был призван показать величие царя и мощь его власти. Его называли «Восьмым чудом света». Современники поражались красотой его внутреннего убранства и внешнего вида. Но в 18 в., когда столица России была перенесена в Санкт-Петербург, Коломенское утратило своё прежнее значение. Дворец Алексея Михайлович ветшал, несмотря на то, что его всеми силами старались сохранить, постепенно разрушался. И в результате в 1767 г. императрица Екатерина II приказала его разобрать, сделав перед этим подробные обмеры и чертежи. Дворец в Коломенском просуществовал ровно 100 лет. Но благодаря предусмотрительно сделанным чертежам его удалось восстановить во всех подробностях, и теперь любой может увидеть воочию настоящие царские хоромы.

Во дворце Алексея Михайловича в Коломенском мы уже были однажды. Это было как раз в день его открытия. Побродили вокруг, но внутрь не заходили. В этот раз решили попасть во дворец, по возможности с экскурсией.

Стоимость билетов . Дворец поделён на мужскую половину и женскую. Стоимость билетов на осмотр только мужской половины – 250 руб. (льготный 120 руб.), только женской – тоже 250 руб. (льготный 120 руб.), всё вместе – 400 руб.(льготный 200 руб.), фотосъёмка – 110 руб., (понятия не имею, почему такая неровная сумма), экскурсия – 100 руб. При чём экскурсия проводится по всему дворцу, а значит только для тех, кто купил полный билет на осмотр дворца. Но это так должно быть. На практике же к экскурсии прибиваются и те, кто купил билет только на мужскую половину и только на женскую. Полный комплект (если идёте вдвоём) из 2 билетов, 2 экскурсий и фотосъёмки обойдётся в 1110 руб. Не хило, однако! По цене можно сравнить дворец Алексея Михайловича с . Это первый государственный музей с такими ценами на билеты, в котором я был. Поэтому, конечно, выгодней как бы невзначай затесаться в толпе экскурсантов и пройтись с ними по дворцу.

Часы работы. Дворец работает с 10.00 до 18.00. При этом касса перестаёт продавать билеты за час до закрытия.

Возле входа во дворец стоит вот такая пушка. Очень много желающих сфотографироваться на ней верхом. Интересный кадр получился, однако).

Экскурсия начинается с мужской половины. Мы успели к самому её началу и были среди тех наглецов, которые прибились к нормальным экскурсантам. Экскурсоводом была женщина, одетая в традиционный национальный русский сарафан, на голове у неё был, как и полагается, кокошник. Мы ходили по комнатам и залам мужской половины дворца, слушая экскурсовода, которая рассказывала обо всех помещениях, о том, для чего они предназначались, различные истории, связанные с ними, особенности интерьера, стили оформления, что использовали строители для украшения комнат и залов, а также некоторые факты из жизни царя Алексея Михайловича.

Коридор, соединяющий сени дворца Алексея Михайловича со Столовой палатой

Здесь отмечали различные праздники, принимали иностранных гостей. С удивлением узнал, что в обычные дни царю подавали на стол всего одно-два блюда, а не как в известном фильме «Иван Васильевич меняет профессию», где накрыли полный стол. Царь соблюдал все церковные посты и подобные банкеты были только по праздникам. В праздник уже каждому присутствующему могли принести и по 70 (!) блюд. Как только в них всё это влезало?! Интересный факт – чем знатнее был боярин, тем ближе он сидел к царю за столом во время приёмов и празднеств. Иногда возникали даже драки за более близкое к царю место.

Столовая палата дворца Алексея Михайловича

Думная палата. Приёмная в личных покоях царя. Здесь выдавали жалованье и вручали награды, подавали царю челобитные. Также в этой комнате могла собираться Боярская дума.

Престольная палата. Место для торжественных приёмов. Здесь царь принимал иноземных послов, одаривал своих приближённых. Это была парадная палата, что-то типа тронного зала. Соответственно и оформлена она роскошно: изразцы, роспись на окнах и потолке, иконы в золотых окладах, сюжеты с изображением царей Соломона и Давида. Ну, и, конечно же, царский трон, сделанный из сандалового дерева с облицовкой золотыми и серебряными пластинами и украшенный драгоценными камнями. Оригинал его находится в . Возле трона Алексея Михайловича стоят механические львы с двигающимися головами, сверкающими глазами и издающие рык (который больше похож на звуки из засорившейся водопроводной трубы).

Опочивальня. Маленькая комнатка. Здесь вся экскурсионная толпа разместилась с трудом. Кровать тоже маленькая, т.к. в то время было принято спать сидя. Считалось, что душа по ночам где-то путешествует, и если утром увидит, что её владелец находится в положении лёжа, то может к нему и не вернуться.

Комната царевича Фёдора Алексеевича. Он взошёл на трон в 16-летнем возрасте, в 1676 г. после неожиданной смерти отца. Как раз при нём была создана роскошная Столовая палата, см. выше.

Мыльня. Так раньше называли баню. Здесь мылись… вполне логично.

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском может вполне претендовать на достопримечательность города, которую нужно обязательно посетить. Не обязательно заходить внутрь, т.к. моё имхо, чего-то сверхинтересного там нет за те деньги, которые просят за вход. Но посмотреть дворец снаружи стоит всем.

Вот ещё несколько фотографий дворца в Коломенском.

Как дойти от метро:

От ст.м. Каширская: выйти из метро, перейти через Каширское шоссе и проспект Андропова и вот вы у цели!