Сценарий путешествие вечно славный байкал. Сценарий Славное море – священный Байкал. А сейчас музыкальная пауза

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная школа №12

Сценарий внеклассного мероприятия по теме

«Малая Родина – Байкал» для 2 класса.

(Игра – путешествие.)

Г.Усолье-Сибирское Игра – путешествие «Малая Родина – Байкал». Задачи: 1.Познакомить с оз. Байкалом и его достопримечательностями, показать связь людей с природой. 2.Расширять кругозор, развивать любознательность. 3.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, родному краю, чувство гордости за малую Родину. Оборудование: иллюстрации: «чайки», «скалы»; декорации: берёза, ель, пень, кусты; плакат с названием мероприятия, выставка книг, карта, рыбы, удочки, разнос, самовар, пироги, варенье, чай, кружки, рисунки детей, призы, костюмы для выступающих, проектор, видеоролик о Байкале, музыка. Костюмы: Байкал, Енисей, Ангара, рыбаки, сарафаны для девушек – веселушек. Действующие лица: ведущий, чтецы, Байкал, Ангара, Енисей, рыбаки, девушки-веселушки.

Ход мероприятия. Вступление. (Звучит музыка – шум моря.) Ведущий: Степь сибирская безбрежная, Рек серебряных ширь. Ты, суровая и нежная, Сторона моя – Сибирь. - Ребята, у нас сегодня особый день. Мы с вами отправимся в путешествие, посвящённое самому прекрасному уголку нашей Родины – Байкалу. Байкал – край небывалой, сказочной и волшебной красоты. И так, в путь! Вперёд, нас море ждёт! Просмотр видеоролика о Байкале. Входит Байкал. Байкал: - Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать ко мне в гости. В старые времена называли меня морем. Я очень могуч. Площадь моя 31500 кв. км., длина – 636км., ширина – 80 км., а глубина – 1741 км. В мою котловину можно влить 92 моря как Азовское и 23 как Аральское. Был я весёлым и добрым. И была у меня единственная дочь, а звали её Ангара. Красивее её не было на земле. Театрализованная сказка. Ведущий: Крепко любил Байкал свою единственную дочь. Краше её не было на земле. Днём она светла – светлее неба, ночью темна – темнее тучи. Все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Разве можно светлое чернить? Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, бесновалось море – богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Скала упала на красавицу – дочь. Взмолилась синеглазая Ангара и, рыдая сала просить: Ангара: Отец. Я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды…. Ведущий: Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой – слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, называли люди Шаманским камнем. Там приносили Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвёт Шаманский камень, вода хлынет и зальёт всю землю». Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся… - А вы, знаете, почему Байкал рассердился? Монтаж. (Рассказывают дети.) 1.Байкал – это уникальное явление на нашей планете. Это самое глубокое озеро в мире. 2.Байкал – это крупнейшее хранилище самой высококачественной и пока ещё чистой пресной воды. 3.Редкая чистота воды обеспечивает жизнь уникальному животному и растительному миру. 4.Растительный и животный мир Байкала необычайно богат. В настоящее время в его водах известно 1550 видов и разновидностей животных. 5.Байкал – одно из древнейших озёр мира. Оно существует уже около 25000000 лет. 6.Это зарождающийся океан. Слово «Байкал» в переводе означает богатое озеро. 7.в него впадает 336 рек, а вытекает лишь одна – Ангара. 8.В Байкале в настоящее время насчитывается 52 вида рыб. Это сиг, омуль, щука, хариус, осётр, плотва, язь и др. Игра «Рыбаки». Ведущий: - А сейчас, я вам предлагаю отправиться на рыбалку на оз. Байкал. Поднимите руки те, кто любит рыбачить. Но нам нужны такие рыбаки, которые знают названия рыб и смогут рассказать нам что-нибудь интересное о них. (Дети рыбачат и рассказывают о пойманной рыбке. 4 рыбака и 4 рыбы: осётр, широколобка, омуль и голомянка.) Игра. - А пока рыбаки удят рыбу, давайте с вами тоже поиграем. Игра называется «Рыба в море». Правая рука – рыба, а левая – море. Если рыба под водой – тишина, а если на воде – хлопки в ладоши. (Ведущий показывает движения, дети следят и выполняют указания.) Частушки. Ведущий: - На территории Байкала находятся музеи, заповедники, туристические базы отдыха. Живут на Байкале люди разных национальностей: русские и буряты. Местные жители занимаются рыболовством, скотоводством, промышляют на ценных пушных зверей, собирают грибы, ягоды и орехи. Этими дарами щедро наградила наша природа людей, которые любят и охраняют свою малую Родину, свой Байкал. Многие растения и животные занесены в Красную книгу и охраняются в заповедниках. Местные жители гостеприимны и веселы. Они любят петь, плясать и шутить. Да и гостям они всегда рады. (Входят три девицы в сарафанах с самоваром и пирогами.) 1-ая девица: -Какой сибиряк не любит чаёк попить. 2-ая девица: -Да пироги отведать. 3-я девица: -Да и частушки попеть. (Исполняют частушки.) На столе у нас пирог, Пышки и ватрушки, Так споём же под чаёк Чайные частушки.

Подавай мне чашку чая, Ведь люблю я русский чай. В чае я души не чаю Наливай горячий чай. Самовар пыхтит, искрится Щедрый, круглый, золотой. Озаряет наши лица Он своею добротой. Выпивая чашку чая, я обычно не скучаю... Потому что никогда Я не пью его одна Ну давай же поскорей Чай гостям и мне налей Собери вокруг стола Для мира, радости, добра

Викторина. Ведущий: - А сейчас, мы с вами выявим лучшего знатока Байкала и посмотрим, что вы усвоили из нашего путешествия. Мы проведём викторину. Я буду задавать вопросы, а вы – отвечать. Кто ответит на большее количество вопросов, тот и победитель нашей викторины. Вопросы: 1.Какова глубина Байкала? (1741 км.) 2.Какая знаменитая на весь мир рыба, водится в водах Байкала? (Омуль.) 3.Сколько рек впадает в Байкал и сколько вытекает из него? (336 и 1.) 4.Назовите имя возлюбленного красавицы - Ангары. (Енисей.) 5.Как называется скала, которую бросил Байкал в след беглянке – Ангаре? (Шаманский камень.) (Награждение.)

Заключение. (Дети читают стихи.) 1.Услышу ль у сосен в полдневный час Журчанье струй средь камушков и брода, О, люди, мыслю я, у всех у нас Есть мать одна, зовут её – Природа! У ней для всех хватает доброты, И мы живём, запечатлев в душе на веки Её прекрасные черты – поля, луга, озёра, реки. 2.Три клада у природы есть: Вода, земля и воздух – три её основы. Какая бы не грянула беда – всё возвратится снова. 3.Но если… Впрочем, в наш жестокий век понятно всем, Что это «если» значит? О, человек! Природа – мать, ни рек и ни морей от глаз Твоих не прячет, Ни росных трав, ни голубых озёр… Цени её доверие, Природы! Не обмани её! И в тёмный лес Входи, как в храм, под мраморные своды. 4.Прекрасна, прекрасна Родная земля. Прекраснее мне не найти никогда! Зелёные долы, леса и поля, И синяя в море вода! 5.Ты, дружок, смотри, не покачай! Правдивым быть и добрым обещай! Не обижай ни птахи, ни сверчка. Не покупай для бабочки сачка. Люби моря, леса, простор полей – Всё, что зовётся Родиной твоей!

Ведущий: - Наше путешествие подходит к концу, но я уверена, что оно убедило вас, ребята, в том, что свою Родину, природу, планету Земля надо постоянно охранять и беречь. Окружающий нас живой мир удивительно велик, а мы его очень мало знаем. Читайте больше книг о природе, о Байкале, о Родине. Познакомясь с этими книгами, вы узнаете много нового и интересного, таинственного и увлекательного. (Выставка книг.) Конкурс рисунков. - Готовясь к празднику, вы нарисовали рисунки о Байкале, о Родине. Из лучших ваших рисунков мы оформили выставку, которая украшает стены нашего зала. И сейчас, мы проведём награждение ребят за лучшие работы. (Награждение.) -До свидания! До новых встреч!

Список использованных источников.

1.Стихи для вступления

10 сентября наша страна отметила большой праздник – День Байкала. В нынешний год – Год экологии отдел краеведческой литературы и библиографии ЦГБ эту значимую для всех иркутян дату не мог оставить без внимания.

«Не на карте надо искать великое озеро, надо искать его в себе…»
(И. Широбоков)

Байкал. Найдется ли хотя бы один россиянин, не пожелавший увидеть своими глазами озеро Байкал? О Байкале мы (некоренные жители Иркутской области) впервые узнаем со школьной скамьи. И в детском воображении возникает тот таинственный уголок земли, который манит к себе своими чудесами, загадками и невиданной непостижимой красотой. Его находим на большой настенной карте, влюбляемся даже в само название населенного пункта Иркутск, обозначенного красной шайбочкой у основания слегка изогнутой голубой «хоккейной клюшки». И редко кому, из далеких краев бывшего Советского Союза, а затем и России, выпадает счастливый случай – поселиться рядом с Байкалом… У каждого из нас свой Байкал, и первая встреча с ним, как первая любовь, незабываема.

10 сентября вся наша страна отмечает большой праздник – День Байкала. Впервые День Байкала был учрежден 18 лет назад в 1999 году и назначен на четвертое воскресенье августа. Но затем, с 2008 года, решением Законодательного Собрания Иркутской области он был перенесен на второе воскресенье сентября. И это правомерно, т.к. школьники после летних каникул собираются в классах, трудовой народ вливается в свои коллективы, и этот знаменательный день не теряется среди многоликих солнечных дней лета, не утекает сквозь пальцы прозрачной водой, ведь это День Байкала – озера, о котором забывать нельзя. В школах, библиотеках, вузах и многих других учреждениях в этот день проводят выставки, конкурсы, викторины, которые делают наши помыслы чище и возвышеннее, призывают беречь природу родного края и главную его жемчужину – Байкал.

Под эгидой Дня Байкала в течение всего года проходят научные и культурные мероприятия, кинофестивали, театрализованные представления, спортивные соревнования. Художники приезжают на Байкал для проведения пленэров, коллективы прикладного народного творчества – блеснуть своими работами, актеры любительских театров – выступить на Международном фестивале «Сибирская рампа» «в дуэте с байкальским прибоем». С годами этот праздник становится началом отсчета добрых дел и традиций не только в нашей области, но и в разных точках планеты. Байкал, с его чистейшей пресной водой, уникальным растительным и животным миром, с его легендами и тайнами, притягивает тысячи туристов со всего мира, приобретая все

большую популярность в международном туризме. Современная инфраструктура – сеть турбаз, баз отдыха и санаториев – способствует притоку организованного туризма на Байкале. Любой путешественник может насладиться пешими, велосипедными, конными или водными прогулками, восхождением на священную гору Мунку-Сардык, увидеть и запечатлеть Песчаную бухту, Ольхонские ворота, полуостров Святой Нос, Чивыркуйский залив… Или просто полюбоваться первозданной красотой сибирского моря.

Но вот как сохранить это чудо природы на долгие времена, для будущих поколений? Мощное промышленное освоение Прибайкалья не может не сказываться на беззащитной, легко ранимой природе самого глубокого и чистого озера мира. В текущий 2017 год – Год экологии проблема защиты Байкала стоит особенно остро. Регулярно на территориях, примыкающих к водоему, проводятся экологические субботники, побережья очищаются от мусора. Но «… многое, очень многое зависит от нас: от тех, кто живет и работает на берегу Байкала, от тех, кто приезжает сюда отдыхать. Мы в ответе за каждое сломанное дерево, за каждый сорванный цветок, за сохранение природного ландшафта каждой живописной впадины, каждой уютной бухты» (Галкина В. И. 60 минут о Байкале). Байкал издревле почитался людьми, живущими на его берегах, оберегалось каждое деревце. Широко известен такой случай, ставший уже притчей: «старый эвенк, прежде чем срубить дерево для тагана, просил у березки прощение за то, что рубит ее по необходимости…». Первопроходцы, исследователи Байкала и прилегающих к нему территорий во все времена задумывались о сохранении глубокого студеного озера, единственного в мире.

О Байкале уже очень много написано, о нем сняты фильмы, созданы великолепные картины художников… Публицистика и художественная литература, произведения искусства, посвященные озеру Байкал, призваны не только воспевать его красоту и богатства, а также выступать в защиту экологии уникального озера. Такими являются произведения известных ученых и писателей – Распутина, Волкова, Галазия, Таурина, Чивилихина и многих других, радеющих за его чистоту и сохранение.

В публицистике Валентина Распутина значительное место занимает тема защиты природы и, прежде всего, озера Байкал. У писателя особое отношение к природе. «Он влюблен в нее сыновней любовью и свидетельствует об этом всем своим творчеством» (Сирин А. Д. Свет распутинской прозы).

Профессор Михаил Михайлович Кожов, объектом изучения которого был Байкал и Прибайкалье, и которым он посвятил всю свою жизнь, говорил: «Байкал с его красочной природой, кристально чистой водой и уникальностью органического мира целесообразнее использовать не для развертывания химической промышленности, а как источник чистой воды, а также для нужд туризма и отдыха трудящихся. Байкал должен быть сохранен для будущих поколений, как неповторимое явление на нашей планете».

Григорий Иванович Галазий также посвятил всю свою жизнь защите уникального озера Байкал. Его основная научная деятельность была направлена на решение проблем экологии, связанных с охраной и рациональным использованием природных ресурсов.

Он руководил Байкальской станцией, в 1961 г. ставшей Лимнологическим институтом. Много времени и сил ученый отдавал борьбе за чистоту вод озера Байкал и сохранение его флоры и фауны. Он принимал активное участие в создании и продвижении проекта «Закона об охране озера Байкал», под его руководством подготовлен и опубликован комплексный Атлас Байкала.

Основным загрязнителем Байкала был в то время построенный на юго-восточном берегу озера Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. «Комбинат ежесуточно сбрасывал в Байкал 210 тыс. м3 сточных вод. Всем, кроме советских чиновников, было ясно, что рано или поздно эти воды нанесут вред Байкалу. У чиновников же одно было на уме: выполнение и перевыполнение плана по выпуску целлюлозы, а что будет с Байкалом - это их не волновало. Надо заметить, что в то время у Г. И. Галазия не хватало научных данных, чтобы доказать губительное влияние сточных вод комбината на экосистему озера, и ему невольно приходилось во благо Байкала несколько «сгущать краски», чтобы привлечь внимание общественности. И это ему удалось. В борьбу за сохранение Байкала включились тысячи жителей страны от академиков А. И. Яншина и А. А. Трофимука до простых людей. Появились различные общественные организации в защиту Байкала… В результате усилий общественности и учёных с 2013 года БЦБК прекратил свою деятельность» (Богданов В. Т. Байкал в легендах, былях и байках).

Галазий говорил: «Нельзя допускать, чтобы источник питьевого водоснабжения одновременно был и приёмником промышленных и бытовых отходов. Нужно разрабатывать принципиально новые безотходные технологии водопотребления…». В этом году 5 марта город отметил 95-летний юбилей со дня рождения видного ученого, почетного гражданина города Иркутска, академика, «рыцаря Байкала», как принято его величать, Григория Галазия.

Для известного иркутского краеведа и туриста Валентина Петровича Брянского, исходившего все тропы Прибайкалья, побывавшего в каждой бухте и на каждом острове озера, увлечение своей работой, стало частью его жизни. Еще будучи студентом Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта, он мечтал о встрече с Саянами и Байкалом.

В книге «Здравствуй, Байкал!», написанной по личным впечатлениям Брянского, привлекают мысли автора об использовании в будущем на Байкале «…только безвредных для него источников энергии: солнца, ветра, волнового прибоя, можно добавить - тепла земли, а также и видов транспорта - преимущественно паруса и весла.

… главным пользователем Байкала должен стать туризм - культурный и обустроенный. Туризм как можно скорее должен стать контролируемым, иначе он может принести вред, сравнимый с воздействием индустриальных сбросов и выбросов».

Наблюдая за жизнью Байкала, Брянский приходит к выводу, что врагами для него являются экологическая неграмотность населения и бескультурье, браконьерство, ведомственность интересов и местничество, равнодушие к его судьбе и недальновидность.

В наши дни к решению сложной экологической проблемы, грозным шквалом нависающей над Байкалом, подключаются видные общественные деятели, партия «зеленых», Байкальское экологическое движение, юные экологи. Но, как заметил И. Широбоков, проблеме сохранения Байкала весьма соответствуют слова, когда-то произнесенные В. И. Лениным: «Шаг вперед, два шага назад».

Известный иркутский журналист и писатель Игорь Широбоков – один из лидеров общественного движения в защиту Байкала, пишет об озере, с которым его связала судьба на всю жизнь, особенно проникновенно: «Безнадежная затея – рассказать все о Байкале. Многие пытались – кто словом, кто кистью, кто объективом, – но в результате удавалось запечатлеть лишь один миг, одно минутное состояние сибирского моря: отчего

так? А кто, скажите, из писателей или художников, кто из людей всех времен осмелится заявить, что воссоздал саму жизнь? Нет, человеку это не дано…

Байкал, как все мы, наполнен жизнью сиюминутной и вечной, прекрасной и пугающей, простой и непостижимой… Байкал неизмеримо больше и мудрее маленького человека. Вот почему нас так неудержимо влечет к нему, вот почему только на его берегах возникает то необъяснимо высокое и чистое состояние души, которое невозможно высказать словами.

… только любоваться им сейчас мало, чудо надо защищать и оберегать тщательнее полотен Рафаэля. Всем вместе – от бывших и будущих необдуманных, а потому преступных вторжений, каждому – от браконьерских выстрелов, пожаров, от своего пристрастия к «сувенирам» (нормальному человеку не придет в голову оторвать на память кусочек от «Сикстинской мадонны»).

С Байкала можно везти рыбу, орехи, ягоды, но надолго ли их хватит? Везите красоту, ее вам подарит Байкал на всю жизнь».

Пусть эти слова иркутского писателя станут девизом для каждого, кто когда-либо скажет: здравствуй, Байкал.

Федотова О. А., гл. библиограф ОКЛиБ

Литература

Богданов, В. Т. Байкал в легендах, былях и байках. Иркутск. 2011.

Брянский, В. П. Здравствуй, Байкал! Иркутск. 1989.

Галазий, Г. Байкал в вопросах и ответах. Иркутск. 2012.

Галкина, В. И. 60 минут о Байкале. Иркутск. 1979.

Гольдфарб, С. И. Мир Байкала. Иркутск. 2010.

Широбоков, И. Мой Байкал, наш Байкал. Иркутск. 1999.

Сценарий Славное море – священный Байкал

Все знают про озеро Байкал. И именно этому озеру и посвящен наш сценарий для детей подготовительной группы и их родителей. Интересный сценарий с заданиями про озеро Байкал и про природу.

Программное содержание:
Цель :

Продолжать знакомить детей с озером Байкал его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале; расширять словарный запас; воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.

Задачи:
Образовательные: Закрепить знания о родном крае его достопримечательности озере Байкале; продолжать знакомить с разнообразием родной природы; формировать представление детей о том, что человек часть природы и что он должен беречь и защищать ее; ознакомление с новым музыкальным материалом «Песня о озере нашего региона»-прослушивание.

Развивающие: Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи,делать обобщение; вызвать интерес к познанию флоры и фауны родного края; развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, умение работать сообща, оказывать друг другу помощь при изготовление коллажа; развивать логическое мышление, речь детей через пояснение и обоснование своего ответа.

Воспитательные: Воспитывать любовь к своей Родине, к своему сибирскому краю; формировать трепетное отношение и гордость за свою малую Родину; воспитывать умение работать в группе.

Словарная работа: Шаман-камень,сибиряки,коллаж
Материал: Иллюстрации и фотографии о Байкале (растительный и животный мир); видеосюжет о Байкале; запись песни «Славное море-Священный Байкал»;ватман, клей,вырезанные рисунки; салфетки;кисточки; кувшин с байкальской водой.

Предварительная работа: Просмотр презентации «Байкал»; знакомство с легендами Байкала; заучивание с детьми стихотворений о Байкале, разучивание игр,
Действующие лица:
Ведущий, Байкал, Ангара,дети

Ход развлечения (пока читаю легенду на экране показывают слайда Ангара, Байкала,Енисея, Шаман-камня)
Звучит песня «Славное море - священный Байкал»

Воспитатель: Суров и величав Байкал. Много хранит он тайн и загадок. Не каждому их открывает. Нужно быть хорошо знакомым с ним, иметь светлую голову и чистое сердце, чтобы он открыл свои секреты. А ещё это озеро для нас, сибиряков, самое родное и самое красивое. В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару.
Красивее её не было на земле.
Днём она светла - светлее неба, ночью темна - темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы гуси, лебеди, журавли спускались низко, но на воду садились редко. Они говорили:
- Разве можно светлое чернить?
Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею.
Проснулся отец гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл да бесновалось море-богатырь.
Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери.
Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить:
- Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды...
Байкал гневно крикнул:
- Я могу дать только свои слёзы!..
Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой и одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую он бросил вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: "Байкал разгневается сорвёт Шаманский камень, вода хлынет и зальёт всю землю"
Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся... Воспитатель: Ангара-река – воды чистые,
острова по ней все лесистые,
Острова по ней все в смородине,
нет прекраснее моей Родины.
Над тобой горят зори алые,
Ангара-река – дочь Байкалова!

Звучит музыка. Входит Ангара. Идёт по залу, показывает себя, свою красоту.

Ангара: Я – царица сверкающих вод,
Я - красавица дикого края;
Мчатся воды мои всё вперед,
Быстро к северу, гордо сияя.
Меж холмов и утёсистых скал,
То, блистая, то грозно темнея,
Мчусь оттуда, где бьется Байкал,
До широкой волны Енисея.

Звучит тревожная музыка, входит Байкал.

Байкал: Я седой старик Байкал,
Я вас сразу увидал,
Если вы с добром пришли,
Здесь себе друзей нашли.
Если хотите водицу обидеть,
То красоты вам её не увидеть.
С чем пожаловали к нам?

Дети: С добром! С добром!

Воспитатель: А сейчас Батюшка Байкал послушай наши стихи.(Дети читают стихи)

1 .Озер так много есть на свете,
Байкал же краше всех из них!
Вода чиста, и свеж твой ветер.
Там шепот сосен вековых...(Эля)

2 . Что за красоты Сибирь утаила?
Озеро пресное нам подарила!
Славный Байкал - он огромный, как море,
Сколько таится в огромном просторе!(Саша Ш)
Байкал: Я тоже многое о Вас знаю. И сегодня с моей дочерью Ангарой, мы пригласили Вас к нам в гости
Ангара: Много интересных и трудных заданий мы для Вас приготовили. Если Вы их все выполните, то докажите, что Вы настоящие Сибиряки. Но для начала надо размяться.

Массовый танец «Опаньки»

Байкал: И так в путь!
1-е задание.
Воспитатель: Ребята посмотрите на экран здесь 4 разных озера одно из них Байкал давайте найдем его среди других. «Найди озеро Байкал среди других озер по контуру»(предлагается несколько контуров на экране.Вызываю детей.

Воспитатель:Ребята молодцы справились с первым заданием. Задание 2 Ребята! Нам Байкал подарил свой камешек! Давайте с ним поиграем в игру. Мы будем передавать его по кругу, и называть любое слово о Байкале.
Проводится игра «Цепочка слов» (с камешком).
Дети, стоя по кругу, передают камешек из рук в руки и называют слово, которое относится к Байкалу - омуль, кедр, сосна, голомянка, тайга, нерпа, Ангара, таймень, багульник и т.д.

Воспитатель: Молодцы здорово поиграли. А давайте мы сейчас с вами немножко отдохнем.

Физминутка

Задание 3.
Воспитатель: Ребята, вы хорошо знаете свой край? Так вот следующее задание. Байкал приготовил для вас вопросы и мы сейчас поиграем в мини-викторину Ваша задача ответить на вопросы. Для этого нам нужно разделиться на две команды.(В это время Байкал и Ангара по очереди раздают детям жетончики за правильные ответы)
1.Как называется река, которая вытекает из Байкала? (Ангара).
2.Какие съедобные ягоды растут на Байкале?(Брусника, черника, голубика, малина, земляника, морошка, жимолость, клюква, костяника.)
3.Какие ядовитые грибы вы знаете? (Мухомор, бледная поганка, ложный опёнок.)

4.сколько лет Байкалу? (35 млн)

5.Что означает слово «Байкал (Богатое озеро)

6.Назовите основное полезное ископаемое озера(вода)

7. . Какие крупные млекопитающие водится в Байкале? (Нерпа)

8. На каких глубинах в Байкале есть жизнь?(везде)

Воспитатель: Дорогой Байкал, ребята знают частушки про тебя, хочешь послушать?

Байкал: Конечно, с удовольствием послушаю со своей дочерью Ангарой.

Частушки
1.На Ольхоне мы живём (Все)
Сушки, пряники жуём.
И частушки о Байкале
Мы сейчас Вам пропоём.
2. На Байкале мы живём (Сема)
Дружно песенки поём.
С нами вы в кружок вставайте
И частушки запевайте.
3. Звали в гости за Байкал, (Олеся.)
Зря я не поехала!
Теперь была бы дальняя
Невеста забайкальная..
4. Мы купаемся в Байкале. (Эля.)
Здесь святую воду пьём.
Будем мы всегда здоровы –
Людям радость принесём.

Воспитатель: Задание 4 Молодцы ребята.
Есть на Байкале не менее прекрасные и удивительные растения. Нигде на Земле нет таких прекрасных птиц и животных, как на Байкале. Птицы удивляют нас своим пением, звери величавостью сейчас мы их вспомним. Сейчас на экране будут появляться картинки растений и животных а ваша задача их узнать и назвать.(На экране появляется изображение с незнакомым для детей рыбы воспитатель знакомит детей с ней.)

Презентация на экране растений птиц и животных Байкала(фоновая музыка)

Воспитатель: Молодцы вы хорошо знаете растительный и животный мир Байкала.

Подвижная игра, связанная с животными или растениями

Воспитатель: Задание 5 Ребята я вам сейчас прочту стихотворение а вы его внимательно послушайте и потом ответите мне на несколько вопросов.

Люблю природу русскую.
Хочу сберечь от всех
Её творенья чудные
Дающие успех.

Друзья мои, товарищи,
Хочу я вам сказать:
«Давайте станем дружненько
Природу защищать!»
Не будем больше мусорить Следить за ней всегда.
И будет благодарна
Нам матушка-земля!
И будем мы наказывать
Вредителей таких...
Природу защищать
Учить мы будем их.
И будет она пышная
Цвести, благоухать.
Природу наша русская
Век будет процветать.

Воспитатель: Ребята вам понравилось стихотворение?(ответы детей)О чем в нем говорится?(ответы детей),

А сейчас мы с вами вспомним правила поведения на природе. Давайте с вами поиграем в игру игра называется »да-нет» Я вам читаю вопросы если вы согласны со мной то хлопаете в ладоши если нет топаете ногами.(предлагаю детям встать)

Воспитатель: Ребята как вы думаете почему и для чего нужно беречь природу? Кому нужна природа?(ответы детей) Давайте подарим красивую песню Байкалу и Ангаре, которая называется «Разноцветная планета».

Песня «Разноцветная планета»

Воспитатель: Ну вот теперь вы точно доказали что вы настоящие сибиряки.
(выходят дети рассказывают стихи)

1 ребёнок: Никита Б.
А что это такое, такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?
2 ребёнок: Влад
А что это такое, такое золотое,
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?
3 ребёнок: Полина.
А что это такое, все время не в покое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо,
А это и не солнце, а озеро Байкал!(все вместе)

Байкал: Да, порадовали Вы меня своими знаниями, я вижу, что вы любите и знаете свой родной край.

Воспитатель: Да, дети любят и уважают природу родного края, дружат с животными, птицами и насекомыми.

Танец «Дружба»

Воспитатель: Задание 6 А мы Байкал тебя просто так с пустыми руками не отпустим мы приготовим для тебя подарок. Ребятам давайте сделаем для Байкала коллаж. У меня есть Лист на нем изображено озера Байкал лес, но здесь чего то не хватает. Как вы думаете чего?(ответы детей)предлагаю детям сделать коллаж.

Воспитатель: Байкал посмотри какой мы сделали для тебя подарок.

Ангара: А ты, батюшка, ничего не забыл? Как же ты таких ребят хороших домой отпустишь без подарков?
Байкал: Ах, да, совсем запамятовал! А на прощанье я дарю всем ребятам свою чистую байкальскую воду. Пейте её, она очень вкусная и полезная.

Ангара выносит прозрачный кувшин с чистой байкальской водой. Байкал и Ангара угощают детей водой. Дети пробуют байкальскую воду, благодарят.

Байкал: А теперь пора прощаться.
В свои воды возвращаться,
Вы же планету свою любите!
И добро лишь на ней творите!

Звучит песня» Славное море-Священный Байкал»
Байкал и Ангара прощаются и уходят

А что это такое?

А что это такое?

Такое голубое,

Холодное, как льдинка,

Прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо

За сосны зацепилось,

По скалам покатилось

И на землю стекло?

А что это такое,

Такое золотое,

Блестящее, как зеркало,

Слепящее глаза?

Быть может, это солнце

Легло поспать под скалы,

Оно лежит устало,

Закрыв свои глаза?

А что это такое?

Все время в непокое,

Быть может, это туча

Застряла среди скал?

А это и не туча,

А это и не небо,

А это и не солнце,

А озеро БАЙКАЛ!

Сегодня я хочу пригласить вас в небольшое путешествие, и конечно вы уже догадались куда. Конечно же на озеро БАЙКАЛ!

Байкал одно из древнейших озер планеты. И хотя его возраст определяется в 25 – 50 миллионов лет, он еще молод. И может когда – нибудь, наш Байкал станет океаном! Доказывает это тот факт, что его берега расходятся со скоростью 2 см в год. Значит Байкал растет!

Площадь Байкала 31 500 кв. км.(занимает 8 место среди крупнейших озер мира) Это примерно равно площади Бельгии, Нидерландов или Дании. А вот по глубине Байкал занимает первое место среди озер земного шара. Глубина Байкала – 1631 м. Такая глубина не везде! Ведь озеро представляет собой впадину, состоящую из трех самостоятельных котловин, разделенных друг от друга высокими подводными возвышенностями.

Южная впадина – 1432 м, Средняя – 1632 м, Северная впадина – 889 м.

Почему Байкал так называется? Что означает слово Байкал? Откуда, из какого языка это название пришло в русский язык? Русские люди появились на Байкале в 1643 г. Это был отряд казаков во главе Курбатом Ивановым. Они построили первый корабль на Байкале.

Народы, населявшие берега Байкала, вели кочевой образ жизни. И все они по своему называли озеро. Например, эвенки говорили ламу , то есть море, а буряты называли его Байгал – нуур – озеро. У китайцев Байкал назывался северным морем Бай – хай . В якутском языке есть слово – байхал – море. Вероятно, и эвенки, и буряты, и якуты переводили это название с какого – то другого языка. А вот с какого?

Еще в бронзовом веке жили в Прибайкалье тюркоязычные народы – курыкане , владевшие рунической письменностью. Ученые предполагают, что они первые дали озеру название Байкал. Байкал – тюркоязычное слово от бай – кюль , что означает богатое озеро . А богато озеро, конечно, рыбой.

Байкал самое прозрачное озеро. Большая прозрачность воды Байкала наблюдается зимой и в конце июня, а затем она уменьшается. Почему? С нагревом воды развиваются лучше бактерии, водоросли, животные. Реки впадающие в озеро несут большое количество глинистых и илистых частиц. Течения все это выносит в открытый Байкал. Однако озеро представляет собой отстойник, где даже мельчайшие примеси оседают на глубокое дно Байкала.

Байкал – это проточное, или сточное озеро. Более 300 рек несут в него свои воды. И лишь единственная Ангара вытекает из озера. Впадая в Енисей, она соединяет Байкал с Северным Ледовитым Океаном.

Почему вода в Байкале пресная? Наполняется поверхностными водами рек, в которых мало солей. Дно этих рек выстлано кристаллическими породами, труднорастворимыми

Сколько же воды в Байкале? В огромной котловине – 23000 куб. м. воды, это 20 % мировых запасов пресной воды. Если бы на Земле вдруг исчезли все источники питьевой воды и остался только один Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить почти полвека, расходуя в день на человека столько воды, сколько сейчас расходуют люди в крупных городах.

Байкал обладает самым богатым разнообразием живых существ, которых насчитывается более 2600 видов, они в процессе жизнедеятельности поддерживают чистоту и высокое качество воды озера и делают её «живой водой».

Эндемики Байкала – виды животных или растений, встречающихся только здесь. В Байкале на всех глубинах есть жизнь. От самой поверхности до максимальных глубин и даже в толще донных осадков, в самых глубоких впадинах живут разнообразные водные организмы, в том числе рыбы.

Простейшие одноклеточные организмы – зоопланктон; многоклеточные – губки (фильтраторы), байкальские черви, двукрылые насекомые, мягкотелые, моллюски.

Рыбы – омуль, хариус, осетр, таймень, голомянка(тает на солнце), налим, бычок и многие другие.

Млекопитающие – нерпа.

Звучит «Песня о Байкале», дети смотрят слайды.

Ведущий: И сегодня вы увидите и услышите старинную легенду о Байкале и его дочери Ангаре.

Звучит музыка «Море», выходит Байкал.

Байкал: Меня зовут Байкюлем,

Байкюлем и Бэйхаем.

И мне дано немало

Таинственных имен.

В преданьях и легендах

Байкал старик суровый

А я на самом деле

Задорный, молодой.

И неспроста шумливый,

Порывистый, веселый

Ведь я живой наполнен

А не простой водой.

Усаживается на трон. Следом тихо выходит Шаман и садится рядом с Байкалом.

Ведущий: Сегодня на берегу Байкала

Мне легенду тайга рассказала.

Легенда – о могучем Байкале-отце,

Царившем когда-то

В сибирской тайге.

Дочь была у него лишь одна —

Славилась красотою она.

Живя в любви, не зная горя,

С Байкалом — батюшкой не споря,

Царевна Ангара росла,

Все хорошела и цвела.

Под музыку выходит девочка Ангара.

Ангара: Я, царица сверкающих вод

Я, красавица дикого края,

Мчатся воды мои все вперед

Быстро к северу, гордо сияя.

Ангара с девочками танцует танец «Реченька».

Ведущий: Любуясь собственною дочкой

И днём, и даже тёмной ночкой,

Старик мечтать стал неспроста

Выдать замуж ее за богатыря.

Байкал: Объявляю богатырский турнир,

Чтобы выбрать лучшего на весь мир.

Ведущий: Явились к Байкалу витязи добрые,

Статные, смелые, самые ловкие.

Звучит музыка, выходит мальчик-Иркут, в руках сундучок.

Река Иркут: В чистых струях Иркута

Сказки гор несет вода.

Прими, батюшка Байкал,

Дар бесценный гордых скал.

Мальчик-Иркут достает из сундука голубой шарф и отдает его Байкалу в дар.

Байкал накидывает его на плечи Ангаре-девочке.

Звучит музыка, выходит 2-ой богатырь — Река Баргузин, в руках шкатулка с бусами.

Я — река Баргузин,

Я — река Богатырь.

Много во мне чистейшей воды и сил.

Я пришёл Ангару покорить,

Богатством бесценным ее одарить.

Отдает шкатулку Байкалу.

Вновь звучит музыка, выходит 3-ий богатырь с маленькой шкатулкой в руках.

Есть много рек неугомонных, буйных, диких.

У рек — у каждой свой характер, глубь и ширь

Они, как люди – не бывает рек безликих!

Лик Енисея — Ясноокий Богатырь.

Отдает шкатулочку Байкалу.

Байкал: Ну, богатыри, покажите свою силу и удаль.

Исполняется «Танец рек-богатырей».

Богатыри выстраиваются перед Байкалом.

Енисей дарит Ангаре цветок.

Все победы для тебя,

Синеокая Ангара.

Дарю тебе цветок красивый,

Хочу назвать своей любимой.

Ангара сбрасывает шарф, который ей надел Отец-Байкал, подарок Иркута, и принимает дар Енисея.

Баргузин машет рукой и уходит.

Байкал: Вот что, дорогая дочь моя!

Лучше жениха, чем Иркут,

Тебе не найти.

За него ты и должна замуж пойти.

Ведущий: Но красавица Ангара воспротивилась воле отца.

Ангара: Не надо мне его,

Лучше до старости буду одна.

Байкал: Ах, так! Уходи с глаз моих прочь,

Непокорная дочь.

Девочка-Ангара отходит в сторонку.

Ведущий : И приказал шаману Байкал:

Байкал: Не пускай Ангару из дома!

Глаз с нее не своди,

И строго за ней следи.

Танец Ангары и чаек.

За танцем следит мальчик-шаман.

После танца девочки-чайки улетают, Ангара грустит.

Ведущий: Ангара же о прекрасной

Голубой стране мечтала.

О той стране ей чайки белые сказали.

Ангара: Вот бы мне попасть скорей

Туда, где правит Енисей!

Садится рядом с Байкалом.

Выходит Шаман и танцует.

После танца садится рядом с Ангарой.

Ведущий: И вот однажды темной ночью,

Уснул Байкал, усталый очень.

Лишь Ангара не спит, трепещет.

В путь дальний собралась — и точка!

Собирается в путь.

Ангара: Прощай, отец, прости ты дочку.

На фоне плеска волн, Ангара убегает.

Ведущий: Услышав плеск, проснулся и шаман.

Проснувшись, громко закричал:

Мальчик-шаман: Проснись скорей, седой Байкал!

Звучит музыка «Море».

Ведущий: Байкала воды встрепенулись,

Седые брови вверх взметнулись,

Сверкнули молнией глаза,

На небе вспыхнула гроза.

Вскочил с трона взбешенный Байкал

Байкал: Остановись ты, дочь моя,

На старости не покидай меня!

Ведущий: И издали услышал он ответ:

Ангара: Прости, отец!

Но мне покоя нет.

О Енисее лишь мои все мысли,

Люблю его я больше своей жизни!

Ведущий: В дикой злобе Байкал

С горы камень сдвинул,

И Ангаре вдогонку камень кинул.

Байкал бросает камень. (Звучит грозная музыка.)

Ведущий: Упал в исток Шаман — камень,

Порыв любви и сердца пламень.

Напрасно Байкал

Свирепствовал и бушевал,

Взметая волны между скал.

Енисей подбегает к Ангаре, берет ее за руку и уходят на стульчики.

Ведущая: Много лет прошло с тех пор. Скалу, что бросил когда-то в Ангару Байкал, люди прозвали Шаман-камнем. А Енисей и Ангара нашли, наконец, свое счастье.

Уходят вдаль, бегут века-

Но и сейчас бежит река.

Поет всем песни Ангара-

Пусть их запомнит детвора!

Танцевальные движения девочек под песню «По Ангаре»

Ребенок: Ну а ты, Байкал могучий,

Не скучай о дочке непослушной.

Мы тебя все любим и утешим,

Частушками потешим.

1. На Байкале мы родились,

На Байкале мы живем.

В детский садик ходим дружно

Здесь частушки пропоем.

2. Батюшка ты наш, Байкал,

Кто седым тебя назвал?

Весь сияешь красотой

Сильный ты и молодой.

3. У Байкала вся вода

Чистая, прозрачная,

Ах, была б моя судьба,

Светлая, удачная.

4. Возле гор Хамар-Дабана,

У великого Байкала,

Мы привольно так живем,

И танцуем, и поем.

Ведущий: О чем грустишь, Байкал любимый,

О чем вздыхает твой прибой?

Иль кто-то злой, неумолимый

Порой глумится над тобой?

И мне Байкал вздохнул в ответ:

Байкал: Я жил на свете тыщи лет,

Никто меня не обижал,

Напротив, каждый уважал…

Но за последние полвека

Не узнаю я человека!

Как будто чистая водица

Ему вовек не пригодится.

Дети подбегают все к «Байкалу» (персонаж)

1 Ребенок: Байкал один на всей планете,

Другого просто не дано…

Мы все твои, Байкал мой, дети,

И жить с тобой нам суждено.

2 ребенок: Не обижайте, люди, море!

Байкал ведь тоже хочет жить:

Играть волной, с ветрами споря

И людям преданно служить!

3 ребенок: Беречь Байкал святое дело:

Его судьба – у нас в руках

Сама природа нам велела

Чтоб жил Байкал родной в веках.

Ведущий: И верю я: Байкалом будет

России слава прирастать!

И нам потомки не забудут

За это должное воздать.

Звучит песня Славное море — священный Байкал».