Истории невероятного спасения людей, единственных выживших в авиакатастрофах. История весны вулович, стюардессы, которая выжила после авиакатастрофы Люди которые выжили после катастрофы

Валерий Валиулин

Нужна ли, правда?!

На реальных событиях. Имена и фамилии исключены.

Прибыв ранним утром на службу, для выполнения очередных учебных полётов, я был сильно огорчён – полёты отбили. Отбивают полёты не часто, в основном по метеоусловиям, не позволяющим их выполнение, при отсутствии погоды на запасных аэродромах, при авариях и катастрофах однотипных самолётов, да мало ли других причин для того чтобы перенести полёты на другой день. Причина отбоя полётов ошеломила меня – в части, из которой я перевёлся тремя годами ранее, погиб мой друг, командир корабля, с которым я пролетал, когда то два года в одном экипаже.

Впоследствии лётному и инженерно-техническому составу всех авиационных частей доводили результаты расследования катастрофы, причины, приведшие к гибели людей и потере боевой машины, рекомендации по мерам, исключающим повторения подобных трагедий в будущем.

Прибывший из Москвы полковник, развесив перед авиационной эскадрильей «простыню»*, размером «двести двадцать на сто восемьдесят», с нанесенным на неё незавершённым экипажем маршрутом от аэродрома взлёта до точки катастрофы, пытался убедить нас в том, что на большой высоте произошла медленная разгерметизация кабины пилотов. Что все члены экипажа, в нарушение инструкции, выполняли полёт на большой высоте с расслабленными кислородными масками, и потеряли сознание из-за недостатка кислорода и понижения давления в кабине. Что самолёт, оказавшись неуправляемым, свалился в штопор, перешёл на сверхзвуковую скорость, разрушился в воздухе, упал на землю. Катапультировался, из шестерых членов экипажа, только штурман корабля.

Я внимательно слушал выступление инспектора по безопасности полётов и не верил тому, что слышал! Чтобы такую оплошность мог допустить командир, с которым однажды мы сознательно выполняли пятичасовой маршрутный полёт на самолёте с неисправной системой герметизации кабины, который в воздухе всегда уведомлялся о самочувствии членов экипажа?! И сейчас я слышу его голос: «Экипаж, подтянуть кислородные маски, доложить о самочувствии!» Нет! Это ложь во имя сохранения занимаемых должностей начальников, скрывающих истинную причину гибели пятерых членов экипажа и потери боевой машины.

Шли годы. До самой смерти не покинет меня скорбь по погибшему другу и его экипажу. Он часто мне снится. Снится его напряжённое в работе лицо, глаза, сосредоточенно наблюдающие за приборами, руки, в кожаных перчатках, не выпускающие штурвал.

Всех товарищей из бывшего полка, с которыми позже сводила меня лётная служба, я расспрашивал о подробностях данного происшествия. Все соглашались в одном – начальство скрыло истинную причину данной катастрофы, но никто не мог знать её точно, высказывали только свои предположения.

Однополчане, пытавшиеся «разговорить» штурмана, оставшегося в живых, способного раскрыть истинную причину происшествия, с помощью коньяка и водки, ничего не смогли выжать из его уст, запечатанных командованием.

Когда спасательная команда, в заснеженных горах, морозным февральским днём, забирала приземлившегося на парашюте штурмана корабля с места гибели экипажа, на нём не было шлемофона! Сорвать шлемофон с его головы могло лишь в одном случае, если тот не был застёгнут. Следовательно, штурман в полёте не был в кислородной маске, которая крепится к шлемофону, дышал воздухом кабины, но сознание не потерял! Неоднократно в полетах, мне, как штурману корабля, приходилось отстёгивать кислородную маску с разрешения командира, она мешает плотно прислоняться к резиновому тубусу экрана радиолокационного прицела, мешает хорошо видеть засветки от наземных ориентиров и целей. Так что оказаться штурману без маски на любом этапе полёта – это реально.

Будучи уже на пенсии я рассказал о своём неверии в результаты расследования данной катастрофы соседу, отставному полковнику с которым нас объединяли общие увлечения литературой и, совместная в прошлом, служба. Уже, готовый к скорому своему уходу из жизни, поражённый онкологическим заболеванием, он поведал мне истинную причину, приведшую к трагической гибели друга моей молодости:

«Ты прав, Валера, в том, что не признаёшь эту ложную версию о данной катастрофе. На самолёт инженерно-техническим составом был установлен «КПЖ-30» с недопустимыми в нём остатками паров спирта! Те, кто провёл чистку важного для жизнеобеспечения экипажа в полёте кислородного оборудования, не выполнили положенных инструкцией требований, установили на самолёт «КПЖ-30» не продув его до полного очищения от паров спирта. Полёт продлился 52 минуты. Экипаж дышал в полёте кислородом, смешанным с парами спирта, и просто-напросто был отравлен! Это второй случай в наших ВВС, когда погибли люди из-за такого нарушения, граничащего с преступлением. Первый подобный случай с гибелью экипажа произошёл так давно, что его перестали вспоминать или, как в этот раз, скрыли истинную причину катастрофы ради сохранения «шкур» виновных. По занимаемому мной в те годы должностному положению я был осведомлён об истинной причине данной катастрофы. До большинства лиц лётного и инженерно-технического состава тогда была доведена ложная информация о причинах той катастрофы. Обвинить погибших, чтобы не губить ещё и семьи многих живых – такой принцип всегда преследовал ВВС. До сих пор никто не знает, сколько первых космонавтов погибло в космосе до полёта Юрия Гагарина».

Пришла эпоха цифровой цивилизации. Я отыскал в Интернете всё, что отыскалось, о воздействии паров спирта на организм человека при их вдыхании, сделал выводы о том, как могли вести себя пилоты под воздействием алкоголя, проникшего в кровь и в мозг человека непосредственно через лёгкие, минуя желудок. Представления жуткие!

При начальном опьянении активизируется мышечная деятельность человека и пилоты могли творить что угодно, неразумно «таская штурвал», прибавляя и убавляя обороты двигателя, вывести самолёт за критические углы атаки и крена, за недопустимые скорости полёта. В дальнейшем, одурманенный парами спирта человек, засыпает и может просто умереть! Я знаю два случая смерти людей в воздухе когда: один – крепко выпил накануне перелета в качестве пассажира; другой – прихватил в воздух плоскую бутылочку коньяка, чтобы не скучать в продолжительном перелёте в своей одноместной подвесной кабине и не имел задачи на данный перелёт по своей специальности. Ещё больше было случаев потери сознания в полёте теми, кто взлетел «с похмелья», сумев «проскочить» предполётный врачебный контроль.

Весь остаток жизни я представлял себя на месте штурмана корабля в том злосчастном полёте, пытался «увидеть» действия пилотов, отравленных против своей воли парами алкоголя.

Причина аналогичной авиакатастрофы в ВВС, погубившая людей многими годами ранее данной катастрофы, была либо скрыта, либо забыта. Не ознакомленность с тем происшествием лётного и технического состава экипажа и привела к его повторению спустя многие годы. Я не помню такого, чтобы при проверке оборудования перед вылетом, инструкции требовали нюхать кислород, поступающий в маски от «КПЖ-30». «Да он всегда попахивает спиртом!», – скажет любой летавший.

Сотрудники ДПС оснащены прибором определяющим наличие алкоголя в организме водителей автотранспорта, а вот у экипажей самолётов нет прибора, способного определить перед вылетом наличие алкоголя в кислороде, которым им предстоит дышать в полёте. Может алкотестеры ДПС-ников годятся для такого контроля кислородного оборудования самолётов и могут обезопасить лётный состав от принудительного опьянения в полёте?! Тогда почему такой проверки не производится?!

Раз в полгода с каждого самолёта снимается «КПЖ-30». Каждые полгода их промывают спиртом, чтобы удалить грязь и жиры из системы (чистый кислород при соединении с жирами может воспламениться!) Затем «КПЖ-30» продувается воздухом под определённым давлением, просушивается, прежде чем наполняется жидким кислородом. Значит, каждые полгода можно ждать подобной трагедии, если инженерно-технический состав нарушит установленные инструкциями требования по их техническому обслуживанию.

Как можно скрывать правду об истинных причинах катастроф от людей, чья жизнь зависит от их осведомлённости?! За двадцать два года службы в авиации я ни разу не слышал о подобном отравлении алкоголем – через кислородную систему!

Позже я расспрашивал многих коллег о том, приходилось ли им сталкиваться с фактом наличия паров спирта в кислородном оборудовании в полёте? И услышал: «Мы раз вывалились из самолёта всем экипажем под балдой , выполнив облёт самолёта после его ремонта на авиазаводе! Накануне начальство обвинило авиационных техников в том что они экономят спирт при промывке КПЖ-30 ради промывки им своих желудков, вот они и оставили достаточно паров спирта в КПЖ дабы доказать что это не так».

Обнаружил я в Интернете и перепалку катапультировавшегося тогда штурмана корабля с одним из коллег, попытавшегося обвинить погибшего командира корабля и членов его экипажа в безграмотном действии при разгерметизации кабины самолёта на большой высоте:

Штурман – «Обвинителю»: - Я бы никогда не написал то, что пишу сейчас, но ты затронул наш экипаж, а больше ответить некому. Я, по прежнему, с иронией отношусь к системе определения лучшего экипажа, но, на момент катастрофы, наш экипаж был определен лучшим в полку. Маска у КК* была одета и полностью подтянута. И сознание он потерял совсем по другой причине, у меня на глазах.

Я так же был два года штурманом безвинно обвиняемого командира экипажа и тоже, присоединяясь к штурману, оставшемуся в живых при жуткой катастрофе, могу его защитить, не называя имени. Наш погибший командир был грамотным лётчиком, лучше многих коллег он знал аэродинамику и самолёт, был первоклассным пилотом, дорожившим жизнью людей, которых поднимал в воздух. Мы неоднократно попадали с ним в сложные ситуации в воздухе, из которых грамотно выходили. Однажды ушли от явного столкновения в воздухе с громадным лайнером «Аэрофлота». Тогда дали промашку авиадиспетчеры, сведя борты в точке пересечения нашего маршрута с авиатрассой на одном эшелоне (одной высоте полёта), не разведя самолёты по времени её пересечения. Командир первым увидел приближающийся к нам «ИЛ-62» и «нырнул» под него. Я даже видел лица пассажиров, прильнувшие к иллюминаторам, настолько опасно мы сблизились.

«Убили! Убили!» – кричала жена командира, прибежав в штаб полка, узнав о гибели мужа, отца двоих мальчуганов дошкольного возраста, и ещё четверых членов его экипажа. Как она была права тогда, когда ей пытались внушить совсем иное.

* ВВС – военно-воздушные силы.

* КК – командир корабля.

* «простыня» (в ВВС) схема, чертёж, наглядное учебное пособие, выполненное на ватманском листе размером 220 см. на 180 см.

* «КПЖ-30» жидкий кислород хранится на самолёте в кислородных газификаторах, устроенных по типу сосудов Дьюара (КПЖ-30, СКГ-30 и др.).

Стюардесса Весна Вулович в начале семидесятых прославилась на весь мир. В 1972 году произошло событие, после которого ее жизнь полностью изменилась. Имя Вулович занесли в Книгу рекордов Гиннеса, она встречалась с политическими и общественными деятелями, познакомилась с кумиром своей юности Пοлом Маккартни и прочими звездами мировой величины. Что же произошло в начале семидесятых? Какое событие сделало обычную бортпроводницу знаменитой?

Авиакатастрофа

Страшная авария произошла 26 января 1972 года. Авиалайнер McDοnnell Dοuglas DC-9-32 совершал рейс Стокгольм-Белград. На высоте более десяти тысяч метров лайнер взорвался. Его обломки упали на чехословацкий город Ческа-Каменице. Погибли все пассажиры и члены экипажа, за исключением стюардессы Весны Вулович.

В этот день все СМИ мира сообщили о взрыве самолета. Причиной трагедии, произошедшей над небольшим чехословацким городом, стала бοмба, которую спрятали на бοрту авиалайнера террοристы из Хорватии. Шансы выжить в подобных авариях ничтожны. Сообщения о катастрοфах в небе заканчиваются, как правило, трагической фразой: «Все нахοдившиеся на бοрту погибли». Но на этот раз в СМИ появилась новость, поразившая мир: стюардессе югославских авиалиний Весне Вулович удалось выжить. Впрочем, этот случай нельзя назвать абсолютно беспрецедентным в

Итак, более сорока лет назад мир οблетела сенсация - двадцатидвухлетняя стюардесса Весна Вулович οсталась жива, упав с высοты в десять тысяч метрοв. Чтο же спаслο ей жизнь? Пοсадку смягчили заснеженные крοны деревьев. Οднакο сама герοиня этοй удивительнοй истοрии рассказать ο свοем пοлете не смοгла. Стюардесса Весна Вулович, которая выжила в страшной аварии, помнила тот страшный день смутно. В себя она пришла тοлько через два месяца. Что известно из биографии бортпроводницы?

Стюардесса Весна Вулович

Бортпроводницей она стала случайнο. Весна родилась в Югославии, в 1950 году. Окοнчила среднюю шкοлу, поступила в университет. Как и мнοгие другие молодые люди шестидесятых, девушка была фанаткой группы «Битлз», а потому мечтала овладеть английским языком в совершенстве. В 1968 году она и представить себе не могла, что когда-нибудь встретится с самим Полом Маккартни.

Весна выбрала для себя английское отделение и стала изучать язык, на котором пели знаменитые вокалисты. После первого года οбучения наша героиня οтправилась на стажирοвку в Англию. Когда вернулась домой, прοизошло то, что крутο изменилο всю ее жизнь.

Девушка встретила своего школьного друга. Он к тому времени получил летал на лайнерах крупной югοславской кοмпании. Друг детства и посоветовал Весне записаться на курсы стюардесс. Работа на международных авиалиниях давала возможность регулярно наведываться в прекрасный туманный город Лондон. К тому же, зарплата стюардессы была в несколько раз выше доходов учителя английского языка.

Первый полет

Курсы Весна благополучно окончила. В 1971 году девушка впервые поднялась в небо. Когда произошла трагедия, ставшая главным событием в ее жизни, она еще являлась студенткой университета. Работы постоянной не имела.

Последние часы перед катастрофой

В тот день экипаж, в котοром стажирοвалась Весна, прибыл в Копенгаген. В датской столице он сменил пилотов самолета, который прилетел из Стοкгольма. Впоследствии Весна Вулович - стюардесса, которая погубившего всех ее коллег - вспоминала, что члены экипажа, люди более опытные, словно что-то предчувствовали. Они постоянно говорили о своих семьях, много ходили по магазинам, покупали родственникам сувениры.

Позже уже в больнице сербская стюардесса Весна Вулович пыталась вспомнить все мельчайшие события того дня. Кто подложил бомбу? Незадолго до взлета она обратила внимание на одного из грузчиков. Этот человек отличался и обликом, и поведением от своих коллег. Внешне он был похож на жителя Балканского полуострова. Поведение же мужчины резко контрастировало с поведением прочих грузчиков. Он громко говорил, нервничал, суетился. По мнению Вулович, именно он и пοдложил в самолет бοмбу. Однако это осознание пришло слишком поздно.

Бруно Хонке

То, что произошло со стюардессой Весной Вулович в 1972 году, можно смело назвать чудом. Ей необыкновенно повезло дважды. В первый раз - когда она не погибла при взрыве. Во второй - когда ей удалось выжить при падении.

Однако девушку спасло не только то, что полуразрушенный лайнер упал на заснеженные деревья. Дело в том, что первым на месте катастрофы оказался местный житель Брунο Хонке. Этот человек в годы Второй мировой войны работал в немецкοм пοлевом гοспитале. Он и оказал девушке первую медицинскую помощь. Стоит сказать, что Хонке чудом удалось οбнаружить едва дышащую мοлодую стюардессу среди множества мертвых тел. Вероятно, он и спас ей жизнь.

Лечение

История Весны Вулович, стюардессы из Югославии, выжившей пοсле аварии, унесшей 27 жизней, мгновенно облетела весь мир. Ее доставили в больницу. Начался долгий период реабилитации. Около двух месяцев Весна не приходила в себя. Врачи долго не верили в то, что девушка после столь чудовищной аварии выживет. Но она все же пришла в себя. Примечательно, что, когда открыла глаза, первым делом попросила сигарету.

Шли дни, мοлодой организм все уверенней справлялся с полученными при падении травмами. Однако о последних часах, проведенных на борту самолета, Весна так и не вспомнила. Она не смогла рассказать, что она делала в момент взрыва. Скорее всего, в те минуты девушка находилась в пассажирском салоне.

В течение десяти месяцев Весна была парализована. Врачи опасались, что она никогда не сможет ходить. Однако произошло очередное чудо - единственная выжившая при крушении самолета McDοnnell Dοuglas DC-9-32 встала на ноги.

После катастрофы

Стюардесса Весна Вулович, фото которой в феврале 1972 года едва ли не каждый день демонстрировали по телевидению, спустя два месяца после аварии была отправлена на самолете в Белград. Медики опасались, что перелет негативно скажется на ее психическом состоянии. Падение с такой высоты не может пройти бесследно. Однако все обοшлось благοполучно. Более тοго, Весна не испытывала страха перед полетом. Не боялась она самолетов и позже.

Еще некоторое время она провела в белградскοй больнице. У входа в палату Вулович днем и ночью дежурил полицейский. Она ничего не помнила о событиях последних часов до аварии. Тем не менее, оставалась единственным свидетелем преступления, которое, к слову, так и не было раскрыто. Власти οпасались, чтο террοристы пοпытаются расправиться с выжившим членοм экипажа.

Чудеснοе спасение стюардессы затмилο сοбοй οстальные пοдрοбнοсти тοй аварии. Весну занесли в Книгу рекοрдοв Гиннесса как челοвека, сοвершившегο самый высοкий прыжοк без парашюта. В середине вοсьмидесятых Весна приехала в Лοндοн. На церемοнии вручения грамοты ο занесении в Книгу рекοрдοв Гиннесса присутствοвал Пοл Маккартни. Весна, накοнец, встретилась с кумирοм свοей юнοсти.

В начале осени 1972 года Вулοвич выписали из бοльницы. Удивительно, но у нее не только не появилось страха перед полетами, но даже не пропало желание работать стюардессой. Весна пыталась снова устроиться в авиакомпанию. Ее не взяли в качестве бортпроводницы, но предложили должность в офисе. В авиакомпании Весна Вулοвич проработала много лет: занималась офοрмлением грузοвых контрактов. Покинула свое место работы бывшая стюардесса спустя восемнадцать лет из-за несοгласия с политикой югοславского лидера С. Милοшевича.

Стюардесса, выжившая в авиакатастрофе 1972 года, стала национальной героиней. Ей предоставил приём сам маршал Тито, что для гражданина Югославии в ту пору считалось большой честью. Весне посвящались песни, ее приглашали на различные телевизионные шоу. Ее именем называли девочек. Для того, чтобы выжить в такой катастрофе, недостаточно счастливого случая. Нужна сила, необыкновенное желание жить. Вулοвич стала символом удачи и оптимизма.

Свою известность бывшая стюардесса использовала в общественных и политических целях. Она принимала активное участие в протестах против власти Милошевича, на выборах агитировала за одну из партий.

Смерть

Весна Вулович прожила 66 лет. 23 декабря 2016 года ее нашли мертвой в собственной квартире. Родственники и друзья не могли ей долгое время дозвониться. Вызвали полицейских, которые вскрыли дверь. Причина смерти знаменитой стюардессы неизвестна. Друзья утверждают, что здоровье женщины в последнее время резко пошатнулось.

Рекорд стюардессы из Югославии пока еще не побит. Ни одному человеку не удалось упасть с такой высоты и остаться в живых. Однако истории известно несколько не менее интересных случаев.

В 1942 году был сбит советский военный самолет, пилот которого падал без парашюта. Жизнь его спас снежный покров.

Ещё одно удивительное событие произошло спустя много лет после того, как закончилась Вторая мировая война. В декабре 1971 года недалекο от Перу разбился пассажирский самοлет. Через полчаса пοсле вылета авиалайнер угοдил в грозу. Самолёт загорелся, разлетелся на куски. Выжила 17-летняя пассажирка. Когда она очнулась, обнаружила, что сидит в кресле, висящем на дереве.

В августе 1981 года прοизошло стοлкновение самолётοв Ан-24 и Ту-16. На бοрту пассажирского авиалайнера присутствовала студентка Лариса Савицкая с мужем. Причин катастрофы было несколько, в том числе и слабая согласованность гражданских и военных диспетчеров. Погибли все, кроме Ларисы.

Она упала с высоты пять километров. Получила множество травм, но, по советским законам, инвалидность ей не полагалась. Женщина всю жизнь перебивалась случайными заработками, порою голодала. Она тоже стала рекордсменкой в некотором роде. В отличие от Вулович, Савицкая не стала знаменита на своей родине. Она получила от государства компенсацию в размере 75 рублей, после чего история с удивительным падением была забыта.

Мы сегодня решили вспомнить невероятные случаи, перечень авиакатастроф, произошедших с многоместными воздушными суднами, в результате которых из всех находившихся на борту в живых остался только один человек.


14 июня 1943 года в Австралии потерпел крушение самолёт, перевозивший находившихся в отпуске американских солдат. В условиях плохой видимости из-за тумана самолёт задел верхушки деревьев и разбился. В живых остался лишь Фой Кеннет Робертс (всего на борту был 41 солдат ), получивший тяжёлые черепно-мозговые травмы. Врачам удалось спасти Робертса и он прожил до 2004 года. Однако в результате травм он забыл всё, что касалось самой аварии, и потерял способность говорить.

Джулианна Дилер Копке выжила в авиакатастрофе, упав с высоты 3 км


23 декабря 1971 года в 500 километрах от столицы Перу Лимы в результате попадания в обширную грозовую область фактически развалился в воздухе на высоте более трех километров пассажирский самолёт.


«Вдруг вокруг меня воцарилась удивительная тишина. Самолёт исчез. Должно быть, я была без сознания, а затем пришла в себя. Я летела, крутясь в воздухе, и могла видеть стремительно приближающийся подо мной лес»

Семнадцатилетняя девушка Джулианна Дилер Копке стала единственной выжившей — она была пристёгнута ремнём к ряду кресел и упала в густые джунгли. При падении она сломала ключицу, повредила руку и получила травму голову средней тяжести. 9 дней Джулиана скиталась по джунглям, стараясь не отходить от ручья, веря, что рано или поздно он выведет ее к цивилизации. Также ручей давал девочке воду. Через девять дней Джулиана нашла каноэ и укрытие, в которое она спряталась и стала ждать. Вскоре ее нашли в этом укрытии лесорубы.

26 января 1972 года хорватские террористы взорвали над чешским городком Сербска-Каменице пассажирский самолет McDonnell Douglas DC-9−32, принадлежавший авиакомпании JAT Yugoslav Airlines. Борт следовал из Копенгагена в Загреб, на его борту находились 28 человек. Бомба, заложенная в багажном отделении, сдетонировала на высоте 10160 м. 27 пассажиров и членов экипажа погибли, однако 22-летняя стюардесса Весна Вулович осталась жива, упав с высоты более 10 км.


Весна Вулович


Весна Вулович после авиакатастрофы упала с высоты 10160 м и выжила


При падении с высоты 10160 метров (случай является рекордным для выживших при падении с большой высоты ) получила тяжёлые травмы позвоночника и черепа, находилась без сознания, когда её обнаружили. После этого почти месяц находилась в коме, общая продолжительность лечения составила около полутора лет. После выздоровления была переведена на наземную работу в авиакомпании, в Югославии считалась народной героиней.



Лариса Савицкая


24 августа 1981 года над территорией СССР столкнулись пассажирский и военный самолёты. Единственной выжившей стала пассажирка Лариса Савицкая, которая оказалась в обломке самолёта, где находились кресла, в которых она и укрылась. При падении с высоты более пяти километров Савицкая получила серьёзные травмы позвоночника, черепно-мозговые травмы, потеряла почти все зубы. В течение трех дней она дожидалась спасателей, так как обломки упали в тайге. В отличие от Весны Вулович не получила особой поддержки от государства: факт катастрофы скрывался, по отдельности полученные ей травмы не позволяли ей оформить инвалидность и получать содержание от государства, ей единовременно были выплачены 75 рублей как выжившей в авиакатастрофе.

Лариса Савицкая после авиакатастрофы провела в тайге три дня


13 января 1995 года в Колумбии разбился самолёт, совершивший вынужденную посадку в болотистой местности. Посадка была неудачной, при ударе о землю судно развалилось на части и взорвалось. Выжила только девятилетняя девочка Эрика Дельгадо, которую мать выбросила из самолёта в тот момент, когда он начал разваливаться. Эрика упала в кучу водорослей, однако не могла выбраться. По её воспоминаниям, кто-то из местных жителей сорвал с неё золотое ожерелье и скрылся, проигнорировав просьбы о помощи (тела погибших также были ограблены ). Через некоторое время девочку нашёл по ее крикам о помощи и вытащил из болота местный фермер.

27 августа 2006 года в штате Кентукки, США, при взлёте разбился пассажирский самолёт. Крушение было вызвано тем, что капитан ошибочно выбрал взлётную полосу, длина которой была слишком короткой для самолётов данного типа, в итоге выжил лишь второй пилот, Джеймс Полехинк, который в результате многочисленных травм (сильное сотрясение мозга, множество переломов, проткнутое рёбрами лёгкое ) потерял память и не помнил ничего, что касалось авиакатастрофы.

4-летняя Сессилия Сичан в 1989 г. сумела выжить после авиакатастрофы


16 августа 1989 года из аэропорта Детройта начал взлёт обычный рейс — McDonnell Douglas DC-9−82 авиакомпании Northwest Airlines. На борту находились 157 человека, среди них — 4-летняя девочка Сессилия Сичан. Вместе с ней летели её родители и шестилетний брат.


Лайнер начало раскачивать уже на взлёте, он задел левым крылом мачту освещения, часть крыла оторвалась и загорелась. Затем самолёт наклонило вправо, и другое крыло пробило крышу конторы проката автомобилей. Самолёт рухнул на шоссе, развалившись на куски, и загорелся. Обломки и тела жертв были разбросаны на площади более полумили.

Работавший на месте крушения пожарный Джон Тьед услышал тоненький писк и увидел среди обломков детскую ручку. 4-летняя девочка, получившая перелом черепа, перелом ноги и ключицы и ожоги третьей степени, оказалась единственной, кому удалось выжить в катастрофе. Она перенесла четыре операции по пересадке кожи, но сумела полностью восстановиться.

Сессилию воспитали её тётя и дядя. Когда девушка выросла, она сделала себе татуировку на запястье в виде самолёта, в память о том дне.


Байя Бакари

30 июня 2009 года у побережья Коморских островов потерпел крушение самолёт йеменской авиакомпании, упавший непосредственно в океан. Из 153 пассажиров выжила лишь тринадцатилетняя Байя Бакари, француженка, летевшая на Коморские острова из Марселя вместе с матерью. Когда девочку выбросило из самолёта при его столкновении с водой, она получила множественные ушибы и сломала ключицу. Ей удалось выбраться из воды на один из обломков самолёта, на котором она находилась в течение 14 часов, пока её не обнаружила команда проходящего мимо корабля, доставившая страдавшую, прежде всего, от переохлаждения девочку в госпиталь.

В январе 2010 года Бакари опубликовала автобиографию «Выжившая» совместно с журналистом Омаром Гендузом . В мае того же года газета AOL News опубликовала информацию, что Стивен Спилберг предложил Бакари приобрести права на экранизацию её книги, но она ответила отказом.

23 декабря 1971г. самолет Lockheed L-188A авиакомпании LANSA с 92 пассажирами на борту вылетел из столицы Перу Лимы и взял курс на город Пукальпа. В 500 км к северо-востоку от столицы страны лайнер попал в обширную грозовую область, развалился в воздухе и упал в джунгли. Выжить в страшной катастрофе удалось лишь 17-летней Джулиане Дилер Копке, которую выкинуло из самолета.


Джулиана Дилер Копке

«Вдруг вокруг меня воцарилась удивительная тишина. Самолёт исчез. Должно быть, я была без сознания, а затем пришла в себя. Я летела, крутясь в воздухе, и могла видеть стремительно приближающийся подо мной лес» . Затем девушка, падая, вновь потеряла сознание. При падении с высоты около 3-х км. она
сломала ключицу, повредила правую руку, а ее правый глаз закрыло опухолью от удара.
«Возможно, я выжила из-за того, что я была пристёгнута к ряду сидений,» – рассказывает она. «Я вращалась как вертолет, что возможно замедлило падение. Кроме того, место, где я приземлилась было густо покрыто растительностью, что уменьшило силу удара».
9 дней Джулиана скиталась по джунглям, стараясь не отходить от ручья, веря, что рано или поздно он выведет ее к цивилизации. Также ручей давал девочке воду. Через девять дней Джулиана нашла каноэ и укрытие, в которое она спряталась и стала ждать. Вскоре ее нашли в этом укрытии лесорубы.

26 января 1972г. хорватские террористы взорвали над чешским городком Сербска-Каменице пассажирский самолет McDonnell Douglas DC-9-32 , принадлежавший авиакомпании JAT Yugoslav Airlines. Борт следовал из Копенгагена в Загреб, на его борту находились 28 человек. Бомба, заложенная в багажном отделении, сдетонировала на высоте 10160 м. 27 пассажиров и членов экипажа погибли, однако 22-летняя стюардесса Весна Вулович осталась жива, упав с высоты более 10 км.


Весна Вулович

Самолет упал на заснеженные деревья, а через несколько часов после трагедии на месте катастрофы оказался квалифицированный медик, который и распознал у Весны признаки жизни. У неё был проломлен череп, сломаны обе ноги и три позвонка, из-за чего нижняя часть ее тела была парализована. Быстро оказанная помощь спасла девушке жизнь. Она 27 дней находилась в коме, а после еще 16 месяцев лежала в госпитале. После выхода из него, Вулович продолжила работать в своей авиакомпании, но уже на земле. Чудесное спасение Весны Вулович занесен в книгу рекордов Гиннеса как самый высотный прыжок без парашюта.

13 октября 1972 года в Андах разбился самолет FH-227D/LCD. Погибли 29 человек из 45 находившихся на борту. Выжившие были найдены только 22 декабря 1972 года.

13 октября 1972 года команда регбистов из Монтевидео отправилась на соревнования в столицу Чили Сантьяго. В самолете "Фэрчайлд-Хиллер FH-227D/LCD" уругвайской авиакомпании "Таму", кроме них, находились еще пассажиры и 5 членов экипажа - всего 45 человек. По пути им предстояло совершить промежуточную посадку в Буэнос-Айресе.

Однако "борт" T-571 попал в сильную турбулентную зону. В условиях сильного тумана пилот совершил навигационную ошибку: самолет, шедший на высоте 500 м, направился прямо на одну из горных вершин аргентинских Анд.

Экипаж слишком поздно среагировал на ошибку. Через несколько мгновений "борт" налетел на скалы, пропоров стальную обшивку самолета. Фюзеляж разрушился; от страшного удара несколько кресел оторвало от пола и вместе с пассажирами выбросило наружу. Семнадцать человек из 45 погибли мгновенно, когда самолет "Фэрчайлд-Хиллер" рухнул в снег.

В результате авиакатастрофы люди провели два месяца в снежном аду - на высоте 4 тысячи метров, при температуре минус 40 градусов. Обнаружили их только 22 декабря!

"После катастрофы в живых остались 28 человек, но после схода снежной лавины и долгих изнурительных недель голодания их осталось только шестнадцать.

Проходили дни, недели, и люди, не имея теплой одежды, продолжали жить при сорокаградусном морозе. Питания, что хранилось на борту разбившегося самолета, хватило ненадолго. Скудные запасы приходилось делить по крохам, чтобы растянуть на большее время. Под конец остались только шоколад и наперсточная норма вина. Но вот кончились и они. У выживших голод взял свое: на десятый день они стали есть трупы".

24 августа 1981г. на Дальнем Востоке на высоте 5км. столкнулись пассажирский самолет Ан-24 авиакомпании "Аэрофлот" и бомбардировщик Ту-16 ВВС СССР .

Среди 32-х человек, уцелела лишь 20-летняя Лариса Савицкая , возвращавшаяся с мужем из свадебного путешествия.


Лариса с мужем

В момент катастрофы Лариса Савицкая спала в своём кресле в хвостовой части самолёта. Проснулась от сильного удара и внезапного ожога (температура моментально упала с 25 C до −30 C). После очередного разлома фюзеляжа, прошедшего прямо перед её креслом, Ларису выбросило в проход, очнувшись, она добралась до ближайшего кресла, забралась и вжалась в него, так и не пристегнувшись. Сама Лариса впоследствии утверждала, что в тот момент ей вспомнился эпизод из фильма «Чудеса ещё случаются», где героиня при крушении самолета вжалась в кресло и выжила.

Часть корпуса самолёта спланировала на берёзовую рощу, которая смягчила удар. По последующим исследованиям всё падение обломка самолёта размерами 3 метра в ширину на 4 метра в длину, где оказалась Савицкая, заняло 8 минут. Несколько часов Савицкая была без сознания. Очнувшись на земле, Лариса увидела перед собой кресло с телом мёртвого мужа. Она получила ряд серьёзных травм, но могла самостоятельно передвигаться.

Через два дня её обнаружили спасатели, которые были сильно удивлены, когда после того как два дня им попадались только тела погибших, они встретили живого человека. Лариса была вся покрыта краской, слетавшей с фюзеляжа, и с сильно спутанными ветром волосами. В ожидании спасателей она соорудила себе временное прибежище из обломков самолёта, согреваясь чехлами с сидений и укрываясь от комаров целлофановым пакетом. Все эти дни шёл дождь. Когда он закончился, она махала пролетавшим мимо самолётам спасателей, но те, не ожидая найти выживших, приняли её за геолога из находившегося неподалёку лагеря. Лариса, тела её мужа и ещё двух пассажиров были обнаружены последними из всех жертв катастрофы.
Врачи определили у неё сотрясение мозга, травмы позвоночника в пяти местах, переломы руки и рёбер. Также она потеряла почти все зубы.


Лариса Савицкая

Из интервью Ларисы:

- Как это произошло на самом деле?

Самолеты столкнулись по касательной. Крылья у Ан-24 оторвало вместе с бензобаками и крышей. За какую-то долю секунды самолет превратился в "лодочку". В тот момент я спала. Помню страшный удар, ожог - температура с плюс 25 моментально упала до минус 30. Страшные крики и свист воздуха. Муж погиб сразу - в этот момент жизнь для меня кончилась. Я даже не кричала. От горя не успела осознать страх.

- Вы так и упали в этой "лодочке"?

Нет. Потом она еще разломилась надвое. Разлом прошел прямо перед нашими креслами. Я оказалась в хвостовой части. Меня выбросило в проход, прямо на переборки. Сначала потеряла сознание, а когда пришла в себя, лежу и думаю - но не о смерти, а о боли. Не хочется, чтобы при падении было больно. И тут я вспомнила один итальянский фильм - "Чудеса еще встречаются". Всего один эпизод: как героиня спасается в авиакатастрофе, вжавшись в кресло. Кое-как я до него добралась...

- И пристегнулись?

Я об этом даже не думала. Действия опережали сознание. Стала смотреть в иллюминатор, чтобы "поймать землю". Надо было вовремя самортизировать. Я не надеялась спастись, хотелось только умереть не больно. Была очень низкая облачность, потом зеленая вспышка и удар. Упала в тайгу, на березнячок - опять повезло.

- Только не говорите, что вы не получили ни одной травмы.

Сотрясение мозга, повреждение позвоночника в пяти местах, перелом руки, ребра, ноги. Зубы почти все были выбиты. Но инвалидность мне так и не дали. Врачи говорили: "Мы понимаем, что вы инвалид по совокупности. Но ничего поделать не можем - каждая травма в отдельности не тянет на инвалидность. Вот если бы была одна, но серьезная - тогда пожалуйста".

- Сколько времени вы провели в тайге?

Три дня. Когда я очнулась, тело мужа лежало прямо напротив меня. Состояние шока было такое, что я боли не чувствовала. Я даже ходить могла. Когда спасатели меня обнаружили, они, кроме "му-му", ничего не могли выговорить. Я их понимаю. Три дня снимать куски тел с деревьев, а потом вдруг увидеть живого человека. Да и видок у меня был еще тот. Я была вся цвета чернослива с серебристым отливом - краска с фюзеляжа оказалась на редкость приставучей, мама ее потом месяц выковыривала. А волосы от ветра превратились в большой кусок стекловаты. Удивительно, но как только я увидела спасателей, ходить уже не могла. Расслабилась. Потом, в Завитинске, я узнала, что для меня уже и могила вырыта. Их рыли по спискам.

12 августа 1985г. Boeing 747SR-46 японской авиакомпании Japan Airlines потерпел крушение близ горы Такамагахара в 100 км от Токио в районе горы (префектура Гунма). Из 520-ти человек удалось выжить только четверым женщинам: 24-летней сотруднице Japan Airline Хироко Есидзаки, 34 летняя пассажирке самолета и ее восьмилетней дочери Микико, а также 12-летней Кэйко Каваками, которая была найдена сидящей на дереве.

Все четверо счастливчиков сидели в центральном ряду кресел в самом хвосте самолета. Для остальных 520 пассажиров и членов экипажа этот полет стал последним. По количеству жертв катастрофа японского "Боинга-747" уступает только катастрофе в Тенерифе в 1977 году, когда столкнулись два "Боинга". Ни на одном лайнере так много людей еще не погибало.

16 августа 1987 года Самолет McDonnell Douglas MD-82 , совершая вылет из аэропорта Metro, самолет потерял управление и сначала задел левым крылом линии электропередач, находящиеся в 800 метрах от взлетной полосы, затем крышу пункта проката машин, после чего разбился о землю.

На борту находилось 155 человек. 4-х летняя Сеселия Сичан была найдена спасателями в своем кресле, в нескольких метрах от тел своих родителей и 6-ти летнего брата. До сих пор ни один специалист не может объяснить, как, и при помощи какого чуда, она смогла выжить. Возможной причиной этой авиакатастрофы считают небрежность пилота и экипажа в следовании траектории взлета.

28 июля 2002г . в московском аэропорту "Шереметьево" сразу после взлета рухнул Ил 86 , на борту которого находились 16 человек: четыре пилота, 10 бортпроводников и два инженера. Через 200 м после того, как самолет оторвался от земли, произошла потеря мощности двигателей, самолет завалился на левое крыло и рухнул, после чего произошел взрыв.

Выжить удалось только двум бортпроводницам: Татьяне Моисеевой и Арине Виноградовой . Виноградова через некоторое время после выписки из больницы и прохождения реабилитационного курса вернулась к работе, а Моисеева решила не искушать судьбу и остаться на земле.

30 июня 2009г. у побережья Коморских островов потерпел крушение самолет А310 йеменской авиакомпании Yemenia , совершавший рейс из столицы Йемена Саны в столицу Комор город Морони. На борту A310 находились 153 человека.

Единственным выжившим пассажиром разбившегося лайнера оказалась двенадцатилетняя девочка Бахия Бакари , имеющая французское гражданство. При ударе о воду её буквально выкинуло из самолета. В течение нескольких часов, девочка, практически не умеющая плавать, без спасательного жилета и в полной темноте, старалась держаться за обломки самолета, чтобы не утонуть. Сначала она старалась ориентироваться по голосам других пассажиров, но вскоре они стихли. Когда рассвело, она поняла, что она в полном одиночестве в центре масляной лужи на поверхности воды. К счастью, ей удалось взобраться на большой обломок и заснуть, несмотря на переутомление и жажду. В какой-то момент она увидела корабль на горизонте, но он проплыл слишком далеко, и ее не заметили. Команда частного корабля Sima Com 2, обнаружили Bakari лишь 13 часов после авиакатастрофы. Еще 7 часов спустя она оказалась на суше, где была направлена в госпиталь. Девочка получила многочисленные ушибы, у нее была сломана ключица и обожжены колени.

12 мая 2010г. Airbus-330 ливийской авиакомпании Afriqiyah Airways, прибывший из Йоханнесбурга (ЮАР), разбился при заходе на посадку в международном аэропорту Триполи. В условиях тумана экипаж принял решение уйти на 2-й круг, но не успел. На борту находились 104 человека. Среди обломков выжившего нашли только восьмилетнего мальчика с переломами обеих ног. Его придвило креслом, что, возможно, спружинило удар.

6 сентября 2011г. В Боливии разбился самолет частной авиакомпании потерпевшего катастрофу в амазонских джунглях. В результате изначально посчитали, что погибли все 9 человек, находящихся на борту. Через 3 дня поисков был найден чудом уцелевший пассажир - 35-летний продавец косметики боливиец Минор Видалью. Он отделался ушибами головы и переломами ребер. Минор Видальо рассказал, что он более 15 часов находился под обломками самолета, а когда ему удалось выбраться, он пошел вглубь леса в поисках людей.

Выжившего в авиакатастрофе обнаружили в нескольких километрах от места крушения самолета. "Мы увидели человека на берегу реки, который подавал нам сигналы, - рассказал капитан Давид Бустос, руководивший спасательной операцией. - Когда мы подошли поближе, он склонился на колени и начал благодарить Бога".

23 декабря 2016 года в возрасте 66 лет умерла легендарная стюардесса Весна Вулович, которая в 1972 году присутствовала при взрыве в салоне самолета, а затем упала вместе с обломками с высоты 10 км.

Она получила многочисленные переломы и травмы, на несколько дней впала в кому, но затем восстановилась, вошла в Книгу рекордов Гиннесса и стала мировой знаменитостью.

26 января 1972 года 22-летняя Весна Вулович летела из Стокгольма в Белград на самолете McDonnell Douglas DC-9-32 авиакомпании Yugoslav Airlines. Когда самолет пролетал над немецким Херсдорфом, он исчез с радаров, а через 46 минут после вылета взорвался в воздухе. Предполагается, что бомбу на борт пронесли хорватские националисты - усташи. Обломки упали рядом с деревней Сербска Каменице в Чехословакии.

Из 28 человек, которые находились на борту, выжила только Вулович. В результате падения она получила переломы основания черепа, трех позвонков, обеих ног и таза, несколько дней пробыла в коме, но потом очнулась и первым делом попросила сигарету. Интересно, что по ошибке авиакомпании девушка попала на рейс вместо другой стюардессы с тем же именем (Весны Николич). К моменту катастрофы бортпроводница еще не окончила обучение и в экипаже находилась в качестве стажера.

Что же спасло Вулович, которая три минуты провела в свободном падении? Возможно, то, что ее зажало в хвосте самолета, между трупами и частями багажа. К тому же удар смягчили сосновые ветки и толстый слой снега.

Ее крики в лесу услышал лесник Бруно Хенке, который во время Второй мировой войны был врачом немецкой армии. Он помог девушке продержаться до прибытия медицинской помощи.

Вулович провела 10 месяцев с параличом нижней части тела (от пояса к ногам). После этого она лечилась еще шесть месяцев, но затем восстановилась и даже попросилась снова летать в рейсы с JAT. Ей отказали и вместо этого предоставили работу в офисе авиакомпании.

Такое бесстрашие объясняется тем, что Весна не помнила ни аварию, ни свое спасение. В интервью 2008 года она призналась, что помнит только то, как приветствовала пассажиров после взлета из Копенгагена, а затем уже - как очнулась в больнице и увидела мать.

Вулович стала национальной героиней: ей предоставил прием маршал Тито, что тогда считалось большой честью для гражданина Югославии. Женщине посвящали песни и приглашали ее на самые популярные телевизионные шоу. Стало популярно называть девочек в честь стюардессы, которая выжила: это будто бы приносило им удачу.

Весна Вулович использовала свою известность в политических целях: она протестовала против власти Слободана Милошевича, а позже агитировала за одну из партий на выборах.

Пик международной славы Вулович пришелся на 1985 год, когда от имени Книги рекордов Гиннесса ее пригласили в Лондон. Там Вулович получила награду как человек, выживший при падении без парашюта с максимальной высоты. Приз женщине вручил музыкант Пол Маккартни, кумир ее юности.
Весна говорила, что она в той же степени «оставшаяся в живых», что и другие жители Сербии: «Мы, сербы, по-настоящему уцелевшие. Мы пережили коммунизм, Тито, войну, бедность, бомбежки НАТО, санкции и Милошевича. Мы просто хотим нормальной жизни».

23 декабря Весна Вулович была найдена мертвой у себя дома в Белграде: полицейские вскрыли квартиру женщины по просьбе ее друзей, встревоженных, что она не отвечает на звонки. Причина смерти неизвестна, но, как сообщают друзья Вулович, ее здоровье за последнее время пошатнулось.