В Индию за просветлением: жизнь в ашраме. Ашрам - что это такое в Индии? Ашрам индия как попасть

Самый распространенный вариант – «место без боли», где «а» – префикс отрицания, «шрам» – страдание. Изначально данное слово трактовалось как местопребывания древнеиндийских отшельников и мудрецов, которые искали уединения в диких лесах или на горных просторах. Современный индуизм имеет несколько другую номенклатуру. Сейчас упомянутый термин обозначает специальную религиозную коммуну, направленную на спокойствие и избавление от негатива всех ее членов.

Индийские Ашрамы: в чем их суть

В такие общины приходят те, кто устал от мирской суеты или пребывает в непрерывном поиске своего «Я». Здесь основой жизни выступают:

  • совершение ритуалов;
  • чтение молитв;
  • практика медитаций;
  • повторение мантр;
  • изучение священных писаний;
  • следование пути йоги;
  • осуществление посильного труда.

Все это делается с целью духовного обновления и всестороннего развития каждого участника. Помимо ознакомления с культурными традициями, приобщения к ведическим текстам и музыке, в программу входят встречи и разговоры с Учителем. Собственно, ради них многие и приезжают в ашрамы Индии. Таким образом, коммуны в первую очередь являются спиритуальными местами, где под надзором лидера или гуру люди практикуют различные методики внутреннего совершенствования.

Правила проживания

Обыденный для членов общин уклад удивителен и может показаться непривычным. В каждом из ашрамов распорядок дня имеет свои отличительные особенности, но главной среди них всегда остается строжайшая дисциплина. В основном соблюдаются такие предписания:

  • 4 утра – подъем, бхаджаны (религиозные песнопения) и гимн восходящему солнцу;
  • после 6 – арати (коллективный огненный ритуал);
  • днем – даршаны, медитация, лекции, сатсанги, и проч.;
  • вечером – поклонение божеству (пуджи).

Перед тем, как попасть в ашрам, следует позаботиться о приобретении белой робы (сари либо пенджаби), иногда – бордовой. Больше ничего не понадобится, кроме предметов личной гигиены. Также необходимо учесть, что в коммунах наложено табу на мясные продукты, алкогольные напитки, табачные изделия. Коллектив неукоснительно соблюдает ЗОЖ и вегетарианское питание.

Еще в большинстве общин практикуют социально полезный труд. Никто никого ни к чему не принуждает – все происходит добровольно. Такая деятельность называется карма-йога. Данный термин обозначает качественное выполнение обязанностей, которое не нацелено на достижение результатов. Все это касается исключительно дальневосточных организаций. Зарубежные (например, ашрам Шамбалы) устроены совершенно иначе и несут негативный оттенок.

Особенности и разновидности

На территории Индии в среднем насчитывается несколько тысяч подобных духовных сосредоточений. Есть и строгие классические места, и вполне демократичные. Если первые полностью посвящены религиозным практикам, то вторые нацелены на привлечение туристов.

К традиционным относятся йога-ашрамы. В их программе проживания упор делается на асанах. Изучение священных текстов находится на втором плане – ему отводится минимум общего времени. Такие коммуны сосредоточены в основном в Ришикеше. Типичные индийские ашрамы располагают аскетичными спартанскими условиями: матрасы прямо на полу, спальни на 5-10 человек. Туристам предлагается совершенно другая обстановка: современные масштабные культурные центры с гостиницами и всеми благами цивилизации.

Например, всемирно известная организация Ошо изначально была классической общиной. Сейчас она считается международным медитационным курортом и вмещает:

  • бары с безалкогольными коктейлями;
  • холлы для конференций;
  • танцевальные клубы;
  • университетские помещения;
  • интернет-залы;
  • доступное книгохранилище.

Здесь есть и самое главное, что делает все ашрамы Индии духовными пристанищами – просветленный гуру, который несколько раз в сутки общается с паломниками. Так или иначе, даже в подобном, казалось бы, суетливом месте можно отрешиться от цивилизации и всерьез заняться самосовершенствованием и самопознанием.

Карма-йога в развитых коммунах бывает очень интересна. Она включает:

  • уход за животными;
  • работу в оранжерее;
  • присмотр за огородом;
  • преподавание в школе.

Умение безвозмездно трудиться и помогать другим – путь к духовному развитию. Тем более, на членах общины держится вся ее инфраструктура.

Как попасть в ашрам

Этот вопрос волнует многих, ведь подобные организации – подходящее место для отдыха от житейских проблем. Если в индийских семьях распространена традиция отправлять детей в ашрам на несколько месяцев, то иностранцам не так просто там оказаться.


Ездить за рубеж к гуру у американцев и европейцев стало популярно после 1968 года, когда «Биттлз» посетили Махариши. Чтобы побывать в классической коммуне, не обязательно заранее записываться в очередь – зачастую есть места для каждого. Там разрешают селиться на любое время: несколько недель, месяцев, лет. Естественно, не стоит путать духовные индийские общины и сектантские организации, похожие на ашрам Шамбалы – это разные вещи.

С современными крупными заведениями необходимо созваниваться или списываться – у них есть сайты, где указаны номера телефонов. В центрах следует оплачивать занятия йогой, койко-место гостиницы или общежития. Есть пункты без определенных расценок – каждый вносит пожертвования, которые обычно не слишком большие. Таким образом, в зависимости от условий стоимость проживания составляет 2-60 долларов в сутки.


Ашрам – место, где стоит побывать

Каждый человек, который становится на путь поиска внутреннего «Я», хотя бы раз в жизни задумывается о посещении лекций какого-нибудь известного гуру. Такую возможность предлагает ашрам. Популярность подобных организаций неукоснительно растет. Сюда съезжаются, чтобы спастись от существующих проблем внешнего мира, получить новые знания, погрузиться в изучение постулатов религии и просто разобраться в себе. И это, определенно, помогает.

4 часа назад, ram108 сказал:

Саи Рам. Полагаю, что это понятие не относится к религиозным традициям. Искушения - это те ловушки (как говорит Свами в коротком послании "Если ты сказал Мне "да"), которые расставлены для ума и эго, чтобы в них увидеть степень отождествления с телом и умом и разобраться, насколько чувства управляют человеком, и насколько он привязан к чему-либо (в данном случае - к комфорту).

Искушения так же помогают понять род предпочтений обусловленного "я": например, дхармичны они или нет. Ведь бывает, что ища комфорт, мы можем нарушить существующие предписания и правила (даже проживая в ашрамах и иных святых местах, просто пренебречь ими во имя своего удобства).

Замечу на всякий случай, что удобство и комфорт - такое же искушение, как и их отсутствие. Важно иное: чем мотивировано наше пребывание в тех или иных условиях, что это питает в нас, что "вскрывает" как спрятанное от самих себя.

Искушения - тончайший инструмент... Однажды попалось такое стихотворение:

Когда в тебе любовь и тишина,
То всё вокруг напоминает вечность,
Как звёздную ночную бесконечность.
Когда внутри покой и ты одна.
И думаешь, что вот, я - хороша.
Я победила страсти и сомненья,
Преодолела злобу и гоненья,
И у меня чистейшая душа.
Но стоит помешать твоей тиши,
Лишив тебя комфорта и удобства,
То вылезает всё твоё уродство
Наружу. И давай вокруг крушить…

У Свами есть притча "Богатство - смертельное искушение", где сказано, что желание повышать жизненный уровень – это жажда, которую никогда не утолить. Она ведёт к бесконечной погоне за чувственными удовольствиями, умножает потребности, глубже и глубже вовлекает в беспокойство.

Когда жильё в ашраме становится благоустроенней, то в этом есть и забота Господа о преданных, и новое искушение для них. Комфортное существование тела может притуплять те тончайшие движения души, которые животворят и пробуждаются в как будто бы неблагоприятных условиях. И ничто не мешает радоваться в шеде или в номере без горячей воды и размышлять там о Господе и Его Даршане...

Бывая в ашраме, приходилось наблюдать удивительные метаморфозы сознания: от крайнего недовольства тем, куда Свами поселил, до возникшего потом бесконечного чувства благодарности за это. Благодарность за комфортное жильё - чувство вполне естественное. Благодарность, спонтанно рождающаяся из пребывания в неудобстве, - Его бесценный дар.

Спасибо Свамичке за все искушения и за всю заботу!

И в финале - история, рассказанная Свами в притче о том самом смертельном искушении, упомянутая выше... История о наших предпочтениях, которые мы можем основательно прятать от самих себя, но Свами всегда находит способ показать нам всё скрытое...

Однажды Лакшми, богиня богатства, и Нараяна (Вишну), её повелитель, поспорили: кого из них больше ценят среди людей. Они решили установить это путём эксперимента. Лакшми спустилась на землю как духовная наставница. Когда люди омывали ей ноги, поклонялись ей и подносили жертвенное угощенье, тарелки и сосуды, которыми пользовались преданные, превращались в золото! Её повсюду приветствовали, собирались огромные толпы людей, и везде видны были груды медной, латунной и алюминиевой посуды. Тем временем Нараяна тоже появился на Земле как толкователь священных текстов. Он раскрывал собравшимся людям пути к счастью и радости, начертанные святыми мудрецами. Но люди, узнав, что Лакшми превращает простой металл в золото, предпочли её общество, не обращая внимания на учение Нараяны. Его попросту выставляли из городов и деревень, где появлялась Лакшми, поскольку его проповеди отвлекали от участия в сулящих богатство пуджах во славу Лакшми.

Самый распространенный вариант – «место без боли», где «а» – префикс отрицания, «шрам» – страдание. Изначально данное слово трактовалось как местопребывания древнеиндийских отшельников и мудрецов, которые искали уединения в диких лесах или на горных просторах. Современный индуизм имеет несколько другую номенклатуру. Сейчас упомянутый термин обозначает специальную религиозную коммуну, направленную на спокойствие и избавление от негатива всех ее членов.

Ашрам Вальмики

Индийские Ашрамы: в чем их суть

В такие общины приходят те, кто устал от мирской суеты или пребывает в непрерывном поиске своего «Я». Здесь основой жизни выступают:

  • совершение ритуалов;
  • чтение молитв;
  • практика медитаций;
  • повторение мантр;
  • изучение священных писаний;
  • следование пути йоги;
  • осуществление посильного труда.

Все это делается с целью духовного обновления и всестороннего развития каждого участника. Помимо ознакомления с культурными традициями, приобщения к ведическим текстам и музыке, в программу входят встречи и разговоры с Учителем. Собственно, ради них многие и приезжают в ашрамы Индии. Таким образом, коммуны в первую очередь являются спиритуальными местами, где под надзором лидера или гуру люди практикуют различные методики внутреннего совершенствования.

Правила проживания

Обыденный для членов общин уклад удивителен и может показаться непривычным. В каждом из ашрамов распорядок дня имеет свои отличительные особенности, но главной среди них всегда остается строжайшая дисциплина. В основном соблюдаются такие предписания:

  • 4 утра – подъем, бхаджаны (религиозные песнопения) и гимн восходящему солнцу;
  • после 6 – арати (коллективный огненный ритуал);
  • днем – даршаны, медитация, лекции, сатсанги, и проч.;
  • вечером – поклонение божеству (пуджи).

Ашрам Каши

Перед тем, как попасть в ашрам, следует позаботиться о приобретении белой робы (сари либо пенджаби), иногда – бордовой. Больше ничего не понадобится, кроме предметов личной гигиены. Также необходимо учесть, что в коммунах наложено табу на мясные продукты, алкогольные напитки, табачные изделия. Коллектив неукоснительно соблюдает ЗОЖ и вегетарианское питание.

Еще в большинстве общин практикуют социально полезный труд. Никто никого ни к чему не принуждает – все происходит добровольно. Такая деятельность называется карма-йога. Данный термин обозначает качественное выполнение обязанностей, которое не нацелено на достижение результатов. Все это касается исключительно дальневосточных организаций. Зарубежные (например, ашрам Шамбалы) устроены совершенно иначе и несут негативный оттенок.

Особенности и разновидности

На территории Индии в среднем насчитывается несколько тысяч подобных духовных сосредоточений. Есть и строгие классические места, и вполне демократичные. Если первые полностью посвящены религиозным практикам, то вторые нацелены на привлечение туристов.

К традиционным относятся йога-ашрамы. В их программе проживания упор делается на асанах. Изучение священных текстов находится на втором плане – ему отводится минимум общего времени. Такие коммуны сосредоточены в основном в Ришикеше. Типичные индийские ашрамы располагают аскетичными спартанскими условиями: матрасы прямо на полу, спальни на 5-10 человек. Туристам предлагается совершенно другая обстановка: современные масштабные культурные центры с гостиницами и всеми благами цивилизации.

Например, всемирно известная организация Ошо изначально была классической общиной. Сейчас она считается международным медитационным курортом и вмещает:

  • бары с безалкогольными коктейлями;
  • холлы для конференций;
  • танцевальные клубы;
  • университетские помещения;
  • интернет-залы;
  • доступное книгохранилище.

Ришикеш

Здесь есть и самое главное, что делает все ашрамы Индии духовными пристанищами – просветленный гуру, который несколько раз в сутки общается с паломниками. Так или иначе, даже в подобном, казалось бы, суетливом месте можно отрешиться от цивилизации и всерьез заняться самосовершенствованием и самопознанием.

Sri Aurobindo Ashram

Карма-йога в развитых коммунах бывает очень интересна. Она включает:

  • уход за животными;
  • работу в оранжерее;
  • присмотр за огородом;
  • преподавание в школе.

Умение безвозмездно трудиться и помогать другим – путь к духовному развитию. Тем более, на членах общины держится вся ее инфраструктура.

Ашрам Вишва Шанти

Как попасть в ашрам

Этот вопрос волнует многих, ведь подобные организации – подходящее место для отдыха от житейских проблем. Если в индийских семьях распространена традиция отправлять детей в ашрам на несколько месяцев, то иностранцам не так просто там оказаться.

Ездить за рубеж к гуру у американцев и европейцев стало популярно после 1968 года, когда «Биттлз» посетили Махариши. Чтобы побывать в классической коммуне, не обязательно заранее записываться в очередь – зачастую есть места для каждого. Там разрешают селиться на любое время: несколько недель, месяцев, лет. Естественно, не стоит путать духовные индийские общины и сектантские организации, похожие на ашрам Шамбалы – это разные вещи.

Саптариши Ашрам, Харидвар

С современными крупными заведениями необходимо созваниваться или списываться – у них есть сайты, где указаны номера телефонов. В центрах следует оплачивать занятия йогой, койко-место гостиницы или общежития. Есть пункты без определенных расценок – каждый вносит пожертвования, которые обычно не слишком большие. Таким образом, в зависимости от условий стоимость проживания составляет 2-60 долларов в сутки.

Ашрам – место, где стоит побывать

Каждый человек, который становится на путь поиска внутреннего «Я», хотя бы раз в жизни задумывается о посещении лекций какого-нибудь известного гуру. Такую возможность предлагает ашрам. Популярность подобных организаций неукоснительно растет. Сюда съезжаются, чтобы спастись от существующих проблем внешнего мира, получить новые знания, погрузиться в изучение постулатов религии и просто разобраться в себе. И это, определенно, помогает.

Vishalakshi Mantap

Список ашрамов в Индии

Имя Название Место, штат
Сатья Саи Баба Ашрам «Прашанти Нилайям» Путтапарти (А.П.)
Сатья Саи Баба Ашрам «Бриндаван» Вайтфильд (Карн.)
Сатья Саи Баба Резиденция Кодайканал (Т.Н.)
Сатья Саи Баба Ашрам «Дхармакшетра» Бомбей
Сатья Саи Баба Международный центр Дели
Ширди Саи Баба Самадхи и храм Ширди (Мах.)
Ширди Саи Баба Храмовый комлекс Мадрас
Шри Ауробиндо Ашрам Пондичерри (Т.Н.)
Мать (Мирра Альфаса) Матримандир Ауровиль (Т.Н.)
Бабаджи Хайдакхан Ашрам Хайдакхан (Ут.)
Рамана Махарши Ашрам Тируванамалаи (Т.Н.)
Ошо (Раджниш) Ашрам Пуна (Мах.)
Ошо (Раджниш) Ашрам «Тапобан» Катманду (Непал)
Йогананда Ашрам Ранчи (Бих.)
Далай-Лама ХIV Резиденция Дхарамсала (Х.П.)
Шивананда Ашрам Ришикеш (Ут.)
Шивананда Ашрам Тривандрум (Кер.)
Айенгар Ин-т йоги Пуна (Мах.)
Кришнамачарья Ин-т йоги Мадрас (Т.Н.)
Паттабхи Джойс Ин-т йоги Майсур (Карн.)
Сатьянанда Ашрам Монгир (Бих.)
Амма (Амрита Анандамайя) Ашрам «Амритапури» Валликаву (Кер.)
Шри Шри Рави Шанкар Ашрам Бангалор (Карн.)
Ганапати Сатчитананда Ашрам Майсур (Карн.)
Шри Матаджи Ашрамы Дели и Бомбей
Кальки Ашрам Сатьялока (Т.Н.)
Гурумайя Ашрам Ганешпур (Мах.)
Николай Рерих Междун. траст, имение Нагар (Х.П.)
Елена Рерих Самадхи и чортен Калимпонг (З.Б.)
Святослав Рерих Самадхи и галерея Бангалор
Елена Блаватская Теософский центр Адьяр, Мадрас
Мать Тереза Миссия Калькутта
Махеш Йоги (Махариши) Ашрам Ришикеш (Ут.)
Рамакришна Штаб-квартира миссии Белур (З.Б.)
Вивекананда Комплекс Каньякумари (Кер.)
Шакарачарья Место рождения Калади (Кер.)
Шакарачарья Самадхи Кедарнатх (Ут.)
Мадхавачарья Место рожд. и просветления Удупи (Карн.)
Шри Чайтанья Место рождения Навадвипа (З.Б.)
Свами Прабхупада Самадхи Вриндаван (У.П.)
Праджапита Брахма – Дада Лекхрадж (Брахма Кумарис) Миссия и ашрамы Маунт Абу (Радж.)
Махатма Ганди Ашрам Вардха (Мах.)

В современном мире наблюдается тенденция к стремлению земного населения к духовному . Именно за таким развитием, в поисках внутреннего «Я» и для уединения от окружающей суеты многие отправляются в индийские ашрамы, которые с каждым годом набирают все больше популярности.

В данной статье мы попробуем разобраться, что же это такое ашрам и каково его предназначение.

Суть и предназначение

В словарях встречается достаточно много вариантов перевода слова «ашрам» с санскрита, среди них следующие: «защита», «обитель затворников», «труд», «уединение». Но самым распространенным и точным считается - «место без боли» , где «шрам» переводится как страдание, а префикс «а» используется для обозначения отрицания на санскрите.

Во времена Древней Индии слово «ашрам» употреблялось для наименования места, в котором проживали мудрецы-отшельники, уединяясь в горных или лесных местностях. Но со временем данное понятие обрело другой смысл.

В современном понимании ашрам - это духовная коммуна с религиозным направлением, где люди собираются для проведения под непосредственным руководством наставника или гуру.

Со всех уголков мира в такие индийские общины съезжаются люди за просветлением. Особенно популярны эти места среди практикующих . В целом же ашрамы - это индийский аналог .

  • чтение молитв;
  • изучение священного писания;
  • выполнение ритуальных действий;
  • изучение пути и следование ему;
  • повторение ;
  • посильный .
Все перечисленные занятия применяются с целью духовного развития, просвещения и освобождения от мирских проблем. Помимо них, в ашрамах также проходят на постоянной основе встречи с духовным наставником, которые проходят в разговорной форме. Именно ради таких бесед многие люди и приезжают в такого рода коммуны.

Особенности правил проживания

Уклад жизни в индийском ашраме отличается насыщенностью и строгой дисциплиной. Так что отдых в привычном режиме в общине вас точно не ждет. Естественно, каждый ашрам имеет свои особенности проживания и свой режим, но все же среди них есть общие наиболее важные предписания:

  • 4 утра - подъем с последующими песнопениями религиозного характера (бхаджаны) и гимном, посвященном .
  • С 6:00 - пение всем коллективом общины.
  • На протяжении дня проходят лекции, встречи с гуру, даршаны, сатсанги, общественно полезный труд и др.
  • Вечером - огненные ритуалы, целью которых является поклонение божеству (пуджи).
  • 21:00-22:00 - отбой.

Также следует учесть, что большинство ашрамов предоставляют лишь минимально необходимые удобства для проживания, некоторые из них даже шокирующие. Если же внутренние условия вас не устраивают, то можно жить за его пределами, к примеру, в гестхаусе или отеле. Также перед поездкой в индийскую коммуну позаботьтесь о покупке робы белого цвета (сари или пенджаби), для некоторых общин - бордовой.


Что касается общественно полезного труда, то он носит исключительно добровольный характер, здесь нет принуждения к работе. Такой вид занятий имеет название «карма-йога».

Разновидности

В целом на территории Индии находится более тысячи ашрамов, среди которых принято различать классические религиозные общины и туристические.

  1. Традиционные йога-ашрамы - это обитель мудрости, где вся жизнь постояльцев, которые в нем находятся, ориентирована полностью на занятия и духовные практики. Такие коммуны больше подходят для людей, которые профессионально практикуют и , и для них важно попасть в среду единомышленников. При этом изучение священных писаний здесь отводится на второй план. Такие центры не ориентированы на туристов, и поэтому условия проживания в них в основном аскетичные. Комнаты рассчитаны на 6-10 человек, а сами спальные места расположены прямо на полу. Однако туалеты и обязательно присутствуют даже в самом скромном общежитии. В таких ашрамах желающие отрешиться имеют возможность практиковать абсолютное молчание, для этого им выдают специальный значок.
  2. Для туристов же созданы коммуны с более демократичными правилами и комфортабельными условиями для проживания. Число ашрамов в Индии постоянно увеличивается, поскольку с каждым годом количество туристов, посещающих места духовного просветления, постоянно возрастает. Наиболее популярные общины по своей инфраструктуре больше напоминают культурные центры, при которых имеются даже гостиницы. Так, наиболее известный ашрам Ошо носит статус медитационного курорта. На его территории расположены библиотека, конференц-залы, университет, бары с безалкогольными напитками, интернет-холлы и даже дискотеки. Однако даже в туристических коммунах есть самый главный атрибут - гуру, который ежедневно встречается с паломниками для общения.

Самые популярные

Все индийские ашрамы расположены на юге Индии. Среди них можно выделить пять наиболее популярных среди туристов.

Важно! Обязательным условием для того чтобы попасть в ашрам Ошо, является наличие справки об отрицательном тесте на СПИД.

Он находится в штате Махараштра городе Пуна. Для того чтобы попасть на его территорию, необходимо приобрести пропуск стоимостью 550 рупий, что равно 10 долларам США. Данный пропуск дает возможность принимать участие в дня. В целом месяц проживания в ашраме Ошо включительно с оплатой жилья составляет от 600 до 2000 долларов.

Здесь желающие могут посвятить себя не только медитациям и , но и пройти курс . Но если вы хотите уединиться от окружающего мира и побыть наедине с собой и , то ашрам Ошо - не самое подходящее для этого место.

Корегаон парк, где он расположен, считавшийся еще несколько десятилетий назад зеленой зоной, сейчас имеет совсем другой вид. Многоэтажные жилые дома, офисы и гостиницы, как грибы, разрастаются вокруг коммуны. А сам город Пуна на сегодня считается крупным промышленным центром с численностью населения свыше 10 млн человек. Но все же для последователей учения Ошо этот храм считается святым местом, и отзывы о нем только положительные.

Эта община находится в штате Тамил-Наду городе Пондичерри. Ашрам Ауробиндо создавался как отдельный духовный город. На сегодня численность проживающих в нем людей составляет более 2 тысяч человек. Здесь все равны, и программ или , разработанных специально для туристов, нет. Свобода вероисповедания и поиск являются его ключевыми целями деятельности.

Главной достопримечательностью этого места считается огромная сфера с залом для внутри - Матримандир. Стоимость проживания здесь варьируется от 2 до 12 долларов в сутки в зависимости от условий.

Этот известный ашрам находится в городе Мадрас, штат Тамил-Наду. Поселение здесь возможно исключительно по предварительной записи. Данная община действует под девизом: « должна быть доступна всем и каждому». Для постояльцев храма доступны наставления и индивидуальные консультации по и , пение ведических гимнов, а также уроки и .

Фонд «Искусство Жизни».

Месторасположение этого храма находится в штате Карнатака в городе Бангалор. Стоимость проживания здесь составляет 4-12 долларов в сутки. Обучение оплачивается отдельно. Вводный курс продолжительностью в 3 дня стоит 10 долларов, а курс для продолжающих - 20 долларов.туристов .

Для проживания здесь предоставляются комнаты на 2-4 человека стоимостью всего 2 доллара в сутки. Но остановиться в этой коммуне разрешается не более чем на 60 дней. Огромное количество людей приезжает в это место в надежде увидеть собственными глазами чудеса, которые свершает духовный гуру.

Знаете ли вы? Среди посетителей храма Саи Бабы очень много знаменитостей, в числе которых и Стивен Сигал.


Как попасть

Попасть с большинство традиционных индийских ашрамов не составляет особого труда. Предварительной записи в основном не требуется, поскольку в коммунах такого рода место найдется каждому нуждающемуся. Однако любую дальнюю поездку лучше спланировать заранее. И сделать это совсем не сложно, поскольку у всех масштабных и наиболее популярных общин есть собственные сайты, остальные имеют данные в Интернете в виде номера телефона или электронной почты.

Естественно, все это не бесплатно. В большинстве коммун следует оплачивать курс , после чего за вами закрепляется койко-место. В некоторых же центрах место ночлега оплачивается отдельно. Есть и ашрамы, которые не имеют определенных расценок, но в день поселения вас попросят внести пожертвование в пользу коммуны, размер которого обычно оглашается. Как правило, сумма не является большой. В целом стоимость проживания в индийских ашрамах варьируется от 2 до 60 долларов за сутки проживания.

Человеку, нуждающемуся в духовном развитии, уставшему от обыденной суеты и стремящемуся изменить себя и свою жизнь к лучшему, обязательно следует посетить индийский ашрам. А благодаря их количеству и разнообразию абсолютно каждый сможет подобрать наиболее подходящее место для себя. Моя поездка в ашрам Саи Бабы в Путтапарти, что в 160 км севернее Бангалора, началась задолго до самой поездки – примерно за четыре года. Тогда я впервые услышала имя Саи Бабы и стала искать информацию об ашраме в интернете. Денег тогда еще не было, но я подумала - если суждено поехать, то и деньги найдутся. Все так и случилось. Перед поездкой много читала про Индию в интернете, так что я заранее знала, шаг за шагом, куда пойду, где остановлюсь...

Прилет в Дели

Билет из Петербурга до Дели и обратно Finnairом в январе 2009 года обошелся мне в 20 тысяч рублей. Прилетев в международный аэропорт в Дели сначала нужно поменять доллары на рупии – максимум 100 долларов, потому что курс здесь не очень выгодный. Менять рекомендую только в State Bank of India – там не берут проценты за операцию. В зале аэропорта несколько стоек от разных банков – найдите этот, спросите у полицейских – они подскажут.

Самолеты теперь прилетают в новый третий терминал, там нет кассы для иностранцев. Поэтому придется покупать билеты на поезд в кассе для иностранцев на вокзале напротив Майнбазара. Проблема в том, что бы найти зту кассу. ВСЕ индусы в сговоре, никто не покажет правильный путь, а будут сажать на рикшу и отправлять в лавки к своим братьям и друзьям. Будут говорить, что офис перееxал. И вот в такой левой лавочке за билет просили более чем в 10 (десять!) раз больше номинала - 130 долларов вместо 12.

Так что ищите кассу для иностранцев сами, она в белом здании на втором зтаже. Пока стоите в очереди нужно заполнить бумажку, которую можно взять на тсоликах. На этой бумажке нужно написать куда и откуда едешь (например, New Delhi – Prashanthi Nilayam) и желаемый класс вагона.


День в Дели

Таксист за 270 рупий довёз меня до Майн базар (улочка дешёвых отелей), отель Стар Палас. Можно и любой другой отель, там их много, но я вычитала про этот и планы не меняла. Комната на одного человека обошлась мне в 300 рупий (примерно 200 рублей). Но люди и на трех человек брали номер за 360 рупий.

Знание английского, хотя бы самое незатейливое, очень облегчит поездку. Особенно, если путешествовать в одиночку, как я. Поезд отправлялся вечером и было время побродить по Майн Базару, поесть, поглазеть. Сразу поражает обилие нищих и их многочисленные попытки вытянуть из тебя милостыню. Там вообще часто пытаются давить на жалость.

Если хотите, давайте мелочь. Но не больше, чем решите для себя потратить на благотворительность. Потому что дальше вас ждёт почти двое суток (36 часов) в поезде, на каждой остановке в который будут заходить нищие, калеки, дети, мамы с малышами на руках, и все будут просить деньги.Я наблюдала за самими индусами, вернее за одной семьёй, которая ехала рядом. Жена изредка подавала 1-2 рупии, если у неё оставалось от сдачи. А чаще отрицательно качала головой. Я тоже качала, потому что у меня вообще мелочи не было.

Если до поезда есть несколько часов - побродите по базару, купите фрукты в дорогу - лично я пожалела, что не взяла с собой сушек из России или конфет. Пища не вся знакома, не известно, как отреагирует желудок. Ничего особенно покупать не нужно. Там торговцы навязчивые, очень трудно не попасться на их настойчивые призывы "привет, как дела, заходи, посмотри". Я сдуру купила увесистую килограммовую пачку ароматических палочек. Потом в ашраме их был огромный выбор, дешевле. А эти оказались плохими, рассыпались.

Что взять с собой в ашрам

Скажу немного о вещах, которые необходимы именно для поездки в ашрам. (О том, что взять в Индии см. здесь: ). Много вещей везти с собой не нужно, особенно если едете только в ашрам. Всё можно купить там, в ашраме великолепный и дешёвый шоппинг-центр.

Постельного белья нет ни в поезде, ни в ашраме . Можно взять простынку и какое-нибудь одеяло (я брала спальный мешок, мне он пригодился). В наволочку я засовывала свой скрученный пуховик (я в январе летела), вышла подушка.

Нужна нагрудная сумочка для денег и документов, совсем маленькая и плоская. Она и в ашраме нужна, так как на даршаны с собой ничего приносить нельзя кроме этой сумочки на груди, которую тоже осматривают. Так принято.

На юге в Путтапарте жарко , так что из одежды ничего тёплого или синтетического брать не нужно. Я взяла флисовый спортивный костюм, атласный кокетливый халатик - не пригодилось. Пригодились футболки. в том числе длинная хлопковая, которая служила ночнушкой. Три пары хлопковых носочков пригодились, когда натерла ноги. Ходить там удобно в шлёпках.

В общем, если что-то не взяли, то всё продаётся на Майн Базаре, очень дёшево (пожалуй. кроме удобной обуви). Не забывайте торговаться. Там так принято. Можно скинуть до половины от стартовой цены при умелой торговле.

Отъезд из Дели

От отеля на Майн Базаре до вокзала метров 300, так что можно пройтись пешком. Я взяла рикшу. Зря. Поезд у меня был примерно в 21.10, из отеля лучше выйти минут за 50 - время нужно для того, чтобы сориентироваться на самом вокзале.

Делийский вокзал очень шумный и грязный. По перрону бродят продавцы, продают цепочки с замочками (что бы пристёгивать чемодан) и другие нужные в дороге вещи.

Списки пассажиров вывешены у входа в вагон. Я ткнула билетом в первого попавшегося индуса, он помог мне разобраться, найти нужное место. Сумки мои затолкали под сиденье. Места были боковые.В этих вагонах полки в три ряда, так что народу очень много. Кто свободнее в деньгах, то стоит взять билеты не за 12 долларов, а за 50. Там, видимо, купе. Но я в них не была, рассказать ничего не могу.

Сверху по два огромных вентилятора . Их не включали, поэтому все обитатели верхних полок на них складывали кроссовки. Постоянно по вагону ходили торговцы чая. Весь день был слышен крик "Чай-чай-чай". Чай стоил 5 рупий.

Ещё ходят торговцы едой. Что они продавали, я не понимала. Один раз купила, оказалось, что в пакетике две котлетки и хлеб. Второй раз открыла - оказался рис с чем-то. Он мне не очнь понравился. В это время проползал безногий ребёнок, просил милостыню. У меня не было мелочи, он показал на рис. Я с удовольствием отдала ему, мальчик был доволен.

36 часов в поезде

Индийцы уже в поезде поразили меня тем, что не курят. На остановке выходят за пирожками или водой в бутылках, но не для того, чтобы покурить. И на вообще-то грязном перроне нет окурков. Вообще у вагонов курящих не видела.

Поскольку я знала, что в ашраме ни курить ни пить нельзя, то перед отъездом мне пришлось бросить свою 20-летнюю привычку! И я была довольна, что в тамбурах не курили и не сбивали меня.

Пьяных я тоже не видела. Даже странно: целый вагон мужчин, и ни кто не пил (помните наши поезда?). Играли в карты, оживлённо болтали, ели, присматривались ко мне (я была единственная иностранка в вагоне), пытались завязать беседу…Так как ехала одна, приходилось в туалет ходить на свой страх и риск, оставив чемоданы без присмотра. Брала с собой сумку и бумагу. Туалет там почти как у нас. Не поразил ни чем.

Так как ездила я зимой, а Дели на севере Индии, то в поезде жарко не было. Я так и была в джинсах и свитере, как прилетела. Ночью укутывалась в спальник, пригодился даже пуховик, в котором прилетела. Переодела только обувь. Спрятала зимние сапоги и одела шлёпки. Все 36 часов пути мне было интересно ехать. Смотрела в окно во все глаза, вела дневник. Боялась что-нибудь забыть.

Приезд в ашрам

Через день утром приехали с опозданием на час на станцию Прашанти Нилаям , что обозначает Обитель Высшего Мира. Я не знала, куда ехать дальше, приклеилась к индусу-паломнику. Он ждал друзей. Все вместе мы вышли на остановочку, где они торговались насчёт автобуса. В общем с них взяли по 10 рупий с человека, а с меня - 20 (14-15 рублей). Ехали от вокзала 15-20 км. Я вцепилась в "своего" индуса и боялась потеряться. И зря. Нас подвезли прямо к воротам ашрама.

На входе в ашрам охранник обыскал мои сумки на предмет алкоголя и сигарет. Тут же сделал мне замечание, что на плечах у меня нет шали или шарфа. Нужно уважать законы того места, куда приехала. Так что я ему сказала, что сейчас же куплю.

Гостиница в ашраме

Дальше я пошла искать «аккомодейшн» для размещения. Там все с удовольствием пытаются помочь, так что и для меня нашлась индуска-помощница. Даже сумку помогла донести. На «аккомодешене» мне дали заполнить анкету, я заплатила для начала за два дня и пошла в комнату.

Помещения для жилья там трех видов.
Комната на 3 человека. Если приехали втроём или например пара супружеская (или не супружеская, но говорят, что пара), то их могут поселить вместе при наличии свободных мест. К сожалению, плохо помню, сколько стоит там жильё в день. Где-то рублей 40 наверное.

Комната на 8 человек. Как правило, интернациональная. С туалетом и душем. Там койка в сутки стоит 25 рупий (около 17 рублей). В такой комнате я и жила.

Шеды - длинный ангар с тюфяками на полу примерно на 150 человек. Это когда приезжает много паломников, на праздники, как правило, все комнаты полны, заполняются шеды. Там место стоит в сутки 10 рупий, рублей 6-7. В общем всё очень дёшево.

Как одеваться в ашраме

После заселения я пошла искать себе одежду. В ашраме женщины должны ходить в сари или пенджабе (это штанишки с длинной блузой и обязательным шарфом), плечи должны быть закрыты.

На рынке, как всегда, нищие и торговцы сразу определили новичка. Вначале я была растерянна и одинока. Потом услышала русскую речь и радостно помчалась знакомиться. Моими первыми знакомыми стали две двоюродные сестры из Москвы Галя и Наташа. Гале 70 лет, после инфаркта каждый год ездит в Индию и живёт там по нескольку месяцев. Наташе 53, тоже много зим проводит в Индии. То на море, то в ашраме. Они сразу показали мне тибетское кафе, я впервые попробовала сок папайи с лимоном, густой как каша, вкусный невероятно. Потом уже я чуть ли не ежедневно покупала папайю по 10 рупий за штучку размером с дыню. Хватало на двоих.

С моими новыми знакомыми мы присмотрели и мой первый индийский наряд: весёленькие оранжевые штанишки, длинную, как платье, блузу в оранжевый цветочек и такой же расцветки шаль. Для своего первого даршана, я была готова.

Даршан

Мандир, это такая церковь под навесом , как веранда, только очень большая. Постоянно на даршан приходит до 5 тысяч человек. Даршан в переводе - это лицезрение, когда в мандире появляется Свами. Он сейчас не каждый раз выходит. Когда особые праздники, то паломников намного больше, в мандире, наверное, и 10 тысяч помещается. Все сидят на полу строгими рядочками, что бы всем хватило места. За этим следят севадалы. Тесненько, но дружненько.

Мне объяснили, во сколько и куда нужно приходить на вечерний даршан, и я к 5 часам пошла в «мандир». Там меня снова обыскали (как и всех остальных каждый раз) и нашли телефон. С ним нельзя. Также как и с фотоаппаратом и некоторыми другими вещами. Девушка повела меня в камеру хранения. Я сдала телефон и снова пошла в мандир.

И каким-то невероятным образом меня отвели в баджан-холл - это такая церквушка, куда помещается не очень много народу. Если в мандире приблизительно 5 тысяч человек сидит, то в баджан-холл отводят всего человек 150. Каким образом выбирают туда людей, я так и не поняла. Только позже я узнала, что некоторые там не были ни разу во время даршана. Так что мне сильно повезло, причем и на следующий день утром я снова была отобрана из нескольких женщин и снова попала туда.

После даршана я встретила своих новых знакомых Галю с Наташей. Они спросили, каково моё первое впечатление. Я сказала разочарованно, что надеялась почувствовать мощнейшую энергию, типа как палец в розетку или стакан водки залпом.. Они успокоили, что все по-разному чувствуют.

Зато на следующий день во время баджанов у меня безудержно катились слёзы. Я ничего не могла с этим поделать. И эта чистка продолжалась долго. Я узнала, что чистит там многих. Не только слезами. Заболевают физически. Как, впрочем, и я. Я тоже поболела дня три. Даже не ходила на даршаны, а вся итернациональная комната меня лечила.

О медицинской помощи и севадалах
Рядом с ашрамом есть бесплатная больница, каждый может туда обратиться и получит квалифицированную помощь от международного персонала. Прекрасные врачи из разных стран выполняют добровольно взятое на себя бескорыстное служение - севу. В ашраме любой может помочь в столовой или выполнить какую-либо другую работу. Все повара в столовых - севадалы из разных стран. Охранниуи - тоже севадалы. Севадалы - это те, кто исполняет бескорыстное служение, севу.

Питание в ашраме

На территории ашрама есть три столовые.
Индийская (южная),
самая дешёвая, там едят руками. Мне очень понравилось.

Пенджабская (северная), там тоже очень дёшево и вкусно, но уже есть ложки. Целый поднос вкуснейшей еды, да ещё со сладостями и кефирчиком у меня получался рупий на 25 (это рублей 17).

Европейская , там дороже. Многие европейцы, конечно, кушают там. Я там ела только проростки по 3 рупии порция, вкусно и полезно

Еда в ашраме сугубо вегетарианская. Но я бы не поняла, если бы ела с закрытыми глазами. Много острой приправы, мне это нравилось. А вначале я очень боялась остаться без мяса. Ничего, привыкла, потом дома ещё месяца два мясо не могла есть. Думала, стала вегетарианкой.

Ещё там продают вкусное мороженое, пирожки потрясающие, даже пепси есть для "извращённых" иностранцев, что бы не чувствовали себя ущемлёнными. В отдельных ларёчках, там, где пирожки и мороженое, на улице в бутылочках продают пепси. Причём не дорого, как всё там.

Стоимость жизни

Магазин, шоппинг-центр работает с утра для женщин, после обеда для мужчин. Там во многих местах женщины и мужчины не вместе: в «мандире», в столовой, даже в библиотеке. Даже не знаю, почему. Слышала предположение, что для разности потенциалов. Я не физик, эта фраза для меня тайна.

Многим в ашраме так нравится , что живут здесь по несколько месяцев. В этом ашраме можно жить не больше двух месяцев. Так потом они за пределами ашрама снимают жильё. Оно там не дорогое, за 40-50 долларов можно снять квартиру на месяц. Одна знакомая жила там полгода в прошлом году. За эти полгода истратила всего 600 долларов. За эти деньги совершила ещё и две поездки куда-то. У меня же ушло около 300 долларов за месяц. Это вместе с поездкой в Гокарну на океан и двумя чемоданами подарков.

Спальня в ашраме на 8 человек.

В столовой ашрама. Весь этот поднос и ещё стакан кисломолочного напитка типа кефира стоил 17 рупий (около 12 рублей).

Дерни за веревочку... Впрочем, с обезьянами шутки плохи - могут укусить.

Закат в Гокарне, куда я отправилась после ашрама.

Книжный магазин в Гокарне.

Попрошайки мгновенно вычисляют новичков.

После ашрама и Гокарны я побывала в Гоа. Там мне понравилось меньше всего.