Проектная работа на тему: «Разработка туристического маршрута по историческим и природным достопримечательностям Спасского района. Туристский маршрут. Стадии формирования и функционирования Как сделать туристический маршрут по географии

1. Определение «портрета» целевой туристской группы.

На основании маркетинговых исследований составляется «портрет» потенциальных групповых/индивидуальных туристов. В результате анализа определяется структура спроса, емкость и конъюнктура рынка. Составление «портрета» включает в себя моделирование специфических особенностей группы: психо-физиологические, национальные, религиозные, социально-культурные, профессиональные и т.п., которые необходимо будет учесть в дальнейшем при разработке программы туристского маршрута и обслуживании туристов.

2. Постановка цели и определение задач туристского маршрута.

На данном этапе разработки, необходимо четко сформулировать цели, поставленные туристами перед будущей поездкой. По своей сути, цели путешествий – это мотивы, определяющие стремление туристов, так или иначе, реализовать свои потребности во время путешествия. Как сказано выше, цели путешествий являются основой для лассификации видов туризма. Если четко обозначена цель (мотив) путешествия, далее следует сформулировать задачи (мероприятия, программные действия), которые помогут туроператору создать условия на маршруте, соответствующие потребностям туристов. Так, если цель – «отдых на морском побережье», то задачами должно быть обеспечение отелем, оборудованным пляжем и т.п. Если цель познавательная, то задачами должно быть обеспечение маршрута экскурсионным содержанием и т.п.

3. Определение сезона и сроков действия маршрута

На третьем этапе предстоит выбрать сезон и сроки действия маршрута.

Выбор сезона во многом определяет цель маршрута и возможности привлекаемых для него туристских ресурсов региона. Такой же подход необходим и к определению сроков действия маршрута. Однако здесь необходим маркетинговый взгляд, т.е. учет структуры свободного времени у различных сегментов туристского рынка. Так, например, эксперты Всемирной туристской организации (ВТО), выделяя сегменты туристов по возрасту, обращают внимание на то, что «молодежный туризм» регламентируется каникулярными днями, «туризм среднего возраста» (30-60 лет), включающий в себя людей семейных и работающих, использует для поездок отпуск и каникулы детей. Для экономически активных туристов можно использовать «блок свободного времени» - праздники плюс выходные дни. «Туризм третьего возраста», куда входят люди пенсионного возраста, не имеет ограничений во времени путешествий, более того, здесь отсутствует ярко выраженная сезонность, наоборот, такие туристы избегают

периодов пиков туристских сезонов, предпочитают «бархатные», спокойные периоды.

Результатом данного этапа должно быть определение:

    Сезона маршрута и обоснование выбора;

    Сроков действия маршрута и обоснование их продолжительности

4. Описание географии и трассы маршрута

При разработке трассы маршрута необходимы знания краеведческого характера, а также детальное изучение туристской инфрастуктуры региона, т.е. тех объектов, которые могут стать предметом интереса группы. Их месторасположение и станет главным определяющим фактором при выборе мест пребывания или посещения туристами. Так, например, в программу обслуживания группы специалистов в области медицины могут быть включены посещения медицинских учреждений Перми, поездка в Усть-Качку, Ключи, где расположены учреждения санаторно-курортного типа с уникальным оборудованием и технологиями рекреации населения. При построении трассы необходимо также обратиться к классификации путешествий по построению трассы. Она может быть:

    Радиальной;

    Линейной;

    Кольцевой;

    Комбинированной.

Таким образом, на этом этапе производится следующая работа:

    Отбор мест пребывания туристов и обоснование выбора;

    Построение карты-схемы маршрута («роза ветров», схема трассы названия мест, обозначение крупных водных, железнодорожных и автомобильных путей, указания расстояния между пунктами пребывания в километрах);

    Классификационное определение трассы маршрута.

5. Материально-техническое обеспечение обслуживания туристов на маршруте.

На этом этапе необходимо решить следующие вопросы:

    Где будут жить и питаться туристы?

    Какой вид транспорта можно использовать при перевозке туристов из пункта в пункт?

Для выбора места проживания и питания группы следует исходить из следующих ключевых моментов:

а) Пожелания или требования туристов, которые могут быть представлены в табличной форме:

б) анализ структуры и состояния гостиничных предприятий и предприятий питания;

в) близость гостиниц к объектам посещения;

Так, например, деловые туры должны предусматривать размещение бизнесменов в непосредственной близи от административных центров, а поездки с целью отдыха - размещение туристов в предприятиях гостиничного типа, расположенных в привлекательных природно-климатических зонах.

Выбор предприятий питания должен быть основан, во-первых, с точки зрения удобства туристов, т.е. завтраки должны быть организованы в гостинице, а при организации обедов и ужинов необходимо исходить из временной структуры экскурсионной и культурно-массовой программ. Так, например, длительная экскурсия в монастырь на Белой горе может включать обед для туристов в трапезной; экскурсия в музей-заповедник «Хохловка» - «обед по трассе», т.е. пикник на природе или в придорожном кафе, а в том случае, если туристы вечером посещают театральное представление, то ужин предпочтительнее организовать в их гостинице, т.к. тогда они сумеют переодеться и подготовиться к вечернему развлечению. В особых случаях па длительные экскурсии или переезды можно организовать «сухие пайки». Также необходимо определиться и с формой питания:

ВВ - завтрак в отеле,

НВ - полупансион (двухразовое питание),

РВ - полный пансион (трехразовое питание),

НВ/Вuffer- полупансион («шведский стол»). При выборе транспортных средств, необходимо учитывать следующие факторы:

а) пожелание туристов (они сформулированы в таблице 1);

б) наличие и особенности трасс сообщения (автомобильных и железных дорог, воздушных трасс, водных путей);

в) принципы организации перевозки туристов, а именно:

Длительные переезды организуются по возможности в ночное время и по железной дороге или автотранспортом,

Короткие - в утреннее и дневное, в большей части наземным или водным транспортом с обязательным предоставлением путевой информации,

В длительных водных путешествиях необходимо делать стоянки в городах в дневное время, а также организовывать «зеленые стоянки»,

В путешествиях на туристских поездах также организовывать стоянки в дневное время,

г) требования к обеспечению безопасности туристов на маршруте. Так, например, при перевозке детских групп воздушный и водный транспорт наиболее опасен;

д) часы работы посещаемых объектов (перерывы, санитарные дни, часы открытия и закрытия).

Таким образом, на данном этапе определить следующие моменты:

    места расположения и названия гостиниц, предназначенных для проживания туристов,

    характеристика гостиничного предприятия («звездность», классность номеров, особенности и ассортимент гостиничных услуг, а также обустроенность гостиничной территории),

    места расположения и названия предприятий питания, особенности услуг и блюд, формы организации питания,

    виды внутримаршрутного транспорта, которые могут быть представлены в табличной форме:

6. Объекты посещения

Теперь необходимо определить конкретные объекты, места посещения, а также лиц, с которыми туристы будут встречаться.

Эти объекты можно разделить на следующие группы:

    обязательные, необходимость включения которых диктуют цели маршрута и специфические особенности групп;

    дополнительные, включение которых дополнит и разнообразит программу обслуживания;

    специальные, включение которых станет исключительной особенностью маршрута, его кульминацией, «изюминкой» маршрута.

В обязательные объекты включаются:

    наиболее достопримечательные места региона (памятники истории культуры, архитектуры, искусства, природные памятники);

    предприятия, учреждения, связанные с профессиональным или иным интересом туристов;

    отдельные личности, коллективы людей, интересующие туристов с той

или иной целью.

В дополнительные условия включают:

    дополнительные экскурсионные объекты

    учреждения культуры (театр, дискотека и т.д.)

    спортивно-оздоровительные объекты и мероприятия

    места проведения праздников и др. развлекательных зрелищ и т.д.

Специальными объектами называются места посещения или услуги, раскрывающие туристам особенности национальной культуры, региональные особенности и традиции. Такие мероприятия могут носить праздничный и развлекательный характер, это могут быть встречи с необыкновенными людьми, это могут быть мероприятия приключенческого характера. Одним словом, здесь студент может дать волю своей фантазии, но при этом четко соблюдая следующие принципы организации подобных услуг:

    соответствие социально-психологическим и психографическим характеристикам туристов,

    новизна и исключительность услуги,

    значимость для туристов,

    безопасность при проведении мероприятия.

Выбранные объекты, услуги можно представить в следующей таблице.

7. Программа туристского маршрута

Это конечный этап маршрута. Теперь необходимо выстроить единую программу обслуживания группы туристов, объединив все элементы обслуживания, выбранные им выше, в логической последовательности и разбивкой по дням и часам пребывания.

При этом необходимо учесть следующие принципиальные моменты:

    время (часы) прибытия и отъезда туристов;

    состояние туристов, связанное с длительностью перелета (переезда) туристов по России и регион;

    расчетные часы в гостиницах;

    необходимость организации трансфертов (встречи и проводы туристов);

    значимость первоначального представления обзорной экскурсии по городам;

    недопустимость организации в один и тот же день аналогичных экскурсий по городам;

    национальные или религиозные обычаи туристов (например: утренние и вечерние молитвы, обычаи раннего подъема или раннего отхода ко сну и т.д.);

    возрастные психологические особенности;

    форму одежды туристов.

Программа и должна быть выполнена в соответствующей таблице

Силантьева Вероника МОУ "Гимназия №58", Куликова Наталья МОУ "СОШ №40"

В данном проекте описывается проведенная работа по созданию туристического маршрута в Татищевском районе Саратовской области.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Межрегиональный конкурс проектов «Я познаю мир»

Проект на тему: «Лучше нет родного края».

Работу выполнили:

Саратов

2012 г.

Актуальность темы

Возможные изменения климата вследствие выброса в атмосферу парниковых газов (глобальное потепление) по прогнозам специалистов могут привести к изменению видового состава многих экосистем на Земле, так как количество одних видов уменьшится, а других возрастет.

Утрата видового разнообразия как жизненного ресурса может привести к серьезным глобальным последствиям, так как угрожает благополучию человека и даже самому его существованию на Земле. Устойчивость экосистем может быть нарушена при уменьшении биоразнообразия; виды, которые в данный момент не являются доминирующими, могут стать доминантами при изменении условий среды. Пока нельзя предсказать, как отразится на функционировании экосистемы потеря биоразнообразия, но специалисты предполагают, что вряд ли такие потери будут благоприятными.

Даже если экзотические растения не представляют непосредственной угрозы, они обедняют природу, выживая целый ряд местных видов или создавая гибриды путем межвидового скрещивания. Все больше ученых согласны в том, что биовторжение является самой актуальной - и, несомненно, самой быстрорастущей, - угрозой растительной и животной жизни после уничтожения лесов и головокружительных темпов застройки территорий. "Если у вас в системе появилось "некоренное" растение или животное, становится очень трудно вернуть природную среду в исходное состояние, - сетует эксперт по видам-экзотам в лондонском Музее естественной истории Марк Спенсер. В мировом масштабе, как говорит Пайментель, цена биологического вторжения для экономики и природы - учитывается ущерб, наносимый бассейнам рек, оскудение почвы и вымирание живой природы - может доходить до 1,4 трлн долларов в год. И если расчеты ученых верны, то цена биологического вторжения будет только расти.
По своим качествам агрессивные вредители и патогенные микроорганизмы идеально подходят к особенностям мира без границ. Некоторым чужеродным растениям и животным достаточно маленькой "зацепки", чтобы обосноваться на новой земле. Спустя всего десять лет после того, как балтийский моллюск Дрейсена попал во внутренние воды Соединенных Штатов из трюмов европейских кораблей, а он уже распространился от Великих озер до дельты реки Миссисипи, засоряя водопроводы, облепив сооружения гидроэлектростанций и вытеснив на "обочину" экосистемы водоросли и моллюски естественной среды. Власти тратят 1 млрд долларов в год на борьбу с моллюском Дрейсена и кваггой (разновидность лошади) - а это только два из 88 экзотических видов, которые "разгуливают" по территории Соединенных Штатов.
Биологи называют их несколько старомодно - "экзотические виды", а для остального человечества они - биозахватчики, которые появляются под разными личинами: от малюсеньких микробов до гигантских деревьев, от москитов до мангуст. Но у всех у них есть общая склонность к маскировке и адаптации: они облетают планету на крыльях перелетных птиц, гнездятся в одежде или путешествуют в кровотоке человека. Огромное количество биозахватчиков сознательно выпускают на волю фермеры и разные умники, которые пытаются перехитрить природу (например, импортируют змей, чтобы прогнать крыс), садоводами с экзотическими пристрастиями (например, к растению горец) или не слишком дальновидными предпринимателями (которые хотят получить "идеальную" виноградную улитку). О виноградной улитке мы узнали в ботаническом саду. К нам ее тоже завезли с Карпат. Вреда наносит много. Избавиться почти невозможно. Биозахватчики также беспощадны в конкурентной борьбе: освободившись от угрозы, исходившей от хищников у себя на родине, они процветают на новых территориях, монополизируя все источники пищи и воспроизводясь с такой скоростью, которой кролики могут только позавидовать. Однажды закрепившись на новой земле, вторгнувшийся вид может никогда больше с нее не уйти, заставляя власти снова и снова вступать с ним в борьбу с помощью земляных работ, огня и яда - и все это "сизифов труд".
Биозахватчики могут на десятилетия "впадать в спячку" и дожидаться своего биологического шанса (вроде бури или жары), который их "разбудит".

Обоснование проблемы

Наша работа берет начало в 2011 году. Учащиеся гимназии стали проводить экскурсии по памятным местам Саратовской области. Сначала с целью проведения соревнований по туризму, в которые входил конкурс по краеведению. Потом такие встречи переросли в посещение памятных мест, связанных с великими соотечественниками. Здесь можно упомянуть А.Н. Минха, А.А. Шахматова и др. Увидев плачевное состояние, в котором находились памятники культуры, появились первые попытки восстановить и защитить исторические места. С попыткой защиты усадебных парков и парковых насаждений возникла необходимость обосновать свое решение в необходимости восстановления парков и наблюдении за парковыми растениями.

Помимо исторической и краеведческой ценности объектов мы определили более конкретную и важную проблему, которая может привести к вымиранию многих видов растительности нашего края. Эту проблему можно назвать «Растения-экзоты».

Цель проекта

Составить и организовать туристический маршрут по сёлам Татищевского района.

Задачи проекта

  1. Привлечь внимание общественности к сохранению исторического наследия.
  2. Помочь в восстановлении приусадебных парков в сёлах Татищевского района Саратовской области;
  3. Организовать в гимназии волонтёрское движение по охране и восстановлению памятников культуры, расположенных в Саратовской области.
  4. Принять участие в исследовании влияния экзотических растений на природу нашего края.

Планирование деятельности

В ходе работы нами были определены шаги, которые мы намерены предпринять в ближайшем будущем.

  1. Сбор информации в архивах, краеведческом музее и в беседах с местными жителями об истории сел. Изучение литературы по растениям-экзотам.
  2. С теоретическим материалом принять участие в школьных научно-практических конференциях с целью привлечения общественности к проблеме.
  3. Выйти на работников СГУ, которые помогут нам обосновать с точки зрения теории, всю важность проблемы и заключить договор о совместной деятельности с сотрудниками ботанического сада (посильное участие в научной и практической деятельности).
  4. Договор с СГСЭУ, с кафедрой туризма для экономических расчётов по маршруту и овладения технологиями по созданию туристических маршрутов.
  5. Вовлечение в экологическую деятельность учащихся и их родителей нашей гимназии и других школ.
  6. Походы по памятным местам Саратовской области и работа по восстановлению парков, культурного наследия.
  7. Проведение тематических классных часов для учащихся гимназии и других школ района.

Для создания туристического маршрута (Приложение №1) мы определили критерии: маршрут должен иметь легенду для поддержания интереса, сёла должны находиться на небольшом расстоянии для экономии времени, в каждом селе должны быть растения-экзоты, местные виды растения необычных форм и размеров, знаменитые личности (земляки), которые внесли свой вклад в развитие страны, маршрут должен приносить прибыль, которую можно направить на развитие и обустройство парков.

Наши исследования литературы привели нас к мнению, что растения-экзоты, при неконтролируемом процессе со стороны людей, могут при незначительном изменении климата поменять всю флору вокруг, изменить химический состав почвы и привести к экологической катастрофе. Наш поиск привел нас в Краеведческий музей, где мы познакомились с Ириной Михайловной. Она познакомила нас с архивом И.Б. Миловидовой, бывшим директором Ботанического сада, в котором мы нашли работы Инны Борисовны по описанию села и интересующих нас растений. Эти растения ее стараниями были причислены к статусу мемориальных. Далее мы со своими одноклассниками ездили на экскурсию в Ботанический сад. Получив разъяснения по растениям-экзотам, от сотрудника ботанического сада Панина Алексея Владимировича, стало понятно, что при надлежащем уходе за парком (поддержании его в первоначальном состоянии, в подсадке нужных растений, в удалении ненужных, в систематическом наблюдении за всеми изменениями в природной среде, а самое главное - содержание его в чистоте) можно избежать в дальнейшем многих проблем. В рамках осуществления задачи по принятию участия в исследовании влияния экзотических растений на природу нашего края мы получили подтверждение своей теории про растения-экзоты и договор с планом мероприятий для наблюдения за растениями и возможностью поучаствовать в написании научных статей по своим разработкам.

Свои поездки мы начали с экскурсии в село Полчаниновка Татищевского района Саратовской области. Учащимся гимназии очень понравилось село, особенно местность. Ребята беседовали с директором Полчаниновской школы Моисеевым Вячеславом Юрьевичем об истории села, о жизни знаменитых односельчан. В.Ю. Моисеев и Куликов Александр Петрович представили нам интересные факты о Полчаниновке, о людях, связанных с этим историческим местом. Они рассказали нам историю Полчаниновки и Полчаниновской волости, немного из жизни Александра Николаевича Минха, о том, что происходит в селе сейчас, показали фотографии. В прошлом году был юбилей - Полчаниновке исполнилось 205 лет. Нам так же удалось познакомиться с архивом клуба «Родина», в состав которого входили дети-полчаниновцы, занимающиеся волонтерской деятельностью по поддержанию парка и села в чистоте. В.Ю. Моисеев подарил нам запись своего выступления на дне села. (Приложение №2). Вторым селом стала Губаревка – Родина известной семьи Шахматовых. Здесь экскурсию нам проводил директор школы из Большой Каменки Ф.Ф. Кусяпкулов. Он рассказал нам легенду, которая сделала наш маршрут более интересным и являлась главным критерием по отбору маршрута.

Сейчас усадьба Минха и село в плохом состоянии: дом в усадьбе полуразрушен, все заросло сорняками. Раньше, более десяти лет назад, в селе проводилась волонтерская деятельность под руководством директора школы Моисеева Вячеслава Юрьевича и завуча школы Дубова Валерия Владимировича. Жители села, и ученики школы активно участвовали в процветании села. Последние работы были проведены в 2006 юбилейный год. В данный момент ничего этого нет. Даже не являясь жителями этого села, мы хотим помочь. В рамках решения задачи организовать в гимназии волонтёрское движение по охране и восстановлению памятников культуры, расположенных в Саратовской области мы решили создать волонтерский отряд, который будет состоять из учеников 6А и 8А классов. Сейчас мы (восьмиклассники) готовим тематический классный час для учащихся 6 класса по истории села Полчаниновка и разрабатываем лыжный поход в Большую Ивановку.

Для помощи в восстановлении приусадебных парков в сёлах Татищевского района Саратовской области у нас пока нет опыта и помощи взрослых людей, но совместно с учителями нашей гимназии и сотрудниками Ботанического сада мы планируем выезд в Полчаниновку, и провести первые работы по расчистке территории парка А.Н. Минха. Думаем, у нас это получится.

Закончить свою работу хотим словами И.Б. Миловидовой: «Ни в Саратове, ни в Аткарске, где провёл А.Н. Минх последние годы своей жизни, ни в селе Колено, где была усадьба родителей, не осталось ничего, связанного с его жизнью. Только Полчаниновка – хранитель памяти о нём». И так можно сказать про каждый памятный уголок нашей малой Родины.

Приложение №1. Туристический маршрут:

«Лучше нет родного края»

Мы все куда-то уезжаем,

Найти, пытаясь, сход дорог.

И, лишь хлебнув всего, узнаем,

Как дорог нам родной порог.

А сколько всяких мест на свете,

Красот земных не перечесть.

Но не заменят дива эти,

Тех мест родных, что в сердце есть

Полчаниновская волость.

Татищевский район Саратовской области знаменит не только множеством точек ПВО, но и наличием сохранившихся до наших дней элементов русских усадеб конца 19 века. Усадьбы Татищевского района располагались в живописных местах в большей степени в Полчаниновской волости.

Мне хотелось бы кратко рассказать обо всех этих усадьбах, чтобы люди смогли оценить, какое богатство сосредоточено только в одном районе Саратовской области.

Полчаниновская усадьба (имение А.Н. Минха).

Полчаниновская усадьба в течение 23 лет (с 1874 по 1896 гг.) принадлежала Александру Николаевичу Минху. Полчаниновский парк находится на окраине с. Полчаниновка, у подножия лесистого склона Круглой горы, вдоль берега пруда. Из дневниковых записей и рисунков А.Н. Минха следует, что парк создан им после приобретения усадьбы, в 1876-78 годах. Таким образом, он - старейший в области. До сих пор растут и впечатляют своим величием 120-летние ели, сосны, лиственницы, тополь белый, несколько более молодые берёзы. До 70-х годов рос и плодоносил единственный в таком возрасте на Юго-Востоке "кедр" (сосна сибирская), посеянный А.Н. Минхом, а также ель канадская.

Достигнув высоты более 20 метров и диаметра ствола 60-100 см, деревья придают парку обаяние старины, позволяют судить о продолжительности жизни деревьев в местных условиях.

В составе усадебного комплекса, кроме парка и пруда, кирпичный дом с мезонином, построенный в 1853 году, лиственный лес, липовые аллеи вдоль границы бывшего фруктового сада, два старинных родника. По рисункам и описаниям А.Н. Минха прослеживается действующая и сейчас тропиночно-дорожная сеть, видно место церкви, беседки, огородов, постоялого двора, конюшни, сохранился прудик с канавой-водоспуском, где был березовый мостик.

Губаревская усадьба (имение Шахматовых).

Губаревская усадьба дворян Шахматовых у с. Губаревка располагалась на равнинной местности и по лесистому оврагу с ручьем. Граница бывшей усадьбы четко очерчена сохранившейся межевой канавой. По найденному в ГАСО плану середины прошлого века легко восстанавливаются места бывших построек, дороги, сквер перед домом из белой сирени, липовая аллея. Более чем двухвековой дуб и две старые сосны, заброшенный фруктовый сад, аллея с одичавшими кустами роз, лилейник на месте цветника перед домом, родник - приметы, позволяющие ориентироваться на местности.

С Губаревской усадьбой связано имя Алексея Александровича Шахматова, языковеда, специалиста по восточнославянским языкам, истории русского языка и древней русской культуры, этнографа, академика русской и советской Академий Наук, члена ряда зарубежных академий, почетного доктора многих европейских университетов. Как удалось выяснить, из 56 прожитых им лет (1864-1920) 47 лет связаны у него с Губаревкой. То постоянным пребыванием в ней, то приездами на каникулы, то в отпускное время, когда он особенно плодотворно работал по 15 часов в сутки. Губаревский дом с большой библиотекой, привезенной дядей из Парижа, обстановка высокой духовности, знакомство с А.Н. Минхом предопределили судьбу талантливого ребенка, ставшего ученым. В зрелые годы А.А. Шахматова любимая им Губаревка продолжала оставаться очагом культуры: сюда приезжал к А.А. Шахматову норвежский славяновед Олаф Брок.

Большеивановская усадьба (имение Казариновой, С. П. Корбутовского).

При заселении Саратовского края земля эта принадлежала помещице Казариновой, которая остановила свой выбор для постройки дома именно здесь потому, что ей понравилась дубовая роща, превращённая позже в парк. Он сохранился до сих пор, хотя очень старых деревьев осталось мало. Разросшийся самосев лиственных деревьев очень густ, ухода за парком нет. Только совсем недавно сделана попытка удалить сухостой. К парку примыкал большой фруктовый сад. Их разделяла липовая аллея. Сад перестал существовать, но липы, достигшие в высоту более 20 метров, вполне жизнеспособны, продолжая обильно цвести. Такого возраста, протяженности и хорошей сохранности липовой аллеи в области больше нет.

На территории бывшей усадьбы сохранился господский дом, пруд, мельница.

Последним владельцем усадьбы был Сергей Павлович Корбутовский, большой друг Александра Николаевича Минха, жившего в Полчаниновке, в пяти верстах от Большой Ивановки. Друзья навещали друг друга почти ежедневно. Минх приезжал то один, то с женой, то с родным братом Г.Н. Минхом, профессором Киевского университета, когда тот посещал Полчаниновку. В свою очередь С.П. Корбутовский ездил к Минху в гости с женой и тещей. Происходили встречи и с Николаем Павловичем Корбутовским, главой "Садового Хозяйства Н.П. Корбутовского".

● Учитывая вышеизложенное можно сделать однозначный вывод, что Большеивановский парк свидетельствует не только об истории заселения края, но и позволяет представить культурную среду, которая сформировалась в Полчаниновской волости благодаря местному дворянству. Полчаниновская усадьба А.Н. Минха была интеллектуальным центром всей округи. К нему, человеку очень широких интересов, тяготели Шахматовы из Губаревки, в семье которых воспитывался племянник, ставший впоследствии академиком, историком русского языка, возможно не без влияния А.Н. Минха, а так же С.П. Корбутовский из Большой Ивановки с братом Н.П. Корбутовским, известным главой Садового хозяйства, и другие.

● Во всех обследованных усадьбах в той или иной степени сохранности, присутствуют следующие элементы. Постройки сохранились в местах: Большой Ивановке, Полчаниновке. Парковые насаждения лучше всего сохранились в Полчаниновке. Остатки фруктовых садов продолжают существовать в Губаревке. Водные элементы есть повсюду.

Возраст парковых насаждений - от 90 до 120 лет, но только в двух случаях он установлен точно: в Полчаниновской усадьбе А.Н. Минха, оставившего в своих дневниках записи о времени посадки деревьев. В остальных возраст парка называется приблизительно, датируясь второй половиной XIX века - началом XX века. В ряде мест, где в парковую зону входил лес, многие деревья старше: в Большеивановском парке два экземпляра сосны обыкновенной - старейшие в области, в Губаревской усадьбе, возраст их около 250 лет. В составе зеленых насаждений парков учтено более 70 деревьев и кустарников, из них около 40 - экзоты.

В Губаревке до сих пор растут одичавшие розы, а из травянистых - лилейник.

● В Полчаниновском парке, сохраняются деревья, посаженные собственноручно А.Н. Минхом, определяет их статус мемориальных.

Часть 2. Из истории села Полчаниновка

В этой главе я приведу выступление на празднике «День села» 11 августа 2006 г. И интервью с директором школы В.Ю. Моисеевым.

Уважаемые односельчане и гости нашего села!

2006 год – юбилейный год Полчаниновки. Двести лет истории – это 10 поколений полчаниновцев, живших и живущих на этой земле, которые в мирное время выращивали хлеб, разводили скот, а когда приходила лихая година, шли защищать свою землю, как это было в Великую Отечественную. Геройски сражались на фронте, геройски трудились в тылу. Двести лет – большой срок. Всю историю села не пересказать, да и не знаем мы её всю. Это наша беда. Народная мудрость говорит: нельзя быть Иванами, не помнящими своего родства.

Я не первый, кто заинтересовался историей Полчаниновки. Об этих людях мы должны знать и помнить: они любили и любят наше село.

Нина Андреевна Васильева, будучи библиотекарем сельской библиотеки, приложила немало труда к поиску информации о Полчаниновке, создала подборку документов разных периодов жизни села.

Александр Павлович Фёдоров, житель с. Вязовка. Это был уникальный человек, таких мало: тактичный, мягкий, но настойчивый, если речь шла о сохранении памяти, музейных экспонатах. Всю жизнь свою положил на создание музея в Татищевском районе. О Полчаниновке знал больше любого полчаниновца. Светлая ему память!

Целенаправленная работа по изучению истории села начинается в 90-е годы. Вдохновителем и организатором этой работы был Валерий Владимирович Дубов, учитель истории нашей школы. Именно Валерий Владимирович наладил тесную связь с другим замечательным человеком – Миловидовой Инной Борисовной, биологом, краеведом, членом Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Историко-литературный клуб «Родина», организованный В.В. Дубовым вёл переписку с И.Б. Миловидовой, которая обладала возможностью работать в областном архиве, она приезжала к нам в село, водила детей и нас, взрослых, по роще и рассказывала: «Вот здесь была беседка, вон то место называлось «блюдичко», этот родник – «красный крест»… А такой вид сосны больше нигде в Саратовской области не произрастает. А этим липам сто с лишним лет…» Мы шли и удивлялись себе, сколько же мы не знаем?!

Инна Борисовна Миловидова впервые узнала наше село в шестидесятые годы прошлого века. Вот как она описывает первую встречу с Полчаниновкой (Ж-л «Волга» № 5-6, 1995 г.)

Выдержка из журнала №1.

А в 1998 году к 200- летию Саратовской губернии вышел альманах «Памятники Отечества. Вся Россия». № 40 посвящён памятникам Саратовской области. В этот альманах вошла и наша Полчаниновка. В разделе «Забытый мир» статья И.Б. Миловидовой «Полчаниновка» и её хозяин», посвящённая Александру Николаевичу Минху, парку, созданному им, и нашему родному селу.

Выдержка из журнала №2.

И ещё не могу не упомянуть об одном человеке: Королёв Вячеслав Викторович. Городской житель. Детство провёл в Вольске, живёт в Саратове. Приехал в Полчаниновку в 90-е годы. Как говорится, приехал «по- любви». Когда я впервые услышал в его рассказах историю Полчаниновки, удивился, откуда он это знает. Он ответил: «У меня есть книжка Минха про Полчаниновку». Это была ксерокопия оригинала книги А.Н. Минха «Саратовский уезд. Саратовский сборник: материалы для изучения Саратовской губернии». Год издания 1881. С «ятями» и «ерями». Я попросил прочитать, а затем и перепечатать.

На основании всех перечисленных выше документов, благодаря встречам с интереснейшими людьми и была воссоздана достаточно реальная историческая картина первой половины жизни нашего села.

* * *

История села Полчаниновка начинается, примерно, с 1779. По книгам генерального межевания тех лет Полчаниновские дачи принадлежали селу Троицкому (Глядковка тоже) и намежены от сёл: Покровского (Сокур) и Никольского-Чардым (Озёрки); владелицей этих земель названа в то время майорша Казаринова Авдотья Фёдоровна.

Около 1802 года Казаринова поставила на правом берегу речки Сокурки постоялые дворы (Здесь проходила большая почтовая московская дорога). Назывались они по планам и картам «Сокурским умётом», позже «Казариновым умётом» (Умётом в старину называли хутора).

В 1806 году жена Фёдора Дмитриевича Казаринова Наталья Михайловна (крестьяне звали её Казарихой), урождённая Шевырёва, выселила из села Полчаниновка Петровского уезда принадлежавшие ей 10 семейств в Казариновский умёт, где стояли постоялые дворы на почтовой дороге; сели выходцы ниже этих дворов (за нынешним кладбищем) по берегу Сокурки, в один порядок, лицом к бараку. Во второй половине 1840-х годов село было перенесено на то место, где оно сидит и теперь по большой дороге, в два порядка, одной прямой и широкой улицей.

Наталья Михайловна, по воспоминаниям старожилов, была барыня «важная», водила хлеб-соль с губернаторами и властями; у неё был сын Сергей Фёдорович и три дочери: одна из них вышла замуж за Протопопова.

Василий Петрович Протопопов, получивший имение за женой, в 1853 году построил каменный дом с мезонином и великолепным подвалом под всем жильём.

Выдержка №3.

А в 1873 году имение купил Александр Николаевич Минх

(Известный учёный, краевед, один из создателей Саратовского краеведческого музея, член Императорского Московского археологического общества при Московском университете, член Императорского Русского географического общества, член Нижегородской, Тамбовской и Владимирской архивных комиссий, Саратовского губернского статистического комитета и корреспондент Министерства земледелия…)

Закладка Минховского парка проходила в период с 1874 по 1880 годы. Большинство посаженных деревьев в этих местах до этого никогда не росли: ель обыкновенная, сосна обыкновенная, кедр сибирский, ель канадская, туя складчатая, тополь серебристый и др. А.Н. Минхом же была заложена и большая берёзовая роща, более ста пятидесяти деревьев. На рисунках Минха, которые имеются у местных жителей, эти деревья чуть более полуметра высотой. Сказать, что Александр Николаевич всё это создавал для себя, радовать свой глаз, будет неправильно. Он создавал всё это для будущих жителей Полчаниновки!

Список использованной литературы и материалов:

И.Б. Миловидова «Ботанический сад Саратовского в истории Саратовского университета»;

Бюллетень Ботанического сада Саратовского государственного университета, выпуск 6, 2007 год;

Бюллетень Ботанического сада Саратовского государственного университета, выпуск 8, 2009 год;

Бюллетень Ботанического сада Саратовского государственного университета, выпуск 9, 2010 год;

Миловидовой И.Б. «Приусадебные парки – памятники природы, истории культуры»;

Миловидова И.Б. альманах «Памятники Отечества. Вся Россия». № 40

Ксерокопия оригинала книги А.Н. Минха «Саратовский уезд. Саратовский сборник: материалы для изучения Саратовской губернии». Год издания 1881.

Лукин С. Чтобы не прервалась связь времен. - Годы и люди. Вып.4. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1989.

Интервью с директором школы с. Полчаниновка

Очерк современного русского литературного языка Шахматов А.А. Учпедгиз. 1941.

http://www.esosedi.ru/loc/rossiya/saratovskaya_oblast/64/index.html#lat=51073213&lng=44829899&z=12&mt=1&v=1 ; http://arkadak.sarmo.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=249&Itemid=232 ; http://lsshbur.narod.ru/6.htm ; http://admgorod.strussa.net/?wiev=145&show , http://www.livelib.ru/book/5-02-026780-5,http://www.livelib.ru/book/5-484-00511-6, http://www.livelib.ru/book/5-8360-0263-0 , http://www.livelib.ru/book/1000275652, http://dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/14088, http://libinfo.org/index/index.php?id=80828, http://tatiskray.narod.ru/4/097.htm, http://enc-dic.com/history/SHahmatovy-47657.html, http://tatiskray.narod.ru/4/097.htm.

Разработка маршрутов - сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Данная процедура длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Если маршрут является заказным (разовым), то процедура его создания упрощается, за исключением мероприятий, обеспечивающих безопасность.

В бывшем СССР в системе профсоюзного туризма существовало около 24 тыс. маршрутов, в том числе около 400 всесоюзных.

При разработке представленных в работе маршрутов я придерживалась следующих этапов:

Исследование туристских ресурсов по предполагаемой трассе маршрута.

Выявление ограничений по потреблению туристских ресурсов.

Маркетинг рынка на туристские услуги по данной трассе маршрута.

Определение типа маршрута.

Построение эскизной модели маршрута.

Построение трассы маршрута.

Составление календарного плана путешествия, графика движения группы.

Привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения.

Разработка схемы безопасности на маршруте.

Разработка паспорта маршрута.

Согласование паспорта с соответствующими службами.

Пробный поход по маршруту.

Внесение изменений в схему маршрута.

Рассмотрение и утверждение маршрута.

Кроме того, при разработке любого маршрута необходимо определиться со следующими вопросами:

1. Выбор маршрута - один из наиболее важных моментов подготовки. Зависит он, как правило, от цели, которую ставит перед собой группа, от круга интересов ее участников. Как бы разнообразны ни были их цели, их можно сгруппировать следующим образом: посещение исторического или природного памятника; отдых на природе; физическая тренировка, связанная с длительными пешими переходами. На практике они, естественно, могут сочетаться.

2. Определение сложности маршрута.

Отдельные части маршрутов проходят по вполне “приличным” дорогам и поэтому не связаны с преодолением естественных препятствий. Они не требуют и картографического материала - вполне достаточными оказываются дорожные указатели и обзорные схемы, расположенные в местах массового отдыха. Во время таких походов не обязательно устраивать длительные привалы, так как время активного передвижения невелико.

Другие маршруты проложены не только по дорогам, но и по лесным тропам и просекам; по берегам рек и озер; по болотам и вырубкам; горам и перевалам. Здесь могут встретиться отдельные естественные препятствия: буреломы, кочки, камни, ручьи, канавы. Требуется карта или туристская схема. Обязательное условие - длительные привалы, ночлег.

А также соблюдать следующие правила:

по сложности и протяженности участок маршрута дневного перехода должен быть по силам всем туристам;

для передвижения между туристскими и объектами использован местный транспорт, а также транспорт принадлежащий турфирме организующей путешествие, значительные часть маршрута преодолеваются пешком и другими способами активного передвижения;

места для длительных привалов и ночлегов по возможности комфортно оборудованы с запасом топлива и продовольствия, а также оснащены связью;

при планировании маршрута учитывается резерв времени на случай непредвиденной задержки в пути.

При разработке маршрута использован самый разнообразный материал: справочники, путеводители и другая краеведческая литература, картографический материал. Обзорные схемы путеводителей - использованы для общей проработки. Для более точного построения маршрутной нитки пользовалась специальными туристскими схемами, атласами автомобильных дорог, картами области. Маршруты согласованы с расписанием движения транспорта, режимами допуска в заповедники и так далее.

Разработка маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта маршрута. Паспорт маршрута используется при формировании туров.

Туристский поход - это путешествие по маршруту, проложенному по пересеченной местности, с использованием активных способов передвижения.

Поход или туристская поездка - туристская услуга (комплекс туристских услуг, туристский продукт), обеспечивающая удовлетворение оздоровительных и познавательных потребностей туристов (если поход многодневный) при организованных активных способах передвижения или перемещения по туристскому маршруту. Походы могут различаться по цели: оздоровительные, приключенческие (экзотические), спортивные (категорийные маршруты), учебно-тренировочные, научно-познавательные и другие. Длительная экскурсия также относится к категории походов. Могут быть пешеходные походы, с использованием средств активного передвижения (велосипедов, мотоциклов, автомобилей, плотов, байдарок и лодок, других средств передвижения, вплоть до воздушных шаров).

Походы подразделяются по видам туризма (пешеходные, лыжные, горные, водные и др.), по протяженности маршрута, по категории сложности, по продолжительности.

Туристская тропа есть предмет и объект туристского интереса. Она всегда является завлекательной и несет определенную познавательную нагрузку. Это особое понятие исходит из двух разновидностей туризма. Первый и самый распространенный - это тропа пешеходная в санаториях, домах отдых, предназначенная для совершения легких прогулок с контролируемой протяженностью, физическими нагрузками. Обычно тропы прокладывают в виде односторонней петли, начинающейся и заканчивающейся в одном и том же месте. Такие тропы являются обычно самопутеводными. На них устанавливаются указатели и информационные плакаты. Особую категорию составляют заповедные тропы, предназначенные для самостоятельных походов посетителей и туристов по принципу увидеть и открыть. Подготовленные тропы либо снабжаются информационными средствами, указателями, плакатами, либо специальными брошюрами с подробным описанием. Имеется специальная методология подготовки туристских троп с учетом безопасности, целевого назначения, устройства смотровых площадок.

Есть тропы, прохождение которых туристскими группами требует сопровождения проводника, знающего маршрут, а прохождение туристами-одиночками не рекомендуется или воспрещается. Особо сложные маршруты оснащаются приютами и домиками для отдыха туристов, часто снабжаются провизией на непредвиденные случаи.

Другой вариант туристской тропы - апробированный маршрут, с одной стороны проходящий через (или в доступной близости для посещения или обзора) наиболее интересные объекты туристского интереса, с другой стороны, отличающийся оптимальными нагрузками и трудностью его преодоления. Многие тропы проложены в незапамятные времена охотниками, первопроходцами, местными жителями. Затем они были освоены вездесущими туристами, которые немедля устроили места для бивуаков в самых красивых и доступных местах. Понятие туристская тропа исходит также к проблемам устройства национальных и иных природных парков. Для туристов прокладываются тропы, с одной стороны, безопасные и наиболее привлекательные, с другой стороны, эти тропы учитывают требования экологии и сохранения природы, по мере возможности нанесения наименьшего ущерба растительному и животному миру. Согласно "Правилам проведения туристских спортивных походов…" спортивные походы проводятся по семи видам туризма, а также по 6 категориям сложности:

3. Горный 2 к.с.

4. Водный 3 к.с.

5. Велосипедный 4 к.с.

6. Автомобильный и мотоциклетный 5 к.с.

7. Спелеологический 6 к.с. - самая сложная

Подробнее остановлюсь на следующих:

Горный - поход в горной местности с преодолением препятствий. В пешеходном походе это переправы, болота, растительность, движение без троп и т.п. В горном походе главное препятствие - перевал. Перевал это самая низшая точка горного хребта, разделяющего две речные долины. Выделяют виды спорта:

Горный туризм, альпинизмом и скалолазание.

Горный туризм - это путешествие из пункта А в пункт Б через перевалы и через горные вершины. Альпинизм - это восхождение налегке на вершину, спуск в лагерь, отдых и на следующую вершину. А между выходами - альплагерь или гостиница с горячей баней (душем), нормальным питанием в столовой,телевизором,танцами… Скалолазание - это лазанье по стене. Горный туризм находится на стыке разных спортивных дисциплин. Причем альпинизм и скалолазание "туризмом" не являются.

По статистике, больше всего туристы ходят в горные и водные походы.

Водный . Это вид туризма сразу разделяется на 3 типа по типам судов. Первый тип - байдарка. Одноместная байдарка называется каяк. Второй тип - надувные суда. К надувным судам относятся всякого рода катамараны, надувные лодки и плоты. Третий тип - парусные суда.

Спелео . Это походы по пещерам. Пещеры бывают горизонтальные, вертикальные, основные препятствия которых колодцы, и комбинированные. В последних встречаются горизонтальные препятствия вместе с колодцами. Самое интересное, что альпинизм и скалолазание "туризмом" не являются, а спелеопоход - является.

Данные виды туризма характеризуются способом передвижения, видом преодолеваемых препятствий, протяженностью, снаряжением, категорией сложности.

Походы разделяются по сложности прохождения маршрута.

В спортивном туризме различают 6 категорий сложности. От первой (самой простой) до шестой (самой трудной). Поход 1 к.с. (обозначается именно так) должен иметь продолжительность не менее 6 дней, 2 к.с. - не менее 8 дней и т.д. Есть требования и по протяженности. Так пешеходный и лыжный маршруты 1 к.с. должны иметь протяженность не меньше 130км, 2 к.с - не меньше 160км. Для горного маршрута цифры такие: 1 к.с. - не меньше 100км,2к.с.-неменьше120км. Помимо продолжительности и протяженности есть еще и требования к препятствиям, встречаемым на маршруте. Самые сложные препятствия встречаются в шестерках, а простые - в единичках. Все что ниже 1 к.с. относится к разряду некатегорийных походов.

В поход определенной сложности можно идти, если есть опыт предыдущей категории сложности данного вида туризма. Так в горную четверку можно идти, если есть опыт горной тройки. Руководить же можно, если уже есть опыт участия в походах этой же категории сложности и руководства походами предыдущей категории сложности данного вида туризма. В пешеходные походы 1 к.с. допускаются люди не моложе 13 лет, в остальные - не моложе 14 лет, во 2 к.с. - не моложе 15 лет. К руководству допускаются лица старше: 1 к.с. - 18, 2 к.с. - 19 лет…

Итак, поход 1 к.с. это, с одной стороны, самый простой спортивный поход, с другой стороны, это спортивное мероприятие. Успешно пройдя его, каждый участник ВЫПОЛНИЛ ТРЕБОВАНИЯ НА ПОЛУЧЕНИЕ 3-го СПОРТИВНОГО РАЗРЯДА ПО ТУРИЗМУ. Для 2-го разряда требуется еще 2 похода: 2 и 3 к.с. Но для 3-го разряда достаточно пройти поход 1 к.с.

Организация походов и путешествий в рамках самодеятельного туризма проводится специально подготовленными, в ряде случаев имеющими лицензию, квалифицированными специалистами, к числу которых относятся:

туристский организатор;

руководитель туристского похода;

инструктор по туризму;

судьи по туризму;

методисты;

работники контрольно-спасательных служб (КСС).

Организация и проведение туристских походов регламентированы «Правилами Проведения туристских спортивных походов», «Инструкциями по организации и проведению туристских походов, экспедиций», «разрядными требованиями по спортивному туризму» и другими рекомендациями туристско-спортивного союза России.

В соответствии с данными требованиями численность группы определяется категорией и сложностью маршрута и требованиями по безопасности. Оптимальной считается группа в количестве 10-12 человек. Участник похода должен хорошо знать правила проведения спортивных и туристских походов, быть достаточно подготовленным и тренированным, дисциплинированным и выполнять указания руководителя.

Руководитель группы - штатный инструктор-проводник туристской фирмы, занимающейся организацией экстремальных походов.

Существует несколько званий инструктора:

инструктор по туризму;

старший инструктор;

инструктор-методист;

инструктор-тренер.

Требования к походам различных категорий сложности определяются в соответствии с таблицей нормативов.

Таблица №1

Минимальный состав группы в походах низшей категории сложности для взрослых - 4 человека. Максимальное число участников похода зависит от его сложности:

прогулки, одно-двухдневные походы, экспедиции, экскурсии - до 30 человек;

походы 1,2,3 степени сложности - до 20 человек;

К руководителю туристской группы предъявляют требования, изложенные в таблице.

таблица №2

Руководитель группы должен иметь достаточный туристский и специальный (по видам туризма) опыт. Для походов 1 категории сложности необходима подготовка в объеме семинара инструкторов экстремального туризма, 2 категории - в объеме средней туристской подготовки.

В числе дополнительных требований к руководителю группы следует отнести:

знание основ психологии, возрастной физиологии;

способность оказать доврачебную медицинскую помощь.

Руководитель группы отвечает за безопасность, здоровье и жизнь ее участников, а

также за проведение похода в соответствии с намеченным маршрутом и планом.

Подготовка похода требует выполнения следующих этапов:

изучение трассы маршрута и ее особенностей;

определение цели, вида и категории (степени) сложности;

определение суммы расходов затрат;

расчет продолжительности похода в днях;

разработка мероприятий по безопасности, заблаговременно поставить в известность контрольно-спасательную службу, в зоне действия которой проходит маршрут, о проведении похода;

комплектация и испытание необходимого снаряжения;

заготовка продуктов питания;

разработка плана графика по срокам и мероприятиям;

подбор состава участников и распределение обязанностей;

оформление туристской документации;

медицинской освидетельствование участников;

практическая и теоретическая подготовка участников к походу;

упаковка снаряжения, оборудования, продуктов и др.

Сложные и опасные участки маршрута следует проходить маленькими группами под контролем руководителя-инструктора. Участки маршрута преодолеваются в определенном порядке с выделением направляющего и замыкающего; инструктор-руководитель группы корректирует их действия.

Группа на маршруте не должна разделяться, если этого не требуют специальные условия безопасности. Особое внимание следует уделять движению во время плохой погоды, недостаточной видимости, сильного ветра и т.д. Руководитель при этом принимает решение о внеплановой остановке.

Место остановки должно выбираться с учетом его безопасности, удобства, близости к источнику воды. Лагерь разбивается по установленным правилам с учетом пожарной и экологической безопасности, если на маршруте нет оборудованных стоянок.

Руководитель группы должен иметь подробную карту маршрута, компас, средства связи, а также регулярно получать от ККС прогноз погоды.

Путешествия с помощью готовых турпакетов - опыт, который может быстро надоесть. После нескольких поездок отели, рестораны и пляжи будут казаться одинаковыми. Гораздо больше впечатлений подарит самостоятельно разработанный туристический маршрут. Тем более именно так вы можете открыть для себя истинную красоту родного края, а также увидеть настоящую жизнь в других интересных местах нашей планеты.

Вам понадобятся:

  • интернет;
  • карты;
  • маршрутная книжка.

Определитесь с направлением маршрута и целями путешествия. Один и тот же путь вы можете преодолеть пешком или различными видами транспорта . Начав продумывать маршрут, принимайте в расчет свои финансовые и временные ресурсы, а также впечатления, которые хотели бы получить в итоге.

Начните с определения места старта и финальной точки. Далее наметьте основные географические точки, которые хотели бы захватить. Если собираетесь путешествовать на автомобиле или пешком, воспользуйтесь подробной картой, с помощью которой вы можете выбрать оптимальный путь.

Обратитесь к интернету для поиска полезной информации

Самые интересные маршруты наверняка уже подробно описаны туристическими компаниями или пройдены другими туристами. Прочитайте их впечатления на специализированных форумах, задайте вопросы о трудностях и негативных моментах. Так вы сможете скорректировать этапы предстоящего пути, а также немного видоизменить его географию.

Целесообразно выложить разработанный маршрут на форумах самостоятельных путешественников, и тогда бывалые туристы прокомментируют его и дадут полезные советы.

Постарайтесь найти оптимальное ценовое предложение по гостевым домам или базам отдыха , отелям, перелетам, кафе, ресторанам. Заходите на их сайты и бронируйте напрямую. За счет этого можно значительно сэкономить, если разрабатывать маршрут самостоятельно.

Соберите из разных источников и подготовьте для себя информацию о всех достопримечательностях и интересных местах района, в который собирайтесь поехать. Найдите статьи об истории и культуре коренных народностей, легенды и мифы тех мест, которые планируете посетить. Уточните особенности национальной кухни . Можно подготовить печатный материал, сделав свой собственный «путеводитель» по выбранному маршруту.

Все это добавит массу незабываемых ощущений и впечатлений вашему отдыху, да и сам процесс подготовки к путешествию уже будет захватывающим.

Не забудьте получить разрешительные документы , если в своем путешествии хотите посетить приграничные районы.

Если вы увлекаетесь активным туризмом и планируете путешествие по родному краю, целесообразно согласовать ваш поход в маршрутно-квалификационной комиссии (МКК), МЧС. Такая процедура обязательна, если вы собираетесь в экстремальную или очень сложную поездку. Предоставьте в МКК картографический материал, маршрутную книжку, а также подтверждения того, что в вашей группе есть опытные туристы.

Данная организация оценит ваши силы, поможет с планированием, предупредит об опасных местах, заповедных зонах, технике безопасности. Главное преимущество подобного шага состоит в том, что представители МКК будут контролировать ваше прохождение маршрута. При любом несчастном случае они направят на поиски или помощь вашей команде сотрудников МЧС.

Разработка туристского маршрута

Качество туристского путешествия зависит от множества факторов, и одним из существенных является логичность маршрута. Этот географический фактор влияет на популярность, полезность, эффективность и безопасность туристского путешествия. Практика туризма показывает, что существуют маршруты логичные и нелогичные, и вторых гораздо больше. Для составления логичных маршрутов требуется не только максимум региональной информации, но и опыт, талант и вдохновение разработчика. Рассмотрим элементы логики маршрутов на примере эталонных (классифицированных) путешествий в спортивном туризме, принимая во внимание то, что ни логика составления маршрута, ни сами эталонные маршруты не получили должного анализа в научной литературе.

Понятие «эталонный туристский маршрут» появилось в пределах спортивного туризма в Советском Союзе в 60-70-х гг. ХХ в. и способствовало развитию отечественного туризма. Разработка и утверждение эталонных маршрутов в сочетании со строгой системой оценки категорийности путешествий стали основой самоорганизации спортивного туризма и фактором его высокого уровня безопасности.

Будучи в основном самодеятельным, спортивный туризм в СССР отличался популярностью и массовостью, что явилось следствием, в частности, его самоорганизующегося характера. Были найдены оптимальные формы, позволившие этой деятельности быстро и устойчиво развиваться. Эти организационные находки появились благодаря коллективному опыту и большой практике туристских путешествий. Такой методической находкой являлись эталонные (классифицированные) маршруты. Уже в те годы ощущалась необходимость теоретического обоснования этого понятия, разработки методических принципов построения маршрутов, оценки оптимальности системы эталонных маршрутов в различных регионах. Тем не менее, научные подходы к этим вопросам до сих пор не разработаны. Учитывая полезность эталонных маршрутов для развития советского спортивного туризма, можно предположить их целесообразность в нынешнее время, когда резко меняются цели туризма, его система организации, географические направления туристских потоков.

Эталонный маршрут является формой качественной оценки сложности туристского путешествия. В спортивном туризме применяются многочисленные критерии определения степени трудности преодоления естественных препятствий, в том числе и количественные. С помощью количественных критериев формируется оценка сложности пещер, горных перевалов или путей восхождений на вершины. При этом даже на этапе оценки сложности преодоления отдельных объектов (горных перевалов, речных порогов) интегральным показателем является балльный показатель категорий трудности препятствия (1А, 1Б, 2А, 2Б и т.д.), т.е. не только количественный критерий, но еще и качественный. Если же необходимо решить задачу оценки сложности не отдельного препятствия, а всего туристского маршрута, то без качественной формы оценки не обойтись. Такой качественной оценкой фактически выступает метод соотнесения данного маршрута с Эталонный маршрут - предпосылка безопасности туристского путешествия. Спортивный туризм для обеспечения безопасности путешествий использует принцип постепенного нарастания сложности в процессе приобретения человеком туристского опыта. Для этого туристские маршруты оцениваются категориями сложности по видам спортивного туризма, а каждая категория предполагает определенный набор туристских препятствий. Тем не менее, по каждому туристскому району СНГ для разных категорий сложности разработаны эталонные маршруты, которые рекомендуются для путешествий и с которыми соотносятся иные маршруты для оценки сложности последних. В связи с этим эталонный маршрут участвует в формировании системы безопасности в туризме.

Эталонные маршруты являлись основой построения системы спортивного туризма в СССР, а сейчас выполняют эту роль в России. Кроме того, использование метода эталонных маршрутов помогает в формировании системы координации деятельности общественных туристских организаций. Такие маршруты представляют основу регулирования самодеятельного туризма и информирования его участников.

Эталонные маршруты концентрируют многолетний коллективный опыт и талант путешественников. Разработкой, прохождением эталонных и других маршрутов, определением категории трудности и классифицированием горных перевалов в районах России и республик СНГ начиная с тридцатых годов прошлого столетия и по настоящее время занимались многие известные спортивные туристы, в том числе и профессиональные географы. Невозможно упомянуть всех, кто причастен к этой огромной работе. Большой вклад в изучение туристских возможностей Кавказа внесли В.В. Арсенин, К.Э. Ахмедханов, Б.М. Бероев, Н.Д. Бондарев, Ю.В. Гранильщиков, Е.П. Титкова, Н.Р. Элбакян; Памиро-Алая - А.Л. Гарцевич, Л.А. Максимов; Памира - С.И. Алимов, В.М. Абалаков, Н.Н. Волков, Н.П. Горбунов, И.Г. Дорофеев, Д.М. Затуловский, В.Ю. Попчиковский; Тянь-Шаня - С.Я. Волков, Б.Г. Карпов, Н.В. Малых; Джунгарского Алатау - В.Н. Вуколов, В.С. Тихонов; Алтая - М.В. Тронов, С.Р. Громов, В.А. Поляков, А.Ф. Харченко; Тывы - Ю.П. Селиверстов; Забайкалья - В.С. Преображенский, Ю.А. Штюрмер, Урала - А.О. Кеммерих, С.А, Торопов, Р.Б. Рубель.

Одним из центральных понятий в туризме является понятие «маршрут». Категория «маршрут» обладает и общеупотребительным, и географическим, и туристским смыслом. В общепринятом значении маршрут - это путь с заранее заданной траекторией. Отметим, что эта категория имеет пространственный, а не временной оттенок. В этой связи понятие маршрута часто имеет географическое или даже астрономическое содержание, если его траектория выходит за пределы географической оболочки.

Маршрут - одно из сущностных понятий в сфере туризма, поскольку туризм по своей сути - это маршрут. От других видов деятельности туризм отличается именно маршрутным характером, который выражает его отраслевую технологию и образ деятельности. Рассмотрим топологические особенности туристского маршрута.

Туристские маршруты отличаются по конфигурации, т.е. форме «нитки», линии пути. Можно выделить четыре основных типа маршрутов. Три первые из них - элементарные, четвертый - составной.

Линейный маршрут - это маршрут, который начинается в одном пункте и заканчивается в другом. Туристы при этом на протяжении всего маршрута не повторят пройденный путь.

Кольцевой маршрут - маршрут, имеющий кольцевую форму, который начинается и заканчивается в одной точке. При этом туристы так же, как и в первом случае, постоянно следуют новым для себя путем.

Радиальный маршрут - это маршрут «туда и обратно». Он начинается и заканчивается в одной и той же точке. Туристы возвращаются к пункту начала маршрута тем же путем, что и двигались вперед.

Комбинированный маршрут как модель туристского путешествия употребляется чаще всего. Обычно основная линия такого маршрута линейная, иногда кольцевая, а от главной линии маршрута в стороны организуются радиальные выходы, которые могут быть двух видов: кольцевые и линейные. Радиальные выходы организуются с целью посещения каких-либо интересных туристских объектов или препятствий, которые находятся в стороне от линии основного маршрута.

Туристский маршрут является понятием социально-экономической географии, поскольку в составе и в организации туристского маршрута соединяются следующие разнохарактерные компоненты системы:группылюдей, туристские препятствия, экскурсионные объекты, транспортные пути и средства, объекты туристской инфраструктуры и многое другое. Понятие «туристский маршрут» тесно связано с такими понятиями отечественной и зарубежной географии, как «территориальная рекреационная система», «дестинация» и «туристский район».

Эталонные (классифицированные) маршруты были приняты туристскими общественными и спортивными организациями в Советском Союзе, а сейчас применяются по районам СНГ и разным видам туризма. Их можно проанализировать на предмет логичности маршрута. Далеко не все предлагаемые маршруты логичны. Маршрут, принципы составления которого невыразительны, является слабо популярным или вообще невостребованным.

Примером непопулярного эталонного маршрута может являться рекомендовавшийся во многих официальных справочниках пешеходный (лыжный) маршрут III категории сложности (далее - к.с.) на Северном Урале (пос. Кытлым - г. Конжаковский Камень - г. Денежкин Камань -с. Всеволодо-Благодатское). При внешней привлекательности (соединение в одном путешествии двух интересных отдельных горных массивов) маршрут оказался «неблагодарным» в связи с большим расстоянием между двумя горными областями, которое следует преодолеть по закрытым пространствам буреломной увалистой тайги. При составлении маршрута победил формальный подход (необходимое количество естественных препятствий и километров). Здесь не просматривается идея, тактическое решение и логика. Примером логичного и популярного эталонного маршрута можно считать пешеходный маршрут III к.с. по Восточному Саяну (пос. Аршан - перевал Аршанский - р. Китой - р. Шумак - пер. Шумакский - пос. Нилова Пустынь).

Именно логика маршрута является наиболее сложной задачей его организации, где требуются широкие географические и туристско-тактические знания и способности к творчеству. Все наиболее известные географические экспедиции и путешествия, удачные туристские походы и мероприятия отличались «маршрутной идеей», ясной логикой проекта маршрута.

Отметим, что логические аспекты разработки маршрутов, стратегия и тактика его составления исключительно редко рассматриваются в научной, да и в прикладной литературе. Тем не менее, есть публикации, авторы которых очень тонко чувствуют эти аспекты. Примером такой оригинальной работы по составлению и организации туристского маршрута является статья Б. Б. Родомана «Искусство путешествий».

Спортивный туристский маршрут его конфигурация выстраивается первоначально мысленно, сообразно главной идее, т.е. должен обладать логикой построения, которая определяет его маршрутную линию, особенности организации и проведения путешествия. В составлении маршрута путешествия может быть заложена различная логика. Ниже последовательно приведены возможные подходы к логике построения маршрута.

Логика пересечения (рис. 5) подходит, например, для отдаленных и труднодоступных географических районов, где внутри района нет транспортных путей. Для того чтобы подробно изучить этот район, его нужно пересечь насквозь, потому что пути подъезда имеются только с одной его стороны, а пути выезда есть только с другой стороны. При этом иногда приходится пересекать не только туристский район (район концентрации наиболее интересных туристских объектов), но и географический район, который обычно намного больше. Например, пересечение Памира, Тибета или какого-либо значительного острова, где транспортные пути, как правило, имеются только по окраинам или берегам острова. В таких местах можно, конечно, осуществлять и более короткие радиальные выходы - от подъездных путей в глубь района, но полного знакомства с этим районом такие маршруты не дадут.

Логика нанизывания (соединения, траверса) свойственна не самым протяженным маршрутам, обычно в пределах одного туристского района, где одним линейным маршрутом можно соединить несколько объектов туристского интереса. Логика нанизывания не подразумевает обязательно, что нитка основного маршрута пройдет именно траверсом через интересующие туристов вершины - достаточно, что она подойдет к ним максимально близко, откуда уже можно будет совершить короткий радиальный выход. Логика нанизывания позволяет посмотреть наиболее интересные туристские объекты в данном районе, при этом маршрут по конфигурации может быть кольцевым или линейным, имеющим очень извилистую линию.

Логика посещения (восхождения) подразумевает наличие одного (нескольких рядом расположенных) крупного и наиболее интересного туристского объекта, пещеры или горной вершины, ради которых и осуществляют туристы свое путешествие. Конфигурация таких маршрутов будет, как правило, радиальной, а логика такого маршрута состоит в подходе к объекту интереса и возвращению к путям подъезда. Характерным примером такого маршрута будет путешествие на плато Мань-Пупу-Нер на Северном Урале, куда можно добраться только с одной стороны. Соответственно и конфигурация маршрута будет радиальной, а цель - именно посещение уникального ландшафта Мань-Пупу-Нера.

Логика прохождения (преодоления) (рис.8.). Маршруты с такой целью чаще встречаются в таких техничных видах туризма, как горный и водный. Здесь смысл маршрута заключается в преодолении каких-либо конкретных сложных естественных препятствий (горных перевалов или речных порогов), и данный маршрут строится таким образом, чтобы пройти именно через них, заключается в подходе к ним, преодолении препятствия и далее выходе с маршрута.

Логика «великой тропы» путешественников пройти полностью протяженных, линейно вытянутых природных зон, побережий.

Известны примеры организации такой тропы в разных странах (Большая Аппалачская тропа, Большая Уральская тропа, Большая Саянская тропа). При этом сама вытянутая форма географического района задает направление маршрута и стимулирует желание человека если не ногами, то с использованием какого-то транспорта или хотя бы мысленно пройти его вдоль. Примеров таким образом построенных маршрутов достаточно. Было много путешественников, которые прошли полностью вдоль всех Уральских гор, от степных Мугоджар до побережья Северного Ледовитого океана. Одним из наиболее массовых известных путешествий была экспедиция «Большой Урал, 91» под руководством Н. Рундквиста (Екатеринбург). Подобной логикой - «великой тропы» руководствовался известный российский путешественник Г. Травин: он собирался полностью пройти вдоль границы Советского Союза. Начал он свою экспедицию в 1929 г. В течение нескольких лет путешествовал на велосипеде вдоль границы СССР, включая и арктическое побережье.

В 80-е гг. прошлого века была проведена российская экспедиция «Великой Северной тропой» на собачьих упряжках, которая проходила по побережью Северного Ледовитого океана от Чукотки до Мурманска под руководством С. Соловьева (Екатеринбург).

Логика направления. Это может быть направление на сторону горизонта. Путешественники, например, ставят цель двигаться на восток или преимущественно на восток.

Данная логика присутствует обычно в довольно крупных путешествиях. Например, стремление путешественников прошлых столетий достичь максимально высокой широты в Северном или Южном полушарии при движении строго на север или на юг. Сюда также относится

и стремление достичь Северного или Южного полюса Земли. В современных менее крупных спортивных путешествиях тоже иногда присутствует логика направления. Например, при путешествиях в труднодоступных районах, подъезды и подходы к которым возможны только с одной стороны. Так, при путешествии по плато Путорана туристы стремятся максимально далеко продвинуться на восток, потому что подъезды к данной территории возможны только с запада, в связи с чем восточные части плато менее исследованы, а значит, и более интересны. Часто такую же цель - как можно дальше уйти на север - преследуют и туристы, путешествующие по Заполярному Уралу, подходы к которому наиболее удобны с юга, от железной дороги Сейда -Лабытнанги.

Логика исторического пути. Такие типы маршрутов в последнее время встречается довольно часто.

Многие туристские группы планируют свои путешествия не столько со спортивной целью, сколько с познавательной. При этом возможны крупные экспедиции, например движение по Великому Шелковому пути или плавание путем Христофора Колумба или Магеллана. Возможны и менее грандиозные - путем Ермака или маршрутом «Из варяг в греки». Возможны совсем небольшие - пройти пешком тропой инков или проехать на велосипеде по заброшенной Бабиновской дороге в Пермском крае и Свердловской области от Соликамска до Верхотурья. Причем в этом случае туристам важнее максимально точно повторить линию старинного тракта, маршрута путешественников древности, а не найти сложный или более простой путь, осуществить маршрут по наиболее красивым местам.

Логика исследования (экспедиции). Полевое исследование (экспедиция) отличается от туристского путешествия целями и логикой построения маршрута.

Логика обучения (альплагеря). Это маршрут от одного базового лагеря к различным объектам, например на горные вершины, при котором происходит нарастание сложности радиальных маршрутов. Часто такая логика используется именно с целью обучения горным путешествиям под руководством инструктора посредством тренировок в преодолении переправ через реки, скальных, ледовых участков, а затем и сложных восхождений на вершины.

Наиболее совершенным вариантом нитки маршрута является тот, который спланирован на основе нескольких факторов, где прослеживается логика построения маршрута с позиции многих аспектов. Именно таким образом желательно формировать систему эталонных маршрутов в туристских районах.

Современное расширение активных форм и видов туризма приводит к похожему использованию территории, помимо спортивного туризма, такими новыми смежными видами деятельности, как активный (приключенческий) туризм, экстремальный туризм, экологический туризм и др. В этой связи появляется необходимость разработки научных географических основ применения эталонного подхода в туризме. Возможности применения такого подхода к маршрутам за пределами спортивного туризма возрастают. Появляются новые задачи маршрутного эталонирования в туризме, продиктованные необходимостью обеспечения полноценного отдыха и оздоровления людей, удовлетворения их потребности в познании территорий при соблюдении условий безопасности.

Одной из задач является разработка абстрактной модели эталонного маршрута. Показанная модель может подходить практически для любого туристского района, особенно для таких видов туризма, как пешеходный, горный и лыжный.

При яркой индивидуальности каждого туристского маршрута можно выделить их типичные свойства и составить их общую конфигурационную модель. Туристский маршрут, как правило, начинается от какого-либо транспортного узла, куда добираются дально-магистральными средствами транспорта - поездами или самолетами. Этот транспортный узел (пункт подъезда) находится обычно в пределах географического района, в котором будет проходить путешествие. Из транспортного узла туристы обычно автотранспортом доезжают до пункта входа в район, который расположен уже в пределах непосредственно туристского района. Здесь начинается активная часть маршрута.

Подход к основной части путешествия происходит обычно по дорогам или тропам. На маршруте препятствия, которые выбраны для преодоления, всегда начинаются (по крайней мере, так рекомендуется) с более простых, которые располагаются на подходах к основной части маршрута, где сконцентрированы объекты туристского интереса.

Как правило, простые препятствия в горном путешествии - это несложные перевалы, переправы, каньоны, вершины или траверсы. После нескольких более менее простых препятствий, когда туристы уже втягиваются в походный ритм и у них происходит некоторая акклиматизация к высокогорным условиям среды (или другим, отличающимся от привычных), они входят в район концентрации туристских объектов, ради которых обычно и осуществляется путешествие в данном туристском районе.

Посещение такого наиболее интересного для туристов места может быть осуществлено как в линейном непрерывном маршруте, так и при совершении кольцевых радиальных выходов. Здесь встречаются уже более сложные препятствия, - может быть, даже максимально сложные в техническом и физическом плане. Осуществить знакомство с ареалом концентрации туристских объектов лучше ближе ко второй половине путешествия, когда туристы уже достаточно акклиматизировались, вошли в свою максимальную физическую и техническую форму.

В середине маршрута довольно часто есть точка, где пересекаются маршруты многих туристских групп, путешествующих в данном туристском районе. Обычно это красивое место с хорошим обзором, с условиями, удобными для стоянки большого количества туристов, где могут формироваться элементы туристской инфраструктуры (базы, избы, вертолетные площадки). В таких местах туристские группы часто оставляют запасы продуктов и часть снаряжения и отсюда совершают кольцевые и линейные радиальные выходы.

Ближе к концу путешествия, когда группа уже хорошо акклиматизировалась и еще достаточно физических и моральных сил, туристы совершают линейный радиальный выход для преодоления какого-либо основного (ключевого) препятствия, обычно более сложного по физическим показателям. После этого они, как правило, проходят еще одно сложное препятствие (но уже не максимальной сложности для данного маршрута), которое отделяет туристов от уже довольно простых путей выхода из туристского района.

После этого последнего сложного препятствия начинается не сложный ни в физическом, ни в техническом плане выход из туристского района - обычно по тропам и дорогам, который завершается или в каком-либо населенном пункте, или в месте, куда подходит дорога, пригодная для проезда автотранспорта. Отсюда туристы выезжают из данного туристского района на рейсовом или на нанятом автотранспорте к транспортному узлу (пункту выезда), который расположен уже за пределами туристского района, но обычно находится еще в пределах данного географического района. Затем туристы дально-магистральными средствами транспорта (поездами или самолетами) возвращаются домой.

Примеров соответствия такой абстрактной модели спортивного туристского маршрута можно привести множество практически по всем туристским районам. Мы проиллюстрируем данную модель маршрутом спортивного путешествия по Катунскому хребту на Алтае.

Географическим районом данного маршрута является Алтай, пунктом подъезда, транспортным узлом, куда добираются дально-магистральными средствами транспорта, выступает город Бийск. Из него туристы уже добираются рейсовым или нанятым автотранспортом до туристского района - Катунского хребта.

Пунктом входа непосредственно на активную часть маршрута, до которого можно добраться на автотранспорте, является поселок Тюнгур. Дальше по дороге и тропе идет подход к основной части маршрута, где сконцентрированы объекты туристского интереса, через несложные перевалы (Казуяк - некатегорийный перевал, Кара-Тюрек - перевал 1А категории трудности). Основная часть путешествия по Катунскому хребту может осуществляться в разных его частях в зависимости от того, какие из них более интересны конкретной группе туристов.

Это могут быть прохождения перевалов в бассейне реки Аккем или в бассейне реки Кучерла -в кольцевом радиальном выходе; а могут и в районе истока реки Катунь (но тогда в этом случае это уже будет непрерывный линейный маршрут). Место пересечения маршрутов многих туристских групп - это или озеро Аккемское, или озеро Кучерлинское, или ледник Братьев Троновых, откуда обычно совершаются восхождения на гору Белуха.

После путешествия по ареалу концентрации объектов туристского интереса туристы иногда совершают радиальный выход для восхождения на гору Белуху - высшую вершину Алтая. Далее маршрут проходит через сложный перевал (чаще всего это перевал Делоне - 2А-2Б категории трудности, или перевал Буревестник - 2А категории трудности) и начинается выход к долине реки Катунь по одному из ее правых притоков, по тропам.

Пунктом выхода является один из поселков на Катуни, чаще всего поселок Тюнгур, который являлся и пунктом входа. Далее туристы выезжают автотранспортом к транспортному узлу -Бийску.

Авторы считают, что представленная абстрактная модель активного туристского маршрута является не надуманной, а выражает сложившийся в многолетней практике подход к осуществлению спортивных путешествий. Модель представляется оптимальной - она опробована многими поколениями туристов по разным видам туризма и в различных районах.

Эталонные туристские маршруты фактически являются районо-образующими потоками и в этой связи могут служить критериями туристского районирования территории. Сеть маршрутов, ее иерархия может лежать в основе туристской топологии региона и формировать мозаику туристских районов.

Эталонные туристские маршруты выполняют связующие, организующие роли в территориальных рекреационных системах, учение о которых разрабатывалось выдающимися географами, являющимися также специалистами и в спортивном туризме, и является наиболее научно оформленным и состоявшимся . Такие маршруты фиксируют и увязывают основные структурные элементы территориальных рекреационных систем, особенно в периферийных и горных областях.

Использование понятия «эталонный туристский маршрут» невозможно без изучения многих социально-экономических вопросов, например вопросов нынешней инфраструктурной обеспеченности эталонных маршрутов, соответствия свободного времени и доходов современного человека его «маршрутным» потребностям и возможностям, соответствия конкретных траекторий пространственно-временного поведения людей линиям эталонных маршрутов и т.д.

В заключение отметим, что отечественный туризм имеет особенную историю, традиции и специфику, опираться на которые целесообразно при современном планировании и управлении туристскими процессами в регионах. Самодеятельный туризм являлся в СССР особенно удачной формой туризма, обеспечивая возможности занятия этой деятельностью большой доли населения.