Среднемагистральный пассажирский самолет. Среднемагистральный пассажирский самолет Количество изготовленных ту 204 в

Ту-204 является узкофюзеляжным среднемагистральным пассажирским самолётом, созданным опытно-конструкторским бюро Туполева. Изначально позиционировался в качестве замены пассажирского лайнера Ту-154 .

Обзор салона и схема мест самолета Ту-204

В зависимости от типа компоновки пассажирского самолёта Ту-204 может вмещать в себе от 164 до 215 человек. На предоставленной схеме мест самолёт имеет два класса (бизнес и эконом). В бизнес-классе места могут располагаться по схеме «2-2», так и по «3-3» и имеют широкий проход посередине. Самыми лучшими в бизнес-классе однозначно являются места, расположенные в середине (не в первом и не в шестом рядах), так как рядом с ними располагаются туалетные и подсобные помещения. Также места шестого ряда также примыкают к перегородке между бизнес-классом и шумным эконом-классом. Поэтому при бронировании мест следует помнить эти особенности.

Места эконом-класса располагаются по схеме «3-3». Для эконом-класса лучшими смело можно назвать места 7 и 22 рядов. Удобство и большую комфортабельность даёт им то, что данные ряды не имеют перед собой других мест, а, следовательно, и места для ног больше, чем обычно. Неудачными в эконом-классе являются места 29 ряда ввиду своего близкого расположения к туалетам, что обеспечивает здесь большие очереди в определённые часы.

История создания и эксплуатации самолета Ту-204

Пассажирский лайнер Ту-154 начал эксплуатироваться с 1968 года. Однако уже в 1973 году начались работы по созданию нового самолёта, который мог бы стать достойной и полноценной заменой лайнеру Ту-154. Предполагалось, что новый самолёт будет обладать большей пассажировместимостью, дальностью полёта и грузоподъёмностью. Новый проект получил название Ту-204.

В ходе разработок и проектирования лайнера было рассмотрено множество возможных вариантов конструкции фюзеляжа. Так, например, рассматривался вариант широкофюзеляжного двухпалубного пассажирского самолёта, который бы имел повышенную грузоподъёмность и пассажировместимость. В итоге в ОКБ Туполева было принято решение снабдить Ту-204 тремя двигателями, один из которых устанавливался в хвостовой части, а два других крепились на пилонах под крылом. В 1982 году был также создан макет на основе принятой конструкции самолёта, однако в конечном итоге от замысла с тремя двигателями было решено отказаться.

В итоге получился узкофюзеляжный самолёт с двумя двигателями, находящимися под его крыльями. Тем самым, конструкция Ту-204 стала совершенно новой для самолётов ОКБ Туполева, ранее проектировавшей пассажирские самолёты в основном с двигателями, находившимися в хвостовой части.

Первый полёт нового самолёта был осуществлён в самом начале 1989 года. Однако ввиду тяжёлой экономической и политической ситуации в Советском Союзе, а потом и в России, испытания Ту-204 затянулись на 6 долгих лет. Лишь ценой огромных усилий в декабре 1994 года самолёт прошёл испытания и был сертифицирован.

Коммерческая эксплуатация Ту-204 началась в 1996 году. Однако экономический кризис и ужасающее положение отечественного авиапрома сделали всё для того, чтобы популярность самолёта оставалась невысокой. Так, в 90-е годы более выгодно и экономично было покупать подержанные самолёты производства западных компаний (Airbus и Boeing). Дополнительным неудобством было также то, что на ранних версиях Ту-204 экипаж, как правило, состоял из 3 человек, что было не очень экономно для многих авиакомпаний.

Тем не менее, после улучшения лайнера комфортабельность пассажирского салона была на порядок увеличена, равно как и его экономичность. Так, новые модели Ту-204 (например, Ту-204-200 или Ту-204-300) способны составить конкуренцию западным Боингам и Аэробусам, однако российские авиакомпании опасаются заказывать лайнеры у отечественного производителя, на которые зачастую не хватало запасных частей или комплектующих.

Сегодня производится лишь по одному Ту-204 в год, причём основным заказчиком является государство и его структуры. Кроме того, в 2019 году стало известно и возможной продаже ПАО «Туполев» лицензии на производство лайнера Ирану. Также в том же году была анонсирована программа производства и поставки десяти Ту-204 с повышенной комфортабельностью и усовершенствованной бортовой электроникой.

С начала серийного производства в 1990 году по 2019 год было произведено лишь 78 самолётов Ту-204, из них на сегодняшний день эксплуатируется около 40.

Модификации лайнера Ту-204

На сегодняшний день существуют следующие модификации Ту-204:

  • Ту-204 – базовая модификация лайнера, обладающая пассажировместимостью до 210 человек. Эксплуатируется с 1996 года;
  • Ту-204-100 – модификация Ту-204, обладающая увеличенной взлётной массой и пассажировместимостью. В эксплуатации с 1996 года;
  • Ту-204-200 – вариант лайнера с дополнительными топливными баками, позволяющими несколько увеличить его дальность полёта. Был построен в единственном экземпляре, коммерческая эксплуатация которого была начата в 2001 году;
  • Ту-204-100В – модификация лайнера с усовершенствованной системой бортовой электроники и пассажирским салоном с увеличенной комфортабельностью;
  • Ту-204-120 – вариант Ту-204, оснащённый западной бортовой электроникой, позволяющей существенно расширить рыночные возможности и перспективы лайнера. Коммерчески эксплуатируется с осени 1998 года;
  • Ту-204-300 – модификация лайнера с уменьшенной (на 6 метров) длиной фюзеляжа, а также с меньшей пассажировместимостью (до 165 человек). Однако это компенсируется увеличенной дальностью полёта, что позволяет совершить беспосадочный перелёт из Москвы во Владивосток;
  • Ту-204СМ – модификация лайнера, являющаяся по сути его серьёзной переработкой. Так, самолёт оборудован новейшей авионикой и системами аэронавигации, что позволило сократить экипаж до 2 человек. Большое количество и других новшеств позволяет говорить об этом самолёте как о новом поколении семейства Ту-204. Серийное производство было начато в 2013 году.

Краткий обзор Ту-204 и характеристики

Ту-204 представляет собой свободнонесущий моноплан нормальной аэродинамической схемы. Силовая установка лайнера представлена двумя турбовентиляторными двигателями.

Новым и смелым решением для отечественного авиапрома было то, что фюзеляж Ту-204 состоит на 14% из композитных материалов, что существенно повлияло на его прочность, надёжность и экономичность в обслуживании. Так, испытания показали, что крыло самолёта способно выдерживать нагрузку величиной до 140% от расчётной.

Лётно-технические характеристики основных модификаций Ту-204:

Ту- 204-100 Ту- 204С Ту- 204-120 Ту- 204-200 Ту- 204-300 Ту- 204СМ
Размах крыла, м 41,8
Длина, м 46,1 40,2 46,1
Ширина фюзеляжа, м 3,8
Высота в хвосте, м 13,9
Площадь крыла, м² 184,2
21 000 30 000 21 000 25 200 18 000 23 000
Макс. заправка топливом, кг 32 800 35 700 36 000 35 700
Макс. взлётная масса, кг 103 000 110 750 107 500 108 000
Макс. посадочная масса, кг 88 000 91 500 88 000 93 000 88 000 89 500
Макс. пассажировместимость 210 210 164 215
Ширина салона, м 3,6
Высота салона, м 2,1
Экипаж, чел. 3 2
Крейсерская скорость, км/ч 830-850
Максимальная скорость, км/ч 850
Служебный потолок, м 12 100
Дальность полёта с максимальным запасом топлива, км 6 820 км 6 810 км 6 890 км 7 370 км
Дальность полёта с максимальной коммерческой нагрузкой 4 020 2 370 3 940 3 460 5 920 4 200
Двигатели 2 × ПС-90A 2 × RB211 2 × ПС-90A 2 × ПС-90A2
Средний часовой расход топлива
(при макс. коммерч. нагрузке)
3 180 кг/час 3 210 кг/час 3 400 кг/час 3 180 кг/час
Требуемая длина ВПП, м 2 500 м 1 950 м

Заключение

Самолёт Ту-204 является настоящим прорывом для отечественного авиастроения. Это доказывается тем, что даже сегодня, через 30 с лишним лет после начала его разработки, самолёт (в основном его новейшие модификации) благодаря своим характеристикам фактически способен конкурировать с пассажирскими лайнерами западных компаний, обладая немалой экономичностью и простотой в использовании.

Тем не менее, плохую службу этому детищу ОКБ Туполева сослужили те времена, в которые проводились его испытания, а также начиналось его серийное производство. Так, в 90-х годах XX века финансирование проекта несколько раз останавливалось, а испытания затянулись на целых 6 лет.

И всё же большой потенциал машины и её экономичность позволяют надеяться на лучшие времена для Ту-204.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Новая модификация самолёта Ту 204СМ – это машина с увеличенной максимальной взлётной массой и новейшей системой автоматизации, позволяющая выполнять полёт полностью от начала до конца в директорном режиме. Современная авионика сделала возможным сократить экипаж до двух человек, без ущерба для безопасности полётов.

История создания Ту 204СМ

ОКБ им. Туполева ещё в 1973 году начало разработку нового самолёта, который бы заменил . Разработчики рассмотрели множество предложений и остановились на варианте широкофюзеляжного лайнера с тремя двигателями. Проект получил обозначение Ту-204 и даже построен макет, но в процессе дальнейших разработок от трёх двигательной машины отказались.

Конструкторы пришли к пониманию, что более оптимальным будет вариант среднемагистрального самолёта с двумя двигателями на пилонах под крылом, а это было необычно и кардинально отличалось от схем машин, которые разрабатывались в КБ Туполева. Такой проект утвердило правительство в 1983 году и начались работы по дальнейшему проектированию и постройке опытных образцов.

В 1985 году главным конструктором Ту-204 стал Л. Лановский, который широко начал использовать универсальную систему «Диана», созданную в ОКБ Туполева для расчёта конструкций. С помощью этой системы был выполнен расчёт динамики разрушений, частоты и формы колебаний и проверена методика расчёта напряженно-деформированного состояния всей конструкции самолёта.

Программа, заложенная в систему «Диана», позволила рассчитать при всей сложности аэродинамической формы крыла, его аналитическую плавность и автоматизировать процесс механической обработки деталей на станках с ЧПУ. Было решено, для снижения веса конструкции там, где это целесообразно применять композитные материалы. Такие технологические решения, как сборные панели большой длины, крупноразмерные листы обшивки фюзеляжа и бес стыковочные панели крыла с титановым крепежом, были с успехом применены для достижения минимального веса пустого самолёта.

Повысить устойчивость машины к коррозии помогла установка дренажных клапанов внизу гермокабины, применение улучшенных лакокрасочных материалов и прокладка по новой схеме тепловой и шумовой изоляции. Применение в конструкции материалов с улучшенными характеристиками по прочности, вязкости и замедленными скоростями роста трещин вывело новый самолёт на уровень лучших зарубежных аналогов.

В начале января 1989 года лётчик-испытатель В. Минашкин выполнил первый полёт на новом лайнере Ту-204 . Началась доводка и доработка новой машины. Но, после распада СССР и последующих политических событий в 90-х годах, развала экономики, финансирование проекта прекратилось.

Через несколько лет, благодаря тогдашнему начальнику ЖЛИ и ДБ В. Климову удалось добиться у премьер-министра В.С.Черномырдина разрешения совместить лётные испытания с коммерческими перевозками. Это помогло получить средства на оплату горючего, эксплуатацию аэродромов и радио-технических средств и финансово поддержать людей, занимающихся лётными испытаниями самолёта.

В декабре 1994 года получен сертификат на эксплуатацию Ту-204 . С тех пор было выпущено более 20 модификаций этой машины, среди последних из них – это , о котором и пойдёт речь ниже.

Краткое описание и основные отличия Ту 204СМ

Впервые новую модернизированную машину поднял в воздух экипаж под управлением лётчика-испытателя В. Минашкина в конце декабря 2010 года. Все испытания самолёт прошёл успешно и в 2011 году был готов к серийному производству.

По своей конструкции – это моноплан с крылом низкого расположения и двумя ТВД, размещённых на пилонах под крылом. Специальные сверхкритические профили создают отрицательную крутку крылу, поперечное V-образное сечение имеет положительный угол 40, а само крыло стреловидность по передней кромке 3015 мин. На концах плоскостей имеются концевые крылышки для уменьшения индуктивного сопротивления.

На передней кромке консолей расположены предкрылки, а на задней двухщелевые закрылки. Шасси трёхопорной схемы с носовой стойкой. Двигатели ТРДД ПС-90А2 с тягой по 16 тыс. кгс.

Основные изменения, внесенные в модификацию Ту 204СМ :

  • Оснащение машины модернизированными двигателями ТРДД ПС-90А2, более экономичными с повышенной мощностью и увеличенным межремонтным ресурсом.
  • Размещение бортовой вспомогательной силовой установки ТА-18-200М, способной запускаться и работать на большой высоте.
  • Установка модернизированного шасси, ресурс которого равен сроку службы планера самолёта.
  • Салон для пассажиров более комфортабельный, с улучшенным интерьером. К их услугам вместительные багажные полки, видео и аудиосистемы, позволяющие скоротать время в полёте. Для спокойного отдыха внутри салона мягкое освещение, создаваемое светодиодными лампами и надёжная шумопоглощающая изоляция, поддерживающая низкий уровень шума.

Возросла степень автоматизации управления машиной на всём протяжении полёта от взлёта до посадки, благодаря внедрению концепции «электронный борт», которая сделала возможным:

  • Размещение на борту вычислительных систем управления полётом и тягой, систем самолётовождения, позволяющих осуществлять навигацию в автоматическом режиме в горизонтальной и вертикальной плоскости.
  • Увеличить эффективность и надёжность системы измерения воздушных данных, за счёт изменения базовых элементов и их перекомпоновки.
  • Оснастить кабину пилотов новой электронной системой сигнализации и индикации, с манипуляторами «трекболл» и увеличенными размерами экрана дисплеев, сделав её более высокоэргономичной.
  • Разместить новую систему БСТО-204, следящую за техническим состоянием бортовых систем самолёта.
  • Полностью автоматизировать процесс пилотирования с помощью новой системы управления оборудования самолёта СУОСО-204. Всё это позволило сократить лётный экипаж до двух человек.

Кабина Ту 204 СМ

Основные лётные параметры самолёта Ту 204СМ

  • Размах крыла 42 м.
  • Длина самолёта – 46,2 м.
  • Тяговооружённость – 2ПС-90А2 х 16600 кгс.
  • Максимальная взлётная масса – 108 т.
  • Вес неснаряженного самолёта – 60,5 т.
  • Количество топлива – 35,8 т.
  • Общий вес коммерческой нагрузки – 23 т.
  • Дальность с максимальной коммерческой нагрузкой – 4200 км.
  • Дальность при максимальной заправке – 8300 км.
  • Рекомендуемые эшелоны коммерческих полётов – 10,6-12,1 км.
  • Оптимальная скорость на эшелоне – 830-850 км/час.
  • Максимальное количество пассажиров – 215 чел.
  • Количество членов лётного экипажа – 2 чел.

Салон Ту 204 СМ

Взгляд на Ту 204СМ со стороны лётчиков

На первый взгляд, эта машина ничем не отличается от предшественников. Но это далеко не так, у неё новая вся начинка, она оснащена модернизированными и новыми системами. Улучшенные двигатели, новая вспомогательная установка, облегчённое шасси – всё направлено, чтобы самолёт соответствовал международным нормам ИКАО.

Что касается безопасности, много происшествий произошло по причине потери пространственной ориентировки, каковая происходит при переходе к полётам по приборам с «прямой» индикацией на «обратную». На Ту-204СМ авиагоризонт сделан с боковой шкалой крена и переход на другую индикацию происходит безболезненно.

Ещё не забыты катастрофы из-за потери скорости – это Ан-148 и аэробус, которые упустили скорость и разбились. На новой машине это учли, и теперь данные по скорости берутся также от датчиков, размещённых на двигателях самолёта и штатных датчиков. Это несколько грубый параметр, но теперь, когда пилот видит разницу в показаниях, он уже понимает проблему, а дальнейшим действиям обучен.

После катастрофы с хоккеистами на Як-42, когда лётчик пытался взлететь с нажатыми тормозами, на Ту-204 СМ установили речевой информатор, который в случае нажатия тормозов на взлёте выдаёт информацию об активизации тормозов.

На новом самолёте полностью реализован директорный режим управления полётом – от взлёта до посадки. В этом случае пилот выполняет дублирующую функцию, всем процессом управляют системы. Системы не дают лётчику совершить грубую ошибку или сделать что-то непроизвольно.

Сначала пилот обязан понять проблему, затем отключить контролирующую систему и потом только выполнить нужные действия.

Новый Ту-204СМ полностью соответствует требованиям Airbus и Boeing, а по количеству контролирующих систем даже превосходит их.

Интересные факты из эксплуатации семейства Ту 204

С июня 2009 года, после катастрофы в Ярославле Як-42 , российская сборная по футболу выполняла перелёты исключительно на самолётах Ту-204-100 , как самых надёжных и проверенных машинах.

Интересно, что в фильме «Экипаж», отснятого в 2016 году, задействованы в съёмках два самолёта Ту-204СМ.

Ещё один случай, доказывающий надёжность самолёта и мастерство наших лётчиков. Выполняя заход на посадку в Омске при низкой облачности и малой видимости, Ту-204 выработал весь запас топлива и с неработающими двигателями произвёл вынужденную посадку. Пострадавших при посадке не было, а машина вскоре вернулась в строй. Это произошло 14 января 2002 года.

Хочется пожелать, чтобы несмотря на все интриги, которые ведутся вокруг этого самолёта, машина успешно работала на благо нашей Родины.

Для замены на авиалиниях пассажирского самолёта Ту-154 . Производится с 1990 года на заводе «Авиастар-СП » в Ульяновске , а также с 1996 года на КАПО имени С. П. Горбунова в Казани (модификация Ту-214).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Ту-204 - не в то время, не в том месте. История и описание лайнера

    ✪ Авиапарк ЦПК пополнился ещё одним самолётом Ту-204-300

    ✪ Ту-334 - птица, оставшаяся в гнезде. История и описание

    ✪ Видео прибытия самолета ЦПК Ту-204-300 "Сергей Королёв" на аэродром Чкаловский

    ✪ Ту-204-300 получил сертификат ETOPS120

    Субтитры

История создания

Выбор концепции

Первые проработки нового среднемагистрального пассажирского самолёта на замену Ту-154 появились в ОКБ имени Туполева в 1973 году, хотя выдвигались предложения по дальнейшей модернизации Ту-154 , аналогичные проекту коренной модернизации Ту-134 - Ту-134Д. В процессе работы над новым самолётом рассмотрено множество различных схем и компоновок, которые привели к трёхдвигательной схеме широкофюзеляжного самолёта, получившего обозначение Ту-204 . В первоначальном проекте предусматривались объёмные багажные помещения под стандартные контейнеры с грузами, машина становилась двухпалубной за счёт некоторой переразмеренности фюзеляжа, что позволяло маневрировать в эксплуатации соотношением загрузки пассажирами и грузами, и оптимизировать потери, связанные с сезонностью перевозок и изменением величины пассажиропотока .

11 августа 1981 года вышло правительственное постановление о создании среднемагистрального самолёта с тремя двигателями Д-90 и современным ему уровнем расхода топлива. В 1982 году завершили постройку макета, однако этот проект не нашёл дальнейшего развития. В процессе разработки конструкторы отказались от трёхдвигательного варианта и перешли к проектированию самолёта по двухдвигательной схеме с двигателями, подвешенными на пилонах под крылом (впервые в практике КБ Туполева) . Проект был полностью переработан и стал основой для рабочего проектирования Ту-204 .

Разработка

Применение вычислительной техники дало возможность оптимизировать конструктивно-силовую схему, провести автоматизированный весовой контроль, а также программировать процесс механической обработки деталей на станках с числовым программным управлением (ЧПУ). Благодаря использованию программы проектирования внешних обводов удалось обеспечить аналитическую плавность поверхности крыла при его весьма сложной аэродинамической форме, а также повысить точность провязки стапельной оснастки для отдельных агрегатов и подвижных элементов по сравнению с традиционным плазово-шаблонным методом .

При отработке аэродинамической компоновки особое внимание уделили выбору обводов крыла, как основному элементу, обеспечивающему аэродинамическую эффективность самолёта в целом. При определении формообразования крыла использован комплекс расчётных программ АПАК, а также параметрические испытания 26 моделей вариантов крыльев в аэродинамических трубах ЦАГИ .

С целью снижения массы разработчики приняли решение о широком внедрении в конструкцию самолёта композитных материалов на основе угле-, стеклоорганопластиков и гибридных материалов. Совместно с ВИАМ выполнен большой объём экспериментальных работ по исследованию композитных материалов на образцах и опытных изделиях, в результате чего разработана и внедрена директивная технология изготовления композитных деталей Ту-204 . Масса применённых на самолёте композитных материалов составила 14 % от массы конструкции .

При разработке конструкции внедрены и другие технологические новшества: использованы длинномерные монолитно-сборные панели, панели крыла без стыков обшивок, крупноразмерные листы обшивок фюзеляжа и усовершенствованные крепёжные детали, в том числе титановые. Использование длинномерных полуфабрикатов и крупногабаритных листов позволило существенно уменьшить количество стыков на фюзеляже, в результате чего снизилась масса конструкции и улучшилось качество внешней поверхности самолёта. Особое внимание уделили повышению коррозионной стойкости конструкции. Усовершенствована схема теплозвукоизоляции, в нижней части гермокабины установлены дренажные клапаны, и усилено лакокрасочное покрытие . В конструкции применены новые материалы с улучшенными характеристиками вязкости, малоцикловой усталости, низкими скоростями роста трещин, а также высокопрочные с хорошими усталостными характеристиками .

К моменту окончания проектирования самолёт решили серийно строить на Ульяновском авиационно-промышленном комплексе (УАПК) им. Д. Ф. Устинова (с 1992 года ЗАО «Авиастар-СП» ). Первый Ту-204 построен в Москве опытным производством АНТК им. А. Н. Туполева совместно с УАПК.

Испытания

Для проведения ресурсных и прочностных испытаний использовались два специально построенных самолёта. Ещё на этапе проектирования перешли от расчётов на статику к расчётам на ресурс и живучесть, что привело к снижению действующих напряжений. Экспериментальный «крест» (крыло-фюзеляж) после всех статических испытаний и искусственного доведения трещины до расчётного (нормированного) размера выдержал нагрузку в 140 % от расчётной .

Бортовые системы отрабатывались на стендах, а на моторно-испытательном комплексе смонтировали и испытали полноразмерную топливную систему.

Первый полёт опытного Ту-204 состоялся 2 января 1989 года на аэродроме «Раменское ». Первая машина оборудована средствами экстренного спасения экипажа, в пассажирском салоне установили большое количество различной контрольно-записывающей аппаратуры, которая должна была контролировать работу всех систем и агрегатов самолёта . Освоение серийного производства авиалайнера в Ульяновске началось ещё в 1987 году, поэтому в сертификационных испытаниях кроме опытной машины участвовали ещё три предсерийных самолёта, построенных УАПК.

По результатам испытаний в конструкцию самолёта внесён ряд доработок и усовершенствований технологии производства. Большое внимание уделено отработке новых цифровых систем самолёта. В частности, разработаны 23 варианта автоматической бортовой системы штурвального управления, каждый из которых требовал не только тщательной проверки на надёжность, но и лётных испытаний. На все это уходило время, одновременно с экономическими трудностями в стране начало снижаться финансирование программы, что растянуло сроки испытаний и получения сертификата типа на самолёт.

Полное прекращение бюджетного финансирования в начале 1990-х годов практически остановило сертификационные испытания, а самолёту ещё предстояли эксплуатационные испытания как неотъемлемая часть общего объёма испытаний пассажирского самолёта до передачи его авиакомпании.

Программа эксплуатационных испытаний включала в себя 250-400 полётов с общим налётом не менее 1000 часов. Многократные попытки КБ договориться о сокращении объёма эксплуатационных испытаний закончились безрезультатно. Отраслевые институты (ГосНИИ ГА и ГосНИИ АН) также остались без государственного финансирования и были заинтересованы в проведении максимально возможного количества полётов. Поэтому решили зарабатывать средства самостоятельно, начав перевозку грузов на этапе самих эксплуатационных испытаний .

Благодаря усилиям занимавшего в то время должность начальника ЖЛИиДБ В. Т. Климова , решение о совмещении эксплуатационных испытаний с грузовыми перевозками на самолётах Ту-204 подписано премьер-министром РФ В. С. Черномырдиным . Появилась возможность оплачивать авиационное топливо, аэропортовые сборы, метеообеспечение и аэронавигацию, а также стимулировать непосредственных участников испытаний в АНТК им. А. Н. Туполева , ЛИИ , ГосНИИ ГА , ГосНИИ АН , Авиарегистре МАК и других организациях. Таким образом, только благодаря этим своевременно принятым мерам удалось закрыть все долги и в полном объёме завершить эксплуатационные испытания Ту-204 .

Конструкция

Самолёты семейства Ту-204/214 представляют собой свободнонесущие монопланы нормальной схемы с низкорасположенным стреловидным крылом и двумя турбовентиляторными двигателями, установленными на пилонах под крылом. Крыло большого удлинения образовано сверхкритическими профилями, имеет отрицательную аэродинамическую крутку , положительный угол поперечного V (4°) и установлено под углом 3° 15’ к строительной горизонтали фюзеляжа. На концах крыла установлены вертикальные концевые крылышки (ВКК) - специально спрофилированные аэродинамические поверхности (винглеты) для снижения индуктивного сопротивления .

Ту-204 - один из немногих пассажирских самолётов, который на практике подтвердил возможность безопасного завершения полёта со всеми неработающими двигателями. 14 января 2002 года самолёт Ту-204-100 № 64011 авиакомпании «Сибирь» , следовавший рейсом Франкфурт - Новосибирск, в сложных метеоусловиях выработал всё топливо за 17 км от аэропорта Омска и совершил успешную посадку с двумя неработающими двигателями. При посадке никто не пострадал, а самолёт вскоре вернулся в эксплуатацию.

Система кондиционирования воздуха

Система кондиционирования воздуха (СКВ) состоит из:

  • системы отбора и предварительного охлаждения воздуха;
  • двух автономных магистралей с независимыми установками охлаждения воздуха (УОВ);
  • системы рециркуляции воздуха;
  • систем регулирования температуры, управления и контроля.

Воздух в систему кондиционирования отбирается от компрессоров двигателей или ВСУ . Предусмотрена возможность подключения наземного кондиционера.

Система отбора воздуха обеспечивает подачу воздуха на наддув, охлаждение или обогрев гермокабины, на обогрев ВСУ , на аварийный наддув гидробаков, а также подачу воздуха на стартер воздушного запуска двигателя.

Регулирование температуры воздуха в кабине экипажа и пассажирских салонах производится автоматически в соответствии с установкой задатчиков температуры.

Система управления

  • основной электродистанционный с цифровыми вычислителями;
  • резервный электродистанционный с аналоговыми вычислителями;
  • аварийный электродистанционный;
  • аварийный механический.

Перемещение рулевых поверхностей осуществляется гидравлическими приводами системы управления рулями (СУР). На самолётах семейства установлена разработанная с участием ЦАГИ автоматизированная система штурвального управления (АСШУ), входящая в систему управления рулями. Обеспечивая стабильность характеристик управляемости, система управления повышает безопасность полёта и существенно облегчает работу экипажа. Комплекс СУР с АСШУ выполняет следующие функции:

  • обеспечение заданных характеристик устойчивости и управляемости;
  • автоматическая балансировка самолёта стабилизатором в продольном канале;
  • защита от выхода за эксплуатационные ограничения (по углу атаки , перегрузке, углу крена, скорости);
  • ограничение отклонения руля высоты и руля направления по режимам полёта;
  • автоматическое управление по сигналам вычислительной системы управления полётом (ВСУП).

Штурвальное управление по тангажу и крену осуществляется от Y-образных миништурвалов, а по курсу - от педалей. Конструктивно миништурвал и педали установлены на посту управления, обеспечивающем размещение внутренней проводки управления в минимальных габаритах. Посты управления механически связаны друг с другом. На случай заклинивания предусмотрена возможность рассоединения механической проводки между постами управления рукояткой «РАСЦЕП» с выбором приоритета управления электродистанционных контуров АСШУ с рабочего места левого или правого лётчика .

Система управления обеспечивает алгоритмическую защиту от касания хвостом полосы , а также в случае отказа двигателя автоматически отклоняет руль направления для парирования разворачивающего момента .

Система электроснабжения

Источниками электроэнергии являются генераторы (по одному на каждом двигателе), генератор ВСУ , аккумуляторы, а также работающие от гидросистемы аварийные привод-генераторы . На самолётах некоторых модификаций установлены генераторы переменных оборотов - постоянной частоты .

Основная система электроснабжения переменного трёхфазного тока напряжением 115/200 В стабильной частоты 400 Гц.
Вторичная система электроснабжения переменного тока напряжением 115/200 В стабильной частоты 400 Гц.
Вторичная система электроснабжения постоянного тока напряжением 27 В.

Оборудование

Комплексная информационная система сигнализации КИСС обеспечивает выдачу на многофункциональных жидкокристаллических индикаторах текущей информации о параметрах работы двигателей, о параметрах и состоянии бортовых систем, а также об отказах в системах с рекомендациями по необходимым действиям экипажа. КИСС выдаёт также предупреждающую и аварийную звуковую сигнализацию. Одновременно КИСС собирает информацию для многоканальной системы регистрации параметров (МСРП), которая фиксирует параметры полёта и передаёт информацию в систему сбора и локализации отказов (ССЛО) .

Информация, необходимая для пилотирования самолёта, выдаётся системой электронной индикации СЭИ на двух парах многоцветных жидкокристаллических индикаторов (комплексно-пилотажном индикаторе КПИ и комплексном индикаторе навигационной обстановки КИНО), расположенных горизонтально на приборной панели пилотов. На индикаторы СЭИ также выводится видеоизображение с камер внутреннего наблюдения.

Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает автоматическое самолётовождение по заданным в плане полёта траекториям при полётах по оборудованным и необорудованным международным и внутренним воздушным трассам с выполнением требований RNP (англ.) русск. и RVSM .

В состав цифрового комплекса пилотажно-навигационного оборудования входят :

  • вычислительная система самолётовождения
  • бортовая инерциальная лазерная навигационная система
  • средства измерения высотно-скоростных параметров и углов атаки
  • система воздушных сигналов
  • радиотехнические системы навигации и посадки
  • система предупреждения критических режимов (СПКР)
  • система предупреждения приближения земли (СППЗ)
  • метеорадиолокационная станция.

Все параметры полёта, навигационная и метеорологическая обстановка выдаются на экраны системы электронной индикации. Информация на экранах может выдаваться как в метрической , так и в британской системе единиц .

Резервные пилотажные приборы - указатель скорости, вариометр , барометрический высотомер , авиагоризонт , радиомагнитный индикатор, магнитный компас .

Автоматическое управление самолётом осуществляется вычислительной системой управления полётом (ВСУП) и вычислительной системой управления тягой (ВСУТ).

ВСУП формирует сигналы автоматического управления самолётом и командных индексов электронных индикаторов для директорного управления, а также другую информацию в смежные системы. ВСУТ формирует сигналы для управления тягой и перемещения рычагов управления двигателями в зависимости от конфигурации самолёта и заданных экипажем или ВСУП параметров полёта.

Бортовые системы сопрягаются между собой с помощью широко распространённого интерфейса ARINC 429 , что упрощает модернизацию оборудования, в том числе путём применения импортных комплектующих.

Топливная система

Топливо на самолёте размещено в кессон-баках, образованных загерметизированной силовой конструкцией планера самолёта.

  • два бака по 7000 кг в корневой части крыла (левый и правый);
  • расходные отсеки по 1800 кг (левый и правый);
  • два бака по 3375 кг в консольной части крыла (левый и правый);
  • бак ёмкостью 2360 кг в кессоне киля;
  • бак ёмкостью 8800 кг в центроплане.

Суммарная масса топлива составляет 35710 кг. На некоторых специальных модификациях самолётов Ту-204/214 устанавливаются дополнительные топливные баки в фюзеляже .

Для уменьшения сопротивления в крейсерском режиме полёта применена автоматическая перекачка топлива после взлёта в хвостовой бак, размещённый в киле самолёта. Это позволяет смещать центр масс самолёта на 10 % средней аэродинамической хорды , тем самым уменьшая потери на балансировочное сопротивление .

Гидравлическая система

Гидравлическая система выполнена в виде трёх независимых подсистем.

Основными источниками гидравлической мощности в гидросистемах являются насосы переменной производительности с приводом от двигателей самолёта.
Резервными источниками гидравлической мощности являются электрические насосные станции - по одной в каждой гидросистеме.
Аварийным источником гидравлической мощности является турбонасосная установка , которая выпускается в поток воздуха автоматически при отказе двух двигателей и после отключения двух генераторов, а также в ручном режиме . На ульяновских Ту-204 она расположена на правом борту, а на казанских Ту-214 - на левом.

Рабочая жидкость - НГЖ-5У, Skydrol LD-4 или Skydrol 500 B4. Рабочее давление в гидросистеме - 210 кгс/см 2 .

Противообледенительная система (ПОС)

От обледенения защищены носки воздухозаборников двигателей, обтекатели вентилятора, лобовые стёкла кабины экипажа, приёмники полного давления, датчики аэродинамических углов.

Крыло и оперение мало подвержены нарастанию льда и противообледенительной системой не оснащены. Среди современных магистральных самолётов Ту-204 - единственный, крыло которого не требует наличия противообледенительной системы. В ходе испытаний подтверждена безопасность полётов без противообледенительной системы на несущих поверхностях и получены российский и европейский сертификаты .

Производство

Производство серийных самолётов по годам :

Кооперация поставщиков

Разработчик Производитель Поставляемые комплектующие
ПАО «Авиадвигатель» ПАО «Пермский моторный завод» двигатели ПС-90А ; ПС-90А 2 с дополнительным генератором ГСА (ПСПЧ) и блоком контактора БКА (Ту-204 СМ)
Rolls-Royce Rolls-Royce двигатели RB211-535E4
ПАО НПП «Аэросила» ПАО НПП «Аэросила» вспомогательная силовая установка ТА-12-60 ; ТА-18-200М (Ту-204 СМ)
ПАО «Техприбор» ПАО «Техприбор» комплекс топливоизмерения и центровки КТЦ-2-1, бортовая система контроля двигателя БСКД-90М
ПАО ОКБ «Кристалл» аварийная турбонасосная установка, насосы топливной системы
ЗАО «Абрис» ЗАО «Абрис» блок контроля и диагностики двигателя GEMU-122-5, резервный индикатор параметров двигателя
ОАО «Авиаагрегат» шасси, тормозная система 75Т-271 с модернизированным блоком БУПТ-24МД (Ту-204 СМ)
ПАО "Авиационная корпорация «Рубин» тормозные диски, колёса, гидравлический насос, привод-генератор, агрегаты гидравлической системы
ОАО «Ярославский шинный завод» шины
Michelin шины
ПАО «Гидроагрегат» система дистанционного управления, рулевые агрегаты
ПАО ММЗ «Знамя» рулевые приводы
ПАО ММЗ «Рассвет» рулевые приводы
ПАО НПО «Родина» ПАО НПО «Родина» рулевые приводы
ОАО «Уфимское приборостроительное производственное объединение» системы ВСУП-85-3, ВСУТ-85-3, АСШУ-204М, ВСУПТ-85-204 (Ту-204 СМ)
ФГУП «Научно-исследовательский институт авиационного оборудования» вычислительная система самолётовождения ВСС-95 (ВCC-100 - Ту-204СМ), комплексный пульт радиотехнических средств КПРТС-95М-1
ПАО «Ульяновское Конструкторское Бюро Приборостроения» комплексная информационная система индикации КИСС-1-9А, жидкокристаллические индикаторы ИМ-8, система предупреждения критических режимов СПКР; комплексная система электронной индикации и сигнализации КСЭИС-204Е и система преобразования аналоговой и дискретной информации СПАДИ-204 (Ту-204СМ)
ПАО «Чебоксарское научно-производственное приборостроительное предприятие „ЭЛАРА“» блоки системы электронной индикации СЭИ-85, датчики системы АСШУ-204М
ПАО ДНИИ «Волна» ПАО ДНИИ «Волна» система развлечения и обслуживания пассажиров, аппаратура видеонаблюдения
ЗАО «ЛАЗЕКС» ЗАО «ЛАЗЕКС» интегрированная лазерно-спутниковая навигационная система НСИ-2000МТ
Honeywell Honeywell инерциальная навигационная система HG2030AE21
ОАО «Киевский завод „Радар“» метеонавигационная радиолокационная станция МНРЛС-85
Honeywell Honeywell метеорадиолокационная станция RDR-4B
ЗАО «ВНИИРА-Навигатор» ЗАО «ВНИИРА-Навигатор» система раннего предупреждения близости земли (СРПБЗ), радионавигационное оборудование
Honeywell Honeywell система раннего предупреждения близости земли EGPWS
ЗАО «Опытный завод НИИХИТ» аккумуляторные батареи
VARTA аккумуляторные батареи
ПАО «Электромашиностроительный завод „ЛЕПСЕ“» компоненты электросистемы, приводы стеклоочистителей
АО «Аэроэлектромаш» АО «Аэроэлектромаш» компоненты электросистемы
ПАО «Сарапульский электрогенераторный завод» генераторы, выпрямительные устройства, блоки регулирования электросистем
ПАО «Конструкторское бюро электроизделий XXI века» внешняя светотехника, коммутационная аппаратура
ПАО «Электроавтомат» коммутационная аппаратура
ПАО «Уральский завод электрических соединителей» электросоединители
ЗАО НПЦ «НИИ Микроприборов» светодиодное освещение
ПАО НПО «Наука» ПАО НПО «Наука» система кондиционирования воздуха, система автоматического регулирования давления
ПАО «НПП „Респиратор“» ПАО «НПП „Респиратор“» кислородное оборудование
ПАО «Уфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкций»
Air Cruisers Air Cruisers аварийно-спасательное оборудование
ПАО «Корпорация „Тактическое Ракетное Вооружение“» водовакуумная система удаления отбросов (унитаз УВ-1)
ПАО «Агрегат» пассажирские кресла
ООО «Фирма АККО» ООО «Фирма АККО» пассажирские кресла

Эксплуатация

Ту-204 должен был стать таким же массовым, как и его предшественник - Ту-154 . Однако с распадом СССР финансирование авиапрома резко сократилось, плановую экономику сменила рыночная, и Ту-204 вытеснили импортные подержанные машины. Недостатки в технической поддержке и низкие темпы производства привели к увеличению начального этапа освоения Ту-204 в эксплуатации. Нередко самолётам приходилось простаивать в ожидании запчастей и комплектующих изделий, что влекло за собой увеличение расходов на поддержание лётной годности и увеличение стоимости лётного часа. Это усугублялось и тем, что по требованию «Аэрофлота» на самолёте было оставлено место бортинженера , и экипаж всех модификаций Ту-204 (кроме Ту-204СМ) состоит из трёх человек, в то время как на большинстве современных лайнеров - два человека.

С начала 2000-х годов в конструкцию Ту-204/214 внесли ряд изменений. Самолёты начали оснащаться улучшенными пассажирскими креслами и бытовым оборудованием. Также обновлены авионика и системы - ряд блоков и агрегатов ещё советской разработки заменены на новые российские или импортные . В частности, изменения затронули системы самолётовождения, управления полётом, тягой, автоматического штурвального управления. Взамен индикаторов с электронно-лучевыми трубками установлены современные жидкокристаллические .

Ежегодно производится один лайнер для государственных заказчиков. На начало 2014 года самолёты семейства Ту-204/214 составляют основу самолётного парка правительственного авиаотряда - в СЛО «Россия» эксплуатируется 13 самолётов Ту-204 и Ту-214 различных модификаций.

Программа создания наиболее современной модификации, Ту-204СМ, поддерживается Министерством промышленности и торговли РФ . Реализованные технические решения и улучшения конструкции позволили сократить экипаж до двух человек и повысить экономическую эффективность Ту-204СМ . В рамках реализации данной программы, как предполагается, будет выстроена новая схема послепродажного обслуживания и поддержания лётной годности, что также должно улучшить коммерческую привлекательность нового самолёта. Отработанные на Ту-204СМ технологии и разработки, как ожидается, будут применяться и при создании перспективных семейств пассажирских самолётов .

В конце 2013 года глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что в ближайшие пять лет различным авиакомпаниям могут быть поставлены 20 самолётов Ту-204СМ .

22 декабря 2015 года иранская авиакомпания Kish Air сообщила, что может приобрести у России до 15 самолётов Ту-204СМ, предназначенных для перевозки пассажиров и грузов на магистральных авиалиниях. .

26 декабря 2015 года ПАО «Туполев» сообщила, что «готова предоставить Ирану лицензию на производство своих самолётов» .

В декабре 2016 года заместитель главного конструктора АО Туполев Станислав Рыжаков сообщил о существовании масштабного проекта «по созданию грузового парка самолётов семейства Ту-204 для ФГУП Почта России » (в том числе, для перевозок из ММПО г. Мирный) . 22 февраля 2017 года Министерство обороны РФ сообщило, что «планирует …старые…Ту-154 заменить на…Ту-214». Предполагается закупка «в совокупности десятки машин». 6 июня 2017 года начальник авиации войск национальной гвардии Российской Федерации генерал-лейтенант Александр Иванович Афиногентов сообщил, что «Военно-промышленной комиссией Российской Федерации одобрены контрольные цифры для планирования государственной программы вооружений на 2018-2025 годы, в том числе по вопросам закупки новой авиационной техники. Предлагается закупить самолеты …Ту-204-300».

Эксплуатанты

С начала серийного производства (1990) изготовлено 81 самолёт Ту-204 различных модификаций. На январь 2017 года в эксплуатации находилось 43 самолёта семейства Ту-204 .

Текущие эксплуатанты

авиакомпания модификация действующие заказанные на хранении
2 x 204-120С 3 0 2
204-100С 1 0 1
204-120Ф 0 4 0
204-120CE 0 2 0
204 4 2 4
204 0 0 2
214
204-300
12 0 0
1 x 204-100Е 3 0 1
1x 204-300
1x 204-100
2 0 0
204-100 8 0 0
204-100C 2

История создания

Выбор концепции

Ту-204 на авиасалоне в Ле-Бурже (1991 год)

Разработка среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-204 началась в ОКБ имени Туполева в . В процессе работы над новым самолётом было рассмотрено множество различных схем и компоновок. Параллельно в КБ шла разработка проектов пассажирских самолётов Ту-164 , Ту-174, Ту-184, Ту-194. Дальнейшим развитием поисковых исследований стала выработка концепции развития магистральных самолётов путём создания 2-3 базовых типов с дальнейшим получением на их основе путём модификации всей необходимой гаммы. Одним из таких базовых самолётов стал Ту-204. Работы по его проектированию возглавил главный конструктор Леонид Леонидович Селяков. Первоначально предполагалось установить на нём 2 двигателя НК-8-2У . Конструкция предполагала большую преемственность с серийными Ту-134 и Ту-154 . Многие конструктивные решения были взяты от проектов Ту-134Д и Ту-136, разработка которых велась в это время в КБ.

Перспективы

Самолету Ту-204 во многом не повезло. Он должен был стать таким же массовым, как и его предшественник Ту-154. Однако с распадом СССР финансирование авиапрома резко сократилось, плановую экономику сменила рыночная, и Ту-204 сначала проиграл конкуренцию подержанным машинам западного производства, а со временем попросту устарел по многим показателям [источник? ] (в частности, экипаж всех модификаций Ту-204 (кроме СМ) состоит из трех человек, в то время как на большинстве современных лайнеров - два человека; отсюда дополнительные затраты на пилотов).

В настоящее время производится до 10 лайнеров в год, большая часть которых - для СЛО «Россия» и ВВС. Из-за неспособности Казанского и Ульяновского авиазаводов наладить массовое производство (делающее эксплуатацию самолета рентабельной) и качественную систему послепродажного обслуживания, Ту-204 не пользуется особым спросом у коммерческих авиаперевозчиков, хотя его последняя модификация СМ вполне может составить реальную конкуренцию зарубежным бестселлерам А320 и Боинг-737. В то же время, некоторые авиакомпании (в том числе, весьма крупные Трансаэро и Red Wings) неоднократно выражали заинтересованность в покупке лайнеров семейства Ту-204. Президент ОАК Михаил Погосян считает Ту-204 «перевернутой страницей» и заявляет о необходимости реализации более инновационных проектов.

07.04.2011 в интервью агентству ИСНА, Глава Организации гражданской авиации Ирана Реза Нахджавани заявил, что заявление Дмитрия Медведева о том, что российские самолёты имеют технические недостатки, стало дополнительным аргументом в пользу отказа от эксплуатации в авиапарке страны самолётов производства КБ «Туполев» .

По состоянию на первый квартал 2012 года ОАО «Туполев» имеет в своем портфеле заказов на 42 самолета (35 опцион) Ту-204СМ. Распределение заказов по авиакомпаниям: 15 (10) - Red Wings, 10 (12) - «Башкортостан» («ВИМ-авиа»), 5 (10) - «Авиастар-ТУ», 6 (-) «Аэрофлот» («Владивосток Авиа»), 3 (3) - «Космос» (РКК «Энергия»), 3 (-) «Мирнинское АП» (ОАО «Алроса») .

Конструкция

Самолеты семейства Ту-204/214 представляют собой свободнонесущие монопланы нормальной схемы с низкорасположенным стреловидным крылом и двумя турбореактивными двигателями, установленными на пилонах под крылом. Крыло большого удлинения образовано сверхкритическими профилями, имеет отрицательную аэродинамическую крутку , положительный угол поперечного V (4°) и установлено под углом 3° 15’ к строительной горизонтали фюзеляжа. На концах крыла установлены специально спрофилированные вертикальные аэродинамические поверхности для снижения индуктивного сопротивления.

Система кондиционирования воздуха

Система кондиционирования воздуха (СКВ) состоит из:

  • системы отбора и предварительного охлаждения воздуха;
  • двух автономных магистралей с независимыми установками охлаждения воздуха (УОВ);
  • системы рециркуляции воздуха;
  • систем регулирования температуры, управления и контроля.

Воздух в систему кондиционирования отбирается от компрессоров двигателей или ВСУ . Предусмотрена возможность подключения наземного кондиционера.

Система отбора воздуха обеспечивает подачу воздуха на наддув, охлаждение или обогрев гермокабины, на обогрев ВСУ , на аварийный наддув гидробаков, а также подачу воздуха на стартер воздушного запуска двигателя.

Регулирование температуры воздуха в кабине экипажа и пассажирских салонах производится автоматически в соответствии с установкой задатчиков температуры.

Система управления

В состав цифрового комплекса пилотажно-навигационного оборудования входят:

  • вычислительная система самолетовождения
  • инерциальная бортовая лазерная навигационная система
  • средства измерения высотно-скоростных параметров и углов атаки
  • система воздушных сигналов
  • радиотехнические системы навигации и посадки
  • система предупреждения критических режимов (СПКР)
  • система предупреждения приближения земли (СППЗ)
  • метеорадиолокационная станция.

Все параметры полета, навигационная и метеорологическая обстановка выдаются на экраны системы электронной индикации. Информация на экранах может выдаваться как в метрической , так и в британской системе единиц .

Резервные пилотажные приборы - указатель скорости, вариометр , барометрический высотомер , авиагоризонт , радиомагнитный индикатор, магнитный компас.

Автоматическое управление самолетом осуществляется вычислительной системой управления полетом (ВСУП) и вычислительной системой управления тягой (ВСУТ).

ВСУП формирует сигналы автоматического управления самолетом и командных индексов электронных индикаторов для директорного управления, а также другую информацию в смежные системы. ВСУТ формирует сигналы для управления тягой и перемещения рычагов управления двигателями в зависимости от конфигурации самолета и заданных экипажем или ВСУП параметров полета.

Бортовые системы сопрягаются между собой с помощью широко распространенного интерфейса ARINC 429 , что упрощает модернизацию оборудования, в том числе путем применения комплектующих зарубежного производства.

Топливная система

Топливо на самолете размещено в кессон-баках, образованных загерметизированной силовой конструкцией планера самолета.

Расположение баков:

  • 2 бака по 7000 кг в корневой части крыла (левый и правый);
  • расходные отсеки по 1800 кг (левый и правый);
  • 2 бака по 3375 кг в консольной части крыла (левый и правый);
  • бак емкостью 2360 кг в кессоне киля;
  • бак емкостью 8800 кг в центроплане.

Суммарная масса топлива составляет 35710 кг. На некоторых специальных модификациях самолетов Ту-204/214 устанавливаются дополнительные топливные баки в фюзеляже.

Для уменьшения сопротивления в крейсерском режиме полета применена автоматическая перекачка топлива после взлета в хвостовой бак, размещенный в киле самолета. Это позволяет смещать центр масс самолета на 10% средней аэродинамической хорды, тем самым уменьшая потери на балансировочное сопротивление.

Гидравлическая система

Гидравлическая система выполнена в виде трех независимых подсистем.

Основными источниками гидравлической мощности в гидросистемах являются насосы переменной производительности с приводом от двигателей самолета.

Резервными источниками гидравлической мощности являются электрические насосные станции – по одной в каждой гидросистеме.

Аварийным источником гидравлической мощности является турбонасосная установка , которая выпускается в поток воздуха автоматически при отказе двух двигателей и после отключения двух генераторов, а также в ручном режиме.

Рабочая жидкость – НГЖ-5У, Skydrol LD-4 или Skydrol 500 B4. Рабочее давление в гидросистеме – 210 кгс/см 2 .

Противообледенительная система (ПОС)

От обледенения защищены носки воздухозаборников двигателей, обтекатели вентилятора, лобовые стекла кабины экипажа, приемники полного давления, датчики аэродинамических углов.

Крыло и оперение мало подвержены нарастанию льда и противообледенительной системой не оснащены. В ходе испытаний была подтверждена безопасность полетов без противообледенительной системы на несущих поверхностях.

Кооперация поставщиков

Разработчик Производитель Поставляемые комплектующие
ОАО «Авиадвигатель» ОАО «Пермский моторный завод» двигатели ПС-90А
Rolls-Royce Rolls-Royce двигатели RB211-535E4
ОАО НПП «Аэросила» ОАО НПП «Аэросила» вспомогательная силовая установка ТА-12-60
ОАО «Техприбор» ОАО «Техприбор» комплекс топливоизмерения и центровки КТЦ-2-1, бортовая система контроля двигателя БСКД-90М
ОАО ОКБ «Кристалл» аварийная турбонасосная установка, насосы топливной системы
ЗАО «Абрис» ЗАО «Абрис» блок контроля и диагностики двигателя GEMU-122-5, резервный индикатор параметров двигателя
ОАО «Авиаагрегат» шасси
АК «Рубин» тормозные диски, колеса
ОАО «Ярославский шинный завод» шины
Michelin шины
ОАО «Гидроагрегат» система дистанционного управления, рулевые агрегаты
ОАО ММЗ «Знамя» рулевые приводы
ОАО ММЗ «Рассвет» рулевые приводы
ОАО НПО «Родина» ОАО НПО «Родина» рулевые приводы
ОАО «Уфимское приборостроительное производственное объединение» системы ВСУП-85-3, ВСУТ-85-3, АСШУ-204М
вычислительная система самолетовождения ВСС-95, комплексный пульт радиотехнических средств КПРТС-95М-1
ОАО «Ульяновское Конструкторское Бюро Приборостроения» комплексная информационная система индикации КИСС-1-9А, жидкокристаллические индикаторы ИМ-8, система предупреждения критических режимов СПКР
ОАО «Чебоксарское научно-производственное приборостроительное предприятие «ЭЛАРА» блоки системы электронной индикации СЭИ-85, датчики системы АСШУ-204М
ОАО ДНИИ «Волна» ОАО ДНИИ «Волна» система развлечения и обслуживания пассажиров, аппаратура видеонаблюдения
ЗАО «ЛАЗЕКС» ЗАО «ЛАЗЕКС» интегрированная лазерно-спутниковая навигационная система НСИ-2000МТ
Honeywell Honeywell инерциальная навигационная система HG2030AE21
ОАО «Киевский завод «Радар» метеонавигационная радиолокационная станция МНРЛС-85
Honeywell Honeywell метеорадиолокационная станция RDR-4B
ЗАО «ВНИИРА-Навигатор» ЗАО «ВНИИРА-Навигатор» система раннего предупреждения близости земли (CРПБЗ), радионавигационное оборудование
Honeywell Honeywell система раннего предупреждения близости земли EGPWS
ЗАО «Опытный завод НИИХИТ» аккумуляторные батареи
VARTA аккумуляторные батареи
ОАО «Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ» компоненты электросистемы, приводы стеклоочистителей
ОАО «Аэроэлектромаш» ОАО «Аэроэлектромаш» компоненты электросистемы
ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод» генераторы, выпрямительные устройства, блоки регулирования электросистем
ОАО «Конструкторское бюро электроизделий XXI века» внешняя светотехника, коммутационная аппаратура
ОАО «Электроавтомат» коммутационная аппаратура
ОАО «Уральский завод электрических соединителей» электросоединители
ЗАО НПЦ «НИИ Микроприборов» светодиодное освещение
ОАО НПО «Наука» ОАО НПО «Наука» система кондиционирования воздуха, система автоматического регулирования давления
ОАО «НПП «Респиратор» ОАО «НПП «Респиратор» кислородное оборудование
ОАО «Уфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкций»
Air Cruisers Air Cruisers аварийно-спасательное оборудование
ОАО «Корпорация „Тактическое Ракетное Вооружение“» водовакуумная система удаления отбросов (унитаз УВ-1)
ОАО «Агрегат» пассажирские кресла
ООО «Фирма АККО» ООО «Фирма АККО» пассажирские кресла

Лётно-технические характеристики

Схема Ту-204

Характеристика Ту-204-100 Ту-204С Ту-204-120 Ту-214 Ту-204-300 Ту-204СМ
Первый полёт 2 января 1989 23 марта 2000 октябрь 1998 21 марта 1996 18 августа 2003 29 декабря 2010
Начало эксплуатации 1995 2003 1998 2001 2005 2012
Размах крыла 41,83 м
Длина 46,13 м 40 м 46,13 м
Высота в хвосте 13,88 м
Площадь крыла 184,17 м²
21 000 кг 30 000 кг 21 000 кг 25 200 кг 18 000 кг 23 000 кг
Макс. заправка топливом 32 800 кг 35 700 кг 35 700 кг
Макс. взлётная масса 103 000 кг 103 000 кг 103 000 кг 110 750 кг 107 500 кг 108 000 кг
Макс. посадочная масса 88 000 кг 91 500 кг 88 000 кг 93 000 кг 88 000 кг 89 500 кг
Макс. пассажировместимость 210 - 210 210 164 215
Экипаж 3 2
Крейсерская скорость 830-850 км/ч
Максимальная скорость 850 км/ч
Служебный потолок 12 100 м
Макс. дальность полёта 6 500 км 6 500 км 6 500 км 6 670 км 7 500 км
Дальность полёта
4 300 км 4 100 км 4 100 км 4 340 км 5 800 км 4800 км
Двигатели 2 × ПС-90A 2 × ПС-90A 2 × RB211 2 × ПС-90A 2 × ПС-90A 2 × ПС-90A2
Средний расход топлива
(при макс. коммерч. нагрузке)
3200 кг/час
Требуемая длина ВПП 2 500 м 1800 м

Эксплуатанты

Страны, где используется Ту-204.

С начала серийного производства (1990) было изготовлено 73 самолёта Ту-204 различных модификаций. На август 2012 года в эксплуатации находилось 46 самолётов семейства Ту-204 .

Эксплуатант Модификация В эксплуатации Заказаны Опцион
ОАО «Туполев» 2 × 204СМ
1 × 204
1 × 204-300
2 × 204C
2 (4 на хран.)
Авиастар-СП 204 0 (2 на хран.)
Авиастар-ТУ 204С 2 5 (204СМ) 10 (204СМ)
ВВС России 0 4 (2 × 214ОН, 2 × 214Р)
Владивосток Авиа 204-300 6 6 (204СМ)
Внуковские авиалинии 204 0 (1 на хран.)
Дальавиа 214 0 (4 на хран.)
Кавминводыавиа 204-100 0 (2 на хран.)
КАПО имени С.П. Горбунова 214 0 (1 на хран.)
КЛИИ - Китайский лётно-исследовательский институт Ту-204-120СЕ 1
Специальный лётный отряд «Россия» 3 × 214
2 × 214СР
2 × 214ПУ
2 × 214СУС
2 × Ту-204-300
11 3 (214СР)
Трансаэро 214 3 2 (204-100С)
Air China Cargo 0 2 (204-120CE)
Air Koryo 2 × 204-300
1 × 204-100
3
China Eastern Cargo 0 2 (204-120CE)
Cairo Aviation 2 × 204-120
1 × 204-120C
3 (2 на хран.)
Cubana 2 × 204-100E
2 × 204СЕ
4 0 2 (204-300)
DHL 204C 1
Red Wings 4 × 204-100
5 × 204-100В
9 15 (204СМ) 10 (204СМ)
Бизнес Аэро 204-300А 1

«Ту-204» является среднемагистральным реактивным пассажирским самолетом. Данный агрегат был разработан в 80-е годы в Отделе конструкторского бюро Туполева. При помощи него создатели намеревались заменить устаревший в то время «Ту-154». Существуют различные модификации этого самолета: VIP-версия, пассажирский, грузовой и специальный. Самолет «Ту-204» отвечает всем стандартам безопасности, эмиссии и шумности, поэтому данные модели можно эксплуатировать по всему миру. Об этом далее подробнее.

Конструкция

Самолет «Ту-204» - это свободнонесущий моноплан нормальной схемы. Его стреловидные крылья расположены довольно низко. Два его установлены на особых пилонах. Места их расположения находятся под крыльями. Это придает модели своеобразный стиль. На окончании каждого крыла расположены винглеты. Это способствует снижению индуктивного сопротивления и увеличению Кроме того, они оснащены двухщелевыми закрылками. Это важные элементы. Также здесь находятся предкрылки. Они регулируют несущие свойства данного самолета. Расположены они вдоль передней кромки крыла. Шасси имеет три опоры и носовую стойку. В состав силовой установки входит RB211-535E4 или 2 ТРДД «ПС-90А»

История

После того как гражданская авиация России самолеты «Ту-154» эксплуатировала уже на протяжении 2 лет, в 1973 году в Отделе конструкторского бюро начали прорабатывать будущую замену данной модели. Вначале было выдвинуто предложение глубоко модернизировать «Ту-154» и разработать множество компоновок и различных новых схем. В конце концов ученые сделали выбор в пользу трехдвигательной модели с широким фюзеляжем, которую и назвали - самолет «ТУ-204».

Данный проект в 1981 году утвердило правительство. Однако в ходе этого процесса конструкторы решили отказаться от хвостового двигателя. После чего проект переработали. В результате этого вырисовался актуальный образ запланированного самолета.

Во время разработки ученые активно применяли инновационные методы проектирования, используя при этом электронно-вычислительные машины. Для того чтобы подобрать оптимальную аэродинамическую компоновку в определенных специальных трубах, им пришлось проверить десятки макетов. Кроме того, для уменьшения веса и увеличения прочности данного агрегата осуществили применение Доля их в массе указанной модели составляет не менее 14%.

Когда было окончено проектирование, самолет «ТУ-204» серийно начали выпускать на Ульяновском авиапромышленном комплексе имени Устинова Д. Ф. Это достоверный факт. А первый самолет «Ту-204», отзывы о котором имели положительный характер, построили в Москве в сообществе с опытным существенным производством АНТК им. А. Н. Туполева и УАПК.

Испытания

В данном процессе участвовали 2 прототипа. Особые бортовые системы этой модели отрабатывали на многих стендах.

В начале января 1989 года произошел первоначальный полет указанного Самолет «Ту-204» взлетел с аэродрома «Раменское». На основании полученных результатов проведенных испытаний в конструкцию были внесены некоторые доработки. А именно была усовершенствована технология производства. При этом немалое внимание уделили тому, чтобы отработать новые цифровые системы. Скрупулезность в этом плане привела к положительному результату. Специалистами были разработаны 23 варианта бортовой автоматической системы управления при помощи штурвала. Причем каждый прошел проверку на надежность и многочисленные летные испытания. Все это требовало длительного времени. Кроме того, на тот период в государстве начались экономические трудности. Это привело к тому, что было снижено финансирование программы. В результате этого были увеличены сроки получения необходимых документов и испытаний.

В 90-е бюджетное финансирование данного проекта было полностью прекращено. Это привело к остановке сертификационных испытаний, а самолет «Ту-204», которому еще было нужно пройти эксплуатационные исследования, ожидал своего часа.

Как уже было сказано, из-за того, что в 90-х годах экономическая ситуация в государстве резко ухудшилась, бюджет летных испытаний был практически обнулен. Для того чтобы завершить указанную работу, ученым пришлось идти на неординарные шаги. Например, они согласились перевозить грузы за вознаграждение. При этом испытания производились параллельно коммерческим перелетам. Это позволяло с трудом окончить финансирование проекта. После усердных стараний ученым удалось в 1994 году получить необходимый сертификат.

Эксплуатация

В конце февраля 1996 года был осуществлен первый рейс нового указанного воздушного судна на коммерческой основе. Самолет «Ту-204» летел «Внуковскими авиалиниями» из столицы в Минеральные Воды.

Предполагалось, что «Ту-204» должен заменить «Ту-154». Однако внезапное падение объема финансирования авиапромышленности привело к помехам в доработке самолетов, и это уменьшило скорость производства. Результат - малое количество моделей у авиационных компаний, высокая стоимость запчастей и техобслуживания, частые простои. Все это привело к падению конкурентоспособности указанного самолета, особенно в сравнении с западными Airbus-320 и Boeing-737, оказавшимися экономичнее в эксплуатации и дешевле.

В 2000-х выпускали не менее 10 моделей каждый год. Как правило, их потребителями были государственные структуры.

С того момента как началось серийное производство, а именно с 1990 года, свет увидели 75 самолетов «Ту-204» разных вариаций. В феврале 2013 года активно эксплуатируются всего 50 воздушных агрегатов данного семейства.

Перспективы

Изначально в этом плане самолету «Ту-204» очень не повезло. Согласно предварительному замыслу конструкторов, его должны были сделать массовым, причем именно для его производства построили абсолютно новый завод, расположенный в Ульяновске. Однако как уже было отмечено выше, после распада СССР на нужды авиационной промышленности стали выделять намного меньше средств. Рыночная экономика сменила плановую. В результате этого самолеты «Ту-204» сменили бывшие в употреблении машины западного производителя. Кроме того, с течением времени модель по многим показателям устарела. Одной из причин того, что ее перестали использовать, оказалось то, что экипаж «Ту-204» состоит из 3 человек, тогда как большинство современных воздушных суден нуждаются всего в 2. Это за собой влечет наличие дополнительных расходов на содержание пилотов.

Сейчас выпускается около 10 указанных моделей в год. При этом, как правило, они пользуются популярностью в СЛО «Россия» и ВВС. По причине того, что Ульяновский и не могут наладить массовое производство и специальное обслуживание, самолеты «Ту-204» не имеют значительной востребованности у большинства компаний. Тем не менее, согласно мнению экспертов, последняя модель «МС-21» в состоянии конкурировать с зарубежным судном «Боинг-737». Согласно недавней информации, крупные перевозчики, такие как Red Wings и «Трансаэро» часто сообщали о том, что они заинтересованы в покупке воздушных агрегатов указанного типа. Это говорит о том, что довольно-таки востребованным является самолет «Ту-204», отзывы экспертов о котором указывают на то, что еще рано причислять его к пройденному этапу авиаконструкторского дела. ОАК и Минпромторг вкладывают немалые суммы в данные проекты, которые существуют только на бумаге. К ним можно отнести «МС-21», ожидающий выхода на линию только в 2020 году.

Описание технических характеристик самолета «Ту-204»

В данном случае учитывается следующее:

  • Экипаж - 3 чел.
  • Два двигателя ТРДД - «ПС-90А».
  • Размах/площадь крыльев составляет 42,0 м/184,17 м².
  • Размер длины/высоты самолета - 46,0/13,9 м.
  • Масса: взлетная (максимальная)/пустого - 94 600 кг/58 300 кг.
  • Скорость крейсерская равна 830 км/ч.
  • Потолок практический - 12 100 м.
  • Дальность максимальная составляет 2900 км.
  • Наличие тяги в 16 140 кгс.
  • Вес: максимальный взлетный/посадочный - 94,6 т/47 т; снаряженной модели- 58,3 т.
  • Дальность полета до 3700 км.

Модификации

В настоящее время существует несколько вариаций указанного воздушного агрегата. Каждая из них скрупулезно прорабатывалась создателями с целью получения желаемого результата. Далее рассмотрим их немного подробнее.

«Ту-204»

Как уже было выше сказано, взлетная масса данного базового варианта составляет 94,6 т. В первый раз этот самолет «Ту-204», фото которого предоставлено в данном тексте, в воздух поднялся 17 августа 1990 года (плановый рейс). Кроме того, был разработан грузовой вариант модели. Схема самолета «ТУ-204» является максимально проработанной конструкторами. Коммерческая нагрузка данной техники не превышает 30 тонн.

«Ту-204-100»

Данный вариант имеет двигатели «ПС-90А» и российскую авионику. Его эффективность довольно велика. Это является существенным фактом. Салон самолета «Ту-204-100» вмещает 210 пассажиров. Сертификация данного воздушного судна состоялась зимой 1995 года.

«Ту-204-200»

Данная модель представляет модификацию «Ту-204-100». Оснащен этот самолет добавочными баками для горючего, которые необходимы для большей дальности полета. Кроме того, специалисты ульяновского завода «Авиастар» построили всего один указанный агрегат с номером бортовым RA-64036. Сейчас данную модель выпускают в Казани.

«Ту-204-120»

«Ту-204-120» и «Ту-204-220» являются соответственно модификациями «Ту-204-100» и «Ту-204-200». Они оснащены западной авионикой и (2 × 19 500 кгс) - английского производства Rolls-Royce. Это нововведение сделали для того, чтобы расширить потребительские свойства модели, которая первый раз поднялась в воздух в августе 1992 года. Заграничные поставки чартерной авиакомпании Cairo Aviaton в Египет производились на данном воздушном судне с 1998 года. После этого указанные самолеты Туполева, фото которых имеется в данном тексте, поставлялись в Китай. Кабина пилотов данной модели изготовлена в англоязычном исполнении. Это облегчает поставки в другие государства. Указанный воздушный агрегат впервые в истории российского самолетостроения был сертифицирован в соответствии с определенными евростандартами.

«Ту-204-300»

Данная модель (ранее — «Ту-234») укорочена на 6 метров в сравнении с базовым определенным фюзеляжем. Это воздушное судно может вместить не более 162 пассажиров, однако изначально предполагалось размещение 142. Места в самолете «ТУ-204-300» подразделяются следующим образом: 8 бизнес-класса и 134 - эконом. Данное внедрение является важным. Это подчеркивает своеобразный стиль этой модификации «Ту-204». Лучшие места, естественно, будут находиться в бизнес-классе. Разработан данный агрегат был в трех вариациях. Их дальность полетов составляет 9250, 7500 и 3400 км. В результате «Ту-204-300» был признан первым самолетом с двумя моторами, который может совершить перелет из столицы РФ во Владивосток без остановок. Предельный взлетный вес этого воздушного судна составляет 107,5 т. В оснащении данной модели имеются: отечественный комплекс авионики «КСПНО-204» и два мотора «ПС-90А». Впервые «Ту-204-300» взлетел в воздух в августе 2003-го, после чего была осуществлена его демонстрация на авиакосмическом салоне «МАКС-2003». Сертифицирован он был 14.05.2005 г. Проведение его серийного производства было налажено на Ульяновском заводе «Авиастар».

«Ту-204-300А»

Эти самолеты гражданской авиации используют для административной перевозки на расстояние, не превышающее 9600 км. Модель вмещает всего 26 пассажиров. Топливная заправка - 42 т.

«Ту-206»

Данный самолет все еще разрабатывают эксперты. Интересным является то, что в указанном аппарате используют в качестве горючего сжиженный природный газ. Эти воздушные судна стали выпускать на базе такого самолета, как «Ту-204-100». Одной из основных проблем в этом случае является размещение сосудов с голубым топливом, требующее немалого объема.

«Ту-214»

Данная модель представляет собой модификацию «Ту-204». Максимальная взлетная масса этого агрегата была увеличена до 110,75 т, а размер коммерческой нагрузки - до 25,2 т. Воздушное судно грузовой модификации прошло сертификацию в согласии с российскими нормами «АП-25», которые гармонизированы с западными FAR-25 и JAR-252. Серийное производство налажено в Казанском авиаобъединении им. С. П. Горбунова. Впервые взлет данной модели состоялся в 1989 году. Запустили на поток эти самолеты гражданской авиации СССР только в 1997 году. То есть уже после развала Советского Союза. В апреле 2010 года данное воздушное судно начали производить исключительно в спецкомплектации. Однако создавать его в коммерческой версии прекратили, так как это было нерентабельно. Хотя в приобретении указанного агрегата заинтересовался крупный перевозчик - «Трансаэро».

«Ту-204СМ»

Это глубоко усовершенствованный самолет «Ту-204». В сравнении и с «Ту-204-100» его взлетный максимальный вес намного увеличился. Также в этой модели обновили БРЭО. Из-за этого количество экипажа уменьшили до двух человек, сократив места в самолете «ТУ-204» и оставив судно без бортового инженера. Это сделано в соответствии с мировой практикой для моделей подобного класса.

Кроме того, самолет «Ту-204СМ» претерпел некоторые изменения.

  1. Модернизация ТРДД «ПС-90А2». Это сопровождалось понижением стоимости жизненного цикла и увеличением межремонтных и назначенных ресурсов агрегатов и основных элементов (для горячей части - 10 000 циклов, а для холодной — до 20 000).
  2. Обновленная ВСУ «ТА-18-200». В этом случае была увеличена высотность запуска и работы. Было внедрено новое оборудование, которое выполняет необходимые функции, соответствующие определенным перспективным и современным требованиям ИКАО и Европейского контроля.
  3. Модернизировано шасси. В конструкции данной детали были учтены все аспекты, которые соответствуют ресурсу планера.
  4. Был улучшен салон самолета.
  5. Уменьшен экипаж до 2 летчиков.
  6. Уже разработана и ожидает установки система управления общесамолетными агрегатами (СУОСО). Также усовершенствованы техобслуживание и диагностика.
  7. Модернизированы системы: энергосохранения, гидравлические, топливные и кондиционирования.

На конец декабря 2010 года припало летное испытание «ТУ-204СМ». Оно было осуществлено заслуженным летчиком-испытателем Виктором Минашкиным. Данный процесс прошел благополучно. Однако все же испытания указанного обновленного воздушного судна были осуществлены с небольшой задержкой. На пресс-конференции гендиректор авиационного завода Сергей Дементьев рассказал собравшимся, что пробный полет данной модели был запланирован на 17 декабря 2010 года. Тем не менее, он подчеркнул, что работа по сборке летательных аппаратов данного типа следует заданному графику.

Предприятие «Авиастар-СП» уже до 2016 года планирует изготовить 44 воздушных судна «Ту-204СМ», предназначенных для крупного предприятия Red Wings Airlines. Согласно предварительной информации, для финансирования данного проекта выделено не менее 1,8 млрд долларов.

В середине января 2012 года на знаменитом Ульяновском авиастроительном предприятии под названием «Авиастар-СП» выступил вице-премьер России. По словам Дмитрия Рогозина, сертификация нового самолета «Ту-204СМ» пассажирского типа окончится уже в июне, а с середины года можно будет говорить о его серийном выпуске.

Итог

Ознакомившись с вышесказанным, каждый может в точности иметь представление о том, что собой представляет описываемый самолет, и какие его вариации существуют. В целом самолеты Туполева полностью соответствуют определенным стандартам. В настоящее время воздушные агрегаты данного семейства пользуются немалым спросом. Технические и летные характеристики аппаратов указанного типа находятся на должном уровне. Однако разработчики на этом не останавливаются и продолжают совершенствовать самолеты данного типа.