Материал для практических занятий. Удивительные озера России Диктанты по русскому языку


Мощно и величественно несутся по волнам эфира звуки хорового пения Явственно слышны хватающие за сердце слова:

«Степи привольные, горы крутые,
Воды глубоких морей и озёр –
Всё ты вместила, родная Россия,
В свой необъятный, бескрайный простор!»…

Что это? Наша — русская — радиостанция, говорящая «туда»?

«Ты собрала и навеки сплотила
Братских племен и народов семью,
В грозных суровых боях утвердила
Силу и Славу, и Правду свою»…

Нет, это — советское радио.

Гнев закипает в душе: Как смеют они говорить о России, — они, превра­тившие Землю Русскую в сплошной концентрационный лагерь, — они, раскален­ным железом выжегшие на челе Святой Руси страшные, позорные буквы: СССР?

«Зорко твои охраняет границы
Русский великий могучий народ,
Солнце твое никогда не затмится,
Слава твоя никогда не умрет!»…

Необъяснимое — на первый взгляд — и загадочное становится, однако, и объяснимым и разгаданным, если прочесть внимательно «патриотическую» поэму придворного советского барда М. Исаковского — «Слово о России»:

«И все народы мира,
Что с нами шли в борьбе,
Поклоном благодарным
Поклонятся тебе;
Поклонятся всем сердцем
За все твои дела,
За подвиг твой бессмертный,
За всё, что ты снесла;
За то, что жизнь и правду
Сумела отстоять,
Советская Россия,
Родная наша мать!»…

В одном, маленьком словечке «советская» кроется вся разгадка. Это оно — то «чортово копытце», в котором коммунистические властители видят спасение — и для себя и для мирового коммунизма. Ибо та Россия, на кото­рую и Ленину, и Троцкому, и Сталину было «наплевать» /«Пусть все 170 мил­лионов передохнут, лишь бы победила всемирная социалистическая револю­ция!»/ — эта Россия жива. Нет, она не погребена под развалинами своих древних храмов, обителей и монастырей. Она не убита «диаматом» безбожия и бесчеловечности. Её не растлили духовно — не смогли растлить — три с половиной десятилетия коммунистического «воспитания» и марксистской «учёбы».

Жива Россия, культура которой по яркости и многогранности, по внеш­нему и внутреннему богатству едва ли знала что-либо равное себе в этом мире. Духовно «прет наружу подлинная русская народная стихия», как свиде­тельствует один чуткий наблюдатель — иностранец, недавно вырвавшийся из советского плена. И «диалектики» от марксизма — коммунизма пытаются ско­вать эту мощную стихию, направить бурный поток национального возрож­дения в «советское» русло, справедливо боясь, что иначе они сами будут этим потоком сметены.

О, кремлевские стратеги холодной — «психологической войны прекрас­но учитывают, в чём их спасение. Они знают, что их задача — направить всю мощь пробудившейся национальной стихии на отражение внешней угрозы, — угрозы самому бытию России. Их задача — показать русскому народу, что свободный мир посягает именно на это бытие, а не на коммунизм: с ним он готов даже «сосуществовать».

Всё это общеизвестно. Ко одно обстоятельство нередко забывается, хотя оно и является решающим; коммунистическая диктатура вынуждена, во имя собственного спасения, делать ставку на национальную историческую Россию. Но ведь в этом — смертный приговор для марксистско-коммунистической идеи и системы вообще, если.. .да, если и свободный мир сделает единственно правильный вывод, т.е. в своей обороне против коммунистической опасности сам поставит на Россию и её народы.

Здесь российское зарубежье может и должно сказать свое слово, — слово зарубежной России. И это — не только громкая фраза, лишенная внутреннего содержания. Ибо Россия зарубежная органически связана с Россией подъяремной. Но тем самым и ответственность российской эмиграции перед родной страной и родным народом огромна. Здесь больше, чем

где-либо, действует завет великого Суворова: «До издыхания будь верен отечеству».

Вера в Россию и верность ей — такова наша твердая и непоколебимая позиция. В них — основа кашей борьбы с коммунизмом. И если тот же Суворов писал: «Хотя храбрость, бодрость и мужество всюду и при всех случаях потребны, только тщетны они, ежели не будут истекать от искусства, которое возрастает от испытаний», — то будем помнить: данный исторический момент — тяжелый момент испытаний для нас. И горе нам, если мы этих испытаний не выдержим!

{module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 КЛАСС

ТЕМА: ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ

Объяснительный диктант

Найдите и подчеркните однородные члены предложения и обобщающее слово. Объясните знаки препинания, постройте схемы предложений.

Цветочный город

В одном сказочном городе жили коротышки. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом.

Лето подходило к концу, и на улицах зацвели самые красивые цветы: белые хризантемы, красные георгины, разноцветные астры. Огненные настурции вились по огородам, по стенам домов и цвели даже на крышах. Ветерок доносил нежный запах резеды и ромашки.

За рекой был лес. Коротышки делали из березовой коры лодочки, переплывали через реку и ходили в лес за ягодами, за грибами, за орехами.

(По Н. Носову)

Проверочный диктант

1. Зима чувствовалась во всем: в коротком дне, запахе снега и рано зажигавшихся фонарях.

2. Степи привольные, горы крутые, воды глубоких морей и озер - все ты вместила, родная Россия, в свой необъятный простор.

3. В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. Чехов)

4. Всё это: и ночь, и дали, и звёзды, и туманы - казалось мне исполненным невиданной прелести.

Обведите обобщающие слова. Составьте схему любого предложения.

1. Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев.

2. Ничто не шевелилось: ни одна травка внизу, ни один лист на верхней ветке дерева.

3. В научном городке есть всё: библиотеки и кинотеатры, институты и школы, бассейн и спортивный зал, детские сады и ясли.

4. Глаза стрекозы сверкают на солнце, отражают весь мир, зелёный лес, жёлтую дорогу и бесконечное небо.

Обведите обобщающие слова. Составьте схему 1-го предложения.

1. Физика, химия, биология, геология, медицина - все эти науки были представлены в научных институтах.

2. В лесах, на горах, у морей и рек - повсюду мы братьев найдем.

3. Ни суровый климат, ни густые леса, ни болота - ничто не пугало юных натуралистов.

Контрольные диктанты

Стань волшебником

С ранней весны и до поздней осени дарит лес человеку свои богатства. А зимой он сам нуждается в помощи. И почему бы не стать волшебником, не помочь ему?

Кто не любит лыжные прогулки в зимний, заснеженный лес! Лыжня, как ниточка волшебного клубка, поможет раскрыть некоторые лесные тайны, покажет, кому нужна помощь.

Недавняя оттепель согнула до самой земли молодую березку. Не один лыжник, видно, пригнулся перед этой неожиданной аркой, проскочил и помчался дальше. А ведь дотронулся бы слегка до тонкого стволика и высвободил красавицу из тяжкого снежного плена.

Лыжня выскочила на лесную полянку, устремилась к елке, которая росла посреди неё. Здесь уже побывали те, кто решил стать волшебником. На дереве развешаны гроздья рябины, маленькие кусочки сала, несколько небольших простых кормушек.

(По Т. Горовой)

Лес пробуждается

Пришла весна. Лес наполнился птичьим криком и гомоном. Яркое ласковое солнце согрело озябшую землю.

На пригорке уже сухо. Снег сошёл здесь несколько дней назад, и солнце успело высушить прошлогоднюю траву. Его лучи оживили верхний слой земли, пробудили слабые побеги растений.

Во все стороны бегали и ползали всякие козявки и жучки. Белая бабочка порхала в воздухе, старалась разыскать первые цветы и смолистые почки.

На самом припеке бугорка одиноко глядел золотой глазок мать-и-мачехи. Во все стороны от меня расходились просеки, которые выделялись в тёмной стене деревьев светлыми полосами.

(По Н. Минху)

{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}

1. Голубушка, как хороша! 2. Спой, светик, не стыдись! 3. Что ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица, ведь ты б у нас была царь-птица! 4. А ты что ж, кумушка, в дорогу? 5. Прощай, хохлаточка, счастливый путь! 6. Друзья, робеть не надо! 7. Скажи мне, Роща дорогая! За что твоя так участь жестока? 8. Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом? 9. Досуг мне разбирать вины твои, щенок! 10. Красавицы сестрицы! Не худо бы нам это перенять! 11. За что Орлы в чести такой? Неужели за полет, голубушка-соседка? 12. Давно, Полканушка, мне больно самому, что, бывши одного двора с тобой собаки, мы дня не проживем без драки. 13. Друзья! К чему весь этот шум? 14. Ты сер, а я, приятель, сед, и волчью вашу я давно натуру знаю. 15. Нет, кумушка; я видывал частенько, что рыльце у тебя в пуху. 16. Не оставь меня, кум милый! 17. До того ль, голубчик, было? (135 слов.)

И. Крылов.

1. Простите, мирные места! Прости, приют уединенным! Увижу ль вас? 2. Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса! Прости, небесная краса, прости, веселая природа! 3. Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья. 4. Простите, игры золотые! 5. Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан. Лети, корабль, неси меня к пределам дальним по грозной прихоти обманчивых морей. 6. Звезда печальная, вечерняя звезда! Твой луч осеребрил увядшие равнины, и дремлющий залив, и черных скал вершины. 7. Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной ты катишь волны голубые и блещешь гордою красой. Прощай же, море! Не забуду твоей торжественной красы и долго, долго слышать буду твой гул в вечерние часы. (126 слов.)

А. Пушкин.

1. Пора, дитя мое, вставай: да ты, красавица, готова! 2. Ах, няня! Сделай одолженье. 3. Как недогадлива ты, няня. 4. Сердечный друг, уж я стара. 5. Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые! 6. Сегодня, милые друзья, пересказать не в силах я. 7. Вы согласитесь, мой читатель, что очень мило поступил с печальной Таней наш приятель. 8. Кстати, братья! Терпенья вашего прошу. 9. Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжанье своего веретена? 10. Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной. 11. Здравствуй, Дон! От сынов твоих далеких я привез тебе поклон. 12. Приготовь же, Дон заветный, для наездников лихих сок кипучий, искрометный виноградников твоих. (107 слов.)

А. Пушкин.

1. Старик! Я слышал, много раз, что ты меня от смерти спас. 2. Дитя мое, останься здесь со мной. 3. Прощай, отец, дай руку мне. 4. Отец, отец, оставь угрозы, свою Тамару не брани. 5. Синие горы Кавказа, приветствую вас. 6. Как я любил твои бури, Кавказ! 7. Приветствую тебя, воинственных славян святая колыбель! 8. Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный. 9. Расступись, о старец-море, дай приют моей волне! 10. Мир сердцу твоему, мой милый Саша! 11. Мчись же быстрее, летучее время! 12. Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же изгнанники, с милого севера в сторону южную. 13. Наедине с тобою, брат, хотел бы я побыть. 14. Прими ж, товарищ, дружеский обет, прими же песню родины моей. 15. Ребята! Не Москва ль за нами? (132 слова.)

М. Лермонтов.

1. Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич, аль ты думу затаил нечестивую? (…) Неприлично же тебе, Кирибеевич царской радостью гнушатися. 2. Ну, мой верный слуга! Я твоей беде, твоему горю пособить постараюся. 3. Ты скажи, скажи, Еремеевна, а куда девалась, затаилася в такой поздний час Алена Дмитриевна? 4. Господин ты мой, Степан Парамонович, я скажу тебе диво дивное. 5. Мы с тобою, жена, обручалися, золотыми кольцами менялися… 6. Государь ты мой, красно солнышко, иль убей меня, или выслушай! 7. Ты поведай нам, старшой наш брат, что с тобой случилось, приключилося? 8. Я скажу вам, братцы любезные, что лиха беда со мною приключилася. 9. Уж зачем ты, алая заря, просыпалася? 10. Ой, уж где вы, добрые молодцы? 11. Хорошо тебе, детинушка, удалой боец, сын купеческий, что ответ держал ты по совести. 12. Уж вы, братцы мои, други кровные, поцелуемтесь да обнимемтесь на последнее расставание. (126 слов.)

М. Лермонтов.

а) 1. Здравствуй, племя младое, незнакомое! 2. Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. 3. Товарищ, верь: взойдет она, звезда пленительного счастья. 4. Еще ты дремлешь, друг прелестный - пора, красавица, проснись. 5. Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня. 6. Как часто в горестной разлуке, в моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе!

А. Пушкин.

б) 1. Ах ты, степь моя, степь привольная, широко ты, степь, пораскинулась! 2. Раззудись, плечо! Размахнись, рука! Ты пахни в лицо, ветер с полудня! Освежи, взволнуй степь просторную. Зажужжи, коса, засверкай кругом! 3. Не боли ты, душа! Отдохни от забот.

А. Кольцов.

в) 1. Ребята, здесь останьтесь! 2. Малышок! Как живешь, корешок? 3. Ты, Малышев, слышал, что сказал твой товарищ? (Лик.) 4. Катя, Катюшенька, меня в комсомол приняли! (Лик.) 5. Глеб Петрович, станок-то юбилейный! (Ник.) (118 слов.)

а) 1. Здорово, старая! Что насупилась ты, кумушка! 2. Напекла блинов Оринушка, не насмотрится на Ванюшку. 3. Не любил, сударь, рассказывать он про жизнь свою военную. 4. Ты прости, прости, полянушка! Я косил тебя во младости! 5. Прощай, родимая! Ты опять одна осталася. 6. Возьми меня, тятька, с собой! 7. Труд этот, Ваня, был страшно громаден - не по плечу одному! 8. Братья! Вы наши плоды пожинаете! 9. Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно: трудно свой хлеб добывал человек! б) 1. Дети, я вам расскажу про Мазая. 2. Слушайтесь, зайчики, деда Мазая! 3. Я от Мазая рассказы слыхал. Дети, для вас я один записал. 4. Дозрей, дозрей, рожь-матушка! 5. Посади нас, паренек, веселей доедем. (109 слов.)

Н. Некрасов.

1. Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя! 2. Тебя уж также нет, сестра души моей! 3. Ах, няня! Сколько раз я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час. 4. Погодим, Игнаша, вот приедет барин! 5. Сударыня! Вспомните слово мое. 6. Волга! Волга! Весной многоводной ты не так заливаешь поля, как великою скорбью народной переполнилась наша земля. 7. Взгляни-ка, Савося, какое колечко! 8. Муза, с надеждой приветствуй свободу! 9. О Волга!.. колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? 10. Домой, ребятишки! Обедать пора! 11. Довольно, Ванюша! Гулял ты немало, пора за работу, родной. 12. Играйте же, дети! Растите на воле! 13. Родина-мать! По равнинам твоим я не езжал еще с чувством таким! 14. Стихи мои! Свидетели живые за мир пролитых слез. Родитесь вы в минуты роковые душевных гроз и бьетесь о сердца людские, как волны об утес. (126 слов.)

Н. Некрасов.

1. Батюшка, не милы мне теперь ваши зайцы. 2. Ну, слушайте же, Степан Ильич! Чиновник-то из Петербурга приехал. 3. Я думаю, Антон Антонович, что здесь тонкая и больше политическая причина (…). 4. Вам тоже посоветовал бы, Аммос Федорович, обратить внимание на присутственные места (…) 5. Эге, знаем, голубчик, в чей огород камешки бросают! 6. Садитесь, господа! 7. Петр Иванович, вот вам стул! 8. Что ж, Антон Антонович? Ехать парадом в гостиницу? 9. Ну, Машенька, нам нужно теперь заняться туалетом. 10. Что Авдотья, ты слышала, там приехал кто-то? 11. Здравствуй, братец! 12. Послушай, любезный, там мне до сих пор обеда не приносят. 13. Послушай, малый: ты, я вижу, проворный парень. 14. Уж скоро Авдотья должна прийти. 15. Это Добчинский, маменька. 16. Право, маменька, Добчинский. 17. Мое почтенье, Марья Антоновна! 18. Здравствуйте, Петр Иванович! 19. Антон Антонович прислал вам записочку. 20. Сюда, дядюшка, сюда. (121 слово.)

Н. Гоголь.

а) 1. Ну-ка, солнце, ярче брызни, золотыми лучами обжигай! 2. Эй, товарищ! Больше жизни! Поспевай, не задерживай, шагай. 3. Ну-ка, ветер, гладь нам кожу, освежай нашу голову и грудь! 4. Эй, вратарь, готовься к бою - часовым ты поставлен у ворот! 5. Прощай, мой друг, пора в поход! 6. Быстрей летите, лыжи, сильней, сильней размах! 7. Ну-ка, месяц, друг глазастый, путь-дорогу освещай! 8. Смотри, мой друг, как хорошо купаться в вышине! 9. Давай, товарищ, полетим. 10. Победа в труде, как победа в бою, сама к нам« друзья, не придет.

Лебедев-Кумач.

б) 1. До свиданья, города и хаты, нас дорога дальняя зовет. 2. На заре, девчата, выходите комсомольский провожать отряд. 3. Вы без нас, девчата, не грустите,- мы придем с победою назад. 4. Здравствуй, город древней русской славы, здравствуй, город юности моей! (Исак.) 5. Степи привольные, горы крутые, воды глубоких морей и озер - все ты вместила, родная Россия, в свой необъятный, бескрайний простор! (Исак. и Сурк.) (133 слова.)

В ТЯЖЕЛЫЙ ЧАС

Как видит (Тарас), скачет к нему на коне Голокопытенко: «Беда, атаман, окрепли ляхи, прибыла на подмогу свежая сила!» Не успел сказать Голокопытенко, скачет Вовтузенко: «Беда, атаман, новая валит еще сила!» Не успел сказать Вовтузенко, Писаренко бежит бегом уже без коня: «Где ты, батьку? Ищут тебя казаки…» (…) «На коня, Остап!» - сказал Тарас и спешил, чтобы застать еще казаков. (…) Но не выехали они еще из лесу, а уже неприятельская сила окружила со всех сторон лес. (…) «Остап! Остап, не поддавайся!» - кричал Тарас. (…) А на Остапа уже наскочило вдруг шестеро; но не в добрый час наскочило: с одного полетела голова, другой перевернулся; угодило копьем в ребро третьего. (…) «Добре, сынку!.. Добре, Остап!» - кричал Тарас. (…) Рубится и бьется Тарас, сыплет гостинцы тому и другому на голову. «Остап! Остап, не поддавайся!» Но уже одолевают Остапа. «Эх, Остап, Остап!» - кричал Тарас. (132 слова.)

По Н. Гоголю.

К ЧИТАТЕЛЯМ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

Дорогие читатели! В нашей школьной библиотеке насчитывается около пяти тысяч книг. За истекший год было десять тысяч выдач книг. Выходит в среднем по 5 книг на каждого учащегося. Это хорошо. Но есть у нас и недостатки. Некоторые из вас, дорогие друзья, небрежно обращаются с книгами: заламывают уголки листов, делают карандашные и даже чернильные пометки. Такое отношение к книгам, товарищи, недопустимо. Пионеры! Не забывайте, что книга - это первый ваш друг. Комсомольцы! Вы в особенности должны проявлять аккуратность при чтении литературы и подавать пример всем остальным учащимся. В нашей библиотеке имеется много книг на сельскохозяйственные темы, на темы о природе. Юннаты! В первую очередь вы должны интересоваться этими книгами и рекомендовать их другим. Библиотека регулярно пополняется книгами, газетами и журналами по различным видам спорта. Рекомендуем вам, спортсмены, быть постояными читателями этой литературы, чтобы быть в курсе спортивной-жизни в нашей стране. (140 слов.)

Задание 1. Расставьте знаки препинания, начертите схемы однородных членов.

Степи привольные горы крутые воды глубоких морей и озер все ты вместила родная Россия в свой необъятный простор. Он был единственным посвященным в мой план и содействовал по мере сил. Генкин шалаш устроен из досок и веток и листьев, меж трех деревьев, на высоте полутора – двух саженей. Он тут все от края до края знает и землю и самые малые мостики. Ладьи ферзи слоны вдруг сразу подскочили и посыпались под стол. Обосновавшись в гнезде, скворец начинает таскать туда всякий строительный вздор мох вату перья пух тряпочки солому сухие травинки.

Задание 2. Исправьте ошибки в построении предложений с однородными членами.

Летом ученики нашего класса не только побывали в Новгороде и Пскове, но и в Михайловском. Я очень люблю ловить рыбу и занимаюсь этим не только летом, а также зимой. Зимой в выходные дни я обычно читаю, но и выбираю время сходить на каток. Для правильного письма не сколько важно значение формулировки правила, сколько умение его применять.

Задание 3. Определяемое слово заключите в рамку, а распространенное определение подчеркните волнистой линией. Стрелкой укажите связь определяемого слова с определением. Поставьте вопрос. Объясните постановку знаков препинания.

Образец: Была весна. И плыл горячий запах еще не распустившихся

акаций и влажной пыли. каких?


Он все еще стоял на месте, а она уже уходила в заросший густой зеленью переулок. Обвитое виноградником место было похоже на крытую уютную беседку, темную и прохладную. Поросшие лесом берега томили своим однообразием. Вывороченные с пластами земли корни упавших деревьев стояли, как пирамиды. Весенний мутный поток с выступавшими из него склизкими валунами с ревом преграждал дорогу. Солнце катилось уже к закату, и два окна с западной стороны бросали красноватые отблески на стены, выбеленные известью. Поезд мчался, подгоняемый Алешиным нетерпением. У двух ракит, напоминавших мне крепость на Фанагорийке, стоял караул.

Задание 4. Расставьте при списывании знаки препинания.

Ровесники годами близкие родственники они почти никогда не разлучались. Страж рыбаков и друг их неизменный маяк горит бессменно на посту. Отступник бурных наслаждений Онегин дома заперся зевая за перо взялся. Я читал что алоэ применяют как лекарство. Лютикова как депутата горсовета хорошо знали все жители города. Первобытные люди представляли себе солнце как огромный костер или гигантский раскаленный камень. Базунов славен в городе как знаток старины.

Задание 5. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания; вставьте пропущенные буквы.


Здорово Чацкий брат! Шуми, взволнуйся непогода: Он был о море твой певец. О сам..любие ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар! Эй борода а как проехать к Плюшкину, так чтоб не мимо господского дома? Кудряш вот ты братец пятьдесят лет я каждый день гляжу не Волгу и все наглядет..ся не могу. Да разве ты не для нее сюда приехал из города птенчик? О матушка родина Не о себе печал..мся, Тебя родная жаль. Брат брат что ты это говориш..! О смелый сокол в бою с врагами истек ты кровью… Полевая Россия Довольно волочит..ся сохой по полям. Слав..те молот и стих землю молодости. Нет, братец ты мой так дело у нас с тобой не пойдет!

Задание 6. Перепишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните сочинительные союзы, укажите их разряд и функцию в предложении.

В саду было тихо и тепло. Пахло резедой табаком и гелиотропом, которые еще не успели отцвести на клумбах. Промежутки между кустами и стволами деревьев были полны тумана негустого нежного пропитанного насквозь лунным светом и что надолго осталось в памяти Огнева клочья тумана похожие на приведения тихо но заметно для глаз ходили друг за дружкой поперек аллей. Луна стояла высоко над садом а ниже ее куда-то на восток неслись прозрачные туманные пятна. Весь мир казалось состоял только из черных силуэтов и бродивших белых теней и Огнев наблюдавший туман в лунный августовский вечер, чуть ли не первый раз в жизни думал, что он видит не природу, а декорацию.

Задание 7. Выполнить синтаксический разбор предложений, составить их схемы. Расставить знаки препинания.

1. Облака клубятся в безднах зеленых лучезарных пустынь восхода и сбегают тени с гор обнаженных цвета роз и меда. 2. На ручей рябой и пестрый за листком летит листок и струей сухой и острой набегает холодок. 3. В лесу было тихо и пахло сыростью. 4. К вечеру на горизонте показалась знакомая церковь и забелели амбары.

Задание 8. Расставьте знаки препинания при списывании, объясните их постановку, соотнося со значениями частей в ССП и СПП.

Таким друзьям на свете не страшно ничего один за всех в ответе и все за одного. Так, значит, верно говорят солдат – всегда солдат. Посмотрит рублем подарит. Я за свечку свечка в печку, я за книжку та бежать. Вы раздвинете мокрый куст вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи. Я был скромен меня обвинили в лукавстве. Я говорил правду мне не верили. Это известие меня очень обрадовало оно давало мне право печатать эти записки, и я воспользовался случаем поставить свое имя над чужим произведением. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело, звезды то мигали синим светом, то исчезали. Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысью. Луны не было на небе она в ту пору поздно всходила. Я знаю в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. Ввысь взлетает Сокол жмется Уж к земле. Хвалы приманчивы как их не пожелать? Пашню пашут руками не машут.