Каменный мост. Понте Ротто: первый каменный мост в Риме Большой каменный мост история

Центральный административный округ. Соединяет Боровицкую пл. с ул.Серафимовича и (через продолжающий его Малый Каменный мост) с ул. Большой Полянкой.

На месте позднейшего моста, видимо, от самого начала Москвы существовал брод, через который шла дорога из Рязани на Новгород через Волок Ламский, известная как Волоцкая. Затем был устроен наплавной («живой») мост, разводившийся для пропуска судов. Против моста в конце XVI в. были устроены Всехсвятские (Водяные) ворота Белого города, названные так по стоявшей неподалёку (близ современного храма Христа Спасителя) церкви Всех Святых, что на рву.

В 1643 г. для строительства Каменного моста был приглашён палатный мастер Анце Кристлер из Страсбурга. Он вместе со своим дядей Иваном сделал деревянную модель моста с чертежом. Было определено и место строительства, немного выше впадения в Москву-реку реки Неглинки. Однако дальше начала работ дело не пошло.
Работы возобновились в 1682 г. и были окончены в 1687 г., мост построили по проекту Кристлера. Длина моста составила 149 м, ширина 21 м. Стройкой руководил «мостового каменного дела мастер» монах старец Филарет. Денег было истрачено так много, что москвичи, рассказывая о чём-то очень дорогом, говорили: «Дороже Каменного моста». Мост получил имя Всехсвятского. Другие имена моста были: Берсеневский и Новый каменный (под Старым каменным подразумевался Троицкий мост через Неглинку, у Троицкой башни Кремля). Со временем за мостом утвердилось современное название.
В 1689 г. путешественник де ла Невилль сообщает: «Князь Голицын построил на Москве-реке каменный мост о 12 арках, очень высокий ввиду больших половодий».

Мост начинался от угла Дома правительства или Дома на набережной (сейчас ул. Серафимовича, д. 2) и шёл на улицу Ленивка. На Каменном мосту были построены многочисленные лавки, он стал любимым местом прогулок. С замоскворецкой стороны для охраны моста и для красоты поставили башню с тремя парами ворот, завершённую двумя шатрами. На гульбище, специальной смотровой площадке на башне, устроена была пивная с видом на Кремль. Под мостом работала мельница.
В 1783 г. от напора воды, перегрузки и плохого ухода рухнули три арки моста с одиннадцатью мебельными лавками купца Епанешникова. Погибло 4 человека. Во время ремонта были разобраны все лавки и предмостная башня. В таком виде мост простоял до середины XIX в.
В 1859 г. на месте старого Каменного моста построили новый по проекту инженера Таненберга. На этот раз он был трёхпролётный, с металлическими фермами.

16 марта 1938 г. был открыт современный Большой Каменный мост по проекту инженера Н.Я. Калмыкова и архитекторов В.Г. Гельфрейха, М.А. Минкуса и В.А. Щуко.. Его решили направить не к узкой Ленивке, а на место вновь пробитого проезда, ближе к Кремлю. Теперь длина моста вместе с подходами составила 487 м. Высота 8,8 м от нормального подпорного уровня (НПУ) реки Москвы. Высокие металлические арки перекрыли реку одним пролётом. Строительство новых мостов через Москву-реку в 1938 г. было связано с открытием канала Москва-Волга. По Москве-реке теперь должны были ходить большие волжские суда, следовательно, пролёты мостов надо было поднять на значительную высоту.
До 1945 года по мосту пролегала трамвайная линия.

Таким образом, названия Каменный и Всехсвятский конкурировали с самого момента постройки моста. Это был первый каменный мост через Москву-реку, что и отразилось в его последующем названии.

С моста открывается вид на Кремль, Храм Христа Спасителя, Дом на набережной, Берсеневскую, Пречистенскую и Софийскую наб.

Объект культурного наследия регионального значения.

Большой Каменный мост - один из мостов, перекинутых через Москву-реку вблизи Кремля. Он соединяет Боровицкую площадь, а также улицы Моховая и Знаменка с улицей Большая Полянка на Болотном острове, но транспортная составляющая - не единственная его роль. Расположение в историческом центре столицы и отличный вид на окрестности делают Большой Каменный мост важным туристическим объектом.

Сейчас Большой Каменный мост называется каменным лишь формально, но в прошлом через Москву-реку действительно был переброшен мост, построенный из камня. Изначально на этом месте возник брод, через который шла дорога из Рязани в Новгород, затем был обустроен "живой" деревянный мост. В 1643 году царь Михаил Фёдорович издал указ, по которому страсбургский инженер Ягон Кристлер начал строительство каменного моста, который после окончания строительства в 1692 году получил название Всехсвятского. Всехсвятский мост, поражавший горожан своими масштабами (170 метров в длину и 22 в ширину, 8 арок с пролётами до 15 метров), стал одной из московских диковинок, однако, к 1850-м годам сильно обветшал, и его решили снести; снос прошёл с трудом - прочную кладку пришлось взрывать. Уже в 1858 году на месте Всехсвятского по проекту инженеров Воскобойникова и Танненберга был возведён металлический трёхпролётный мост, но несколько позже, уже при Советской власти, устарел и он. Вместо него в 1938 году чуть ниже по течению был выстроен современный мост, получивший название Большого Каменного.

Мост находится буквально под стенами Кремля, поэтому с него открывается отличный вид на древнюю московскую крепость: отлично видно всю южную стену от Водовзводной до Беклемишевской башни, Большой Кремлёвский дворец, Архангельский собор, колокольню Ивана Великого. По другую сторону моста доминируют и знаменитый - жилой комплекс ЦИК-СНК СССР.

Чуть вдали видны и другие знаковые достопримечательности Москвы: , здание Президиума РАН ("Золотые мозги"), дома-книжки на Новом Арбате, , высотное здание отеля "Свиссотель Красные Холмы", сквер на Болотной площади и ряд других. Не обошлось и без сталинских высоток: с разных точек видны высотки МГУ и , а также жилой дом на Котельнической набережной.

Интересный и динамичный вид открывается на прилежащие к мосту набережные: Кремлёвскую, Пречистенскую, Софийскую и Берсеневскую, а также автомобильный Большой Москворецкий мост у дальнего конца южной стены Кремля и пешеходный у . В часы пик набережные наполняются транспортом, и с Большого Каменного моста становится видно ещё одну знаменитую городскую достопримечательность: московские пробки.

Добраться до Большого Каменного моста можно от станций метро "Боровицкая" и "Кропоткинская", а также от ряда других расположенных в центре станций.

В конце XIX в. Москва. Большой Каменный мост через, расположен около Боровицких ворот и соединяет, улицы и с улицей, пересекающей по. На месте современного Большого Каменного моста в XV в. существовал наплавной «живой» мост. В 1643 по… … Москва (энциклопедия)

Про одноимённый мост в Китае см. Мост Аньцзи. Большой Каменный мост Б. Каменный мост в 2006 г. Область применения автомобильный, пешеходный Пересекает Москва (река) Место расположения … Википедия

Б. Москворецкий мост в 2006 г … Википедия

Большой Обуховский мост … Википедия

Большой Краснохолмский мост … Википедия

Большой и Малый Устьинские мосты Координаты: 55.747222, 37.638889 … Википедия

И Каменный Мост: Мосты Каменный мост через реку Золотуху в Вологде Каменный мост в Воронеже Каменный мост через реку Исеть в Екатеринбурге Каменный мост через Березуевский овраг в Калуге Каменный мост в Риге Каменный мост через канал Грибоедова в … Википедия

Большой Каменный Водоток … Википедия

- (в старину Всесвяцкий каменный мост; Всесвятский мост; Новый Каменный мост; Каменный мост) первый постоянный каменный мост через Москву реку в XVII веке, задуманный и начатый в 1643, но окончательно достроенный в 1692 1693. Соединял Замоскворечье … Википедия

- (бывший Водопроводный, Ямской, по Ямской слободе, Большой Каретный, Гранитный), через Обводный канал, на Лиговском проспекте. Построен в 1817 21 (инженер П. П. Базен) на месте существовавшего здесь в 1805 11 деревянного акведука (инженер Ф … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Книги

  • Серия "На заре времен" (комплект из 11 книг) , . Серия "На заре времён" задумана как своеобразная антология произведений о далёком прошлом человечества. Это книги о нашей Земле. О том, что было до нас. До нас - умныхи цивилизованных. Наших…
  • Шедевры от А до Я. Выпуск 1 , Астахов А.Ю.. С новым проектом издательства `Галерея русской живописи` у любителей живописи появятся новые - поистине уникальные - возможности. Мы предлагаем вам наиболее полныетематические подборки…
Какие бывают мосты

После смерти мастера строительство прекратилось, так как план посчитали слишком смелым и дорогим. Работы завершил монах Филарет в 1687 году по инициативе царевны Софьи и Василия Голицына. Строили по плану Кристлера, который оставил деревянную модель моста. Причем на работы потратили так много, что о ценности и дороговизне чего-либо говорили: «Дороже Каменного моста!».

Большой Каменный мост тогда находился в другом месте - начинался у подножия Дома на набережной и вел к Ленивке. Он был в 3-4 раза шире московских улиц, и поэтому его наполнили многочисленные строения.

В петровские времена на Большом Каменном мосту стояли палата Предтеченского монастыря и 4 каменные палатки князя Меньшикова, табачная таможня и пивной двор. В конце моста был кабак «Заверняйка». В Шестивратной башне размещалась Корчемная канцелярия и тюрьма для обличенных в тайном изготовлении вина. Под ними находились галереи, куда москвичи ходили гулять и пить вино и пиво. Под мостом был пивной ледник. У отводных быков стояли водяные мукомольные мельницы с плотинами и отводными воротами. Мельники жили тут же, в Шестивратной башне. А еще под Большим Каменным мостом собирались воры. Особенно дурной славой пользовался один из пролетов на левом берегу - «девятая клетка». Мимо нее с наступлением вечера москвичи старались не ходить.

В 1731 году по указу Анны Иоанновны Большой Каменный мост расчистили.

А в середине 1850-х обветшавший мост решили снести. Это оказалось довольно трудным делом: кладка была такой прочной, что ее пришлось взрывать.

В 1858 году на месте разобранного моста построили новый, первый в Москве металлический трехпролетный мост по проекту Танненберга. Он простоял 80 лет, но его также пришлось разобрать: после строительства канала имени Москвы уровень реки повысился на 3 метра.

В 1938 несколько ниже по течению реки построили современный мост по проекту В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха, М.А. Минкуса. Длина пролета главной арки составила 105 метров.

Этот мост вошел в историю: на обороте титульной страницы российского паспорта изображена панорама

Большой Каменный мост через Москву-реку на самом деле является металлическим. Такой казус легко объясняется: в одном из своих вариантов мост действительном был каменным, но к середине XIX столетия обветшавшее сооружение было решено снести, а на его месте установить металлическую конструкцию.

В Москве Большой Каменный мост висит над рекой возле Боровицких ворот Кремля. С одной стороны моста можно выйти к улицам Моховой и Знаменке, с другой – на Большую Полянку.

Первый мост на этом месте существовал еще в XIV-XV столетиях, но это было всего лишь временное сооружение – так называемый наплавной мост, подвижная и потому опасная конструкция из бревенчатых настилов, лежащих на плотах. Мост убирали на зиму, также его можно было разобрать, если на столицу нападет враг.

Первый капитальный мост из камня был возведен в XVII веке, и его строительство растянулось почти на сорок лет. Инициатором строительства был царь Михаил Федорович, который в 1643 году пригласил страсбургского мастера по фамилии Кристлер. Царь лично контролировал ход разработки проекта, но через два года Михаил Романов скончался от болезни, умер и сам Ягон Кристлер, поэтому и работы по сооружению каменного моста приостановились.

В 80-е годы XVII века строительство решила возобновить царевна Софья, дочь Алексея Михайловича, при участии князя Василия Голицына. За основу были взяты планы Кристлера. В итоге мост вышел длиною 170 метров и шириной более двадцати. Ширина моста была такой, что позволяла разместить на нем в том числе различные торговые и питейные заведения. Все это сослужило мосту плохую службу: и мост, и его окрестности скоро стали считаться местами, где легко можно было стать жертвой лихих людей.

Последующие переустройства моста были произведены в середине XIX века и первой половине ХХ-го. В 1859 году он был заменен на металлический, а в 1938 году его перестраивала команда архитекторов и инженеров. Ширина обновленного моста увеличилась почти в два раза, а длина над рекой составила 105 метров.

В XIX веке Большой Каменный мост упоминали в одном ряду с такими достопримечательностями, как Царь-пушка и Царь-колокол. Сегодня с него можно любоваться видами москворецких набережных, Кремля и храма Христа Спасителя.