Сценарий мероприятия посвящённое озеру Байкал. Внеклассное мероприятие "путешествие вокруг байкала" Массовый танец «Опаньки»

Все знают про озеро Байкал. И именно этому озеру и посвящен наш сценарий для детей подготовительной группы и их родителей. Интересный сценарий с заданиями про озеро Байкал и про природу. При помощи данного сценария вы сможете провести занятия для детей по теме Байкал.

Программное содержание:
Обобщить, систематизировать знания детей о Байкале.
Развивать познавательный интерес, чувство восхищения, любви к озеру.
Воспитывать бережное отношение к флоре и фауне озера Байкал; любовь к родному краю, учить ценить её красоту.

Материал: Иллюстрации и фотографии о Байкале (растительный и животный мир озера Байкал); видеосюжет о Байкале; музыкальное сопровождение; кувшин с байкальской водой.

Предварительная работа: Просмотр видеокассеты «Байкал»; знакомство с легендами Байкала; заучивание с детьми стихотворений о Байкале, разучивание игр, изготовление поделок из природного материала.

Действующие лица:
Ведущий, Байкал, Ангара (взрослые), дети

Ход развлечения

Воспитатель: Суров и величав Байкал. Много хранит он тайн и загадок. Не каждому их открывает. Нужно быть хорошо знакомым с ним, иметь светлую голову и чистое сердце, чтобы он открыл свои секреты. А ещё это озеро для нас, сибиряков, самое родное и самое красивое.
Ангара-река – воды чистые,
острова по ней все лесистые,
Острова по ней все в смородине,
нет прекраснее моей Родины.
Над тобой горят зори алые,
Ангара-река – дочь Байкалова!

Звучит музыка. Входит Ангара. Идёт по залу, показывает себя, свою красоту.

Ангара: Я – царица сверкающих вод,
Я - красавица дикого края;
Мчатся воды мои всё вперед,
Быстро к северу, гордо сияя.
Меж холмов и утёсистых скал,
То, блистая, то грозно темнея,
Мчусь оттуда, где бьется Байкал,
До широкой волны Енисея.

Байкал: Я седой старик Байкал,
Я вас сразу увидал,
Если вы с добром пришли,
Здесь себе друзей нашли.
Если хотите водицу обидеть,
То красоты вам её не увидеть.
С чем пожаловали к нам?

Дети: С добром! С добром!

Ребёнок: Мы много слышали о Байкале, как о богатом озере, озере жемчужине. Мы многое узнали о тебе, Байкал.
Байкал: Я тоже многое о Вас знаю. И сегодня с моей дочерью Ангарой, мы пригласили Вас вместе с родителями на КВН.
Ангара: Много интересных и трудных заданий мы для Вас придумали. Если Вы их все выполните, то докажите, что Вы настоящие Сибиряки.
Байкал: И так в путь!

Дети вместе с родителями с помощью жеребьевки делятся на две команды.
Воспитатель предлагает Ангаре и Байкалу выступить в роли жюри. Далее КВН ведет сам воспитатель.

1-е задание.
Воспитатель: «Найди озеро Байкал среди других озер по контуру» (предлагается несколько контуров) и засели «этажи озера». Ребята, Вы, наверное, помните, что у озера есть «этажи», на которых располагаются растения и животные. Сейчас Вам нужно правильно заселить этажи животными.
2-е задание.
Воспитатель: Было у Байкала пятеро помощников, ветров – богатырей, каждый выполнял свою работу. Ветры разных направлений на Байкале имеют собственные названия.
Внезапный штормовой ветер, самый свирепый и опасный (Сарма);
Продольные ветры (Култук, Верховик – средняя и южная часть озера)
Ветер, воспетый в народной песне (Баргузин)
Ветер дующий поперек Байкала (Шелонник, юго - восточный)
3-е задание.
Воспитатель: Богат и разнообразен животный мир Байкала. В ребусах зашифрованы подводные обитатели озера. А кто здесь лишний? Отгадай! (Эпишура, муравей, ручейники, широколобка, моллюски, бокоплав, нерпа).
Чтобы наши гости не скучали, Байкал и Ангара приготовили и для Вас ребусы.
Байкал: Ребята! Я дарю вам байкальский камешек! Давайте с ним поиграем в игру. Мы будем передавать его по кругу, и называть любое слово о Байкале.
Проводится игра «Цепочка слов» (с камешком).
Дети, стоя по кругу, передают камешек из рук в руки и называют слово, которое относится к Байкалу - омуль, кедр, сосна, голомянка, тайга, нерпа, Ангара, таймень, багульник и т.д.
4-е задание. Эндемики Байкала.
На нашей планете есть животные и растения, которые встречаются только в определенном районе. Называются они … (могут сказать дети). На Байкале тоже есть эндемики.
Каждой команде раздается карточка (нерпа, голомянка). Составить рассказ-загадку об эндемике, для другой команды.
5- задание.
Воспитатель: Ребята, вы настоящие сибиряки, знаете свой край. Ответьте на вопросы мини – викторины.
Какое из озер является двойником Байкала? (По происхождению и размерам котловины можно считать озеро Танганьику в Восточной Африке. В отличие от Байкальской, вода этого озера содержит много солей магния).
Как называется река, которая вытекает из Байкала? (Ангара).
Чем кедр отличается от кедрового стланика? Кедр – это дерево, а кедровый стланик – кустарник. Кедр растёт в основном в лесу, а кедровый стланик – в высокогорьях; шишки кедра крупнее, чем у кедрового стланика.
Какие съедобные ягоды растут на Байкале? Брусника, черника, голубика, малина, земляника, морошка, жимолость, клюква, костяника.
Назовите главных загрязнителей озера Байкал? Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, Селенгинский целлюлозно-бумажный комбинат, р. Селенга.
Какие ядовитые грибы вы знаете? Мухомор, бледная поганка, ложный опёнок.
Какая река является самым большим притоком озера? Селенга.
Какие самые древние организмы обитают в озере? Губки.

А сейчас музыкальная пауза.

Частушки
1.В Баклашах мы живём (Все)
Сушки, пряники жуём.
И частушки о Байкале
Мы сейчас Вам пропоём.
2. На Байкале мы живём (Дима Ч.)
Дружно песенки поём.
С нами вы в кружок вставайте
И частушки запевайте.
3. Я в Сибири родилась, (Ксюша К.)
Рядышком с Байкалом.
С детства нас волна качала
Силу воли закаляла.
4. Звали в гости за Байкал, (Ксюша П.)
Зря я не поехала!
Теперь была бы дальняя
Невеста забайкальная.
5. Я пойду да погуляю (Аня Ч.)
По зелёной травке.
Заиграли гармонисты,
Я пошла вприсядку.
6. За Байкалом две дороги (Валя П.)
Одну надо поломать,
Чтобы наших кавалеров
Не возили воевать!
7. Мы купаемся в Байкале. (Ваня П.)
Здесь святую воду пьём.
Будем мы всегда здоровы –
Людям радость принесём.

6- задание.
Есть на Байкале не менее прекрасные и удивительные растения. Нигде на Земле нет таких прекрасных птиц и животных, как на Байкале. Птицы удивляют нас своим пением, звери величавостью сейчас вспомним о них.
Кроссворды «Звери» - «Растения» командам.
Кроссворд «Птицы» - для гостей.
7-е задание. Плакат в защиту Байкала.
Человечество трудно усваивает уроки и признаёт свои ошибки. Права пословица
«Что имеем, не храним, а потерявши – плачем».
Я предлагаю с помощью бросового материала сделать плакат в защиту Байкала и творчески представить его.
Пока ребята с родителями готовят плакаты в защиту Байкала, я предлагаю нашим гостям небольшую разминку.

Задание для гостей:
Какое растение тайги можно назвать розой? Шиповник. Это родоначальник всех культурных сортов роз.
Сколько месяцев в году спит сурок? 8
Как муравьи обмениваются информацией друг с другом? Муравьи общаются путем прикосновения друг к другу разными частями тела – усиками, головой, ногами. Кроме того, иногда они используют химические сигналы.
Летом, в самую жару, сусликов почти не видно в тех местах, где они обычно обитают. Почему? В жару на этих грызунов нападает тепловое оцепенение. Это тоже Своего рода спячка только летняя. Они дремлют в своих норах, ожидая, когда жара пойдет на убыль.
Для чего рябчики принимают «муравьиные» ванны? Муравьиная кислота помогает птице бороться с перьевыми клещами.
Ангара: А сейчас ребята расскажут стихи о Байкале.

1 ребёнок: Алеша К.
А что это такое, такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?
2 ребёнок: Валя П.
А что это такое, такое золотое,
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?
3 ребёнок: Ваня П.
А что это такое, все время в непокое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо,
А это и не солнце, а озеро Байкал!
Воспитатель: Ну что, батюшка Байкал! Все мы твои задания выполнили, доказали ребята, что они настоящие сибиряки!
Байкал: Да, порадовали Вы меня своими знаниями, я вижу, что вы любите и знаете свой родной край.
Воспитатель: Ребята для тебя приготовили подарки. Ты наши подарки принимай, и нас не забывай!

Дети дарят свои подарки Байкалу. (Поделки из природного материала, разукрашенные камешки, красиво украшенный мешок для сбора мусора – чтобы Байкал всегда был чистый)

Ангара: А ты, батюшка, ничего не забыл? Как же ты таких ребят хороших домой отпустишь без подарков?
Байкал: Ах, да, совсем запамятовал! А на прощанье я дарю всем ребятам свою чистую байкальскую воду. Пейте её, она очень вкусная и полезная.

Ангара выносит прозрачный кувшин с чистой байкальской водой. Байкал и Ангара угощают детей водой. Дети пробуют байкальскую воду, благодарят.

Байкал: А теперь пора прощаться.
В свои воды возвращаться,
Вы же планету свою любите!
И добро лишь на ней творите!

Звучит песня «Славное море – священный Байкал»
Байкал и Ангара прощаются и уходят.

Байкал — это уникальное озеро, одно из неповторимых чудес планеты, поистине природная святыня не только россиян, но и всего человечества.Оно знаменито своей геологической древностью и оригинальными формами животного и растительного мира, происхождение которых до конца ещё не разгадано. Огромные размеры и глубина этого озера, удивительно чистая и прозрачная вода, соперничающая по своему цвету то с лучшими кристаллами аквамарина, то с изумрудом, то с небесной лазурью, сказочно - красивые берега производят неизгладимое впечатление на каждого, кто хотя бы раз побывал в этих чудных местах. Озеро Байкал расположено в России, на территории Иркутской области и Бурятской Республики. Байкал - слово тюркское и происходит оно от «Бай куль», что означает «богатое озеро». А буряты называют Байкал - «Байгал-далай», что означает «Байкал-море».

Ученые до сих пор спорят о происхождении Байкала.С одной стороны, считается, что ему 25-35 млн. лет, с другой - озёра столько не живут из-за их заиления. В последние годы большое внимание всего нашего народа привлекают проблемы использования богатств и охраны природы озера Байкал. Интерес к уникальному во многих отношениях сибирскому озеру возрастает год от года.

В городской библиотеке № 2 прошло мероприятие в форме экологического вестника «Грозы и грёзы Байкала», посвящённое уникальности природы Байкала, его неповторимой флоре и фауне, а также существующим серьёзным экологическим проблемам, которые наносят огромный вред удивительному озеру и медленно его уничтожают. Мероприятие посетили молодые люди из «Центра молодёжных проектов». Ребята с интересом послушали историю названия озера, вспомнили, что оно является объектом Всемирного природного наследия и имеет статус озера-заповедника, познакомились с геологией и геоморфологией озера, (кстати, ученые до сих пор не пришли к общему единому мнению о происхождении котловины озера Байкал: одни считают, что это тектонический разлом, другие - что впадина озера - результат медленного прогибания земной коры), с его климатом, богатым и разнообразным, во многом эндемичным животным и растительным миром. Байкал обрамлён ореолом живописнейших гор и сопок. Это удивительное озеро нередко называют морем. Байкал является самым большим хранилищем пресной воды. Интересно, если бы исчезли вдруг все источники питьевой воды и остался только один Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить почти полвека. Ведь в нем сосредоточено около 1/5 или 20 % мировых запасов пресной воды и 4/5 запасов пресной воды нашей страны. Как озеро, так и его окрестные территории сохраняют вокруг себя неповторимую флору и фауну. Западное побережье Байкала скалистое и обрывистое, а восточное более пологое. Берег озера покрывает вечно зелёный ковёр могучей тайги. Такое разнообразие рельефа обеспечивает прибежищем ловкого соболя и пернатых хищников - орлов, а также уникального пресноводного тюленя, или нерпы, которая занесена в Красную книгу. Обитателями лесов возле Байкала являются ондатры, бурые медведи, белки, бурундуки, суслики, сурки, лисы, волки, зайцы. Воды Байкала наполнены разнообразными видами рыб, самые известные: живородящая рыба голомянка, осетр, омуль, сиг. Уникальное по своей природе озеро имеет живописные скалистые острова. Их на Байкале около 30. Самый маленький остров называется Модотой. Ольхон является самым большим. Местные жители называют его Ойхон. В переводе с бурятского это слово звучит как «лесочек» или «немного лесистый». Ольхон называют сердцем Байкала. Чистый воздух и прозрачная вода озера, минеральные источники привлекают множество туристов. Озеро Байкал с уникальным органическим миром может раскрыть тайны эволюции животных и растений.

Но к сожалению, в связи с развитием промышленности в Сибири, в том числе в районах, прилегающих к Байкалу, сооружением ряда крупных предприятий деревообрабатывающей, лесохимической и других отраслей, а также цветной металлургии зачастую с грубыми нарушениями экологической обстановки, над уникальным озером нависла смертельная угроза. Спасти озеро Байкал от загрязнения - неотложная задача нашего времени. Присутствующие молодые люди активно участвовали в обсуждении экологических проблем Байкала, восхищаясь красотой и неповторимостью озера, высказывали предложения о том, что можно сделать для сохранения Байкала. Многие ребята предлагали конкретные природоохранные мероприятия: регулировать рубку леса в бассейнах рек, впадающих в озеро, создавать плакаты-предупреждения, запретить молевой сплав древесины по рекам, построить очистные сооружения на предприятиях, поднять экологическую культуру населения. Обсуждая серьёзные экологические проблемы, ребята пришли к выводу, что только разумное, основанное на современных технологиях, освоение природных ресурсов Байкала поможет получить экономические выгоды и сохранить эту природную святыню для наших потомков, а также пообещали бережнее и внимательнее относиться к природе вообще, ведь от каждого из нас зависит сберечь или разрушить окружающий нас мир.

«Озеро Байкал – жемчужина Сибири».

«Чудо природы во всех отношениях» Л.С.Берг

Байкал – жемчужина Сибири.

Он уникален, наш Байкал.

К нему, красивейшему в мире,

Стремятся все: и стар, и мал.

Чисты, прозрачны его воды,

По глубине им равных нет.

Такой вот памятник, природа, произвела на белый свет.

И триста речек шумных, быстрых,

Порожистых и озорных,

Несут потоки вод неистовых,

С уступов, падая, крутых.

Но лишь одна имеет право

На расточительство добра-

Берёт начало из Байкала

Стремительная Ангара.

Н. Наймушин

Организация ЮНЕСКО учредила 506 природных объектов Всемирного наследия, среди которых и озеро Байкал. Оно расположено на территории нашей области, что является предметом особой гордости.

Байкал находится в очень древней котловине. Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры (грабен), т.е. имеет тектоническое происхождение. Самое глубокое озеро. Находится на высоте 453 м над уровнем моря. Несмотря на то, что возраст Байкала большой, на территории котловины и его берегов до сих пор происходят движения земной коры. Землетрясения наблюдаются до настоящего времени. Буряты были свидетелями опускания части побережья озера. Образовался залив Провал. Землетрясение было силой 9 баллов. Породы берегов Байкала кристаллические, берега гористые.

Русские на берегах Байкала появились в 1643 году – один из зимовщиков, казачий пятидесятник Курбатов Иванов вышел к Байкалу и открыл остров Ольхон. В записях «Житие протопопа Аввакума» содержатся об озере интересные сведения. Сам протопоп Аввакум был на Байкале в 1656 году.

Давайте проверим ваши знания и выявим знатоков озера Байкал. Прошу сесть по группам. Я задаю вопрос, вы его обсуждаете, если группа готова, то подаёте сигнал сигнальной карточкой. Если вдруг отвечаете не правильно, то отвечает группа, которая была второй по очереди. Учитывается количество баллов группы.

1 тур – теоретический.

    Назовите самую крупную реку впадающую в Байкал?

    Как называется живородящая рыба, не имеющая чешуи?

    Самый сильный ураганный ветер на Байкале со скоростью 60 м/с?

    Назовите возраст Байкала.

    Сколько островов на Байкале?

    70% организмов озера нигде больше не встречаются. Как они называются?

    Почему Байкал имеет большую глубину?

    Что означает озеро Байкал?

    Какова мощность ила на дне озера?

    Где самое тёплое место на Байкале?

    Почему над Байкалом редко бывают облака?

    Какова примерно толщина льда зимой на Байкале?

    Замерзает ли весь Байкал?

    Чем вызвано изменение цвета воды в Байкале?

    Какое донное животное, обитающее в Байкале «родня» морских креветок?

    Какие самые крупные и самые маленькие рыбы живут в Байкале?

    Какова продолжительность жизни омуля?

    Назовите источники загрязнения озера?

    Где находится музей Байкала?

    Как называется детёныш нерпы?

2 тур - литературный.

Обучающиеся представляют стихотворения о Байкале собственного сочинения (примеры работ).

Стригун Арина. Команда «Рачок Эпишура»

Как ты красив, наш батюшка Байкал!

Среди лесов, песчаных дюн и скал.

Ты имеешь множество животных

И не простых, а большинство почётных.

Эпишура и тюлень…

К тебе приехать нам не лень

Ты чист, прозрачен как кристалл

Давным – давно ты мудрым стал.

Беречь Бакал святое дело:

Его судьба у нас в руках

Сама природа нам велела

Чтоб жил Байкал родной в веках.

Плахотникова Виктория. Команда «Юные натуралисты»

Байкал могучий и силён,

Он самый чистый на Земле.

Он очень мудр и умён

Такого не найдёшь нигде.

Его мы любим и храним,

Водичку из него мы пьём,

Ему спасибо говорим,

Животных в нём мы не убьём.

Животным в нём полным полно

И рыба, рачки, тюлень.

За них нам отвечать дано

И каждый день, за них нам постоять не лень!

Команда «Нерпа».

В разрад млекопитающих

В Байкал обитающих,

Попала только нерпа –

Модель чужого «герба».

На льду я ночевал разок

В машине, в зимнем спальнике.

А нерпа – даже без сапог,

И даже без купальника.

На льду под снегом в логове

Растит своё потомство.

Ей развлеченья многие-

Как результат упорства.

Сначала прорубь сделает

В своей суровой хижине.

Затем ныряет смело

Идти за рыбой ближе так.

Ныряет словно батискаф

В глубины моря тёмные

Бывает, под водой поспав,

Плывёт в места глубинные.

3 тур – художественный. Команды представляют рисунки о Байкале. Примеры работ учащихся.


4 тур – творческий. Команды защищают свой макет озера Байкал.


Учитель заранее даёт ученикам задание – прочитать книги о Байкале.

Учитель. Байкал – это уникальное явление на нашей планете. В его фауне представлены почти все основные типы пресноводных животных мира. Это гигантская уникальная естественная лаборатория и центр видообразования, привлекающий все больший интерес не только специалистов, но и любителей природы. Байкал замечателен еще и тем, что это крупнейшее хранилище и фабрика чистой пресной воды. И, наконец, Байкал – одно из древнейших озер мира.

В ходе викторины учитель задает вопросы и дает несколько вариантов ответов. Ученик, знающий ответ на вопрос, поднимает руку и отвечает, получая при этом определенное количество баллов. Каждый вопрос имеет свою стоимость: чем труднее вопрос, тем больше баллов можно заработать.

Вопросы викторины:

1. Что означает слово «Байкал»? (10 баллов.)
— Богатое озеро;
— Синее озеро;
— Глубокое озеро.
«Байкал» — слово тюркского происхождения, означает богатое озеро.

2. Какое из озер является двойником Байкала? (7 баллов.)
— Ладожское;
— Танганьика;
— Виктория.
После Байкала Танганьика второе по глубине озеро на Земле.

3. Назовите возраст озера Байкал. (5 баллов.)
— 500 тысяч лет;
— миллион лет;
— 25 миллионов лет.
По геологическим исследованиям, 20 – 25 миллионов лет – время, прошедшее с начала заполнения котловины Байкала водой.

4. Сколько химических элементов содержится в воде Байкала? (5 баллов.)
— более 40 элементов;
— 155 элементов;
— 12 элементов.
Точного подсчета пока не проведено, но известно более 40 элементов. Вероятно, в байкальской воде присутствуют почти все элементы периодической системы Менделеева, только многие из них в очень малых количествах.

5. Как вы думаете, сколько видов животных обитают в Байкале в настоящее время? (7 баллов.)
— 100 видов;
— 1550 видов;
— 5000 видов.
Животный мир Байкала необычайно богат: по подсчетам ученых, в настоящее время в Байкале обитают свыше 1550 видов животных.

6. Есть ли в Байкале жемчужницы? (5 баллов.)
— да;
— нет.
Жемчужницами называют морских и пресноводных двустворчатых моллюсков, в мантии которых может образовываться жемчуг. Такие жемчужницы в Байкале не живут: они распространены в зоне умеренного климата.

7. Назовите самых древних обитателей Байкала? (3 балла.)
— олигохеты;
— губки;
— брюхоногие моллюски.
Эти простейшие многоклеточные животные организмы найдены в ископаемом виде в осадочных породах. За всю свою длительную историю они почти не претерпели изменений.

8. На каких глубинах в Байкале есть жизнь? (3 балла.)
— на дне;
— на поверхности;
— везде.
От самой поверхности до максимальных глубин и даже в толще донных осадков в самых глубоких впадинах живут разнообразные водные организмы, в том числе и рыбы.

9. Когда озеро Байкал замерзает? (3 балла.)
— рано осенью;
— в декабре;
— никогда.
В среднем замерзание Байкала начинается 21 декабря, а кончается 16 января, то есть на полное замерзание требуется около месяца. Однако в сроках замерзания Байкала по годам наблюдаются большие колебания.

16. Есть ли в Байкале кораллы? (7 баллов.)
— да;
— нет.
Кораллы, или коралловые полипы, живут лишь в теплых соленых водах. Коралловые полипы могут строить свои сооружения – коралловые рифы – только в тропических водах.

Подведение итогов викторины.

Учитель. Байкал уникален по своим природным особенностям. Популярность озера давно уже перешагнула границы нашей страны. О нем можно говорить и говорить, изучать и познавать. Эта викторина лишь малая частица этих познаний.

Использованная литература:
Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Восточно-Сибирское изд-во, 1984 г.

Цели:

  • познакомить с озером Байкал, с необычными и загадочными явлениями жизни озера, с единственной рекой, вытекающей из озера Байкал. Ангарой и реками, впадающими в Байкал, с обитателями (нерпой и рыбами);
  • учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за судьбу озера, гуманное отношение к животным;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Байкал-жемчужина Сибири»

Цели:

  • познакомить с озером Байкал, с необычными и загадочными явлениями жизни озера, с единственной рекой, вытекающей из озера Байкал, - Ангарой и реками, впадающими в Байкал, с обитателями (нерпой и рыбами);
  • учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за судьбу озера, гуманное отношение к животным;

Оборудование:

  • географическая карта озера Байкал;
  • игрушка - кораблик, аудиозапись шума волн;
  • работы учащихся;
  • выставка книг о Байкале

Ход занятия

Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в путешествие на корабле.

(Дети рассаживаются на ковре вокруг географической карты озера Байкал.)

Работа с картой: Для начала обратимся к географической карте. На карте Байкал имеет форму молодого месяца. Таким он виден из космоса. Озеро расположено в России, на территории Иркутской области и Бурятской Республики. Сегодня, Республика Бурятия расположена на юго-восточном и северном берегу Байкала. Иркутская область занимает его западную часть.

Учитель: Волны священного моря и окаймляющие его берега горы украшают государственный герб Республики Бурятия. В верхней части герба расположено золотое соембо (солнце, луна и очаг) - символ вечности. Нижнюю часть герба обрамляет голубая лента “хадаг” - знак гостеприимства, радушия и доброжелательности байкальской земли.

Ученик: Байкал - самое глубокое озеро в мире, это колодец планеты с чистой питьевой водой. Если бы на земле вдруг исчезли все источники питьевой воды и остался только один Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить почти полвека.

Ученица:

Байкал! Я по тебе скучаю,

Ты часто снишься мне во сне.

Хочу воды твоей напиться

И пробежаться по волне.

Легко, гребня волны касаясь,

Промчаться поперек и вдоль.

Я верю в сказки – как у Грина

Есть у тебя своя Ассоль.

Ученик: Почему Байкал называется Байкалом? Откуда это название пришло в русский язык?

Учитель: Все народы, населявшие берега Байкала, - буряты, киргизы, монголы, эвенки, русские - по-своему называли озеро.Вероятно, переводили это название с какого-то другого языка. А вот с какого? Ученые предполагают, что название озеру дали тюркоязычные народы - курыкане. Байкал - тюркоязычное слово от байкюль, что означает богатое озеро.

Ученица:

Байкал зовут Байкюлем, Байгюлем и Бэйхаем:

Ему дано немало Таинственных имен.

Но мы на карте мира всегда его узнаем,

На силуэт посмотрим и скажем: «Это он!»

В преданьях и легендах Байкал - старик суровый.

А он на самом деле Задорный, молодой.

Он неспроста шумливый, Порывистый, веселый -

Ведь он живой наполнен, А не простой водой!

Цыдемжап Жимбиев

Ученик: Байкал удивителен и прекрасен. Он уникален во всем. Это не только самое глубокое озеро в мире (1736 м), но одно из древнейших (25 миллионов лет) и в то же время молодое. Многие ученые считают Байкал зарождающимся океаном. Посмотрите, со всех сторон Байкал окружают горы и нагорья, порой они то подходят к самой воде, то удалятся от берегов на 10-20 км.

Работа с картой :

Вдоль западного берега южной части Байкала тянется Приморский хребет. Далее к северу он сменяется Байкальским хребтом. С северо-восточной оконечности Байкала протянулся Баргузинский хребет, вдоль восточного берега тянется хребет Улан-Бургаса, к северу от него - хребет Икатский. Вдоль восточного берега расположился горный кряж Хамар-дабан.

Учитель: Кто знает, какая единственная река вытекает из Байкала?

Дети: Ангара.

Ученица: Ангара берет начало в юго-западной части Байкала, прорезая невысокий Приморский хребет. Общая длина Ангары 1826 км.Ангара имеет быстрое течение, прозрачную воду. Она поздно замерзает и рано вскрывается.

Ученик:

Ангара-река,

Воды чистые,

Острова по ней все лесистые,

Острова по ней все в смородине,

Нет прекраснее моей Родины.

Над тобой горят зори алые,

Ангара-река - дочь Байкалова.

М. Трофимов

Работа с картой: Посмотрите, невдалеке видна огромная скала!

Учитель: Я расскажу вам старую легенду о том, как здесь появилась эта скала.

В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее ее не было на земле.

Днем она светла - светлее неба, ночью - темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили ее. Даже перелетные птицы - гуси, лебеди, журавли - спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Они говорили: «Разве можно светлое чернить?»

Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца.

Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к своему возлюбленному - красавцу Енисею.

Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась страшная буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл бесновалось озеро-богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед убегающей дочери.

Скала упала на самое горло красавицы Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить: «Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды...»

Байкал гневно крикнул: «Я могу дать только свои слезы!..»

Сотни лет течет Ангара в Енисей водой слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, люди назвали Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень, вода хлынет и зальет всю землю».

Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся...

Работа с картой: На Байкале около 30 скалистых островов. Самый маленький остров называется Модотой. Ольхон является самым большим островом. Местные жители называют его Ойхон. В переводе с бурятского это слово звучит как “лесочек” или “немного лесистый”.

Остров Ольхон - сердце Байкала. Он расположен посередине Байкала и даже по своей форме напоминает очертания Байкала. Длина острова составляет 72 км, а ширина 15 км. Рядом с островом находится самая глубокая часть Байкала (1637 м).

Остров Ольхон один из красивейших мест на Байкале.

Ученица: Да, Байкал бывает разным - суровым и неприветливым, когда штормовые ветры несут холод и большое количество осадков в виде дождя и снега, спокойным и величавым, когда в безветренную погоду солнце играет в байкальской волне.

Ученик: Байкал красив в любое время года, особенно летом. Лето на Байкале - лучшее время, когда нагревается вода; и бушуют разноцветьем сопки, когда щедро играет возле берега под крики чаек рыба и на каждом шагу по дороге встречается то малина, то жимолость. Лето на Байкале - это радость! Радость оттого, что мы живем в таком чудесном месте!

Учитель: Какой сегодня чудесный день! Все вокруг залито солнечным светом. По голубому небу медленно плывут облака.

Физминутка:

Встаньте! Ноги на ширине плеч, руки опущены. Вдох - выдох, вдох - выдох, вдох - выдох. На вдохе медленно поднимите руки вверх, постепенно «растягивая» все тело, начиная с пальцев рук, потом тянитесь запястьями, локтями, плечами, грудным отделом, поясницей и ногами, но без напряжения и не отрывая пяток от пола, кончиками пальцев рук тянитесь к солнышку.

Звучит аудиозапись шума волн.

Учитель: Байкал уникален, недаром сибиряки называют его не озером, а морем.

Работа с картой:

Какие крупные реки впадают в Байкал? (Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная.) Молодцы!

В Байкал впадает 336 рек, а вытекает только одна - Ангара.

Какая река протекает в нашей местности? (Хилок). Хилок впадает в реку Чикой, а Чикой в Селенгу. А Селенга? В озеро Байкал. Значит, наши маленькие реки несут свои воды в огромное озеро. Поэтому нельзя засорять их.

Учитель: В Байкале обитает около 2635 видов животных и растений, 2/3 из которых эндемичны и нигде в мире не встречаются.

Ученица: Ребята, я хочу загадать вам загадку:

И не рыба, и не кит.

Кто она - поди, узнай-ка!

Рыбу ловит и молчит.

Догадались?

Это... (нерпа).

Ученик: Нерпа обитает в водах озера Байкал. Наиболее близка нерпа к наземным хищникам семейства медвежьих, но приспособлена к воде. Относится нерпа к отряду ластоногих. А названа она так потому, что передние конечности у нее трансформировались в ласты, которые служат ей для передвижения. Хвост у нерпы короткий, ушных раковин совсем нет. В середине марта у нерпы на льду в снежном логове рождается нерпёнок - белёк. Белёк длиной 60-80 см и массой 3-3,5 кг, мех у него белый. Детеныш такой белый, что на фоне снега выделяются лишь два больших черных глаза. Питается нерпа рыбой, которую ловит в воде. Под водой нерпа может находиться 20-25 минут. В тихую погоду нерпа плавает по Байкалу и спит, выставив мордочку из воды и раскинув в стороны ласты. Зимой нерпа на поверхность льда не выходит, дышит она в отверстие, которое проделывает еще в тонком льду. Байкальская нерпа занесена в Красную книгу.

Учитель: Ответьте на вопросы:

Сколько глаз у нерпы? Сколько передних ласт? Есть ли у нерпы уши? Какой у нее хвост? Как называют детеныша нерпы? Где зимует нерпа? Чем питается нерпа? Занесена ли нерпа в Красную книгу?

Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы.

Нерпы поддаются дрессировке. Они слушаются дрессировщика, за что получают угощение - длиннокрылого бычка. Они умеют танцевать брейк, поют смешно и с шумом дуют в усы.

Ученица: Байкал богат рыбой, настоящее время в озере насчитывается 54 вида рыб. В Красную Книгу Бурятии вошли рыбы – байкальский осетр, таймень, белый байкальский хариус, линь. Кроме них в Байкале обитают омуль, сиг, черный байкальский хариус, сорога, язь, карась, щука, окунь, налим и другие. Были искусственно разведены сом, амурский сазан и лещ. Голомянка – уникальная рыба, которая встречается только на Байкале. Голомянки самая многочисленная рыба в Байкале.

Крупные Серебристые чайки - самые шумные соседи нерпы на каменистых берегах. Обитателями лесов возле берегов Байкала являются бурые медведи, изюбры, белки, бурундуки, суслики, сурки, лисы, волки, зайцы.

Учитель: В ХХ веке священному Байкалу выпала участь: стать озером-мучеником. Досталось Байкалу с лихвой от целлюлозно-бумажных предприятий, от воздушных выбросов густо насажанной, как морковка на грядке, промышленности Приангарья, от «планов лесозаготовки» и лесных пожаров, от ядовитой жижи, приносимой Селенгой, от стекающих с полей химических удобрений, от соседства с БАМом и от человеческого равнодушия.Для того чтобы сохранить красоту и чистоту озера, прежде всего необходимо полностью прекратить сбрасывать в него любые сточные воды, что при современном развитии науки и техники является вполне разрешимой задачей.

Как хочется быть уверенной, что и через сто и через двести лет человек, подойдя к Байкалу, замрет, созерцая первозданную красоту его чистых глубин; и через сто, и через двести лет Сибирь останется Сибирью – краем обжитым, благоустроенным и заповедным, а не развороченным лунным пейзажем с остатками закаменевших деревьев. Молодое поколение должно перенять у предков зовет: святая земля нерушима!

А что мы с вами можем сделать для сохранения Байкала?

Присутствующие делятся на команды и предлагают свои решения для сохранения уникального озера (лозунги, плакаты - предупреждения, эскизы мусорных баков и урн в местах отдыха жителей города на берегу Байкала). Защита своих проектов. Подводится итог.

Ученица:

Байкал – восьмое чудо света,

О нем всегда так говорят.

Байкал красив зимой и летом,

И каждый божий день подряд.

Зимой он толщей льда покрыт,

В другом он виде к нам явился,

Когда пришла к нам вдруг весна.

Характер у Байкала разный:

То злится, то воркует он,

То штиль, то шторм,

Ах, как прекрасно,

Что есть на белом свете он!

И реки в наш Байкал глубокий

Не перестанут быстро течь.

Давайте же, ребята, вместе

Красавца нашего беречь!

Ведущий: Для того чтобы сохранить красоту и чистоту озера, прежде всего необходимо полностью прекратить сбрасывать в него любые сточные воды, что при современном развитии науки и техники является вполне разрешимой задачей.

Показ презентации

Рефлексия:

С целью формирования экологической культуры и чувства ответственности за судьбу озера Байкал учитель проводит конкурс рисунков и сочинений на тему «Байкал нуждается в защите детей!»